Изард К.Э. 2 страница
ТИПЫ МОТИВАЦИИ
Мотивация обычно имеет два компонента - стимуляцию и сенсорный процесс или двигательный акт. То есть мотивация предполагает активацию одного или нескольких базовых чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса - или некое событие, которое вызывает сенсорную обратную связь. Простейшим типом стимуляции является стимуляция, порождаемая физическим телом. С помощью зрения вы оцениваете информацию, которую несет вам свет, отразившийся от приближающегося к вам мяча. Сама по себе эта информация не имеет большого мотивационного значения. Но если этот мяч летит на вас с огромной скоростью и вы должны поймать или отбить его, то эта же информация будет определять и направлять ваше поведение, мотивировать его. Понятно, что если все это происходит на футбольном поле, то ваше поведение будет определяться не только этой сенсорной информацией, но и множеством других мотивов, например желанием испытать радость победы, боязнью показаться неуклюжим или смешным, удовольствием и возбуждением от самого процесса игры.
Рефлексы и автоматизированное поведение
Рефлекс - это простейшая форма поведения. Он непосредственно связан с раздражителем. Часть врожденных, безусловных рефлексов отмирает по мере созревания нервной системы, проявляясь лишь при патологиях, другие же служат человеку на протяжении всей его жизни. Например, любой из нас, будь то ребенок или взрослый человек, на порыв ветра, направленный в лицо, отреагирует морганием. Благодаря этому врожденному рефлексу легкоуязвимая поверхность глазного яблока защищена от потенциально опасных инородных тел.
Рефлекс - это автоматическая реакция на стимул, осуществляющаяся без предварительной когнитивной оценки стимула и не подразумевающая сознательного выбора модели поведения. Человеку свойствен относительно небольшой набор рефлексов именно потому, что рефлексы помогают адаптироваться только к тем стимулам, которые не требуют оценки, логического осмысления, а число таких стимулов очень невелико. Реакцию человека практически на любой раздражитель сложно предсказать, она всегда зависит от контекста ситуации и индивидуальных особенностей восприятия и когнитивной оценки.
О теннисистах принято говорить как о спортсменах с хорошо развитыми рефлексами. В самом деле, стоит представить, что в вашу сторону со скоростью 50 миль в час летит мяч, и станет понятно, что времени на размышления, на оценку ситуации и принятие решения у вас практически нет. Однако было бы ошибкой утверждать, что в этом случае задействованы лишь рефлексы игрока. Нельзя забывать, что автоматизм реакции, отточенность движений и верность глазомера он приобрел в результате изнурительных тренировок.
Любое движение теннисиста, кажущееся нам рефлекторным, на самом деле не что иное, как сознательный выбор, совершаемый молниеносно. Это и поворот запястья в момент подачи, и техника удара слева при отскоке, и укороченный удар при игре на твердом покрытии, и разворот боком к сетке с вытянутой по направлению к мячу свободной рукой при приеме высоко летящего мяча. Чем более автоматизи-рованны движения игрока, чем больше их в его арсенале, тем больше у него остается времени и когнитивных ресурсов для выработки стратегии игры. Хорошие игроки - это игроки, до автоматизма отшлифовавшие движения, необходимые для хорошего удара. Ясно, что для точности движений необходимы также атлетическая одаренность и способность почувствовать верный момент. Не каждый спортсмен обладает конституцией, нервной системой и характером Криса Эверта или Джимми Коннорса. Навыки этих двух теннисистов настолько отточены, что все их поведение на корте выглядит как рефлекс.
Инстинкты
Инстинкт - явление более сложное, чем рефлекс. Инстинкты, как правило, порождаются протекающими в организме гормональными процессами. Наиболее яркие, интересные примеры инстинктивного поведения можно наблюдать в жизни животных. В отличие от рефлексов, проявления которых мы можем заметить в поведении человека, инстинкты проявлены не столь отчетливо. Любой рефлекс, вроде моргания или расширения зрачка, представляет собой врожденную фиксированную реакцию на специфический раздражитель. Рефлекс всегда жестко привязан к стимулу, это стандартная реакция, которой организм отвечает на определенный раздражитель. Инстинкты, которые мы можем наблюдать у животных, напротив, представляют собой совокупность сложных'реакций, иногда эту совокупность реакций называют паттерном фиксированных действий. Инстинкты значительно слабее привязаны к конкретному стимулу, чем рефлексы. Рефлекторная реакция обязательно будет исполнена целиком, тогда как последовательность инстинктивных действий может быть прервана и модифицирована, что заставляет нас предположить участие в инстинктивном поведении неких элементов когнитивной оценки. И все же, несмотря ни на что, инстинктивное поведение животного всегда останется в рамках фиксированного поведенческого паттерна, остающегося неизменным на протяжении всего его жизненного цикла. Приведем несколько примеров, показывающих, как инстинкт животного помогает ему выстроить свое поведение таким образом, чтобы выжить, чтобы, в буквальном смысле слова, проскочить меж челюстей смерти.
Едва успев завершить последнюю линьку, самец паука-скакуна отправляется на поиски самки. При этом он не имеет права на ошибку - он должен выбрать именно представительницу своего вида и должен совершить именно те па брачного танца, которые пробудят в его подруге чувственность, а не аппетит, - в противном случае она просто съест его. Он может руководствоваться только инстинктом, потому что за свою недолгую жизнь не имел возможности выяснить, как выглядят самки его вида и какие движения ему следует совершить для того, чтобы подавить ее пищевой рефлекс и стимулировать к спариванию (Lorenz, 1965, р. 25).
С еще более замечательным примером инстинктивного поведения мы сталкиваемся, наблюдая за первым полетом юного стрижа. Не укладывается в голову, каким образом столь сложная совокупность действий может определяться информацией, заложенной в генах птицы. Лишь эволюционная точка зрения, учитывающая миллионы лет развития, в состоянии дать объяснение этому факту.
Птенец стрижа, родившийся и выросший в узкой тесной норке, где он не мог даже расправить крылья, не говоря о том, чтобы махать ими, где он не в состоянии был приобрести навыков пространственного зрения, так как ограниченный объем его обиталища не позволял ему этого, - этот птенец, едва покинув нору, тут же демонстрирует блестящую способность к определению расстояния до объекта, оценивая его видимое смещение относительно фона. В своем стремительном полете он в состоянии преодолеть любые сложности - сопротивление воздуха, восходящие потоки, турбулентность, воздушные ямы, он может <опознать> и поймать добычу и, наконец, умеет точно приземлиться в нужном месте. Если бы мы попытались записать всю информацию, необходимую для осуществления столь сложных форм поведения в условиях изменчивой внешней среды, у нас получился бы не один том. Причем из описания одного только врожденного механизма оценки расстояния до объекта получился бы отменный курс стереометрии, а очерк реакций и действий, совершаемых стрижом в полете, мог бы стать полноценным учебным пособием по аэродинамике (Lorenz, 1965, р. 25-26).
Большинство психологов сегодня склоняются к мнению, что человек вовсе не имеет инстинктов, подобных тем, которые свойственны животным. Фрейд в свое время рассуждал об инстинктах жизни и смерти, но очень немногие из ученых, специализирующихся на исследовании поведения человека, согласятся с его концепцией. Некоторые ученые, обсуждая проблемы материнства и детства, говорят о материнском инстинкте. В самом деле, можно привести некоторые доводы в пользу существования материнского инстинкта или, по крайней мере, генетической обусловленности привязанности матери к своему ребенку, и все же думается, что материнское поведение - это скорее приобретенный комплекс реакций и чувств, нежели врожденный, инстинктоподобный паттерн, хотя бы потому, что слишком уж различны его индивидуальные и социокультурные проявления.
Макдугал (McDougall, 1908), один из величайших психологов начала века, полагал. что инстинкты так же присущи человеку, как и животным. Он предложил теорию, согласно которой каждому животному инстинкту в человеческом поведении соответствует вполне определенная эмоц ия, несущая в себе инстинктоподоб-ный побудительный заряд. Представляется, что направление мысли Макдугала было верным. Действительно, роль рефлексов и инстинктов в жизни животных, судя по всему, аналогична роли эмоц ий в жизни человека. Ниже мы приведем доказательства тому, что природа эмоц ий в некоторой степени аналогична природе рефлексов и инстинктов. Принципиальная разница между ними состоит в том, что эмоц ии, несмотря на свою мотивационную мощь, не определяют поведения человека непосредственно, они служат лишь фактором, влияющим на его поведенческие тенденции. Они не привязаны жестко к конкретному стимулу, не привязаны ни к каким поведенческим паттернам или поведенческим актам; в отличие от рефлексов и инстинктов, та или иная эмоц ия не может служить отличительной чертой какого-то этапа жизненного пути. Эмоц ии сопровождают нас постоянно, от рождения до смерти.
Драйвы
Драйвами мы будем называть физиологические потребности, или нужды, составляющие базу всей животной жизни. К ним относятся голод, жажда, потребность в выведении из организма продуктов жизнедеятельности, потребность в безопасности (избегание боли) и половое влечение. Иногда эти потребности называют <потребностями, обеспечивающими выживание> (survival needs), поскольку от их удовлетт ворения зависит сама жизнь индивида. Драйвы сообщают индивиду об опасностях, регистрируемых автоматическими системами регуляции гомеостаза, системами контроля за кровообращением, дыханием, температурой тела. Совместная работа драй-вов и гомеостатических процессов обеспечивает основу жизнедеятельности организма, но можно ли их рассматривать как основу и источник мотивации, которая действует на человека в повседневной жизни? Некоторые психологи склонны считать, что базовые, физиологические драйвы, такие как голод и жажда, половое влечение и стремление избежать боли, в общей структуре человеческой мотивации не могут играть существенной роли (Maslow, 1971). Действительно, в благоприятных условиях окружающей среды, когда удовлетворение этих потребностей не составляет труда, драйвы не проявляют себя как мотивы. Подтверждением этого тезиса может стать хотя бы многообразие и сложность человеческого поведения. Попытки объяснить технические, научные, литературные и художественные достижения человечества с помощью понятийного аппарата элементарных нужд - например сублимацией сексуального влечения или любого другого биологического драйва - выглядят бесплодными и могут быть расценены лишь как интеллектуальные упражнения.
Сейчас, когда наука доказала, насколько значимы эмоц ии для коммуникации и обустройства социальной жизни человека, в частности в процессе формирования привязанности между матерью и ребенком, нам следует понять, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей. Для того чтобы понять и включить в научный обиход такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоц ий.
Эмоц ии
Эта книга написана во многом именно для того, чтобы раскрыть понятие <человеческая эмоц ия>, понятие настолько сложное, что лаконичное определение не сможет полностью раскрыть его сути. Глава 2 целиком посвящена определению эмоц ии, в ней я предлагаю несколько критериев, с помощью которых можно приблизиться к идентификации и пониманию такого смыслового конструкта, как базовая эмоц ия. Чтобы у нас не возникло недопонимания с самого начала, приведу краткое и несложное определение эмоц ии, которое, однако, ни в коем случае нельзя считать полным.
Эмоц ия - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоц ии. Эмоц ия мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоц ия руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоц ия регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.
Взаимодействие чувства и мысли: аффективно-когнитивные структуры
Когда эмоц ия возникает как отклик на конкретный ментальный образ, будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью, или об аффективно-когнитивной структуре. У взрослого человека эмоц ии очень часто связаны с ментальными образами, и потому мне представляется необходимым акцентировать внимание на этом тезисе: регулярное возникновение определенной эмоц ии в ответ на определенный образ в конце концов приводит к формированию аффективно-когнитивной структуры. Сразу же замечу - при всей важности когнитивной составляющей этого союза, при всей ее кажущейся приоритетности по сравнению с аффективным компонентом, именно вторая составляющая, то есть эмоц ия, обеспечивает мотивационный заряд структуры.
Аффективно-когнитивные структуры могут представлять собой комбинацию драйва и когнитивного процесса или комбинацию драйва, эмоц ии и когнитивного процесса. Как видите, понятие аффективно-когнитивной структуры не сводится к простой сумме аффективного и когнитивного компонентов, но мы должны разобраться в нем для того, чтобы в дальнейшем понять еще более непростое явление, такое как человеческая мотивация. Бывают ситуации, когда представляется несложным вычленить из поведения человека отдельные мотивационные составляющие и понять, какую роль играет в нем тот или иной драйв, эмоц ия и/или мысленный образ. Например, чувство уныния, печаль могут потребовать от человека компенсации и подтолкнуть его к мысли, что он должен каким-то образом утешить себя. В отдельных случаях нарушения поведения, связанные с питанием, бывают обусловлены именно таким механизмом. Если в критический эмоц иональный момент человек испытывает хотя бы малейшее чувство голода, он может обмануться и внушить себе, что пища избавит его от дискомфорта, - и в результате эмоц ия и мысленный образ, подкрепленные физиологическим драйвом, подтолкнут прежде умеренного в питании человека к обжорству.
