Www.1000ideas.ru. У каждого человека есть свой набор притч (анекдотов, что одно и то же) или на худой конец, пословиц и поговорок
Не помогай рису расти! У каждого человека есть свой набор притч (анекдотов, что одно и то же) или на худой конец, пословиц и поговорок, которые, собранные вместе, составляют его жизненное кредо, описывают его характер.В частности, поэтому такое понятие, как «национальный характер» не более чем вредный и опасный миф – у любого народа пословицы противоречат друг другу и нисколько не единообразны! На каждую «народную» пословицу можно найти у этого же народа другую, утверждающую обратное. А вот у человека – видимый и стабильный характер есть. И человек, как правило, собирает мудрые высказывания и истории, с миру по нитке, чтобы показать свой характер и себе, и другим. Особая статья – люди, занимающиеся в той или иной степени – творчеством. У них свой набор притч и пословиц. И, как показывает опыт, все творческие люди схожи между собой. Они в конце концов всегда приходят к пониманию того странно звучащего факта, что в момент творчества их устами всегда говорит божество (муза), что сами они тут ни причём и все свои лавры получают незаслуженно. Ну, а говорить божественному голосу: «Быстрее, быстрее, что ты там мямлишь?», как-то… неприлично, да? Получается, что всех по-настоящему творческих людей объединяет … неспешность. Я хочу рассказать одну китайскую (разумеется, даосскую) притчу и немного помедитировать над ней. В древние времена не было эрзац-продуктов в супермаркете и люди жили тем, что сумели сами вырастить на клочке земли. Поэтому Голод был частым гостем городов и деревень, а Голодная Смерть была его уродливой спутницей. Было так, что некий крестьянин (обременённый, как все чадолюбивые китайцы до известного Указа – большой семьёй) высадил на своём крохотном заливном лугу посевной рис и стал ждать урожая, чтобы было чем прокормить домочадцев и чад. Но китаец этот был нетерпелив, ему казалось, что всходы риса пробиваются слишком медленно. Он хотел, чтобы листики тянулись к солнцу поживее и потому заставил всех своих детей и жену со служанкой каждый день выходить в поле и тянуть всходы риса, «помогая ему расти». Рис, как известно, растёт в воде. Вытянутые из земли корешки – подгнили от такого усердия и всходы дружно… погибли. Притча заканчивается так: «А крестьянин вместе со своим семейством умер с голоду». А теперь давайте помедитируем над этой притчей. Речь в ней идёт, как Вы понимаете, о Природе и её циклах. И о том, что попытка их «отменить», «переиграть», всегда оборачивается для человека – бедой. Успех же, напротив, ожидает того, кто умеет СИНХРОНИЗИРОВАТЬ свои креативные усилия с Креативной Поступью Природы, жужжащей веретеном сансары ровно, ритмично, не терпящей синкоп и вообще отсутствия музыкального слуха у дерзнувшего ПОДРАЖАТЬ ЕЁ РЕМЕСЛУ. Для того чтобы вырастить поистине прекрасное произведение, ему надо дать дозреть, как сливе, вольно растущей на дереве. И она сама упадёт в свой срок… Эта притча учит: не всё зависит от человека и его усилий. Нельзя недооценивать, но нельзя и переоценивать пользу от своих усилий – бывают такие стадии алхимического процесса, когда вмешательство человека – только во вред делу. Попытка убыстрить ход событий чревата катастрофой. И тогда, не догадываясь, сколько же времени ещё придётся потратить на ожидание, остаётся сказать лишь: «на волю Твою уповаю». Или то, что говорят в этих случаях менее склонные к пафосу люди.
|