Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Радиоречь




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Жанр «радиоречь» наряду с названиями некоторых других жанров на радио («письмо», «корреспонденция») требует специального пояснения из-за того, что его нередко обозначали термином «публицистическое выступление у микрофона», «радиослово», «радиообращение», имея в виду форму общения с аудиторией. Но любая работа в студии (диктора, журналиста, ведущего программу, гостя) – всегда выступление у микрофона. Любое вербальное действие в студии – это радиоречь, или речь на радио. Под жанром же «радиоречь» обычно понимается публичное ораторское выступление политического лидера, крупного общественного деятеля, писателя.

Радио в нашей стране с первых лет своего существования советским государством использовалось в первую очередь как средство агитации и пропаганды, идеологического воспитания масс. Задачи «митинга миллионов», как называл радио В.И. Ленин, виделись в широком использовании радиовещания как эфирного средства политического воздействия на аудиторию. Само слово «вещание» подразумевает «государственный голос», звучащий «свыше». «Вещать» – значит «ведать», «знать», говорить высоким тоном, несущим не только весть, но и знание, которым обладает только говорящий. Поэтому с конца 20-х – начала 30-х годов на радио часто звучали речи, обращения видных деятелей партии, правительства под рубриками «Доклад правительства», «Час наркома». К микрофону приглашались также известные писатели, ученые, деятели искусств.

История радиовещания хранит прекрасные образцы писательской публицистики. Радиоречи В. Вишневского, О. Берггольц, Я. Галана – яркие страницы гражданского пафоса, воплощенного в живом радиослове. «Писатели у микрофона» – одна из самых долгоживущих передач на советском радио. Эта настоящая трибуна ораторской радиопублицистики, на которую «поднимались» многие известные писатели.

В последние годы жанр радиоречи встречается в эфире не так часто: сказывается доминанта диалоговых, разговорных форм в работе со слушателями.

Во время трансляции Съезда народных депутатов СССР, РСФСР, заседаний Госдумы в эфире звучали выступления с трибуны многих публичных деятелей нашего времени: Г. Явлинского, М. Ульянова, Р. Быкова, Ю. Черниченко.

Радиоречь – жанр, вбирающий в себя все возможности аналитической публицистики, дающий автору широчайший простор для выражения своей позиции, убеждений, точки зрения на мир и актуальные события современности. Одновременно он открывает простор для эмоционального проявления личности.

Большую роль в этом жанре играют художественные средства речи. Приведем несколько высказываний древних философов и ораторов о риторике. Платон давал такое определение ораторской речи: «Риторика – есть художник убеждения при помощи слов, сила воздействия которого в самих словах». Аристотель говорил: «Риторика – это искусство слова»1. Цицерон придавал особое значение красноречию риторики. Из этих определений и оценок следует, какое внимание уделялось в древности искусству построения речи, искусству использования всего арсенала устной публицистики для яркости, выразительности речи, которые направлены на ее убедительность.

Но не следует забывать, что слово «риторика» имеет и второе значение: «напыщенная, красивая, но малосодержательная речь»2. Это предупреждение тем, кто, увлекаясь формальной стороной построения речи, использования ее выразительных фигур, больше думает о внешних эффектах, забывая о том, что главное в этой форме звучащей публицистики – искренность, убежденность, пафос, передающий эмоциональное состояние говорящего.

Очень важен процесс общения со слушателями, направленность речи на определенную аудиторию. Большое значение имеет знание этой аудитории, представление ее интересов.

Рассмотрим, как писатель А. Гайдар, опираясь на знание аудитории, к которой он обращается, выбирает средства, которые способствуют пониманию детской аудиторией важности и необходимости соучастия ребят в конкретных делах в тяжелое для страны время. Это выступление прозвучало по радио 30 августа 1941 г., накануне начала учебного года3.

«Ребята!

Беспрестанно гудят паровозы. Уходят длинные эшелоны. Это ваши отцы, братья, родные, знакомые идут на фронт – туда, где отважная Красная Армия ведет с врагами бой, равного которому еще на свете не было.

По ночам, отражая нападения вражеских самолетов на наши города и села, ослепительно вспыхивают огни прожекторов и грозно грохочут орудия наших зенитчиков.

Утром вы слышите слова военной команды, мерный топот. Это мимо окон вашей школы проходят батальоны народного ополчения.

Но так же, как всегда, ни днем, ни часом позже, первого сентября вы начинаете свою школьную учебу.

В добрый путь!

Этот суровый, грозный год покажет, кто из вас действительно трудолюбив, спокоен и мужественен.

В этом году вы должны будете не только хорошо учиться, не только крепить дисциплину – это основа победы в тылу и на фронте – вы должны будете много работать, помогать старшим дома, во дворе, на заводе, в поле – повсюду и всем, чем можете.

Грош цена тому пылкому стратегу, который, стоя и тыкая пальцем в карту, азартно и складно предрекает врагу погибель, взмахом руки окружает и уничтожает полки и дивизии, а сам боится натереть мозоль на своей ладони, принести ведро воды, помыть пол или выкопать из грядки мешок картошки.

Позор и тому «герою», который мечтает, вскочив на коня, ринуться в гущу боя, изрубить шашкой десяток-другой танков, а сам боком-боком, трусливо норовит отлынить, свалить на плечи товарищей всю черную и непарадную работу. Таких болтунов окружайте дружным, холодным презрением.

В славе у нас всюду те честные, скромные ребята-труженики, пионеры-тимуровцы, которые по примеру своих отцов и старших братьев будут упорно учиться, работать, терпеливо постигать сложное военное дело, помогать семьям бойцов и заботиться о наших героях-раненых.

Это много? Да! Это не мало. Но для победы нужны немалые усилия.

Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала и частенько даже баловала.

Пришло время и вам – не словами, а делом – показать, как вы ее цените, бережете и любите».

Все выступление Гайдара пронизывает главная мысль: время изменилось, оно потребует большого напряжения духовных и физических сил и от самых маленьких граждан страны. А это не только учеба, как было прежде, но и реальная помощь взрослым во всех делах, которые по силам ребятам. И писатель настраивает школьников на преодоление трудностей, на реальные дела и заботы, что психологически очень важно.

Впервые звучат слова о дисциплине (основе «победы в тылу и на фронте»). А. Гайдар начинает речь с прямого обращения («Ребята!») и коротких описаний, рисующих картины, вошедшие в жизнь людей с началом войны. А заканчивает ее разъяснением того, что потребуется юным гражданам страны для того, чтобы доказать свою любовь в Родине не на словах, а на деле.

Обратите внимание на то, как умело использует автор психологию ребят, знание их настроения – ведь, конечно же, среди них преобладало шапкозакидательское отношение к врагу, воспитанное предвоенной пропагандой и отвечающее их возрасту. Гайдар показывает таких «героев» в возможном проявлении этой эмоциональной, пустой, показной возбужденности. Он говорит, как нужно относиться к таким «фанфаронам» (кто «сам боится натереть мозоль на своей ладони»): окружить их «дружным и холодным презрением». Используя противопоставление, писатель приводит в пример тех, кто хочет и умеет помогать взрослым.

Речь очень проста по конструкции, доступна и понятна каждому ребенку. Писатель говорит со слушателями на их языке. Но он все-таки для усиления психологического воздействия использует простейшие и самые распространенные приемы ораторской речи. Все выступление можно условно разбить на три фрагмента. Они начинаются словами: «Ребята!», «В добрый путь!», «Это много? Да! Это не мало». Их краткость ведет за собой развертывание следующих один за другой картин, которые нарастают в своем динамичном звучании, наполняются фактами, отношением автора и интонационно развиваются (интонации автора легко угадываются в стилистике текста).

