Студопедия — Тема 6. Управление в эпоху средневековья.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 6. Управление в эпоху средневековья.






Основной вклад в развитие науки государственного управления в средние века внесли религиозные деятели, которые стремились обосновать теологическую теорию политической власти, роль религии в деле управления государством. Следует обратить внимание на двух известных мыслителей: Аврелия Августина Блаженного и Фому Аквинского.

Аврелий Августин Блаженный 354-430 гг. родился в африканском городе Тагасте в семье римского патриция. Примечательно, что его отец был язычником, а мать христианкой, что во многом определило специфику формирования его личности. Первоначально он преподавал грамматику в своем родном городе. А затем продолжил свою преподавательскую деятельность в Риме. В 387 крестился и через год вернулся в Африку. И посвятил себя служению церкви. Первоначально Августин занимал рядовые посты, а 395 году стал епископом города Гиппо и прибывал им до конца своих дней, на формирование его взглядов оказала влияние специфика эпохи – признание христианства полноправной религией в 313 году, а затем и господствующий в Риме 324. Таким образом из религии угнетенных, она превратилась в религию эксплуататоров. И здесь учение Августина явилось попыткой осмыслить сложившуюся ситуацию и найти выход из нее. С одной стороны он призывал христиан к смирению и подчинению светской власти, причина в том, что власть не принадлежит собственно монархам, она делегирована им Богом с целью обеспечения справедливости мира и согласия между людьми. примечательно, что он не отрицал рабство, считая его частью установленного Богом порядка. С другой стороны Августин первым указал на необходимость разделения духовной, т.е. церковной власти и светской государственной власти. В поисках оптимального варианта их взаимосвязи он с одной стороны говорит о различии и самостоятельности. О том, что каждая из них должна делать свое дело:

· Государство защищать людей и церковь от врагов

· А церковь формировать у верующих гражданские качества, воспитывать в духе преданности государству и монарху в частности

На ряду с этим он стремился поставить светскую власть под контроль церкви, которая является идеальным общественным институтом. В целом его доктрина церкви ее место и роль в обществе считается универсальной в христианском учении. Основной работой является «Сказание о «Граде Божьем»».

Фома Аквинский 1224-1274 гг. жил значительно позже, данные о его происхождении противоречивы по сведениям одних источников он родился и вырос на Сицилии в аристократической семье, одни источники утверждают, что он был внучатым племянником Фридриха Барбароссы и родился под Неаполем. Однако не подвергается сомнению тот факт, что в дальнейшем отказавшись от аристократического титула, он ушел в монахи и вступил в орден Доминиканцев. Проявляя огромную настойчивость Фома Аквинский овладел большим количеством научных знаний преподавал философию и теологию в ряде университетов Европы и добился всеобщего признания. Основной вклад он внес в развитие философии. Однако его заслуги в развитии науки государственного управления несомненны. Дело в том, что в этот период христианство переживало сложное время. Многие положения учения Августина устарели, а реальные деяния правителей у церковной верхушки были далеки от идеала. У верующих все сильнее стали проявляться сомнения в божественном характере власти отдельных монархов и это могло поколебать веру в самого Бога. Стремясь найти выход из создавшегося, Фома Аквинский попытался осовременить учение Августина и дополнил его рядом новых положений.

Лекции 28.04.12.

Как и Августин, Фома Аквинский утверждал, что государство создано Богом и является частью установленного им порядка. Цель государства – сохранение порядка в обществе и гражданского мира. Большое внимание Аквинский уделяет анализу форм государственного устройства. Он соглашается с Аристотелем в том, что существуют 3 правильные (монархия, аристократия, полития) и 3 неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы. Лучшая форма государственного управления монархия, но она имеет существенный недостаток быстро вырождаться в тиранию. Тирания – это худшая из форм. В случае, если монарх становится тираном, убийство его простым смертным не будет грехом. Дело в том, что Бог может наказать тирана рукой простого смертного еще на этом свете.

1879 году, указом Папы Римского Льва XIII учение Фомы Аквинского (Аквинад) официально признано идеологией католической церкви.

Большой вклад в развитие науки государственного управления внес известный итальянский мыслитель Николло Макиавелли 1469-1527, которые жил на стыке средневековья и возрождения. Он жил и трудился во Флоренции, которая в это время была одним из самых богатых и развитых городов Италии и переживала сложный период своего развития. Находящийся у власти купеческий род Медичи пытался править городом бесконтрольно, и потерял доверие граждан и был изгнан ими. В городе утвердилась республика во главе с доминиканский монахом – Савонаровой. Будучи религиозным фанатиком, он пытался насаждать аскетизм и боролся за чистоту веры. Его правление так же оказалось не удачным и он был отстранен от власти и сожжен как еретик в 1498 г. Последующий период в развитии республики во Флоренции уже непосредственно связан с именем Николлы Макиавелли. Он не принадлежал к элите, а являлся скорее чиновником, чем политическим деятелем. Однако работая в правительстве внес большой вклад в совершенствование процесса республиканского управления. После свержения республики, он отошел от дел и посвятил себя политической науке. Основная работа – «Государь». Главная заслуга Макиавелли в том, что он нанес удар по религиозному мировоззрению и провозгласил, что в основе политики не Бог, а человек. Следовательно люди стремятся к власти не потому что так угодно Богу, а потому что это выгодно им самим.

Первый вывод повлек за собой второй. Макиавелли утверждал, что политика и мораль несовместимы. В политике побеждает тот, кто хитрее и сильнее, руководствуется принципом «цель оправдывает средства». Лучшей формой государственного управления он считал республику.

Лекция 11.05.12.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 508. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия