Студопедия — ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА






Размышляя об ухудшении экологической обстановки и природного здоровья людей в условиях техногенной цивилизации, ученые и медики приходят к выводу, что человек, теряя биологическую способность к самосохранению, не только не в силах бороться против традиционных недугов, но и обретает новые. Одним из явных симптомов этого стало появление новых болезней - так называемых болезней цивилизации. Именно благодаря подъему культуры и распространению идеи цивилизационного развития людей в человеческом обществе утратилась особая острота чувства самосохранения, и практически тогда же значительно уменьшилась роль благодетельного естественного отбора. Залогом развития каждого отдельного чело-

века и человечества в целом становится стремление к собственному качественному изменению.

Человек, оставаясь в известной степени биосоциальным существом, не может идти против законов природы и общества, которые, в свою очередь, не нуждаются в какой-либо помощи и поддержке извне. Действие же естественного отбора в мире животных и в человеческом обществе тоже не прекратилось и поныне, просто оно осуществляется сегодня и проявляется несколько иначе, через социально-культурные факторы. К счастью для людей и человечества, всякий его индивид - достаточно автономная единица, способная под воздействием как природных, так и социально-культурных обстоятельств отклоняться в своем физическом и духовном развитии от специально вкладываемых в него системой образования и воспитанием. Эти отклонения, в конечном счете, являются залогом развития каждого отдельного человека и человечества в целом. Конечно же, очень соблазнительно каждому человеку быть хозяином своей судьбы, не ждать милостей от природы, не плутать в жизненных потемках и не совершать ошибок. Но, как говорил булгаковский сатана в романе «Мастер и Маргарита», о каком планировании судьбы может идти речь, когда тебе не известно даже собственное ближайшее будущее.

На уникальную роль социально-культурной теории оздоровления всего человечества и в его биологическом, и в духовном плане с давних времен претендовала евгеника (греч. eugenes - хорошего рода, благородный). Слово и смысл самой науки возникли как стремление создания благоприятных условий для сохранения естественного качества всего человеческого рода. Евгеника в наше время стремится уже, как наука неоевгеника, опереться на достижения современной генетики и генной инженерии. Евгенические средства и методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение в людях, да и во всем человечестве в целом. Проблема эта для современного общества людей весьма актуальна и заключается она в том, что эти факторы обновления природы человека должны осознано регулироваться исходя из блага человечества, или ими следует заинтересовано и умело манипулировать в корпоративных и групповых интересах. Именно все это во многом говорит о необходимости философского переосмысления проблемы улучшения человека, а точнее - развития человеческого в человеке.

Названная проблема, стремление ученых и медиков оздоровить и качественно улучшить весь человеческий род, вызвана не только

кризисным состоянием органического сопряжения социально-культурного и естественно-природного начал в обществе и их воздействием на саморазвитие человека. Строго говоря, человек по сей день развивается естественно, но в большей степени он конструирует уже себя сам на протяжении всей истории, поскольку эволюция человека подчиняется более сложным законам, чем эволюция других живых систем. Но в начале XXI в. речь идет уже не только и не столько о том, что эволюция человека вышла за пределы биологических законов и закономерностей, а о том, что ускоряемая развитием научных технологий биологическая эволюция человека приведет, в конце концов, к появлению особого слоя людей, опережающих других и по физическим, и умственным качествам. Все это сегодня требует от ученых особой философской рефлексии, поскольку именно философия - единственная форма познания, которая не только не считает вопрос о человеке и его жизни уже решенным, но и сознает, что он не будет иметь окончательного решения. Как уже неоднократно отмечалось, слово «жизнь» имеет чрезвычайно обширное смысловое значение: это и жизнь Вселенной, и жизнь биоса, и жизнь человека, и общественная жизнь, и духовная жизнь и т.д. Ученых и философов интересует жизнь во всех ее аспектах, но прежде всего как изначально особая форма существования и развития материи, т.е. как ее уникальный «жизненный порыв» (Бергсон). Они стремятся понять и объяснить сущность жизни, которая состоит в возникновении и постоянном, непрекращающемся воспроизведении себя как вида и созидании новых форм. Жизнь, по мнению ряда ученых и философов, является естественным способом возникновения и существования совокупности различных организмов планеты и сохранении взаимного сопряжения специфических внутрисистемных связей и отношений. Это есть сосуществование уникальных природных целостностей, а их ценность определяется в зависимости от человека и его потребностей, о чем свидетельствует естественная взаимосвязь между жизнью биоса и человеческой жизнью.

Жизнь на планете Земля воплощается во множестве форм и на разных уровнях вплоть до человеческого уровня, но, несмотря на это, она всегда остается единой. Все ее формы и видовые проявления не существуют сами по себе, они естественно связаны сложными взаимоотношениями и образуют единый комплекс бытия жизни - биосферу. Взаимосвязи в живой природе при этом уникальны. Именно они и осуществляют тот самый биогенный круговорот

веществ, который называется самой жизнью и не дает ей прерваться. Взаимосвязи в биосфере очень стойкие и в то же время они весьма хрупкие: достаточно разорвать в них хотя бы одно из звеньев, и может погибнуть вся цепь взаимоотношений живой материи. Не зная всего этого и не задумываясь о возможных негативных последствиях, человек нередко так и поступает. Биосфера, с одной стороны, это среда жизни всех людей, а с другой - в значительной степени подвержена влиянию его творческо-созидательной человеческой деятельности. Это обстоятельство налагает на человека особую моральнонравственную ответственность за жизнь как таковую и свою - человеческую.

 

Человек должен уметь нравственно решать все возложенные на его эволюционном пути конструктивные задачи и самое главное - понимать и принимать на себя всю ответственность за последствия возможных негативных действий. И, что самое важное, иметь достаточно мужества, чтобы взять на себя всю эту ответственность, а не перекладывать на кого-либо другого. Ведь каждая новая эволюционная фаза в развитии человека, цивилизационной жизни человечества соответствует определенному уровню моральных и нравственных позиций людей, высокогуманному уровню их самосознания, проявляющегося в таких качествах, как совесть и личное мужество. И чем выше уровень саморазвития цивилизации, тем выше степень морально-нравственной ответственности всех людей цивилизации в целом и отдельных ее представителей.

Согласно учению антропосоциоцентризма единственным и высшим критерием в шкале морально-этических ценностей является человек, а каждый биологический вид оценивается им только с позиции его целесообразности и полезности для человека и его творческо-созидательной деятельности. При этом биоцентризм исходит из многомерности живого мира, каждый объект которого неповторим и самоценен независимо от степени его полезности для человека. Поэтому человек сам должен заботиться о сохранении всех видов и объектов живой природы, не допуская потерь в ее биоразнообразии. Такое цивилизованное отношение к живому миру требует философской переоценки и коренного пересмотра всех прежних традиционных этических принципов, норм и императивов и делает возможным создание принципиально нового морально-нравственного отношения к живой природе и самому человеку. Эта новая этическая концепция призвана включать в себя защиту среды обитания всех земных животных, диких и домаш-

 

них братьев наших меньших, и не столько для человека, а сколько от самого человека во имя жизни человека.

В наше время наиважнейшим императивом становится бережное отношение к жизни вообще, от чего напрямую зависит здоровье людей и все живущее на планете. Но это может остаться лишь благим пожеланием, если человек не возьмет на себя нравственно-правовую ответственность за жизнь на Земле, т.е. если не произойдет гуманизация общественного сознания. Чтобы бережно относиться ко всему живому на нашей планете, людям необходимо осознать системную интеграцию философского, правового и научно-биологического представления о естественной жизни с философско-научным пониманием угрозы вымирания многих живых организмов, которая реально существует в наше время. Система (греч. system - объединение разнообразия в целое) этических и правовых учений объединяет основополагающие моральные нормы, правила и принципы поведения человека в некую целостность - биоэтику. Она помогает людям осознать представления о добре и зле, осознать в этом свете проблемы человеческой жизни и его деятельности.

И все это сегодня вновь ставит на повестку дня науки и медицины задачу улучшения самой природы человека или евгеники, т.е. облагораживания его естественной природы. Евгенику можно считать своего рода эволюцией в развитии человека искусственным путем. Кстати, пионером евгенической идеи считают Платона, разработавшего структуру идеального государства и пытавшегося внедрить ее на острове Сицилия. Лучшие женщины острова должны были отдаваться наиболее достойным его гражданам, и в первую очередь философам. Однако история евгеники началась еще задолго до Платона. Уже не одно тысячелетие предпринимались убийства физически слабых младенцев. А сегодня есть такие религиозные секты, которые, наоборот, отказываются вообще от какого-либо вмешательства врачей. Естественно, современные философы, ученые, медики не придерживаются столь крайних точек зрения на евгенику.

 

Залог развития в изменении, всякая стабильность ведет к стагнации и, в конечном счете, к гибели. Это в полной мере относится к физическому и нравственному здоровью человечества. Именно поэтому на рубеже XIX-XX вв. в Западной Европе сложилась ситуация, когда некая возможность и кажущаяся необходимость сошлись и породили евгенику. Возможность практического улучшения человеческой природы давали, как представлялось, такие передовые

научные теории того времени, как дарвинизм и генетика. Опираясь на кажущееся овладение тайной эволюции жизни, большинство ученых и популяризаторов новой тогда теории не захотели ограничиться только сферой флоры и фауны, как это фактически сделал сам Дарвин, а естественным образом обратились к проблеме человека, его происхождению и развитию. В связи с этим рассуждения об улучшении человека заняли ведущее место в работах евгеников начала ХХ в., как отечественных, так и зарубежных.