Аффективно-когнитивная структура может быть элементарной, как, например, у младенца, который радуется при виде матери. Но она может быть и крайне изощренной, подобно только что описанному комплексу обжорства. Аффективно-когни-тивная структура может проявляться как ценность, цель или идеал, а комплекс таких структур может стать основой мировоззрения или идеологии. Но какие бы формы ни принимала аффективно-когнитивная структура, она всегда играет чрезвычайно важную роль в человеческом поведении. Нелишне будет повториться: мотивационная сила аффективно-когнитивной структуры кроется в ее аффективной составляющей, в драйве, в эмоц ии или в комбинации того и другого.
Для того чтобы наглядно проиллюстрировать, как эмоц ии влияют на сознание и поведение, приведем случай из жизни одного юноши-футболиста.
Чарли был талантливым спортсменом, прекрасно учился, и казалось, что все складывается как нельзя лучше. Но однажды время для него словно остановилось. На очередной игре он получил травму колена, и ему пришлось прекратить тренировки, чтобы пройти курс лечения и реабилитации.
Спустя пять недель, когда меня уже выписывали из больницы, мой лечащий врач предупредил меня, что я могу продолжить занятия футболом, но если вновь поврежу колено, с футбольной карьерой мне придется расстаться, как и вообще со спортом.
Слова врача потрясли юношу. У Чарли вытянулось лицо, он почувствовал слабость и оцепенение. Некоторое время он не мог сдвинуться с места, он стоял, стиснув зубы и-стараясь подавить слезы.
Я вышел от врача и прямиком направился домой. Мне хотелось одного - поскорее оказаться в своей комнате. Мне нужно было сообразить, что же делать дальше. Я отдавал себе отчет в том, что это решение должно определить всю мою последующую жизнь, и в то же время я понимал, что это именно моя жизнь, а значит, я должен сам принять решение.
^Чарли был отважным парнем и не раз доказывал это на футбольном поле. Но похоже было, что сейчас, когда ему предстояло принять важное решение, это качество никак не могло помочь ему. Ведь если он решит продолжать занятия футболом, обязательно найдутся люди, которые назовут его глупцом, а если решит оставить футбол, то его сочтут трусом или скажут, что он пренебрег интересами своей команды.
Я думал об этом целый день и в конце концов пришел к выводу, что должен оставить занятия футболом. Я знал, что принял разумное решение, но все же в тот момент не мог сдержать слез. Только тогда я понял, чем был для меня футбол. Я привык получать удовольствие от игры, я привык побеждать и получать награды, я воспринимал это как должное. Но больше всего меня огорчало, что я уже не смогу испытать чувства полного единения с ребятами из нашей команды, которое возникало во время игры. Я представил себе, как, одинокий, брожу по городу, не решаясь приблизиться даже к ограде футбольного поля, а потом и этот образ угас, я уже не мог ни о чем думать. Я как будто потерял интерес к жизни, она представлялась мне серой и унылой.
Первым о моем решении должен был узнать отец. Я не мог себе представить, как расскажу ему об этом. Он был моим самым преданным болельщиком, всегда любил похвастаться перед друзьями моими футбольными успехами! Я ждал, когда он придет с работы, и минуты тянулись как часы, мне казалось, что прошла целая вечность. Все вокруг словно остановилось, только слезы бежали по моему лицу.
Потрясение, пережитое Чарли, показало ему, что эмоц ии могут перевернуть жизнь - не только его отдельно взятую жизнь, но жизнь любого человека.
Вы можете не согласиться со мной. Вы можете сказать, что все дело в рассудке, что человек должен понять, что ему нужно, наметить цель, определить вехи и упорно двигаться к своей будущности. Но и цель, и будущность - лишь пара выспренних слов, если они не одухотворены чувством, если за ними не стоят эмоц ии. Если у вас есть цель, но вы равнодушны к ней, то будете ли вы добиваться ее осуществления?
