НАТ. МОНГОЛЬСКАЯ СТЕПЬ. НА ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ РАНЬШЕ
И я́виться Бог, и рассеются враги Его, и побегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, пусть исчезнут; как тает воск от лица огня, так пусть погибнут бесы от лица любящих Бога, и осеняющих себя крестным знамением, и с радостью произносящих: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на Тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и уничтожившего силу дьявола, и даровавшего нам Крест Свой Чтимый для отгнания всякого врага! О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми вовеки. Аминь. Или кратко:Огради меня, Господи, силою Чтимого и Животворящего Креста Твоего и сохрани меня от всякого зла. Когда отходишь ко сну произноси:Господь, Иисус Христос, Бог мой, в руки Твои предаю дух мой. Ты меня благослови, Ты меня помилуй и жизнь вечную даруй мне. Аминь. МОНГОЛ АРИФ АЛИЕВ, СЕРГЕЙ БОДРОВ СЕДЬМОЙ ВАРИАНТ © А. Алиев, С. Бодров, 2003 ТИТР: "НЕ ПРЕЗИРАЙ СЛАБОГО ДЕТЕНЫША, ОН МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ СЫНОМ ТИГРА" МОНГОЛЬСКАЯ ПОСЛОВИЦА НАТ. ЭДЗИН, СТОЛИЦА ТАНГУТСКОГО ЦАРСТВА. МОСТ. ЛЕТО 1185
Через пруд перекинут высокий прогулочный мост. По пруду плавают лодки, в них под бумажными зонтиками отдыхают богатые тангуты. Под мостом висят на железных цепях клетки со зверями: тигром, леопардом, дикими котами, гигантскими варанами, гималайским медведем и обезьянами – на каждой соответствующая табличка. Звери смотрят на людей злыми глазами и рычат, хрипят, воют, шипят.
В одной из клеток сидит дикарь – полузверь, получеловек. Лицо у него скуластое, худое от постоянного голода, обветренное до бесчувственной корки, почерневшее от пыли.
Дети и взрослые смеются, дразнят зверей, нарочно пугаются и пугают друг друга, кидают в клетки еду. Дикарю тоже достается, но меньше, чем зверям. Смотрят на мир страшные узкие глаза, такие же звериные, как у его соседей.
На клетке табличка – красный иероглиф.
ТИТР (перевод иероглифа): МОНГОЛ
Небо темнеет, над Эдзином нависают тучи. Начинается дождь. Посетители спешат пристать к берегу, уходят из парка, прячутся в беседках и под деревьями.
Дикарь неподвижно сидит в клетке, по его лицу стекают капли дождя.
НАТ. МОНГОЛЬСКАЯ СТЕПЬ. НА ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ РАНЬШЕ
По степи едут всадники. Впереди – хан-богатырь ЕСУГЕЙ и его девятилетний сын Темуджин, чуть позади – помощник-нойон ТАРГУТАЙ и стражники-нукеры Тодоен и Гирхай. Следом за всадниками бежит раб – старик Чарху, за плечами у него деревянные носилки с бурдюками, хурджинами и другой поклажей.
ГОЛОС ТЕМУДЖИНА Когда мне исполнилось девять лет, отец повез меня выбирать невесту.
ЕСУГЕЙ Ты – будущий хан. А хан всегда берет себе самое лучшее. Лучшего коня, лучшее мясо, лучших женщин.
ГОЛОС ТЕМУДЖИНА Мою мать отец не выбирал, он ее украл, а меня решил женить, как положено. Я тоже хотел бы украсть себе невесту, но отец сказал, сейчас не те времена.
Небо на западе уже розовеет. Всадники перебираются через русло пересохшей реки.
ЕСУГЕЙ Я твою мать удачно взял. Мне хорошо, и ей повезло. А то жила бы сейчас в лесу со своим грязным мужем-меркитом и ела корни.
ТЕМУДЖИН Я никогда не видел, чтобы мама ела корни.
ЕСУГЕЙ Потому что она живет со мной, она – жена монгола! А меркиты едят все подряд, дурной народ.
Есугей смеется, и нойон с нукерами смеются вслед за ним.
ТЕМУДЖИН Отец, а зачем мы тогда к ним едем, если они дурной народ?
ЕСУГЕЙ Дурной, не дурной – мне надо с ними помириться.
С гор в лицо Темуджину тянет прохладный ветерок.
ТЕМУДЖИН Монголы тоже дурные бывают.
ЕСУГЕЙ Нет. У нас только один дурной монгол – Таргутай!
Все смеются, даже Таргутай, хотя ему на самом деле совсем не смешно. На влажной глине видны колесные следы. Есугей приостанавливает коня.
ЕСУГЕЙ Где-то здесь мой друг Дай-Сечен кочует. Поехали к нему, свежего мяса поедим.
3. НАТ. – ИНТ. СТОЯНКА ДАЙ-СЕЧЕНА. ЮРТА ДАЙ-СЕЧЕНА
Повозки составлены вкруговую, в центре стоянки – большая юрта ДАЙ-СЕЧЕНА. Есугей и его нойоны спешиваются, не доезжая до повозок и юрт, таков обычай. Они снимают оружие и доспехи, складывают возле сторожевой повозки и к юрте вождя идут безоружными.
Взрослые вежливо стоят возле юрт и кланяются, но близко не подходят. А дети подбегают, им интересно посмотреть на гостей. Темуджин замечает девочку лет десяти со смешным носом и большими глазами. Мелькнула девочка в толпе – и скрылась, спряталась в темноте, Темуджин не успевает рассмотреть ее получше.
Дай-Сечен выходит на порог, для объятий широко разводит руки. Есугей тоже развел руки и идет к нему.
А Темуджину спешить не надо, он гуляет по стоянке, смотрит по сторонам. Навстречу выходит та самая девочка со смешным носом. Оба останавливаются, смотрят друг на друга.
ДЕВОЧКА Как тебя зовут?
ТЕМУДЖИН Темуджин, сын Есугея. Но это я должен первый спрашивать.
ДЕВОЧКА Почему?
ТЕМУДЖИН Женщина должна молча ждать, пока мужчина ее спросит.
ДЕВОЧКА Это у вас женщины ждут. А у нас не ждут. Сколько тебе лет?
ТЕМУДЖИН Девять.
ДЕВОЧКА Ты еще и младше меня!
ТЕМУДЖИН Намного?
ДЕВОЧКА На целый год. Ты зачем приехал?
ТЕМУДЖИН Просто по дороге заехали. Я к меркитам еду выбирать невесту.
ДЕВОЧКА Умные люди в наш род приезжают за невестами.
ТЕМУДЖИН (помолчав) Если не выберу невесту у меркитов, опять сюда приеду. Посмотрим.
ДЕВОЧКА Не на кого будет смотреть! Скоро китайский караван придет. Им наши женщины нравятся. Я думаю, какой-нибудь купец меня выберет и – увезет.
Девочка внимательно и серьезно смотрит на Темуджина.
ДЕВОЧКА До свиданья, Темуджин.
Девочка поворачивается, уходит от него.
ТЕМУДЖИН Постой, как тебя зовут?
Девочка остановилась на мгновение.
ДЕВОЧКА Борте.
Темуджин кивнул и – поворачивается, идет искать отца.
Борте догоняет Темуджина, дергает за рукав.
БОРТЕ Стой!
Темуджин оборачивается, смотрит на Борте.
БОРТЕ Темуджин, я буду тебе верной женой. Выбери меня.
Борте смущается, убегает.
|