Как научное направление евгеника была впервые оформлена в 1883 г. английским антропологом и психологом Ф. Гальтоном (1822-1911). Он ее определял как «изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений». Так же с научных позиций в 1929 г. Дж. Бернар (1901-1971) выдвинул идею, согласно которой «аристократия научного разума» (Бернар) создает мир, управляемый учеными-экспертами. Последние и должны превратиться в новый вид людей, оставляющий человечество далеко позади. А вот Тейяр де Шарден (1881-1955) считал, что необходимо создать целостную теорию и практику улучшения человека - «ноосферу», конечным идеалом которой будет не улучшение клана избранных людей, а интеллектуально-нравственное саморазвитие всего человечества.

Сегодня все проблемы эволюционно-евгенического улучшения людей органично связали и социально-философский, и научномедицинский подход к их жизни. С ним важнейшие морально-правовые и биомедицинские вопросы приобрели в настоящее время особую остроту в связи с достижениями генной инженерии. Хотя это осознали еще далеко не все, в том числе многие ученые, медики и философы, тем не менее де-факто человечество находится на пороге целенаправленной эволюции. Пока ученые и медики сходятся лишь в том, что желательно исправлять все дефектные гены в зародышевой клетке человека и устранить недостатки в уже сформировавшихся организмах. Современные достижения в области генетики и генной инженерии создали и продолжают создавать технические и технологические возможности для изменения природы человека, а главное, они дают ему новые надежды в поддержании и укреплении здоровья. Поэтому ныне предметом научно-медицинского познания и при этом морально-нравственного осмысления сбережения и поддержания жизни людей, упреждения болезней и преждевременной смерти

остаются острые вопросы, связанные с осознанным отношением к неизбежной смерти.

Правда, при осмыслении этических и правовых проблем в развитии современной медицины, как правило, обращаются к событиям, когда смерть была в центре не столько научных, сколько острых идеологических и политических споров. Ныне рассуждения о роли и значении медицины на ее воздействия на жизнь людей непосредственно связаны с философией справедливого распределения всех жизненных ресурсов между ныне живущими и будущими поколениями. Сегодня предметом особой заботы врачей зачастую становится забота о будущем здоровье и благополучии еще не рожденного или даже еще не зачатого человека. Однако медицина по-прежнему таит в себе множество социально-культурных и морально-правовых проблем, которые практически связаны с неоднозначным, а с вероятностным суждением о жизни и смерти.

 

Можно сказать, что биоэтика как новая нравственная доктрина стала своеобразным способом сбережения жизни в ее естественном состоянии и укрепления здорового образа жизни человека и его прав на свободное, самостоятельное определение своей творческой деятельности. Это касается защиты права человека на свободный личный выбор им качественной, здоровой жизни или, при понимании им неминуемости смерти, добровольного принятия решения об оказании ему профессиональной помощи в этом направлении. Осознание сути проблемы морального права человека на добровольную смерть, если его болезнь действительно неизлечима и его страдания невыносимы, составляет содержательный стержень эвтаназии.

Проблемы отношений людей к смерти с древности подразделяли на три большие группы. Первая группа связывается с отношением людей к жизни и наступлению смерти в результате их личного пренебрежения к сохранению своего здоровья, недосмотра врачей или невежества самих пациентов. Вторая группа отношений людей к смерти, философски говоря, связана с осознанием ими объективной ее предопределенности, т.е. когда недуг, а затем и смерть наступают вследствие внутренней врожденной патологии. И третья группа отношения к заболеваниям и смерти восходит к условиям жизни и деятельности людей, которые объективно воздействуют на них извне. Имеют ли люди моральное право на свободный выбор ими образа и стиля жизни, а также на добровольный уход из нее? Речь идет об эвтаназии как намеренном ускорении наступления смерти при

участии медиков. Сегодня вопрос о ее легализации вызывает бурные дискуссии и в мире в целом, и в России.

Противостояние осмысления феноменов жизни и смерти - это одна из вечных тем философствования, дающая возможность раскрыть, оценить и понять широкий ценностный спектр самой жизни и деятельности человека и, в частности, ряд идей и принципов биоэтического самосознания. В заключение целесообразно еще раз следует напомнить слова А. Швейцера, который трактовал общественный прогресс исключительно как духовно-нравственное движение. «Благоговение перед жизнью» - идея, ставшая ключевой и для его новой идеологии, и для мировоззрения, и для аксиологии. Мироутверждение и жизнеутверждение у него сосуществуют, внутренне сопряжены, ибо основаны на идеалах гуманизма. Жизнеутверждение - это духовно-нравственный акт, в котором человек, наконец, перестает жить бездумно, безнравственно и сам целиком посвящает себя своей жизни с благоговением, чтобы возвысить ее до истинной земной и космической ценности.

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия