Американская этнолингвистика
Этнолингвистика - направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. Американское неогумбольдтианство (этнолингвистика) сложилось независимо от гумбольдтианских традиций. Так, гипотеза лингвистической относительности Дейвида Дж. Сепира и Бенджамина Л. Уорфа утверждает, что сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем.
Американцы одними из первых обратили внимание на связь языка и культуры, что привело к появлению таких наук, как этнолингвистика, этносемантика, антрополингвистика. Одним из таких первопроходцев был антрополог Боас, изучавший языки американских индейцев. Антропология – наука, изучающая различные формы проявления культуры различных народов. А язык является одной из форм проявления. Следовательно язык и культура взаимосвязаны – глубинное влияние языка на культуру + формирование мировоззрения. Рубеж 19-20 вв. - гипотеза лингвистической относительности Сепера: язык – руководство к восприятию социальной действительности. Люди находятся под влиянием того языка, на котором говорит общество, в котором они живут. Языковая группа не соответствует расовой группе или культурной зоне. Важно: общность языка не может бесконечно обеспечивать общность культуры, если меняются различные детерминативы (экономические, политические и т.д.) => язык переставал поддерживать общность культуры. Орф развивал идеи Сепера. Даже основные категории сознания (пространство, время, локация и т.д.) зависят от языка => каждый язык имеет свою метафизику. Нет разграничений между содержанием языка и между структурными качествами языка => уязвимость гипотезы Сепера. Содержание зависит от культуры и уровня развития, структуры нет. В гипотезе – влияния языка на поведение.
30-80-е годы 20 в. – общество – решающая роль. Язык показывает общественные изменения; темп изменения языка отстает от изменений общества => это большой плюс. Влияние общества на язык – позитивное. Социальная дифференциация общества приводит к социальной дифференциации языка => в современной лингвистике отказ от этого взгляда в связи с расслоением общества. В социальной дифференциации языка получает выражение не столько настоящее состояние общества, сколько особенности структуры языка общества в прошлом. Дифференциация языка не характерна – нет замкнутых подсистем => они взаимодействуют и перетекают друг в друга – вызвано иным характером расслоения общества. По языку человека не всегда можно определить его социальное положение => развита вертикальная мобильность.
|