Почести и привилегии царей
Несмотря на то, что спартанские цари находились под пристальным контролем эфоров и общины, они все же обладали рядом особых почестей и привилегий. Можно считать, что эти привилегии являлись пережитком гомеровской эпохи. Сначала стоит рассмотреть привилегии царей во время войны. Геродот говорит, что в течении военного похода жизнь царя охраняла сотня телохранителей (Herod. VI, 56). С собой в поход цари могли брать какое угодно количество жертвенных животных, и от каждой жертвы царю полагалась шкура и спинная часть мяса (VI, 56). В мирное время цари также имели ряд преимуществ. Во время пиров (сисситий) царям предоставлялось первое место, кроме того, им первым среди участников пиршества подносили угощение, к тому же в двойном количестве Цари, как уже говорилось ранее, обладали особыми привилегиями при проведении жертвоприношений в честь ежемесячного праздника Аполлона. Цари занимали почетные места на состязаниях. На пиру царям полагалась вдвое большая доля по сравнению с той, которую получали остальные участники. Такие же почести должен был оказывать частный гражданин, приглашая царя. Если же цари по какой-либо причине не являлись на пир, их доля посылалась им на дом. Царь заседал в совете 28 геронтов, если же он не мог присутствовать на совете, то привилегии временно передавались ближайшему родственнику царя среди геронтов (Herod. VI, 57). Был и ряд посмертных почестей царей. Информация о смерти царя сообщалась во все концы Лаконии, и каждый свободный гражданин обязан был облачиться в траурное одеяние. За неисполнение этого обычая было предусмотрено суровое наказание. На похоронах царя должны присутствовать не только спартанцы, но и периеки (потомки завоеванных ахейцев, сохранившие личную свободу) и илоты (зависимая часть населения). Определенный обряд проводился и при гибели царя на поле битвы. После смерти царя в знак траура на десять дней переставали функционировать суд и рынок, а также не организовывалось собрание по выборам должностных лиц (Herod. VI, 58). Также Геродот упоминает об обычае, имеющем аналоги в государствах ближнего востока. После смерти царя наследник прощал спартанцам все долги, которые те имели по отношению к общине или царю. Заключение Проанализировав сведения, которые были получены при изучении «Истории» Геродота как источника и вспомогательной литературы, можно сделать некое обобщение и сформулировать основные выводы. Институт спартанских царей уходит своими корнями в гомеровскую эпоху. От этого периода у царей остались особые почести и привилегии по сравнению с остальными гражданами-спартанцами. Происхождение диархии нельзя с точностью обосновать какой-либо одной причиной, важно то, что спартанская диархия была саморегулирующейся системой, и естественное соперничество двух царских домов автоматически ограничивало царскую власть как таковую и существенно сокращало усилия полиса в борьбе с царским самовластием. Несмотря на то, что со временем властные функции спартанских царей уменьшались, оставались вопросы, в решении которых царь по-прежнему принимал самое непосредственное участие. Это, в первую очередь, военное руководство и сакральные функции. В меньшей степени, но все же в руках царей находилась и определенная судебная власть. Царская власть в Спарте так никогда и не стала призрачным институтом, сохраняющим только имя и форму и потерявшим свое главное содержание. Однако основным органом, направляющим и контролирующим всю государственную деятельность, являлась коллегия эфоров. Власть ее была настолько велика, что эфорат мог влиять на решения, принимаемые царями по вопросам, находящимся в их юрисдикции, а в некоторых случаях и отстранять неугодных правителей от власти.
|