ПРИМЕЧАНИЯ. [1] В подлиннике ιστοριηφ ποδεφις – изложение сведений
[1] В подлиннике ιστοριηφ ποδεφις – изложение сведений, полученных путём расспросов. [2] В подлиннике εργα – деяния, постройки, вообще все результаты деятельности, успехи. [3] Здесь: Персидский залив. Наше море – Средиземное море. [4] Имеется в виду арамейское переселение народов (около тысячу четырёхсотого – тысячу двухсотого годов до нашей эры) из восточной Аравии в северную Сирию. Арамеи основали там города, упоминаемые в Библии. [5] В шахтовых микенских (Аргос) гробницах (семнадцатый век до нашей эры) найдены золотые украшения, алебастровые сосуды и страусовые яйца. Упомянутые Геродотом торговые сношения могли существовать уже во второй половине второго тысячелетия до нашей эры. [6] Такая причины войны греков с варварами пародируется Аристофаном («Ахарняне»). [7] Ядром сказания является, быть может, похищение ахейцами кумира малоазиатской богини в эпоху падения хеттского царства (около тысячу семисотого года до нашей эры). На хеттских печатях – цилиндрах встречается изображение нагой богини, сидящей на быке. Так изображали Европу и греки. [8] Критяне или родственные им «морские народности» высадились около тысячу двухсотого года до нашей эры на сирийском и палестинском побережье и основали там много городов (например Газа, Аскалон). Библия называют их «филистимлянами». [9] Причины войны греков с варварами – это взаимные обиды. Первый нанёс обиду Крез, подчинивший эллинов в Малой Азии. Обида и месть часто встречается у Геродота для объяснения исторических событий. [10] Они, по – видимому, относятся к индоевропейским народностям. Язык лидийцев принадлежит к хетто – лувийской группе или к хетто – лидийской подгруппе. Лидийцы упоминаются в египетских надписях (около тысячу двухсот тридцать четвёртого – тысячу двухсот двадцать пятого годов до нашей эры) как «турша» среди «морских» народов, напавших на Египет. [11] Под сирийцами здесь имеются в виду халибы (у Гомера – гализоны). [12] Геродот упоминает только часть греческих племён, осевших на западном побережье Малой Азии. Греческие племена переселились в Малую Азию после падения хеттского царства (около тысячу семисотого года до нашей эры). Сначала пришли эолийцы, потом ионяне и последними дорийцы. [13] Нашествие киммерийцев относится ко времени около семисотого года до нашей эры. Аккадская версия персидских царских надписей знает киммерийцев как саков на западе современного Туркестана. Они обитали к северу от Окса и назывались «гимир», или «гиммири». [14] Геродот даёт мифическую генеалогию лидийских царей. Он, видимо, не знает лидийских преданий. Так, имя царя Кандавл – не собственное имя определённого царя, но скорее означает «властитель». [15] В хронологии Геродот придерживается принципа своих предшественников: Три поколения равны ста годам. [16] Имя основателя новой лидийской династии интерпретируется исследователями по – разному. Одни считают его термином родства («дед»), другие – названием птицы. Отец Гигеса, быть может, происходил из вифинского города Даскилиона и потому назван Даскилом. Царь Гигес создал могущественное и независимое государство, благодаря чему лидийцы сосредоточили в своих руках всю сухопутную торговлю в Передней Азии. [17] Смысл: «В тот момент, когда женщина снимает свой хитон, она лишается подобающего ей уважения». [18] Как неэллин, Гигес не мог иметь в Дельфах своей сокровищницы. [19] Имя: «Мидас» встречается в древнефригийской надписи седьмого века до нашей эры в форме: «Мидаи». [20] Гигес пал в битве с киммерийцами около шестьсот пятьдесят четвёртого года до нашей эры. [21] Лидийские цари вели упорную войну с Милетом (из – за торговых интересов), но взять город им не удалось. Во внутренние дела городов они, однако, не вмешивались и оставили в руках греков всю морскую торговлю. Лидийское господство было для греков скорее выгодным. [22] По аккадскому (ассирийскому) преданию, с киммерийцами сражался уже Гигес (Ги – гу), отец Ардиса. Лидийский царь сначала вступил в союз с ассирийским царём Ассурбанипалом, а потом с царём Египта Псамметихом. [23] Около семисот двадцатого года до нашей эры скифы пришли в причерноморские степи из современного Западного Туркестана и затем около шестьсот двадцать третьего года до нашей эры завоевали мидийское царство Киаксара. [24] Пектида – двадцатиструнный инструмент вроде арфы; обнимал две октавы. Флейта низкого тона называлась мужской, а высокого – женской. [25] Ассес – место, где стоял храм. Лидийское имя богини Афины Асви. [26] Дифирамб – собственно, культовое прозвище Диониса. Впоследствии слово стало обозначать торжественную песнь в честь бога или героя. Она пелась под аккомпанемент главным образом флейты. [27] Νομοω ορυιοω – напев, мелодия, исполняемая очень высоким голосом. [28] Иначе: «Спаивать железо». [29] Для греков Крез – тип царя филэллина, для лидийцев царствование Креза – время расцвета и блеска лидийской державы; в глазах дельфийцев Крез – почитатель авторитета оракула. В рассказе о Крезе соединены две концепции: Одна – дельфийская, по которой возмездие за преступления Гигеса падает на пятого потомка – Креза; другая – переносит вину на самого Креза, который навлёк на себя «зависть» (или «ревность») богов. [30] Питтак не мог встретиться с Крезом в пятьсот шестидесятом году до нашей эры, так как умер в пятьсот семидесятом году до нашей эры. [31] Этот рассказ отражает попытку лидийцев заняться морской торговлей и покорить острова. [32] Из отсутствия в этом перечне подвластных Крезу народностей – ликийцев и киликийцев – заключают, что малоазийское побережье Средиземного моря, за исключением Памфилии, было независимо от Креза. Подданными Креза были памфилы, ионяне, эолийцы и дорийцы. [33] В этом ошибка Геродота, ибо путешествие Солона падает на пятьсот девяносто четвёртый – пятьсот восемьдесят четвёртый года до нашей эры, Крез же царствовал с пятьсот шестидесятого года до нашей эры, поэтому Солон не мог встретиться с Крезом. Посещение Солоном Амасиса, который царствовал с пятьсот шестьдесят девятого по пятьсот двадцать шестой года до нашей эры, также противоречит хронологии. [34] Имя: «Атис» встречается в древнефригийских надгробных надписях в форме: «Атес». [35] Очистительный обряд у греков состоял в следующем: Руки убийцы обливали кровью животного (поросёнка) и затем обтирали в знак освобождения от кровавого греха; потом божество умилостивляли жертвами и молитвами. «Скверна», лежащая на убийце (по – гречески μιασμα; мыслилась в виде живого существа), поражает прежде всего родичей, а затем распространяется на весь город, заражая его. [36] Эта женщина раскрыла покушение мачехи Креза погубить его отравленным хлебом. [37] Руководящая роль Лидии в малоазийской торговле и щедрые дары Креза в дельфийский храм были причиной того, что дельфийские жрецы прославляли царя как любимца богов и толкнули на борьбу с Персией, предвещая победу. После же покорения Лидии Дельфы изменили свою политику и советовали грекам не сопротивляться персам. [38] Этот почётный декрет взят Геродотом из документального источника. [39] Иначе диакриев. Писистрат опирался на крестьян, жителей северовосточной Аттики. Вся экономическая политика Писистрата была направлена на защиту интересов беднейшего крестьянства. [40] Мегакл – глава афинского знатного рода Алкмеонидов – стоял во главе городских ремесленников и торговцев. Алкмеониды имели основные торговые интересы в Малой Азии и потому были сторонниками персо – фильской политики. [41] Геродот и Аристотель видели в триумфальном вступлении Писистрата в Афины с девушкой, изображавшей богиню Афину Эргану (покровительницу городских ремесленников), простое одурачивание афинян. В действительности же актёр, игравший роль бога, воспринимался как воплощение бога. [42] Демы – округа в Аттике. [43] Писистрат не желал иметь детей от дочери Мегакла, чтобы не навлечь на своё потомство родовое проклятие, тяготевшее над Алкмеонидами. [44] Обычно принимают двукратное изгнание Писистрата, но теперь большинство учёных считает, что здесь имеем дело с дублированием одного и того же изгнания. [45] Возможно, что число лет изгнания Писистрата Геродот взял из городской хроники Афин. [46] Прорицатели пользовались в то время в Афинах большим влиянием. [47] Предсказание оракула (или прорицателя) не всегда безусловно исполняется: Его можно принять или отвергнуть. Так, Писистрат принимает прорицание Амфилита, то есть это значит, что он нашёл правильное его истолкование. Напротив, Гиппарх в ночь перед убийством, увидев сон, предсказавший ему несчастье, отверг предсказание, то есть старался неправильно его понять. [48] Здесь имеются в виду доходы с серебряных лаврийских рудников в Аттике и с рудников на реке Стримоне во Фракии (у Эйона и Амфиполя). [49] «Очищение» острова Делоса, национальной святыни ионийского племени, Писистрат