Стоицизм. Основоположником стоицизма был Зенон Стоик, акмэ которого приходится примерно на 300 г
Основоположником стоицизма был Зенон Стоик, акмэ которого приходится примерно на 300 г. до Р.Х. Наиболее знаменитыми и влиятельными представителями стоицизма во всей последующей истории философии стал римские последователи греческого стоицизма, прежде всего Сенека (первый век после Р.Х.) и римский император Марк Аврелий (второй век после Р.Х.). Стоики положили в основу принцип сократического кинизма: простоту, естественность, разумность жизни, пренебрежение внешними благами как чем-то несущественным. Жить нужно просто, в согласии с самим собой и природой. Философия стоиков, однако, в отличие от киников, принимает систематическую форму, основанную на идее простоты и естественности мысли в постижении разумности мира. Стоики одними из первых стали разделять систему философии на три части: логику, физику и этику. Физика стоиков не имела оригинального характера: они комбинировали идеи досократиков, преимущественно Гераклита, Анаксагора, Эмпедокла. Главное материальное начало всего существующего – огонь. Этому мировому огню они приписывали активность и разум. Огонь – не только телесная стихия мира, но и мировая душа, мировой разум, разлитый во всех вещах Бог. Бог, или мировой огонь, мировая огненная душа есть и Юпитер, и Судьба, и Провидение, и Необходимость. Поэтому весь мир божествен, всё в нём разумно, разум господствует во всём, везде и всюду действуют разумные божественные законы. Поэтому и познание природы важно: нужно знать эти законы, чтобы жить в сознательном согласии с ними. Того, кто этих законов не знает, судьба тащит против его воли, такой человек слеп, он – раб. Того, кто эти вечные законы знает, судьба ведёт за собой, он – мудр и свободен. Свобода – познанная, осознанная необходимость. Стоики отождествляют добродетель с необходимостью и закономерностью. В любой деятельности человека то, что необходимо, что закономерно - то и добродетельно. Таким образом, знать физику нужно, и знание физики – добродетель, ведь нельзя жить согласно природе, не зная её. Стоицизм – одна из форм пантеизма, ранний, натуралистический, языческий, наивный пантеизм. Стоики занимались теорией познания, внесли заметный вклад в развитие логики. Мудрец должен быть силён в диалектике, чтобы его не сбили с истинного пути. Зенон очень просто, доходчиво и наглядно объяснял связь основных форм и ступеней познания: ощущение – раскрытая ладонь, осознанное чувственное восприятие – согнутые пальцы, понимание – сжатый кулак («схватывание»), наука – кулак, схваченный другой рукой. Чувственное восприятие в познании необходимо, но главное – мышление. Стоик во всём прежде всего ориентируется на разум, а не на чувство. Но разум нужен не для познания какой-то вечной абстрактной истины, бытия: истина для стоиков – добродетельная жизнь, а не наука. Главная часть философии стоицизма, несомненно, этика, которая и сделала эту школу всемирно знаменитой. Назначение человека состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и, в то же время, согласно разуму. Это возможно, поскольку природа в сущности божественна и разумна. Как сущность природы, божественное в ней – разум, так и сущность человека, божественное в нём – разум. Все души людей имеют огненную природу, все они – части единой мировой души, «искра Бога». Поэтому высшее благо для человека – сохранять и развивать в себе разумное начало и жить согласно всеобщему, мировому разуму. Стоицизм очень энергично подчёркивает всеобщее в благе. Стоик подчиняет единичное и особенное в себе (чувственность, склонность) – всеобщему, разумному. Стоицизм очень энергично и красноречиво проповедует добродетель, волю, силу характера, верность принципам в противодействии чувственным случайным побуждениям. Внешнее и несущественное благо – это удовольствие, счастье. Существенное, внутреннее благо – это добродетель, нравственность. Как соотносятся между собой счастье и добродетель? Этот старый моральный вопрос и был поднят со всей ясностью и остротой именно в это время, стоиками и эпикурейцами. Согласно стоикам, счастье и добродетель, как правило, взаимно исключают друг друга, их соединение – редчайшее исключение, дело случая. Дело в том, что удовольствие и счастье касаются чувственного, единичного и особенного в человеке, а добродетель и мораль – разумного, всеобщего. Если я стремлюсь и к тому, и к другому, хочу быть и хорошим, и счастливым, то моё мыслящее «я» вступает в противоречие с моим чувствующим, телесным «я». Стремление быть счастливым во что бы то ни стало разрушает мораль. Человек, как говорится, пускается во все тяжкие… Все прекрасно знают, что «хороший человек» и «счастливый человек» - не одно и то же. Наоборот, стало расхожим местом, что хорошим людям живётся плохо, трудно, а «хорошо живут», довольны и счастливы люди порочные, для которых мораль и добродетель – пустые слова. Это «хорошо живут», однако, касается внешних благ и обстоятельств, которые в общем и целом оказываются делом судьбы и случая. Поэтому в поиске прочного блага, всегда находящегося в нашей воле, стоики вслед за киниками приходят к выводу, что всё внешнее, связанное с удовольствием, богатством, властью, славой и т.д., - несущественно. Высшее благо – сама добродетель, она – сама себе награда, самодостаточна. Личность, разумность, самообладание как таковые – абсолютная ценность, превыше всего. Всё остальное – от нас не зависит, а потому – безразлично. Несущественно и страдание, несчастье. Даже физическая боль не есть «зло» в собственном смысле слова. Страдание не есть зло потому, что его противоположность, удовольствие, не есть благо, не составляет морально значимую цель человека. Хороший человек не раскаивается, не чувствует угрызений совести из-за того, что упустил какое-нибудь возможное удовольствие. Это и значит, что удовольствие не имеет моральной ценности: я не сознаю себя обязанным наслаждаться. Никто не обязан быть счастливым. Но если удовольствие не есть добро (хорошее), то его противоположность (страдание) не есть зло (дурное). Следует искать лишь добродетель, а не счастье: ищите прежде царствия Божьего, остальное приложится вам…; если счастье приложится, стоик возражать не будет, но особенно и не обрадуется, если не приложится, не расстроится. Высшее счастье мы найдём не ища его, ибо добродетель (разумность, согласие с самим собой и Богом) и есть высшее блаженство человека. Настоящее удовольствие – презрение к удовольствиям. Заботиться о сносном существовании, о самосохранении, конечно, нужно, но это не моральная цель, не суть жизни, не самое важное. Стоик заботится о сути дела, а не об удовольствиях. Он довольствуется сознанием своей самостоятельности, внутренней независимости от всего внешнего, от искуса, от собственных склонностей и желаний, от притяжения приятного и отталкивания неприятного. Стоики прославились силой характера, силой воли, непоколебимостью нравственных убеждений, твёрдостью принципов, которые не могут быть сломлены никакими внешними обстоятельствами, никакими превратностями личной судьбы. Можно было бы сказать, что стоицизм – этика свободы (внутренней), автономии, самоопределения, независимости, но необходимо помнить, что они отрицали эпикурейскую свободу воли, противопоставляя ей идею всеобщей необходимости, вечной божественно-природной закономерности, неотвратимой судьбы. «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить всё, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы» (Сенека). Если же ты слаб – убей себя: лучше умереть, чем жить недостойно. Стоицизм, скорее, этика долга. Долг – то, что велит разум, то, что необходимо делать, что не зависит от всех личных особенностей, чувств, желаний человека. Долг человека – самосовершенствование, добродетель, жизнь согласно разуму. Стоицизм оказал существенное влияние на формирование и развитие христианской этики.
|