А может быть, вы согласны со мной в оценке значимости эмоц ий, но считаете, что прав был и Фрейд, когда утверждал, что всякую человеческую мысль, всякий поступок можно объяснить стремлением к сексуальному наслаждению или агрессии. Но можно ли в этих терминах рассказать о том, что мы ощущаем, когда слушаем музыку Моцар-та, поэзию Уильяма Батлера Иейтса, трагедии Шекспира или пение Билли Холли-дея? Можно ли объяснить этими мотивами бесстрашие героев, бросающихся на выручку жертв авиакатастрофы в ледяную воду Потомака, отвагу и доблесть, свойственные лучшим представителям человечества? Фрейд полагал, что людьми движут сексуальное влечение и агрессивные побуждения, что именно они определяют человеческое поведение; но ведь и сексуальное влечение, и агрессия в свою очередь подчинены нашим эмоц иям - вы чувствуете себя более мужественным, когда женщина нравится вам и не лишена приятности, вы ожесточаетесь, когда разгневаны.
Эмоц иональная привязанность может быть сильнее сексуального побуждения, голода и жажды, и наоборот, эти простейшие драйвы, подкрепленные эмоц ией, могут стать нестерпимыми. Так и человек, дарующий вам радость или разделяющий ваше горе, куда как более ценен для вас, чем тот, который никогда не пробуждал у вас никаких чувств.
Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть - все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоц иях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоц ионально - любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувствовать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить. От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчивостью напрямую зависит наша жизнеспособность. И мы знаем, что в течение первого года жизни младенец, еще не имеющий возможности выразить свои потребности и чувства словами, выражает их мимикой, интонацией и определенными движениями, которые хорошо понятны человеку, заботящемуся о нем (см. рис. 1-1).
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦ ИИ
Выше мы привели краткое определение эмоц ии, и все же считаю нужным еще раз оговориться, что определить эмоц ию не так-то просто. И тому есть две причины. Во-первых, эмоц ий много, и каждая из них проявляется по-своему. Так, например, эмоц ия гнева может вызвать агрессивную реакцию, а страх - реакцию самозащиты или побуждает его к бегству. Во-вторых, эмоц ия - чрезвычайно сложный феномен, который активизирует нейронные, когнитивные и моторные процессы. Или, говоря иными словами, эмоц ия предполагает сотрудничество психического и телесного, задействующее все уровни личности. Глава 2 посвящена подробному определению и анализу эмоц ии, а пока давайте рассмотрим отдельные характеристики этого феномена, которые будут полезны для того, чтобы приблизиться к пониманию предмета нашего обсуждения.
Устойчивость-изменчивость
Что же такое эмоц ии? Являются они преходящими состояниями или сопровождают нас постоянно? В какой мере они детерминированы ситуацией, условиями момента, а в какой степени являются устойчивыми характеристиками индивида? Очевидно, что нам не удастся дать однозначного ответа на поставленные вопросы. После Кэттела и Шейера (Cattell, Scheier, 1961), после исследований Спилбергера (Spielberger, 1966), многие ученые рассматривают эмоц ии как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту. Здесь можно вспомнить исследования, иллюстрирующие этот парадокс на примере традиционного понятия тревоги (anxiety). Существует обширный пласт теоретических и экспериментальных работ, направленных именно на то, чтобы определить и развести понятия тревоги как состояния, с одной стороны, и тревожности как черты личности - с другой. <Состояние> и <черта> различаются длительностью переживания и степенью выраженности эмоц ии. В этой книге с помощью термина < эмоц иональное состояние> (например, <состояние гнева>) мы будем обозначать отдельно взятый эмоц иональный процесс ограниченной длительности. Эмоц иональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными. В исключительных случаях интенсивное эмоц иональное состояние может сохраняться дольше названных сроков, но в таком случае это может быть свидетельством психических нарушений.
Термином < эмоц иональная черта> (например, <вспыльчивость>) мы будем обозначать склонность индивида к переживанию того или иного эмоц ионального состояния. Полезным представляется понятие < эмоц иональный порог> (lzard, 1971). Человек с низким порогом эмоц ии гнева более вспыльчив и чаще находится в состоянии гнева и поэтому наберет высокий балл по шкале гневливости. Особенности отдельных эмоц иональных черт личности более подробно мы рассмотрим в следующих главах.