Короткие динамичные фразы сменяются более длинными. Этим самым достигается эффект значимости произносимого. Но эти длинные фразы легко членятся на короткие составные части. Все выступление выстроено по законам восприятия звучащего слова и восприятия его на слух, где всегда «господствует» ритм, усиливающий эмоциональность. Троекратные повторы держат этот стержень ритма.

В тексте речи проступает образ автора, хорошо знающего, что такое война, рассказывающего о ней без прикрас, без ложной патетики. Гайдару, безусловно, верили миллионы мальчишек и девчонок – он завоевал авторитет своими прекрасными книгами. Как точен выбор автора для такого выступления. И как прекрасно справился он со своей задачей.

Задача жанра радиоречи – вынести на суд общественности важную проблему социальной жизни, пропущенную через ум и сердце автора, выраженную в яркой публицистической форме. Цель – повлиять на мнение людей, убедить их в чем-то, сделать слушателей своими единомышленниками. Предмет жанра – определяется идеей и темой выступления, вариацией этой темы, размышлениями над проблемой, которая может касаться и разных тем, связанных одной мыслью. Отсюда и обращение к широчайшему спектру конкретного материала, который попадает в поле публицистического внимания автора. Авторская мысль не только объединяет этот разнохарактерный, на первый взгляд, материал, но и сама служит концентрацией проблемы, ее выражением, она сама – актуальная информация, «плоть и дух» радиоречи.

Форма прямого обращения, устного выступления требует нацеленности на аудиторию. Риторика, ораторское искусство: выступление на митинге, сходке, собрании, при стихийном скоплении людей, собравшихся на улице, на площади во времена социальных катаклизмов накопила с древнейших времен огромный опыт. Особенности такого выступления зависят от способности оратора мыслить публично, от отношения его к слушателям и слушателей к нему, от конкретных целей говорящего, от ситуации общения, от психологии масс (а иногда и толпы).

Выступающий на радио может не знать законов риторики, многочисленных приемов, направленных на овладение вниманием слушателей, тонкостей психологического общения в нестандартных ситуациях. Но об основных характеристиках специфики общения с аудиторией на радио он должен иметь необходимое представление.

Одна из главных особенностей ораторской публицистики – ее ориентация на реакцию слушателей, зависимость выступления от того, как воспринимается речь. На радио – эта саморегуляция речи должна быть предусмотрена, запланирована внутренне, и она должна проявляться в знании автором сильных и слабых сторон своего выступления и в ориентации на предполагаемую аудиторию. Важно, какую сверхзадачу ставит он перед собой: высказаться или быть услышанным.

И задача журналиста, пригласившего известного человека в студию, помочь ему учесть особенности произнесения речи в микрофон, нацелить на общение с невидимой аудиторией, реакция которой неизвестна говорящему. Ясность мысли, доступность языка, простота изложения – важные факторы завоевания внимания слушателей.

Выступающий у микрофона понимает, что он обращается одновременно к большой аудитории, которая по-разному относится к радиоканалу. Как найти своего слушателя? Как заставить оппонента задуматься над тем, о чем идет речь? Советы специалистов, долго работавших у микрофона (дикторов, актеров, журналистов), сводятся к тому, что автор должен представлять себе мысленным взором близких или знакомых ему людей и обращаться именно к ним, что и определит интонации собеседования с ними, а следовательно, поможет избежать менторского поучения, «вешания».

Ядро радиоречи, как уже было сказано, составляет мысль автора, размышления о том, что заставило его выйти к микрофону. Если мысль нова, оригинальна, остра, если она опирается на интересные аргументы, затрагивает те струны в душе слушателя, которые уже предварительно напряжены, выступление не оставит его равнодушным. Для этого нужно знать, представлять настроения разных групп людей, их чаяния и надежды. Выразительные фигуры живого языка: образы, сравнения, метафоры, поговорки, присловья, меткие народные словечки, – все они обогащают мысль, делают ее более доступной. Этим и интересна всегда речь самобытного писателя. Вспомним нестандартность, образность публичных выступлений А. Солженицына, высвеченных «сочными», незатертыми словами. Крупный писатель, как правило, человек со своим строем мысли, с особенностями выражения наблюдений, впечатлений, размышлений, со своим «почерком» живой речи, часто уже знакомым слушателям. В авторитете личности, в гражданской позиции автора, в его идеалах, которые он отстаивает, – немалая доля успеха.

Повторы, прямые обращения, ассоциации, аналогии несомненно уместны, если они органичны и несут художественно-публицистическую нагрузку. Штампы, клише противопоказаны радиоречи. Кроме случаев, когда оратор умышленно пользуется ими, чтобы «играть» на свою аудиторию, привыкшую к ним. Но автор не должен забывать: внутренняя логика, структурная сообразность, взаимоподчинение всех элементов речи делают ее целостным публицистическим произведением. Эта та цепочка, которая держит внимание слушателя и ведет его от одного тезиса к другому, дополняя, развивая ранее высказанную мысль. Один из важных приемов радиоречи – умение автора держать внимание слушателя. Этого можно добиваться ответом на предполагаемые вопросы, которые могут возникать по ходу встречи в эфире.

Радиоречь – жанр (по форме общения) монологический, но на самом деле это внутренний диалог с невидимым собеседником. Варьирование мысли, подход к ней с разных сторон будут учитывать противоположные точки зрения и тем самым привлекут внимание тех, кто в общем не одобряет позиции автора. Одним из главных условий эффективности радиоречи является глубокая убежденность автора в том, о чем он говорит. Искренность, исповедальность, естественность и вытекающая из них эмоциональная окрашенность создают атмосферу доверия, заставляют вслушиваться в произносимые слова.

Живое слово проявляет особенности личности, темперамент оратора. Оно обладает огромной энергией воздействия. Одним ораторам присущи страстность, пафос, другим – внешняя сдержанность, внутренне волевая форма выражения.

История свидетельствует: к такому «сильному оружию», к таким формам воздействия на аудиторию радио чаще прибегает во времена социальных потрясений. Именно тогда становится особенно востребованным яркое публицистическое слово, объединяющее людей, зовущее их к определенным целям, утверждающее социальные идеалы и духовные ценности.

В современном эфире радиоречь функционирует в одном из своих разновидностей – радиообращении. С ними выступают политические деятели. Их задача проанализировать важнейшие ситуации, сложившиеся в стране, оценить их, сделать заявление. Распространенная форма радиообращения – выступления кандидатов в депутаты властных структур разных уровней во время выборных кампаний.

Задачи и цели таких выступлений ясны: рассказать об особенностях своей партии, ее программе, если это независимый депутат – о его предвыборной платформе, в чем-то убедить своих потенциальных избирателей, повлиять на их выбор. Налицо все качества аналитической публицистики, необходимость использования ее арсенала. В таких выступлениях многое поучительно: и то, как строится система аргументов или учитываются представления об аудитории, и то, на что делается акцент.

Рассмотрим удачи и ошибки таких выступлений на подборке речей кандидатов в депутаты Ростовского областного Законодательного собрания (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

Выступление кандидата Ю. Кулочкина из Новочеркасска предварял его короткий рассказ о себе (он доктор наук, профессор Политехнического университета, знает проблемы города). Основную же часть выступления составило перечисление законов, которые необходимо принять на заседаниях будущей Думы. Интересны их отбор и их аргументация. Так, предложение о необходимости принять Закон о восстановлении промышленности, выпуске качественной продукции, предназначенной в первую очередь для потребления в Ростовской области, подкрепляли такие аргументы: предоставление рабочих мест, обеспечение заработка, гарантирующего достаточно хорошую жизнь работнику. Среди других предложений называлось принятие областного Закона, предусматривающего своевременную выплату работодателями зарплаты, Закона о пенсиях, а также областного Закона о перепрофилировании проекта Ростовской атомной станции на неядерное топливо. Помимо этого, предлагалось еще 7 проектов различных Законов (о защите интересов учителей, о контроле над радио и телевидением, о запрете продажи сельхозземель и т.д.).

Совершенно очевидно, что преобладает популистская тематика. Законы, связанные с повышением уровня жизни населения, безусловно, важны, но автор ни слова не говорит, как же добиваться того, чтобы деньги были в бюджете, как вывести экономику из кризиса. Желание познакомить слушателей с большим количеством информации сказалось на стиле выступления Ю. Кулочкина. Он говорил слишком быстро, стремясь в отведенное время сказать, как можно больше, совсем забыв о том, как такая скороговорка воспринимается на слух.

Совершенно иначе звучало выступление кандидата в депутаты Г. Рябова: спокойный темп, прямое обращение к слушателям.

Рябов.Уважаемые радиослушатели-дончане, дорогие земляки-новочеркассцы. 29 марта вы будете избирать законодательную власть области, которая будет определять жизнь и будущее некогда процветавшего и богатейшего Донского края. За последние только шесть лет так называемой перестройки, а правильнее будет сказать «развалостройки», экономика и социальная сфера Ростовской области пришла в кризисное состояние. В 1997 г. по сравнению с 90-м годом объем промышленного производства составил лишь 33%. Доля убыточных предприятий в сфере промышленного производства составила 40%. Область из первой десятки по своему экономическому потенциалу рухнула на 84–85 места из 89 регионов России. Область до основания криминализирована. Высок уровень заболеваемости, особенно среди детей.

В этом фрагменте выступления автор оперирует статистическими данными (в начале он очень четко отобрал факты, но последние два предложения повисают без цифр). Но главный недостаток речи автора в том, что он, приведя факты, не анализирует причин такого состояния дел, потому и отсутствует оценочная аргументация в его речи.

Рябов.Есть только один путь из такого тяжелейшего состояния: победа на выборах в Законодательное собрание кандидатов от Коммунистической партии и ее сторонников. Мы, коммунисты и патриоты России, готовы взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу простых людей труда и знаем, что делать.

Этот тезис опять-таки не подкрепляется аргументами: что же такое знают его сторонники, чтобы вывести страну из тяжелейшего кризиса, какими секретами обладает его партия. Это можно было бы сказать очень коротко: главное направление действий.

Дальше следует рассказ о себе.

Рябов.Коротко о себе. Рябов Георгий Владимирович. 43 года, русский, из шахтерской семьи, кандидат наук, доцент Новочеркасского государственного технического университета. Замдекана горногеологического факультета.

Коммунист с 1966 г., первый секретарь Новочеркасского городского комитета Коммунистической партии России, член президиума Ростовского областного комитета компартии России.

27 лет живу в Новочеркасске, он стал для меня родным местом. Здесь я встретил свою любовь, здесь родились мои дети: сын и дочь. Более 20 лет я работаю в университете. Я работаю на виду у всех, живу рядом с вами. Как и большинство, живу от зарплаты до зарплаты, частенько влезаю в долги.

Мы видим, как работает внешняя энергетика текста. Главный тезис: «Я – свой», упор на эмоции (семья), «Я – такой, как все» (заработок).

Рябов.Из-за отсутствия должного государственного финансирования науки и образования вынужден прервать работу над докторской диссертацией. Поэтому ваши трудности – это и мои трудности, ваша боль – это и моя боль, ваши протесты и гнев – это и мои протесты и гнев.

Оценка ситуации поддерживается и усиливается эмоциями: подчеркнуты ударения на слова. Троекратный повтор – усиление. И главное: связка «ваши – мои», объединяющая интересы кандидата и его потенциальных избирателей.

Рябов.Товарищи! Выдвинув меня кандидатом в депутаты Законодательного собрания, верю, что смогу защитить интересы людей труда, науки, образования, культуры, молодежи, детей.