произвёл, чтобы снискать милость дельфийского бога, который (в лице жрецов) санкционировал его владычество в Афинах. [50] Эномотии в спартанском войске – подразделение из двадцати пяти – тридцати шести человек, связанных взаимной клятвой. [51] Триакады – подразделения из тридцати человек. [52] Χυχχυμυυ – совместные трапезы у спартанцев. [53] Эфоры – коллегия из пяти человек, выбиравшаяся на один год. Первоначально они выполняли, по – видимому, судейские функции, а позднее – функции надзора и контроля. Они узурпировали даже часть царской власти. [54] Совет старейшин (или герусия) – из двадцати восьми членов. Вместе с двумя царями совет был высшим органом власти в Спарте. [55] Соответственно делению дорийцев на два племени – гиллеев и диманов у них было два вождя (царя), которые стояли во главе двух отрядов войска. [56] Описываемые здесь события падают, вероятно, на вторую половину шестого века до нашей эры. [57] Агатоерги – пять членов спартанского корпуса из трёхсот всадников, которые ежегодно по возрасту выбывали из его состава и назначались послами за границу. [58] Лидия была для греков того времени страной, откуда привозили золото. Лидийцы первыми стали чеканить золотую монету. Так же и персы (согласно древнеперсидским надписям) получали большую часть золота из Лидии. [59] Рассказ о предостережении Крезу мудрого Санданиса возник среди состоятельных слоёв местного населения. В греческих рассказах предостережения Крезу делались греческими мудрецами – Солоном, Биантом или Питтаком. Политический смысл рассказа: Нападение нелепо, если нападающий находится на вершине материального благополучия. [60] Смотрите выше. [61] Это солнечное затмение произошло двадцать восьмого мая пятьсот восемьдесят пятого/пятьсот восемьдесят четвёртого года до нашей эры. Геродот же взял другое затмение, именно тридцатого сентября шестьсот десятого года до нашей эры, и поэтому отодвинул на двадцать пять лет смерть Гигеса и включил в число исторических фактов свидания Креза с Солоном, Питтаком и Алкмеоном. Таким образом, неправильная датировка событий в Малой Азии и Греции седьмого – шестого веков до нашей эры обусловлена не субъективными религиозно – моральными воззрениями Геродота, а неправильной датировкой предсказанного Фалесом солнечного затмения. [62] Описание похода Креза на каппадокийских сирийцев показывает, что Крез думал только об экспансии на Черноморское побережье. Но так как каппадокиицы были подвластны Киру, то дело дошло до войны с Киром. [63] Ядром лидийского войска была прекрасная конница. [64] Упоминание реки Гилла позволяет думать, что решительная битва произошла не при Сардах, а к северу от Магнесии. [65] Город Сарды не был обнесён стенами. Персы осаждали только городской кремль (акрополь). [66] Рассказ о льве Мелеса – местный лидийский; к нему добавлен персидский рассказ, героем которого был мард Гиреад. Лев – геральдическое животное Сард (быть может, древний тотем), изображается на лидийских монетах. Он был атрибутом божества – хранителя Сард. [67] Взятие Сард персами произошло в пятьсот сорок шестом году до нашей эры. Рассказ об этом заимствован из персидской традиции. [68] Сожжение Креза на костре – это скорее самосожжение. Крез приносит себя в жертву богу солнца Аполлону, который затем тушит костёр. Вместе с Крезом возведены на костер «дважды семь» юношей (семь – священное число). На древних вазах сохранилось изображение Креза, сидящего на костре и приносящего жертвы. [69] Вмешательство божественных сил в ход исторических событий – довольно частый мотив у Геродота. [70] Судьба (Рок) и кара богов за преступления привлекаются для объяснения широкого круга явлений: Падение и гибель городов и царств, смерть политических деятелей, государственные перевороты, битвы, войны и прочее. [71] Богини Судьбы – Мойры, дочери Зевса и Фемиды. Их было три – Атропа, Клото и Лахесис. [72] То есть в храме Афины Пронии, находящемся перед храмом Аполлона. [73] «Чесальный гребень» – орудие пытки. В рассказе о расправе Креза со своим братом отражается эпизод борьбы между сторонниками и противниками греческой ориентации. [74] Описанный Геродотом курган существует ещё и теперь. [75] Речь идёт о так называемой священной проституции, связанной с культом вавилонской богини Иштар. [76] Здесь Геродот передаёт древнейшее известие о переселении этрусков в Италию. Даже в эпоху Римской республики, когда язык этрусков ещё