Врожденность-приобретенность
Как было показано в работах Дарвина (Darwin, 1872, 1877) и в трудах современных ученых (Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; lzard, 1971), эмоц ии, отнесенные БЭТОЙ книге к фундаментальным, одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах; исключением не являются даже первобытные племена, не имеющие контактов с западной цивилизацией. Данные, приведенные в табл. 1-1 и 1-2, убедительно доказывают, что фундаментальные эмоц ии обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако этот факт - факт существования генетических механизмов фундаментальных эмоц ий - вовсе не означает, что в эмоц иональной жизни человека есть некие незыблемые, немоди-фицируемые аспекты. Напротив, практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоц иональностью, в той или иной степени трансформировать ее. Так, врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить, но многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать внешние проявления гнева. Мимика подобного рода, призванная скрыть или заместить врожденные типы выражения эмоц ий, чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев и разных культур. Социокультурные влияния и индивидуальный опыт не только помогают человеку обрести те или иные экспрессивные навыки, но и во многом определяют ту взаимосвязь, которая устанавливается между определенным раздражителем и определенной эмоц ией, а также детерминируют поведенческие паттерны, сопутствующие той или иной эмоц ии.
Используемые в этой книге термины <врожденное> и <приобретенное> не стоит понимать как абсолютную дихотомию. Как заметил Мэрфи (Murphy, 1958) по поводу затянувшейся полемики о природе интеллекта - <ничто не врожденно и ничто не приобретенно>. Большинство исследователей поведения склонны согласиться с этим мнением, полагая, что практически любая поведенческая реакция, любой поведенческий комплекс требуют некоторой практики, опыта. Однако врожденные способы эмоц иональной экспрессии, по-видимому, можно рассматривать как исключение из этого закона Мэрфи. Например, плач как прототипическое выражение горя мы слышим уже при рождении человека. Работы отдельных исследователей (Dumas, 1932, 1948; Fulcher, 1942; Goodenough, 1932; Tompson, 1941; Eibl-Eibesfeldt, 1972) демонстрируют нам, что врожденные способы эмоц иональной экспрессии идентичны у слепых и у зрячих детей, однако экспрессивность эмоц ии слепорожденного с возрастом обедняется. Эту тенденцию можно объяснить именно слепотой, <неза-действованностью> глаз, поскольку для эмоц иональной выразительности крайне важны именно движения глаз, мимические механизмы взгляда.
Таблица 1-1
Число испытуемых, одинаково оценивших эмоц иональные категории выражений лиц на фотографиях (%)
Культуральные
(национальные) группы Американцы*; Англичане*; Немцы*; Шведы*; Французы*; Швейцарцы*; Греки*; Японцы* (Токио); Мексиканцы**; Бразильцы***; Чилийцы***; Аргентинцы***;
Число испытуемых: 89; 62; 158; 41; 67; 36; 50; 60; 616; 82; 90; 168;
Интерес - возбуждение: 84,5; 79,2; 82,0; 83,0; 77,5; 77,2; 66,0; 71,2; -; -; -; -;
Удовольствие - радость: 96,8; 96,2; 98,2; 96,5; 94,5; 97,0; 93,5; 93,8; 97; 97; 90; 94;
Удивление - испуг: 90,5; 81,0; 85,5; 81,0; 84,2; 85,5; 80,2; 79,2; 54; 82; 88; 93;
Горе - страдание: 74,0; 74,5; 67,2; 71,5; 70,5; 70,0; 54,5; 66,8; 61; 83; 90; 85;
Отвращение - омерзение: 83,2; 84,5; 73,0; 88,0; 78,5; 78,2; 87,5; 55,8; 61; 86; 85; 79;
Гнев - ярость: 89,2; 81,5; 83,2; 82,2; 91,5; 91,8; 80,0; 56,8; 86; 82; 76; 72;
Стыд - унижение: 73,2; 59,5; 71,8; 76,2; 77,2; 70,0; 71,0; 41,2; -; -; -; -;
Страх - ужас: 76,0; 67,0; 84,0; 88,8; 83,5; 67,5; 67,8; 58,2; 71; 77; 78; 68;
Усредненный показатель: 83,4; 77,9; 80,6; 83,4; 82,2; 79,6; 75,1; 65,4; 71,7; 84,5; 84,5; 81,8;
*Данные Изарда(Izard, 1971).
**Данные о мексиканцах получены Дикки и Ноуером (Dickey, Knower, 1941).
|