Слово «Товарищи!» брошено как призыв. Но это усиленное ударение сбило выступающего: нарушилась грамматическая связь слов («выдвинув – верю»). Стоит обратить внимание еще на один прием: обращение сразу ко всем слоям населения, чьи интересы собирается защитить Рябов.

Рябов.Я не герой-одиночка. Рядом со мной соратники по партии, боеспособная организация народных патриотов. В Законодательное собрание я иду не один. Коммунисты и патриоты Дона выдвинуты из 45 округов.

Налицо приемы партийной агитации и пропаганды. Один из них: соединение слов «коммунисты и патриоты». Повтор слова «патриоты».

Рябов.При помощи депутатов Государственной Думы и патриотов из бывших глав администраций городов и районов области задача выведения края из пропасти нам по плечу. Коммунисты Дона идут на выборы с четкой программой действий, которая определила основные направления законотворческой деятельности областного собрания на период 1998–2002 гг.

Повышенные нотки интонации начинают падать, автор запутался в цифрах.

Рябов.Считаю, что законодатели страны, собрание Ростовской области должны законодательно обеспечить и обязать Правительство защищать работу основных фабрик и заводов, сняв удушающее налоговое бремя с сельхозпредприятий. Регулярно и поэтапно отчитываться перед избирателями о расходовании бюджетных средств, создавать рабочие места для молодежи, давать возможность повышать квалификацию, выплачивать зарплату, пенсии, стипендии и пособия в срок, остановить убийственную для трудового народа жилищно-коммунальную реформу. Продолжать реформу образовательной системы и здравоохранения, не лишая простых людей квалифицированного образования и медицинского обслуживания.

И здесь названы болевые точки социальной жизни населения. Все рассчитано на эмоциональное восприятие.

Рябов.Земляки! Новочеркассцы! Я готов защитить ваши интересы и права. Дело за вами! Поддержите меня, Рябова Георгия Владимировича!

Концовка представляет из себя классические призывы, подводящие итог по всем законам митинговой ораторской речи.

В данном случае перед нами тип радиоречи, рассчитанный на эмоциональное воздействие, обращение к своим сторонникам. Нет попытки, хотя бы кратко развернуть хоть какой-то тезис. Автор и не думает обратиться к тем, кто сомневается.

И еще один тип речи – обращения. С ней выступил независимый депутат, диктор Ростовского радио В. Лагутин. Он строит свою речь на критике существующей власти, но все его аргументы обращены к каждому, а не ко всем сразу. Основное достоинство его «радиоречи» – эмоциональная профессиональная инструментовка звучащего текста, напористость, убедительность, которые повышают выразительность речевого воздействия.

Эти примеры показывают: на радио важно также звучание живой речи, учет ее особенностей, определяемых природой слуха.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. Что составляет цель и предмет радиоречи?

2. Назовите важнейшие выразительные средства языка, используемые в публичном выступлении.

3. Как учитывает в своей радиоречи оратор, публицист предполагаемую реакцию слушателей, их отношение к предмету разговора?

4. Каковы формы обращенности к аудитории в публичном радиовыступлении?

5. Как проявляется индивидуальность автора в радиоречи?

6. Каковы различия речи, прочитанной по заранее написанному тексту, и речи «живой», импровизированной?

7. Каковы особенности работы публициста в прямом эфире?

8. Разыщите тексты ораторских выступлений, опубликованных в печати, А. Луначарского, И. Эренбурга, В. Вишневского, О. Берггольц, Ю. Черниченко, В. Зорина, И. Андроникова и др. Проанализируйте индивидуальные особенности, стиль, систему аргументации, приемы полемики, использование языковых выразительных средств в этих выступлениях.

1 Цит. по: Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. М., 1976. Т. 2. С. 122–123.

2 Словарь иностранных слов. М., 1987. С. 436.

3 История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания. 1917–1945. М., 1991. С. 228–229.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 584. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.022 сек.) русская версия | украинская версия