существовал, малоазийское происхождение их считалось общепризнанным. [77] Ассирийская держава пала в шестьсот двенадцатом году до нашей эры. Таким образом, возникновение ассирийского царства, по Геродоту, следует отнести ко времени незадолго до царствования Тиглатпеласара Первого (тысячу сто шестнадцатый – тысячу девяностый годы до нашей эры). Геродот пользуется здесь аккадскими источниками. [78] К числу покорённых Ассирией народностей принадлежали вавилоняне, сирийцы, киликийцы, народности Урарту и Египет (до шестьсот шестьдесят девятого года до нашей эры). [79] Новелла о Деиоке решает вопрос о возникновении монархической власти: Умный человек создаёт себе славу справедливейшего; затем, отойдя от дел, даёт почувствовать народу контраст между его справедливой властью и воцарившейся анархией и, наконец, при содействии своих агентов получает власть, к которой он давно уже стремился. В семьсот пятнадцатом году до нашей эры Саргон Второй покорил мидийского царя Даиуку. [80] Речи обычно сочинены самим историком, но в новеллах не принадлежат ему. [81] Сандараковый цвет – оранжево – красный (сандарак – сернистый мышьяк). [82] Мидяне, по – видимому, в десятом – девятом веках до нашей эры переселились из Бактрии и Согдианы, заняли северо – западную часть Ирана и покорили местное, неиндоевропейское население. [83] Быть может, скифов изгнали из южнорусских степей киммерийцы, которые перешли Боспор и вторглись в Малую Азию. Скифы же через Дербентский проход по пути между Кавказом и Каспийским морем проникли в Мидию. [84] Это был знаменитый храм филистимлян, посвящённый Астарте (Иштар). [85] Энареи (по – ирански: «Анарья» – немужественный) – кастраты, гермафродиты – жрецы богини Иштар. Скифы во время вторжения в Сирию познакомились с культом богини Иштар. [86] Ассирийские «логосы» Геродота до нас не дошли. Возможно, что Геродот их не успел написать. [87] Завоевание ассирийского царства царём Мидии Киаксаром подтверждается табличками летописи царя Набупаласара. О царствовании Киаксара сведения Геродота противоречивы: По одному варианту, гибель скифов произошла перед войной Киаксара с Лидией, а по другому – она непосредственно предшествовала завоеванию Нина (Ниневии). [88] Новелла о рождении и воспитании Кира взята Геродотом из легенд царского рода Ахеменидов. В действительности Кир был вассалом Астиага, восстал и низверг этого царя. Мотивы легенды о Кире напоминают легенду о Ромуле и Реме и другие. [89] «Оком» и «ушами» царя назывались чиновники при дворе персидского царя, выполнявшие полицейские функции. [90] Гомеровское слово. Гомеризмы Геродота – одна из особенностей устных ионийских рассказов, перешедших вместе с этими рассказами в «Историю» Геродота. [91] Собака у иранцев была посвящена верховному богу Ахурамазде и считалась священным животным. [92] Некоторые из упомянутых народностей, например даи, только впоследствии были покорены Киром. По Беросу, Кир пал (пятьсот тридцатый год до нашей эры) в битве с даями, кочевавшими на реке Оксусе (современная Амударья). [93] Это сообщение подтверждается летописью вавилонского царя Набонида: Астиаг был выдан Киру его собственными восставшими воинами. [94] Данные Геродота о времени господства мидян восходят к аккадским источникам. Основание мидийского царства относится к шестисот семьдесят первому году до нашей эры, а его падение – к пятьсот пятьдесят третьему году до нашей эры. [95] Геродот отождествляет греческого Зевса с персидским Ахурамаздой (мудрый владыка). [96] Эти слова напоминают одно место из гат (песней Авесты), по которому Мазда «несёт мощные небеса подобно одеяниям». [97] Перечисленные здесь божества: Солнце (Митра), луна (Магх), земля (Зам), огонь (Атар), вода (Ап), ветер (Вата) принадлежат древней арийской религии. Поклонение этим божествам сохранила и религия Заратуштры. [98] Геродот смешивает здесь бога солнца Митру с богиней воды Анаитой. В пограничной вавилонско – иранской области рано произошло смешение Анаиты с богиней Иштар, что, по – видимому, указывает на то, что осведомитель Геродота происходил оттуда. [99] В культе Ахурамазды священный огонь считался вечным, и поэтому персы «не возжигают огня». [100] Головной убор персов в виде усечённого конуса. [101] При жертвоприношении маг пел гату (песнь из Авесты), содержание которой Геродот совершенно произвольно сопоставляет с эллинской теогонией (поэмой о происхождении богов). [102] Слухи о таких обильных угощениях персов были распространены в Греции ещё в пятом веке до нашей эры. [103] Здесь речь идёт о ритуальных, а не о бытовых оргиях. Опьяняющий напиток «хаома», который употребляли персы, должен делать «знающими» участников оргии. В Авесте опьянение «златоцветной хаомой» дарует «всестороннее знание». [104] Подобное же известие о воспитании юношей содержится в надгробной надписи Дария Первого. [105] В Накширустемской надписи Дария царь требует тщательно обсудить, кто подлинный враг, а кто нет. [106] Белые голуби были посвящены Иштар. Персы считали их носителями проказы. [107] Очевидно, персидские имена были известны Геродоту лишь в греческой транскрипции. [108] Погребение в земле считалось у персов одним из способов почитания богини земли. [109] Обмазывание тела покойника воском – вавилонский обычай, принятый персами. Тела персидских царей после бальзамирования помещались в саркофаги. Выставление трупов на растерзание диким зверям в это время было в обычае только у североиранских племён и у магов. [110] Обычай магов оставлять трупы на растерзание зверям восходит к способу погребения каспиев. [111] Геродот говорит здесь о местных говорах отдельных местностей и городов. Они отличались от того ионийского диалекта, на котором писал Геродот. [112] Двенадцать ионийских городов возникли из двенадцати областных союзов ионян. У них было общее святилище в Панионии. [113] Шесть дорийских городов возникли из шести дорийских областных союзов. Их общее святилище находилось на мысе Триопии у Книда. [114] По Геродоту, дорийское переселение вынудило ахейцев отступить на север. Ахейцы вытеснили тогда ионян, живших у Патрасского залива, и заставили их переправиться в Малую Азию. [115] Минийцы первоначально жили в Фессалии в области Иолка. Под давлением пеласгов (эолийцев) часть их двинулась на юг и основала Орхомен в Беотии. Другая часть заняла остров Лемнос, откуда их впоследствии изгнали пеласги. Тогда минийцы перешли в южную часть Пелопоннеса, но под натиском дорийцев вынуждены были отступить в горную область Тайгета. [116] Фразу: «Так обстоит дело… оканчиваются на эту букву» некоторые учёные считают позднейшей вставкой. [117] Эти двенадцать эолийских городов первоначально были племенными округами. Имена некоторых городов (например, Лариса) встречаются в Фесалии и в Малой Азии. Эолийцы переселились из Фессалии раньше ионян под натиском дорийцев. [118] «Сто островков» – многочисленная группа островков между Лесбосом и материком. [119] В подлиннике ξομιζειν. Вместе со Штейном и Мищенко я перевожу: «Поручил хранить», а не «перевозить», как предлагает Пауэлл. [120] После завоевания лидийского царства Кир намеревался покорить Вавилон, бактрийцев, саков и египтян. Вавилон был взят в пятьсот тридцать девятом году до нашей эры. Дата завоевания Бактрии неизвестна. Сатрапом Бактрии был поставлен Гистасп, отец царя Дария Первого. В пятьсот двадцать девятом году до нашей эры Кир погиб в битве с саками – массагетами (скифами). [121] Восстание Пактия охватило только Сарды и греческие приморские города. Остальная Лидия оставалась спокойной. Пактий опирался на греческих наёмников. [122] Запрещение ливийцам носить оружие нельзя понимать буквально. Лидийская конница с тех пор исчезла, потому что был уничтожен общественный слой, который составлял ядро вооружённой силы независимой Лидии. [123] Геродот разоблачает обман жрецов. Бранхиды и жрецы Аполлона поддерживали персов. [124] Все люди, прибегавшие к храму, алтарю или статуе божества, считались неприкосновенными под защитой божества, и выдача их была святотатством. Пактий явился в Киму «умоляющим о защите». [125] Круглые корабли – торговые суда, имевшие малую скорость; пятидесятивесельные военные корабли и триеры (с тремя рядами вёсел) развивали большую скорость. Техника плавания на парусах была несовершенна, и рулевое управление плохое, компас был неизвестен. Навигация продолжалась пятьдесят дней после летнего солнцестояния. Торговые корабли не были так связаны с берегом, как триеры. За день корабль мог пройти пятьсот – семьсот стадий. [126] Кадмейская победа (поговорка) – гибельная для обеих сторон, как в битве Этеокла с Полиником. [127] Далее в тексте лакуна. [128] Нуждаясь в греках (как в мореходах), Кир не ухудшил условий, в которых они находились под властью Креза. [129] По критскому преданию, первоначальные жители Крита (по Геродоту, карийцы – лелеги) поставляли экипажи для кораблей критского царя Миноса. Теснимые ионянами и дорийцами, критяне частично выселились в Малую Азию. Носители дворцовой культуры Кносса и Феста частично остались на Крите, подчинившись ахейцам. Легендарный Минос, по Геродоту, был царём ахейцев на Крите и предпринял походы в Египет и Сирию. Критяне переселились в Малую Азию после вторжения на остров ионян и дорийцев. [130] На микенских вазах (около сотого года до нашей эры) изображаются ахейские воины ионян и дорийцев. [131] Быть может, рассказ Геродота основан на ликийском предании, связанном с историческим фактом завоевания Крита ахейцами и последующего захвата его ионянами и дорийцами. [132] Геродот сильно преувеличил размеры Вавилона. По данным раскопок, окружность города не превышает восемнадцати километров. [133] Царский дворец теперь раскопан. Храм Зевса Бела, вероятно, святилище бога Мардука. [134] Эта история до нас не дошла. [135] Царице Нитокрис Геродот приписывает сооружения царя Набукаднецара Второго (шестьсот пятый – пятьсот шестьдесят второй годы до нашей эры). [136] Лабинет (по – вавилонски Набонид), по происхождению арамей из Харрана, не мог быть сыном царицы Нитокрис. [137] Город Сусы был конечным пунктом царского пути от Эфеса на восток. [138] Описание осады Вавилона относится ко второму завоеванию города Дарием Первым (восемнадцатого декабря пятьсот двадцать второго года до нашей эры). Уровень воды в реке Евфрате в это время самый низкий, и поэтому персам не надо было прибегать к искусственным сооружениями, описанным Геродотом. Город был взят в день храмового праздника. Первое взятие города Киром произошло в пятьсот тридцать девятом году до нашей эры после победоносной битвы. Аккадцы восстали против царя Набонида, так что персидский полководец Гобрий занял затем город без сопротивления. [139] Сесам – кунжут. [140] Ещё и теперь в Иране употребляются подобные круглые суда под названием куфа. [141] О подобных обычаях в Вавилоне из других источников ничего не известно. [142] Напротив, медицинская наука была высоко развита в Вавилоне и там было много врачей. [143] Подобные обычаи ещё долго существовали на Востоке. [144] Вавилоняне пропитывали тело покойника особого рода смолой (бальзам), которую Геродот называет мёдом. Обычно покойников погребали под полом домов. [145] Подобные обычаи очищения существовали у древних иудеев. Отсюда некоторые делают заключение, что под арабами Геродот имеет в виду иудеев. Но Геродот, по – видимому, не знал иудеев. По крайней мере он нигде о них не упоминает. [146] Обычай священной храмовой проституции описан у Геродота неправильно. Священной проституцией на службе богини Иштар занимались только девушки – жрицы богини Иштар (принадлежавшие, правда, к знатнейшим семьям Вавилона), а вовсе не все девушки – вавилонянки. [147] Массагеты – саки делились на две большие группы: 1) Северные саки – «большие саки» (то есть большая орда) проникли в Маргиану с севера; 2) Саки – амиргийцы (по – персидски: «Сака – гаума – варга» – «хаому изготовляющие») жили в долине современной реки Мургаба и в походе носили остроконечные шапки. В конце царствования Дария их стали называть «даха», «дая». О массагетах у Геродота есть два различных известия (аккадское и скифско – эллинское). Согласно скифско – эллинскому источнику Геродота, массагеты жили против исседонов на западном берегу Каспийского моря севернее современной реки Куры. [148] Реку Аракс Геродот описывает по двум источникам: По аккадскому, река Аракс (современная Кызылсу) начинается в Матиенских горах (на северо – востоке Мидии), затем главная река течёт с Бингoл – дага (в современной Армении) и, наконец (современная Кура), впадает на западе в современное Каспийское море. По скифско – эллинскому источнику, река Аракс впадает с востока в Каспийское море (в настоящее время высохшее устье Амударьи – Узбой). [149] Здесь, по – видимому, идёт речь об изготовлении опьяняющего напитка «хаома». В надписях царя Дария Первого упоминаются амиргийские саки – массагеты. [150] Имеются в виду саки – массагеты (от иранского «масья» – рыба), собственно, «рыболовы» или «рыбоеды». [151] Это утверждение Геродота показывает, что он уже принимает во внимание сведения, добытые финикиянами при объезде вокруг Африки при фараоне Неко. [152] Геродот описывает здесь изготовление краски из растения синильный красильник. [153] Сооружение мостов было нужно Киру для обеспечения коммуникации с плодородными областями юга. [154] Совет Креза не имеет, конечно, исторического значения и выражает собственные взгляды Геродота. [155] Гистасп (по – персидски «Висташпа») – почитатель и покровитель пророка Заратуштры; поддерживал народное движение против знати в Маргиане. Он был ненавидим знатью и потому должен был уступить престол сыну Дарию. [156] В рассказе о сне Кира отразилась легенда, объясняющая поражение Кира не мощью противника, а волей Ахурамазды. [157] Кир пал в пятьсот тридцатом году до нашей эры. Рассказ о гибели Кира напоминает рассказ Плутарха о гибели Красса в битве с парфянами. По сообщению Бероса (эпоха первых Селевкидов), Кир нашёл смерть после девятилетнего царствования «в долине Даас», то есть «в стране даха – даев». [158] Во второй книге Геродот без грубых ошибок излагает связную историю Египта, начиная с середины седьмого века до нашей эры (с начала царствования Псамметиха Первого). Для Саисской эпохи (седьмой – шестой века до нашей эры) рассказы Геродота имеют неоценимое значение. [159] Это действительно фригийское слово, встречающееся во фригийских надписях. [160] То есть Пта (бог – покровитель кузнецов), который отождествлялся с Гефестом. [161] Египетский гражданский год начинался девятнадцатого июля с восходом Сириуса (по – египетски «Содпет», «Сотис»), когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени года (разлив, посев, жатва). [162] Греческий год делился на двенадцать лунных месяцев (шесть месяцев по тридцать дней и шесть – по двадцать девять дней). Через каждые три, пять и восемь лет восьмилетнего цикла прибавлялся «вставной» месяц (Посейдон второй). [163] Плинфинский залив и озеро Сербонида являются восточной и западной границами Египта. [164] Ширина Нильской долины от Каира до Сиены (Асуан) меняется от двадцати до одного километра. [165] Это – страна Пунт, то есть сомалийское побережье. [166] Гомеровское выражение. [167] Смотрите выше (вторая книга, шестой пункт). [168] Как показывает упоминание Геродотом египетской меры схен («хеннуб»), автор пользовался здесь египетскими источниками. Тем не менее цифры для расстояний неверны. [169] То есть долина реки Скамандра. [170] Местное египетское название Египта Кемет (чёрный). [171] Речь идёт о Голубом Ниле, который приносит ил с Абиссинских гор. [172] Геродот пользуется записями жрецов, которые относятся к разливу Нила при царе Аменофисе Четвёртом (около тысячи триста семидесятого – тысячу трёхсот пятьдесят восьмого годов до нашей эры). Этот царь смешан здесь с Меридом (Аменемхет Третий, около тысячу восемьсот сороковой – тысячу семьсот девяносто второй годы до нашей эры). [173] В области нильской Дельты землю не вспахивали плугом. [174] Подобные заведения были также у Каноба (в устье западного рукава Нила). [175] Греческое название Египта восходит к египетскому Хикупта (Ка – дом Пта). Хикупта – имя главного святилища в Мемфисе. По этому храму был назван город Мемфис, а впоследствии и вся долина Нила. [176] Здесь имеется в виду первый катаракт у Сиены. [177] Эту гипотезу высказал Фалес Милетский (около шестисотого года до нашей эры). [178] Это толкование принадлежит Евфимену из Массалии (конец шестого века до нашей эры). Евфимен, плавая вдоль западного побережья Африки, достиг современного Сенегала и думал, что истоки Нила находятся в Океане. [179] Геродот опровергает мнение философа Анаксагора (около пятисотого – четыреста двадцать восьмого годов до нашей эры). [180] Здесь Геродот, по – видимому, имеет в виду Гекатея Милетского. [181] Писец храма богини Нейт (Афины), один из высших должностных лиц при храме, вероятно, главный осведомитель Геродота о Египте и его истории. [182] Этот миф известен из египетских текстов пирамид. [183] Здесь Геродот даёт описание первого катаракта Нила ниже Сиены. [184] Запруженный и разлившийся в этом месте Нил Геродот принимает за озеро. [185] Прежняя столица эфиопов была Напата на реке Джебель Баркал, но после похода Камбиса перенесена дальше на юг в Мерое. Эфиопское царство со столицей в Мерое существовало до триста пятьдесят пятого года до нашей эры. [186] Зевс у эфиопов – Амон – Ра. [187] Дионис – Осирис. [188] Лемех (по – египетски «схм» – по левую руку) означает, вероятно, восточные племена, которые впоследствии переселились на юг. [189] То есть Средиземное море. [190] Насамоны пересекли Сахару в юго – западном направлении от берегов Большого Сирта, вероятно, до Тимбукту на Нигере. «Маленькие люди», быть может, одно из племён пигмеев. [191] Это, конечно, неверно. [192] Это сообщение неправильно: В Египте было много женщин – жриц. [193] Здесь Геродот неточен. В его время у египтян было распространено древнейшее иероглифическое письмо (для надписей), иероглифическое упрощённое письмо, иератический курсив (для деловых бумаг и писем) и, наконец, демотическое письмо (для широкого употребления). Демотическим письмом писали главным образом справа налево. [194] Во многих храмах Египта жреческие должности были наследственными. Все египетские правители несли огромные расходы на содержание храмов и жрецов. Даже персидские завоеватели при Дарии Первом должны были признать древние привилегии храмового жречества и оказывать жрецам денежную помощь. [195] Быков в Египте с древнейших времён приносили в жертву богу Солнца. [196] Имеется в виду праздник Исиды, справлявшийся в Бусирисе. [197] Культ Исиды был распространён среди ливийцев в области Дельты. [198] Афродитой Геродот называет богиню Гатор, имя которой сохранилось в названии города Атарбехис. [199] Баран считался у египтян воплощением Хнума. [200] Имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана. [201] Алкей – отец Амфитриона и Электрион – отец Алкмены, по мифу, происходили из Египта. [202] Датировка по предпоследнему египетскому царю Амасису Второму указывает на то, что Геродот цитирует здесь Гекатея, который посетил Египет при этом царе. [203] Египтяне знали только цикл девяти богов (Эннеада). [204] Описание Геродота подтверждается надписью на стеле, найденной в Тире. [205] Фасос, по – видимому, имя финикийского божества, храм которого Геродот посетил в Тире. [206] Богом города Мендеса был Хнум. Баран у египтян был символом производительной силы. Геродот отождествляет бога Мендеса с греческим Паном потому, что тот изображался с козлиными рогами. [207] Мендес, быть может, по – египетски Бен – иб – дд (баран). [208] Геродот имеет в виду, вероятно, праздник Памилий. [209] Мелампод исцелил от дионисического безумия дочерей тиринфского царя Прета и потребовал в награду за это себе и брату в жёны его дочерей и часть царства. [210] Некоторые формы культа Диониса греки, вероятно, заимствовали у фракийцев. [211] Смотрите выше, вторую книгу, сорок третий пункт. [212] Геродот передаёт мнение жителей нильской Дельты. [213] В Додоне почитали не определённых богов, а священный дуб. В этом историческое ядро рассказа Геродота. [214] Геродот, следовательно, относит возникновение гомеровских поэм приблизительно к восьмисот пятидесятому году до нашей эры. [215] Имеются в виду Орфей, Мусей, Лин и Олимп. [216] Здесь игра слов: Голуби, по – гречески πελει, а на эпирском диалекте λειοω – старый, почтённый. [217] Прорицалище в Фивах было, по – видимому, основано греческими наёмниками. [218] Геродот имеет в виду Панафинейские празднества с торжественной процессией, введённой при Писистрате. [219] Отождествление египетских богов с греческими восходит к греческим колонистам в области Дельты. Сведениями, полученными от них, пользовался уже Гекатей, посетивший Египет при царе Амасисе. [220] Смотрите выше, вторую книгу, сороковой пункт. [221] Они оплакивали Осириса. [222] Так Геродот описывает здесь праздник Осириса в Саисе. [223] Речь идёт о ритуальной борьбе в воспоминание эпизода из мифа об Осирисе. [224] Арес – здесь египетский бог Гор. [225] Этот обычай соблюдался не во всём Египте, а лишь в некоторых областях. [226] Пиявки сидят на дёснах зубов крокодила. [227] В городе Арсиное (по - египетски Шелет, современный Мединет – эль – Файюм), который греки называли Крокодилополём, крокодилы были посвящены богу Сухос. [228] Так Геродот передаёт египетское «схм» (крокодил). [229] Гиппопотам считался священным животным Осириса. [230] Здесь имеются в виду не выдры, а особый род ихневмонов («фараонова мышь»). [231] Лепидот – чешуйчатая рыба, вымерший вид рыб. [232] По Дворецкому – утка – пеганка, живущая в норах. [233] Феникс (по – египетски «бану») – воплощение бога Амон – Ра. В христианскую эпоху феникс стал символом смерти и воскресения Христа. [234] Рогатая гадюка (Vipera cerastes) – весьма опасная ядовитая змея. «Пагубные» – гомеризм. [235] То есть Амон – Ра. Мумии этих священных змей найдены в Египте. [236] По – видимому, род саранчи. [237] Какие кости видел Геродот, неясно (у саранчи нет костей). [238] Белый ибис (птица из семейств
|