Древнегреческий роман
1. Возникновение древнегреческого романа. Его отличие от романа Нового времени. 2. Художественное своеобразие романа «Эфиопика» Гелиодора: А) фантастика; Б) сложность композиции; В) идеализация действительности; Г) счастливая развязка; Е) время и пространство в античном романе. 3. Лонг «Дафнис и Хлоя»
А) близость к буколической традиции; Б) демократические симпатии автора; Д) отличия романа «Дафнис и Хлоя» от остальных древнегреческих романов.
Литература 1. Лонг Дафнис и Хлоя. Любое издание. 2. Гелиодор. Эфиопика (по хрестоматии). 3. Античный роман (Библиотека всемирной литературы 4. Античный роман / Под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. М., 1969. 5. Егунов А.Н. «Эфиопика» Гелиодора// Гелиодор. «Эфиопика». М., 1964. С.178—181. 6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе// Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Любое издание.
Тема 7 Поэты кружка Мецената: Вергилий, Проперций 1. Общая характеристика литературы во времена принципата Августа. 2. Характеристика деятельности кружка Мецената. 3. Творчество Публия Вергилия Марона. 4. Четвертая эклога Вергилия. 5. Вергилий и Гесиод: поэма Вергилия «Георгики» (традиция и новаторство). 6. Поэма Вергилия «Энеида» как историко-мифологический эпос (исторические и мифологические герои, судьба рода Юлиев, судьба Рима). 7. Творчество Квинта Горация Флакка. 8. «Сатиры» Горация (определение жанра, тематика, идеи). 9. Ода Горация «Памятник» в истории русской литературы. 10. «Послание к Пизонам» («Поэтика») Горация (о поэтическом произведении, о драме, о поэте). 11. Творчество Секста Проперция. 12. Римская любовная элегия и Проперций.
Литература
1. Вергилий. Энеида (2, 4, 6 книги). 2. Вергилий. Буколики. Георгики (по хрестоматии). 3. Гораций, Проперций (по хрестоматии). 4. Тронский И.М. История античной литературы. Ч. II. Р. 7. Гл. 1, § 1 – 6. 5. Лосев А.Ф. История античной эстетики (Ранний эллинизм). М., 1979. С. 7 – 433. 6. Бонди С. О Пушкине. М., 1983. С. 442 – 477.
Тема 8 «Серебряный век» Римской литературы 1. Римская история 1 века нашей эры. Общая характеристика литературы этого периода. 2. Творчество Сенеки. Сенека как философ стоик. Трагедия Сенеки «Медея», ее отличие от еврипидовской. Значение Сенеки. 3. Петроний и его роман «Сатирикон». Отличие «Сатирикона от других античных романов. Ключевые эпизоды романа. Язык и стиль. Значение Петрония. 4. Федр как основоположник стихотворной басни. Его связь с Эзопом. Жанровое своеобразие басни. Социальные и моралистические мотивы басен Федра. 5. Ювенал и его «Сатиры».(1, 3, 8). Объекты сатирического изображения. Формы и способы обличения. Стиль сатир.
Литература 1. Тексты — по хрестоматии Дератани Н.Ф. Том 2. Римская литература. 2. Сенека Трагедии. М., 1983. 3. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. 4. Петроний Арбитр. Сатрикон. Любое издание. 5. Федр. Бабрий. Басни. М., 1962 (Литературные памятники) 6. Античная литература: Рим: Антология. М., 1988. 7. Стрельникова И.Т. Сатирико-бытовой роман Петрония// Античный роман М., 1969. С.273—332. 8. Ошеров С.А. Сенека-драматург// Сенека. Трагедии. М., 1983. («Литературные памятники») 9. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий) М., 1971. 10. Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987. 11. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983.Т.1. С.467—485.
|