СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ СТАТУС БИОЭТИКИ
Ноосфера как глобальная сфера разума вступает в новую фазу эволюции. Высокие технологии все больше воздействуют на судьбы народов и отдельных людей. Сегодня они нацелены на вторжение в общественный и индивидуальный человеческий организм. Есть мнение, что в ближайшем будущем начнется широкое внедрение в организм человека датчиков и эффекторов, получивших наименование микро- и нанороботов. Все это множество невидимых искусственных помощников позволит осуществить биологический мониторинг, физиологическую регуляцию, биомедицинский контроль и лечение. В результате этого организм человека будет становиться все более «прозрачным» и управляемым. В этом случае будет сложно разграничить воздействие в интересах здоровья личности и воздействие в интересах общества. Сегодня биоэтика становится важнейшим компонентом социально-культурной деятельности людей. Она является философской, морально-правовой, профессиональной составляющей не только деятельности медиков, но и работников социально-культурной сферы в их работе с населением, а также научного и творческо-созидательного труда ученых, специалистов научно-исследовательских, экологических и других образовательно-просветительских государственных органов и учреждений, общественных центров и организаций. По сравнению с традиционной этикой и деонтологией биоэтика приобрела особый научный и социально-культурный статус. Она дает этико-правовые наставления всем специалистам, имеющим отношение к сбережению жизни и здоровья людей. Это и обусловило ее уникальное специфическое содержание. Биоэтика характеризуется следующим: - она имеет универсальный моральный характер; - все ее предписания нормативны с правовых позиций; - она публична; - она отличается философской концептуальностью. Концептуально-содержательным наполнением биоэтического учения являются гуманно-философские основания, этические традиционные идеалы и принципы, правовые требования ко всем, кто имеет прямое или косвенное отношение к любым жизненным процессам на Земле и задачам сбережения и укрепления здоровья людей. Эти задачи указывают на необходимость воспитания уважительного отношения к жизни и сохранению чести и достоинства личности. Согласно биоэтике любое решение ученого, медика должно быть справедливым в социальном отношении, нравственным с моральноправовой точки зрения и компетентным. При этом весьма важны профессионализм врача и информированность пациента. Совместная деятельность медика и пациента предполагает, что ответственность за конечный результат лечения лежит не только на враче, медсестре, но и самом пациенте. Это новая тенденция в сфере современного здравоохранения. Она требует выработки принципов гуманистической ориентации в лечении. Важнейшими компонентами в биоэтике стали гуманитарные знания, гуманистические идеалы и ценности в жизни и деятельности человека. И это не случайно. Дело в том, что гуманистическая составляющая биоэтики увязывается с идеалом организации социально справедливой и высоконравственной жизни людей. Гуманистический концепт сбережения здоровья людей уже по определению человечен. Однако, будучи обусловлен философским смыслом сохранения достоинства личности, полностью не может совпадать с понятием «гуманность». Гуманитарность и гуманность несут в себе довольно разные смысловые нагрузки. В словарях нет пока разграничения этих категорий. Не вдаваясь в историко-философские нюансы, надо согласиться, что, несмотря на совпадающую корневую основу терминов «гуманитарность» и «гуманность», восходящую к слову «Homo» (человек), они качественно разные по смысловому содержанию и функциям. Под гуманностью принято понимать врожденное общечеловеческое качество людей любить и ценить себе подобных, т.е. жалеть, сострадать и оберегать от разного рода неприятностей и напастей весь род человеческий, а также его отдельных представителей. Это чувство у людей возникает уже в раннем детстве. Понятие «гуманность» исторически рассматривается и как мировоззрение, согласно которому человек является высшей ценностью. Оно указывает на наличие у людей высоких нравственных качеств: чести, справедливости, доброты, сострадания. Гуманность, по мнению отечественных философов, означает сочувствие, заботу и внимание к другому человеку, уважение, доброе отношение к людям. В жизни гуманность проявляется в спасении человека, восстановлении его физического и психического здоровья, формировании чувства собственного достоинства. Понятие «гуманитарность» указывает на философскую доктрину целенаправленного воздействия на человека в целях развития его физических и духовных качеств. Оно указывает на уникальную человеческую способность саморазвиваться и самосовершенствоваться. Происхождение этого термина связывают с латинским словосочетанием «studia humanitatis» - гуманитарные студии. Эти студии, возникшие в начале эпохи Возрождения, представляли собой комплекс обучающих средств и способов, направленных на всестороннее и гармоничное развитие людей. В это время были разработаны меры, ориентированные на раскрытие человеческих качеств, способностей, возвышающих человеческое достоинство. Был осмыслен целый комплекс знаний, направленных на поиск путей, методов и средств формирования образованной, культурной личности, на воспитание у нее таких рациональных и нравственных качеств, которые способствовали бы ее творческой активности. В обыденной жизни понятия «гуманитарность» и «гуманность» нередко употребляются как тождественные. А это не совсем корректно. Гуманитарность характеризует цели и задачи открытия и развитиятворческих, созидательных сугубо человеческих качеств. А поэтому гуманитарная помощь направлена на создание условий раскрытия неких потенциальных способностей человека (например, строительство стадионов, домов культуры, библиотек, учебных заведений), а гуманная помощь - на сохранение здоровья и возвышение духа человека, испытывающего дефицит собственной самодостаточности. Гуманно помогать тем, кто попал в беду, т.е. оказался жертвой или природных катастроф, или тем, кто попал в плен интеллектуального оболванивания. Нормы, принципы и правила биоэтики как одной из гуманитарных наук становятся необходимым условием безопасности и сохранения и жизни людей. Они являются и эволюционно-поступательным шагом, формационным условием развития мышления, мировоззрения и самосознания медиков. Все это сказывается на познании человека, позволяет выявить в нем интеллектуально-нравственный и правовой статус как обстоятельство обеспечения здоровой творческой жизни в индивидуальном и общественном определении нравственного фактора развития человека и человечества. Поэтому специалист, особенно медик, не может нарушать нормы и правила не только общества, но и моральные и правовые требования, предъявляемые к научным исследованиям и мерам по улучшению жизни человека. По-прежнему актуальны сегодня философские вопросы: «Как человеку стать Человеком? Почему человека, собственно, надо постоянно развивать?». Эти вопросы не дают покоя философам, этикам, а в последнее время и медикам. Причем на каждом новом этапе научнотехнического прогресса они стремятся разработать универсальный системный метод улучшения природы человека. Философско-этическое осмысление этих и подобных им вопросов - труднейшая задача теоретической и практической медицины. Гуманистические принципы биоэтики значительно приблизили решение этой задачи в духе укрепления гуманитарно-нравственной атмосферы в системе здравоохранения. Биоэтика начинает играть все большую роль в медицинской науке и лечебной практике. Она призвана решить гуманитарную задачу сбережения и укрепления здоровья человека, упреждения его преждевременной смерти. Медики сегодня правомерно ставят вопрос и о своих достоинстве и чести. Честь и достоинство личности - гуманистические оценочные категории, которые указывают на степень освоения моральных принципов людьми и представляют единую целостную общественную и индивидуальную характеристику всех поступков человека. Честь, например, выступает условием выполнения врачом и медицинской сестрой своего гуманного долга. Как гуманный феномен честь медика связана с общественным признанием его поступков. Поэтому честь должна быть присуща каждому медику как уни- кальной личности. Она связана с профессиональным стремлением медицинских работников добиваться высокой оценки окружающих, прежде всего пациентов и их родственников. Честь воздается врачу и медицинской сестре в соответствии с той общественной оценкой, которую они получают за свои гуманные качества гражданина и представителя медицинской профессии, по совести выполняющего профессиональный долг. Конечно, поддержание чести и достоинства во многом зависит от самих специалистов, но не только, ведь они в немалой степени зависят от экономических и культурных условий (оснащение современным медицинским оборудованием, необходимыми лекарственно-фармацевтическими средствами, постоянное повышение квалификации, достойное материально-финансовое вознаграждение за труд). Аморально, когда труд медиков не оценивается в обществе по достоинству. Кроме социально-экономических факторов, большое значение в защите чести медиков принадлежит общему культурному и социально-правовому состоянию самого общества. В условиях отсутствия законов, которые не опираются на традиционные моральные нормы, медикам приходится брать на себя ответственность за трансплантацию, реанимацию, аборты и т.д. В случае негативного отношения общественности к этим акциям медикам приходится защищать свои честь и достоинство, опираясь на нравственные традиции и общечеловеческую мораль. На эти непростые ситуации биоэтика обращает особое внимание. Необходимо выработать социально-культурные и морально-правовые нормы и принципы для ученых и медиков, чтобы пробуждать у них совесть специалиста, которая сдерживала бы их от опытов по созданию новых видов растений и животных методами генной инженерии, и особенно от клонирования людей. Современный медик тоже должен проявлять свои гуманистические идеалы и принципы в научной и практической деятельности. Философский гуманизм как этика человеколюбия сопряжен с укреплением гражданской ответственности, которая всегда зависит от общественной морали. Распространение идей гуманизма в сфере медицины создает новые акценты в содержании целей и мотивов научного познания. Это дает основание считать, что сегодня люди становятся свидетелями формирования новых направлений философии - биософии и научно-медицинской философии. С этим явлением сегодня связывают надежды на новые перспективы в разработке концепции борьбы с болезнями, укрепления здо- ровья человека, его телесных и духовных сил, продления активной качественной жизни без разрушения естественной природы. При этом следует помнить, что врач не всегда в силах вылечить болезнь, иногда он может только продлить жизнь пациента, протекающую в мучениях. И здесь возникает глубокий философский вопрос: «Как можно освободить больного от мучающей его боли и страха перед преждевременной смертью?». На этот вопрос также ищет ответ биоэтика. В наше время наметился прогресс в понимании ценности жизни, задачи ее сбережения и качественного преобразования. Биоэтика как моральноправовая доктрина об осознании самоценности жизни направлена на ее сохранение на Земле в естественном состоянии и в связи с этим - на поддержание здорового образа жизни людей, творческой активности личности, защиту прав человека на самостоятельное свободное определение своей собственной индивидуальной деятельности в сфере личных интересов и потребностей. Высокая степень потенциальной и реальной опасности для современного человечества, появляющейся из-за отсутствия научных гарантий сохранения биологического, психического и ментального здоровья человека при использовании достижений ряда инновационных биомедицинских технологий, требует от ученых и медиков предупреждения, а в особых случаях даже недопущения их использования в клинической практике без скрупулезной предварительной биоэтической экспертизы. Именно такой подход позволяет актуализировать такой социально-культурный феномен, как повышение у них личной морально-правовой и профессиональной ответственности. Ключевыми понятиями здесь становятся личный свободный выбор и нравственная оценка профессионального отношения ко всему живущему на Земле. Они становятся теми инструментами опережающего переживания, когда ситуации возможного вреда жизни или здоровью проигрываются в экспертной среде, оставаясь в рамках сценария «что было бы, если?..».
|