Студопедия — ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И ПРАВА. РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И ПРАВА. РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА






 

Право представляет своего рода институт трансформации моральных представлений, недвусмысленные правила общественного поведения, а также наказания за нарушение данных правил. Право в своих различных формах закрепляет возможные способы решения разных социально важных проблем. Можно сказать, что право и правовые нормы - это ничто иное, как мораль, наделенная способностью принуждения, что оно «питается моральными идеями», т.д.

Рассматривая социальные нормы, приходишь к выводу, что правовые и моральные нормы являются самыми главными регуляторами поведения человека, обладающими большим значением и социальным эффектом. Они распространяют свое влияние на все процессы, связанные с обществом, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса[1].

Право и мораль - самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность.

В современной литературе до сих пор ведутся споры вокруг понятия права, до сих пор нет конкретного единого мнения на этот счёт. «Юристы все еще ищут определение права», - писал Кант свыше 200 лет тому назад.[2]

Слова справедливы и сегодня, так как по-прежнему нет общепризнанного определения права.

Более того, по мнению Спиридонова Л. И., что вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только могут быть использованы для разработки традиционных определений[3].

М.Н Марченко дал свое определение праву. Под правом понимается система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулировании поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально экономической, политической и духовной жизни ». [4]

Шершеневич Г.Ф утверждал, что право включает в себя только положительное действующее право. Объективное право — совокупность правовых норм, субъективное право - возможность осуществления своих интересов субъектом права.[5]

В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистско-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция): «Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия».[6]

«Назначение права и заключается именно в разграничении сталкивающихся между собою интересов», [7] - писал Н.М. Коркунов.

В моем понимании: «Право, как один из видов регуляторов общественных отношений, представляет собой систему общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения».

Сущность права, правовых норм заключается в регулировании общественных отношений, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности.

Существует несколько теорий происхождения права, начиная теологической, заканчивая инопланетной теорией. Сторонники разных направлений, по-разному пытаются обосновать свою правоту. Рассмотрим несколько важных, на мой взгляд, теорий происхождения права.

Одной из самых первых теорий происхождения права, можно назвать теологическую теорию. Согласно этой теории право создано Богом для регулирования жизни людей. При этом общественное регулирование осуществляется именно государями стран.

Так в Законах Хаммурапи сказано, что Хаммурапи, царь Вавилона, утвердил правду и справедливость по всей стране. Это произошло после того, как бог Мардук раскрыл ему суть справедливости и достойного управления людьми. Мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах таких авторитетных теологов–юристов, как Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Ахмед ибн Ханбаль и др.

В христианской религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся Ф. Аквинский. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям. Соответствующее подчинение есть и в системе законов:

  • вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром;
  • божественный закон — это Библия. Из нее человек черпает представление об истине;
  • естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека;
  • человеческий закон — это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство - это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли.

Не следует думать, что духовные взгляды на право — это история. Это и наша современность. Так современные христианские воззрения на право, выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

Другая, не менее, интересная теория происхождения права - теория естественного права. Как научное течение, теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Саму разработку теория получила в знаменитых работах Монтескье, Руссо, Локка, Гольбаха, Радищева и других ученых того времени.

Цицерон говорил, что: «Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон».[8]

Основная этой суть теории заключена в том, что кроме права позитивного, которое создано государством, есть так же общее естественное право, характерное для всех индивидов, которое находится над правом позитивным. Позитивное же право основы­вается исключительно на условиях и требованиях естественного права (социально-экономические права, политические права). По­нятие естественного права включает в себя представления о прирожден­ных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам отно­сятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, продолжение рода, нормальные условия человеческого су­ществования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства[9].

Историческая правовая школа возникла как обоснованная реакция, антипод, на доктрину естественного права, целью была охрана познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, которые сложились в условиях средних веков феодализма.

Видные сторонники исторической школы права это юристы: Густав Гуго, Савиньи, Пухта, Шталь и другие.Сторонники исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося подобно языку постепенно, в ходе историче­ского процесса, независимо от субъективных воззрений законодатель­ной власти государства.

Нормативистская теория имеет совсем иную суть. По этой теории, право рассматривают как систему норм и стараются исследовать данную систему саму по себе. Эта теория полностью получила форму в 20 веке.

Основоположником нормативистской теории является Г. Кельзен. Кельзен рассматривал право как иерархическую систему норм, каждая имеет в качестве своего основания действительности вышестоящую норму. Конечным пунктом нормативной системы является основная норма, уполномочивающая на установление первой конституции тех, кто её создал после последней революции. Данную теорию Кельзен называл «Чистым учением о праве» (нем. Reine Rechtslehre).[10]

Выделяют две основные функции права - регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная.

Статическая функция права закрепляет, фиксирует существующие общественные отношения в статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан.

Динамическая функция права оформляет движения общественных отношений в форме правоотношений. Определяется порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Эта функция проявляется в системе норм обязательного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового и процессуального права.

Охранительная функция права регулирует отношения, признанные в обществе, как основополагающие ценности (свобода личности, честь, жизнь, собственность, институты демократии и т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно-охранительные меры иного характера. Таким образом, право призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Другой не менее важный социальный регулятор мораль. Этот регулятор общественного поведения является одним из самых древних.

Мораль имеет латинские корни, образовано от слова «moralis», переводиться как нравы. Он содержит в себе способы регулирования поведения людей в обществе. Мораль строится из принципов и норм, которые определяют структуру взаимоотношений между людьми на основе понятий добра и зла. Соблюдение норм морали обеспечивается силой духовного воздействия, а также совестью человека его внутренним убеждением и общественным мнением.

Нормы морали имеют свою особенность, она заключается в том, что нормы регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни. Всякий поступок или поведение человека может иметь разнообразное значение и характеристику, но его нравственную сторону всегда оценивают едино. И в этом и есть особенность норм морали. Нормы морали контролируются обществом.

Мораль – это осмысление добра и зла[11]. Добро – одна из самых важных общественных ценностей. Если добро - созидательно, то зло - это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека[12]. И в этом заключается основа морали и ее сущность.

Все предписания морали имеют цель поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек понимает, что поддержания добра-это его личная задача, то можно сказать, что он осознает свой долг.

Мораль определяет нравственность, а нравственность это регулятор правовых норм государства и права в целом. Иными словами, нравственность регулирует экономику государства, на основе права. Моральные нормы определяют моральное сознание индивида. Моральное сознания – это элементарная форма морального требования поведения людей в обществе. Моральное сознание определяет и характеризует устоявшиеся правила человеческих взаимоотношений и сосуществования в современном мире.

На ранних этапах развития моральное нормотворчество было взаимосвязано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм причисляет к греху. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

Моральные нормы формируются из обычаев с одной стороны, а другой стороны моральные нормы формируются из норм и правил поведения человека в обществе. Обычай - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации[13]. Обычай определяет моральную норму, ее суть. Мораль представляет собой такой вид общественных правил, которые регулируют действия-поступки человека в малой общественной группе. Моральные нормы возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов.

Мораль и право имеют много общих черт и свойств. Главные черты проявляются в том, что являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие экономические, социальные, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Рассмотрим несколько общих для морали и права черт.

1. Для морали и права характерна общая экономическая, социально-политическая и идеологическая основа;

2. Состоят из общих правил поведения, которые выражают определенную желание, волю, т.е. направлены на установление и поддержание на нужном уровне дисциплины и порядка в обществе;

3. Характерна общая цель: установление мировых ценностей в обществе;

4. Нормативный характер, то есть присутствуют санкции, обеспечивающие неблагоприятные последствия для нарушителей нормы;

5. Представляют собой средства активного воздействия на поведение.

Общность права и морали, которая порождена едиными общественными отношениями, дополняются общностью их функционального значения, право и мораль создают эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества.

Предписания правовых и моральных норма вытекают из поступков человека, образуя тем самым «связный ряд общения», которые в дальнейшем приобретают в результате многократной повтора нормативный характер и выступают регуляторами поведения людей. Общность права и морали, по Гегелю, определяется, прежде всего, общностью их субстанции свободы. С одной стороны, Гегель определяет посредством понятия свободы нравственность: «Нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания[14]». С другой стороны, право Гегель определяет как наличное бытие свободной воли[15].

Право во всех многообразных формах его проявления это как нормативная система, движение общественных отношений, правосудие должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности. Право вовсе не претендует на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять выше нравственности. Однако, социальные схемы, отодвигающие право на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего общества пока ничего кроме вреда не приносили.

Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения – свидетельство повышения идеалов и моральной ценности права. Нравственное измерение» права – неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, усиление его личностной, гуманистической ориентации.

Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение – воздействие на поведение людей. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой. Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.

Право и мораль, как социальные регуляторы, неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за совершенные действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность – пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях.

Право и мораль проникают в самые различные области общественной жизни. Они связанны с поведением людей в их социальных взаимодействиях. Таким образом, нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.

Право и мораль не имеют специфических сфер общественных отношений, а действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда единство, взаимодействие норм морали и права. Точный обзор соотношения морали и права, возможен лишь в результате конкретно-исторического анализа.

Единство норма морали и права, порожденная общими общественными отношениями, дополняются единством их функционального значения, право и мораль создают стандарты, которые включают в ценностно-нормативную ориентацию общества.

Мораль старше права. Она появилась еще до разделения общества на различные социальные группы и появления первых государственных образований. Мораль определила предпосылки появления права[16]

Нормы права фиксируют и защищают моральные ценности. Мораль выступает в качестве критерия права. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право ни в коем образе не должно противоречить морали. Оно должно оказывать воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм.

Между правовыми нормами и моралью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о порождающих причинах этого решается по-разному. Одни объясняют данную ситуацию из-за изменений в экономической жизни, другие же - влиянием иных частей надстройки, формальной определенностью правовых норм. Противоречия эти всегда могут быть устранены. Данные противоречия между правом и моралью преодолеваются путем разработки новых моральных принципов и норм в ходе развития общества, но так же можно преодолеть путем внесения изменений в действующее законодательство.

И для права, и для морали их связь, с течением времени оказывается неудобной; обе сферы отношении стремятся к отделению друг от друга. Отделение права от морали происходит в связи с развитием общественной жизни, когда более сложные отношения и более частые столкновения отдельных лиц заставляют позаботиться об установлении более твердые основ юридического оборота. Обособление морали от права обусловливается развитием личности, когда пробудившееся индивидуальное сознание отказывается следовать во всем принудительному руководству общества и требует для своей духовной жизни свободы убеждений и действий.

Право с течением определенного промежутка времени должно выработать для себя такие формы, которые ставят его в известное противоречие с началом нравственной свободы и способствуют его обособлению от нравственности. Первым шагом к этому обособлению является установление правил, точно и подробно определяющих отношения отдельных лиц друг к другу и к обществу. И нравственность имеет свои законы и свои правила, но эти правила и законы указывают лишь общее направление человеческой воли, предоставляя нравственному чувству каждого отдельного человека определить подробности и избрать меру исполнения нравственных велений. Высказывая заповедь любви к ближним, нравственность не определяет точно способов и размеров проявления этой любви.

Все это предоставляется нашей нравственной свободе. Отсюда постоянные и вполне допустимые колебания в исполнении нравственного закона, который у одних вызывает лишь слабую дань признания к его требованиям, у других - пожертвование всех своих сил и средств на служение нравственным целям. Внести сюда какие-нибудь точные требования - значит извратить самую сущность нравственности, которая необходимо предполагает свободу каждого в исполнении нравственного закона. Это не значит, конечно, чтобы в моральной области не было общих норм поведения: не может быть для каждого лица совершенно особой нравственности и своего особого кодекса правил.

Это значит только, что нравственные заповеди не должны ни связывать свободы человека мелочными и подробными определениями его действий, ни тем более навязываться ему при посредстве актов принуждения и насилия. Они должны лишь руководить его свободной деятельностью и давать опорные пункты для его собственных решений. Коренные нравственные заповеди, навсегда, должны сохранить свое безусловное значение, но в отношении к осуществлению их человеку должна быть предоставлена полная свобода.

Право, как только оно достигает определенного развития, должно усвоить для себя твердые и определенные нормы, принудительно господствующие в жизни. Будучи призванным к тому, чтобы устранять споры, возникающие в обществе, оно должно выработать точные и подробные правила, определяющие устои общественной жизни. В то время, когда судебные приговоры постановляют по свободному усмотрению судей, они находятся в полной зависимости от всех колебаний их нравственного чувства. Не связанные в своих решениях ничем, кроме своей совести и своих нравственных воззрений, судьи могут постановлять различные приговоры в сходных случаях в зависимости от своего настроения и чувства. Но именно этого не может допускать развитый юридический оборот. Предназначенное для того, чтобы создавать надежную почву для разрешения споров, право само должно быть бесспорным.

Ставя своей целью охранять отдельных лиц от произвола, оно не может зависеть от субъективного усмотрения судей. Оно должно быть свободным от изменчивых и временных колебаний личного чувства, ибо только в этом случае может оно служить задаче установления общественного мира. Оно должно установить определенные нормы, наделенные авторитетной непререкаемостью и с неизменной последовательностью применяющиеся ко всем случаям, которые под них подходят. В этих качествах - твердости и определенности - заключается главный залог успешного действия права в жизни; без них оно лишается своего существенного значения. Эти свойства организованного правового порядка и составляют то, что называется положительным характером его. Стремление к усвоению этого характера составляет самую основную черту в развитии права.

Угрозы, содержащиеся в законах, прямое побуждение к осуществлению юридических норм, наказание за их неисполнение - такой аппарат внешних средств, и которых выражается принудительный характер права и с помощью которых поддерживается его обязательное значение. Но чем более право усваивает подобный характер, тем более стремится оно к отрешению от непосредственной связи с нравственностью, идеалом которой является свободное осуществление закона независимо от контроля власти и силы принуждения.

Чем более право приобретает черты положительного и принудительного порядка, чем живее сказывается потребности в обособлении морали от тесного с ним союза. Эта потребность возникает обыкновенно в тех случаях, когда личное моральное сознание отказывается следовать авторитету общественного мнения и заявляет притязания на свободу нравственных действии. С постепенным усложнением общественных отношений, а также с постоянно возрастающим разнообразием положений и мнений, сама собой, открывается возможность столкновении между нравственным сознанием отдельных лиц и убеждениями среды, к которой они принадлежат. Если в случаях подобных столкновений общество рассматривает все этические требования как нормы, подлежащие принудительному осуществлению, это должно вызывать протесты и противодействие со стороны лиц, не согласных с этими требованиями.

Поступать сообразно с общей нормой, но вопреки своему нравственному решению для нравственно развитой личности представляется таким невыносимым внутренним противоречием, что рано или поздно она должна потребовать и завоевать для себя свободу в этом отношении.

Общество не может не высказываться относительно поведения своих членов, и чем сильнее говорит в нем голос нравственного чувства, тем резче и решительнее будет оно осуждать отдельных лиц за отступление от заветов морали. Поэтому общественное мнение воздействует с неизбежной необходимостью на нравственное настроение отдельных лиц, и устранить подобное воздействие не представляется возможным.

Право, например, разрешает выселить с квартиры гражданина, не уплатившего вовремя денежные средства. Напротив, мораль при всех условиях требует сострадания к ближнему своему, она основывается на любви. Во многих случаях то, что дозволяется правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими.

Разграничивая право и мораль, утверждая практическую необходимость разделения их сфер, мы не можем, однако, отрицать несомненной и не превращающейся связи их между собой. Жизнь приводит к их обособлению, но она не может устранить их взаимодействия

Обобщая, выше сказанное, про право и мораль, подчеркнем, что они оба представляют собой совокупность норм, которые определяют волю господствующих класса с одной стороны, а с другой мораль и право определяет представление о добре и зле, на основе справедливости.

Правовые предписания реализуются созданными для этого органами, а моральные требования формируются, в процессе повседневного общения людей.

Мораль и право, как регуляторы общественных отношений и приемлемого индивидуального и группового поведения, являются общекультурным результатом опыта человечества, получающим различное оформление у разных народов в различные исторические эпохи.

С помощью права и правовых норм, государство старается утвердить в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.

Анализируя соотношение права и морали, можно сделать вывод, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Правовые нормы не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.

Социальные регуляторы тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с

моралью. При уяснении содержания правовых норм необходимо не только их

всесторонний анализ, с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с

нравственным сознанием общества.

Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку

жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

Как форма общественного сознания, система отношений и норм – мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше

государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали

взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе.

Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они

сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия,

справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие

социально-политические отношения, другие формы общественного сознания.[17]

Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия.

Принцип морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом.[18]

Правовая система государственно-организованного общества закрепляет

жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.

На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом

свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni etaegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали.

Связь права и морали находит выражение и в теории права, в

интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали.

В познании качества закона аксиологический подход предполагает в

оценке содержания закона применение категорий справедливости,

гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-

философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть

признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя

догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из

презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.[19]

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных

моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества,

само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека.

Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.

Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В

жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между

правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.

Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что между правом и моралью имеются противоречия в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения.

Однако право и мораль хотя и являются двумя своеобразными,

самостоятельными институтами социального регулирования общественных

отношений, все же тесно взаимодействуют, но взаимодействуют именно как

особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании

общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность.

Рассматривая взаимоотношения права и морали, можно отметить, что все правовое подлежит моральным оценкам, и прежде всего классификации в

категориях добра и зла. Такое оценочное отношение – одна из форм связи

правовых и моральных систем. Мораль выступает одной из сторон правовых

отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и

подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам.

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 3615. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия