Ипатьевская летопись. «В лето 6753 [1245] Михаил [Черниговский] бежал Угры ( ) возвратился к Чернигову, оттуда ехал к Батыю прося волостей своих от него
«В лето 6753 [1245] Михаил [Черниговский] бежал Угры (…) возвратился к Чернигову, оттуда ехал к Батыю прося волостей своих от него. Батый же сказал: «Поклонися отец наших закону». Михаил же отвечал: «Раз Бог наш передал власть нашу из-за наших грехов в руки ваши, тебе кланяемся, и чести приносим тебе, а закону отец твоих и твоему богонечестивому повелению не кланяемся». Батый же яко свирепый зверь возъярился, повелел заколоти [Михаила]. И заклан был беззаконным Доманом Путивльцем нечестивым и с ним заклан был боярин его Федор».
Плано Карпини. «История Монгалов». [Джовани дель Плано Карпини – францисканский монах, направленный папской курией послом к монголам. В 1245 году он побывал в ставке Батыя, а затем в столице империи монголов – Каракоруме, был свидетелем избрания нового каана. По возвращении опубликовал записки о своем путешествии на восток, посвященные главным образом описанию жизни и нравов монголов и их правителей.] Глава VII. Как они заключают мир. «Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, ели те им не подчиняться, потому. Что, как сказано выше, они имеют приказ от Чингисхана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы. И вот что татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы он отдавали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. (…) Они посылают также за государями земель, чтобы те являлись к ним без замедления; а когда они придут туда, то не получают никакого должного почета, а считаются наряду с другими презренными личностями и им надлежит подносить великие дары как вождям, так и их женам, и чиновникам, тысяцким и сотникам (…). Для некоторых также они находят случай, чтобы их убить, как было сделано с Михаилом и с другими; иным же они позволяют вернуться, чтобы привлечь других; некоторых он губят также напитками или ядом. Ибо их замысел заключается в том, чтобы им одним господствовать на земле, поэтому они выискивают случаи против знатных лиц, чтобы убить их.(…) Башафов [Баскаков], или наместников своих, они ставят в земле тех, кому позволяется вернуться; как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению, и если люди какого-нибудь города или земли не дают им того, что они хотят, то эти башафы возражают им, что они неверны татарам. И таким образом разрушают их город и землю, а людей, которые в ней находятся, убивают при помощи сильного отряда татар, которые приходят без ведом жителей по приказу того правителя, которому повинуется упомянутая земля, и внезапно бросаются на них (…) И не только государь татар, захвативший землю, или наместник его, но и всякий татарин, проезжающий через эту землю или город, является как бы владыкой над жителями, в особенности тот, кто считается у них более знатным».
|