Всё связано со всем и отражается во всём. Знающий это – умеет изобретать, просто…наблюдая. Как? Читайте в этой статье.
Наше мышление прокладывает себе привычные дороги-колеи, из которых потом само же не в состоянии выбраться. Множество существующих креативных техник нацелены только на то, чтобы помочь творческому уму вырваться за пределы построенной им же темницы, темницы, где все предметы “разложены по полкам” и потеряли связь друг с другом. Было ожерелье из бисера с хитрым плетением и сложным орнаментом. Но разорвали ожерелье, и разложили весь бисер по цвету и по размеру. Бисер в порядке, но ожерелья-то – нет! Орнамент исчез. Что ж… Восстановим! Эта техника – одна из тех, что разрушают преграды на пути к целостному видению мира и всех его деталей, преграды, возведённые нашим умом. Вам предстоит немного «поиграть», поэтому если Вы заранее против каких-либо «игр разума» и не верите в их пользу, то, … пожалуйста, всё-таки попытайтесь выключить на время свой скептицизм и включить – воображение. Итак, техника на самом деле очень проста. Когда Вы работаете над какой-то проблемой, над каким-либо товаром или продуктом, в общем, что-то изобретаете, Вам нужно попытаться сравнить ЭТО с чем-то похожим (предметом или процессом), только взятым из совсем другой сферы применения. Чаще всего для подобного сопоставления берётся что-нибудь из живой природы. Клод Леви-Стросс, французский антрополог, изучавший архаические мифы и представления об устройстве Вселенной, вывел формулу, которой по его мнению придерживались древние, но на которую ориентируется человечество и по сей день: “Всё связано со всем и отражается во всём”. Он назвал это “формулой оборотничества”. Данная нами техника креативности учит смотреть на мир глазами древнего шамана, древнего изобретателя-демиурга. Если Вы увидите взаимосвязь вещей, если вещи будут представлены Вами не “по отдельности”, то Вам станет очень легко творить. Природа будет читаться Вами как книга, язык которой Вам понятен и лёгок. Что же делать конкретно? Вам нужно написать небольшой список тех вещей и явлений, которые похожи на то, чем занимаетесь сейчас Вы. Список может включать в себя только один предмет, но это будет действительно «попадание в точку». Эта работа стоит усилий, и она не так проста, какой кажется на первый взгляд. В конце-концов, написав этот список, Вы начинаете его уточнять. Каким же образом? Путём подстановки двух противоположно направленных вопросов: 1) «Что общего у этого “схожего предмета” с моей задачей?», 2) «Чем они всё-таки различаются?» Сравнивайте сходства, а затем, сравнивайте различия. Например, Вы работаете над усовершенствованием некоего инфракрасного датчика… С чем из того, что есть в живой природе, его можно сравнить? С человеческим глазом, конечно! А из неживой природы? Я бы сравнила с морским маяком… теперь сравнивайте Вы: чем они схожи, а чем разнятся? Используя эту игру, умеющий мыслить человек в конце-концов становится новатором-изобретателем. Его ум выходит за привычные рамки, обретает «четвёртое измерение». Этим же путём (путём бионики) идёт и кибернетика. Кибернетики вместе с биологами внимательно наблюдают за живыми организмами и используют полученные сведения для создания новых приборов, механизмов или материалов. Ну а наша техника креативности (Техника «На что это похоже?»), чем она отличается от бионики и кибернетики? Тем, что от Вас не потребуется знаний на уровне учёного-биолога, от Вас не потребуется слишком глубоких, специализированных знаний. Для того, чтобы родилась новая идея, иногда вполне достаточно поверхностного наблюдения за окружающим миром. Но некоторые не умеют и этого. Итак, при раскладе Вам выпала из колоды именно эта карта… Перед нами всё тот же шут, дурень, дурак со своей верной собачкой. В карте «Дурак» он шагает ногой с обрыва, но ведь путь его только начинается! Поэтому нам остаётся только догадываться, почему же, «упав» с высокой горы, он как ни в чём ни бывало продолжает свой путь? А всё просто – он не упал, он научился летать. В тот самый момент, когда сделал шаг в пустоту с обрыва… И сейчас мы видим его за странным и вдохновляющим занятием: усевшись верхом на хорошую, крепкую,облюбованную заранее ветку, он делает из неё «Чистомёт-2000», самодельную метлу для игры в квиддич ил просто поездок по округе с ветерком… Он уже давно умеет летать, и как только пила допилит остатки дерева, ветка взмоет ввысь, сделает несколько крутых виражей, собака зальётся лаем и весело побежит за хозяином, объезжающим новый воздушный транспорт… В чём фишка этого улыбающегося простофили, который с точки зрения непросвещённых обывателей, знающих мало и видящих недалеко «рубит сук, на котором сидит»? А он умеет Летать, ясно сообщает нам заглавная буква «Л».
|