Помянник и церковная записка
Помянники появились не очень давно и присущи только православной церкви. Это специальная небольшая книжка, которую можно приобрести в церкви и в которую верующие христиане вносят имена всех родственников, как живых, так и умерших, на память для потомства. К помянникам следует относиться с уважением и хранить их дома около икон в чистоте и опрятности. На богослужении священнослужителю подают разовый помянник. В нем записаны имена живых и умерших людей, за которых нужно молиться «о здравии» или «о упокоении». Такой помянник называют церковной запиской. К ней также следует относиться с уважением и делать записи с аккуратностью. Церковные записки вносятся священниками в алтарь, где они прочитываются во время Божественной литургии перед святым престолом. В связи с этим их также можно назвать богослужебными книжками. С тем большим почтением следует относиться к церковным запискам. Даже в разовый помянник имена нужно вносить аккуратно, разборчивым почерком, дополнив написанное изображением креста. Небрежно оформленные записки свидетельствуют о том, что автор не понимает их смысла. Церковная молитва за усопших произносится во время литургии, когда приносятся бескровные жертвы, или дары, – хлеб и вино, то есть совершается святое причастие. Поэтому считается, что молитвы в церкви особенно сильны и благодатны в сравнении с домашней молитвой. Сила молитв, произнесенных в церкви, велика еще и потому, что они возносятся священниками – людьми, специально определенными для исполнения священнодействий. Молитва «о здравии» предполагает молитву не только о физическом здоровье человека, но также о его материальном благополучии, душевном и духовном состоянии. Поэтому, молясь «о здравии» за злого человека, верующий просит Бога исправить этого человека, изменить его внутренне, обратить к спасению. В записку «о здравии» человек может включать всех, кому он желает не только здоровья, но и спасения души, а также просто благоденствия в жизни. Правила заполнения церковной записки следующие: – она должна иметь одно из двух названий: «о здравии» или «о упокоении»; – писать надо четким и понятным почерком, можно печатными буквами; – не следует упоминать в ней более 5–10 имен (чтобы упомянуть большее количество родных и близких, следует написать несколько записок); – имена должны быть записаны в родительном падеже (для этого надо задать вопрос «кого?»); – имена надо записывать в полной форме, даже если это имена маленьких детей (например, не «Володи», а «Владимира»); – имена должны быть написаны в своей церковной форме (например, Сергия, а не Сергея, Апполлинарии, а не Полины, Антония, а не Антона и т. п.); – не следует указывать в записках отчество и фамилию, а также звания, титулы, профессию и степень родства; – первыми записываются имена архиереев и иереев, при этом следует указывается их сан (полностью или в понятном сокращении), затем указывается имя подателя записки и его родных и близких; – ребенка до 7 лет в церковной записке следует записывать как младенца (например, младенца Илию), а детей от 7 до 15 лет – как отрока или отроковицу; – не следует писать в записках «о здравии» слова «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего», «учащегося», «вдовицы», «девицы», «беременной», «скорбящего». Можно использовать слова: «болящего», «путешествующего», «заключенного», «воина», «монаха», «монахини»; – в записках «о упокоеннии» нужно отметить «новопреставленного» (об усопшем в течение 40 дней по кончине), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату – день смерти, день именин и т. п.), допускается также слова «убиенного» и «воина». В записку «о здравии» можно вписывать всех, кто имеет христианские имена. В записку «о упокоении» вписывают только имена крещенных в Православной Церкви. Церковные записки могут быть прочитаны до или во время богослужения и в различной форме, что обговаривается заранее по желанию прихожанина. Он может подать записку на проскомидию, обедню (литургию) или ектению. Проскомидией называется начальная, подготовительная часть литургии, во время которой священнослужители подготавливают хлеб и вино для предстоящего таинства. Она проходит в алтаре и невидима для прихожан. В это время священник за каждое имя, указанное в записке, вынимает из специальных просфор, поданных верующими, небольшие частицы, которые затем опускает в чашу с вином, символизирующим Кровь Христову, и молится о прощении грехов поминаемых людей. Во втором случае поминовение происходит сразу же после окончания обедни и, как правило, перед святым престолом. Ектения – это общий троекратный возглас «Господи, помилуй!», после которого происходит поминовение во всеуслышание поданных в записках имен. Имена зачитывает, как правило, диакон. После богослужения все поданные записки прочитываются и поминаются во второй раз. Умерших, по православной традиции, следует обязательно поминать в дни их смерти, рождения и именин. В записку «о упокоении» нельзя вносить имена самоубийц (кроме особо оговоренных случаев). Помянные записки следует подавать как можно чаще, и обязательно в такие дни, как дни рождения, крещения и именин как свои, так и членов семьи. Обязательно следует подавать церковные записки в дни рождения и крещения ребенка.
|