Www.1000ideas.ru. Человек является человеком (а не курицей, например) только потому, что он подчинил себя набору (порой
Симпосион Человек является человеком (а не курицей, например) только потому, что он подчинил себя набору (порой, жёстких) ритуалов. Одним из таких древних ритуалов является совместная трапеза. В нашем сегодняшнем мире она давно уже выродилась в…пошлый банкет. Пришла пора вспомнить её истинную сакральную функцию. Знаете ли, трапеза, подчинённая жесткому регламенту, ритуалу, имела под собой цель – вызвать вдохновение, контакт с Божественным. Начиналась она всегда «возлияниями богам». Первое вино не выпивалось, а выливалось на жертвенник. Таким образом, боги становились соучастниками трапезы, которая и давалась в их честь. Боги, герои, духи дома и рода – лары и пенаты, все они незримо витали над столом, за которым возлежали мужи, собравшиеся на симпосион. Симпосион – это традиция средиземноморской, а шире – вообще, южной, культуры. Отдалённое представление о том, что это такое, может дать нам воспоминание о традиционном грузинском застолье. Пересмотрите замечательный фильм Георгия Данелии «Мой дядя Бенджамен». Виноградную косточку в тёплую землю зарою. Что характерно, так это последний, самый сакральный и таинственный куплет этой известной песни: И когда заклубится закат, по углам залетая, Перед взором героя Окуджавы проплывают христианские символы! Перед взорами древнегреческих мужей проплывали их олимпийские боги, откликнувшиеся на призыв. Этот древний архетип трапезы продолжила христианская Тайная Вечеря – трапеза Иисуса с его двенадцатью апостолами. Это же понимание трапезы как прямого обращения к богам легло в основу христианского таинства причастия (эвхаристии). Хлеб и вино – суть тело и кровь принесённого в жертву бога. Поедая его, люди становятся сами частью бога. Он входит в них через пищу. Он сам превращается в пищу в таинственный момент общей трапезы. О культурных предпосылках этой техники можно говорить много и долго. Но суть такая: прежде чем получить ответ на вопрос, выставляется угощение. Главное здесь соблюсти архаическую традицию: 1. приготовить и накрыть стол своими руками (ресторан и официанты, вызванные на выездное обслуживание не подойдут!) 2. позвать своих друзей и единомышленников 3. не забыть пригласить к столу «случайных» незнакомцев 4. Тщательно смаковать каждый кусок пищи, относясь к нему как к части священной жертвы 5. произносить правильные тосты, поминая ушедших, призывая их себе как бы на помощь 6. «смешивать с вино с водой в равной пропорции», чтобы не пить, «как варвары», то есть не превратить симпосион в пирушку, в вакханалию. 7. Говорить за столом о высоком. Давно ли Вы так ели? А попробуйте. Это один из самых старинных способов решать креативные задачи путём привлечения на свою сторону высших сил. Итак, при раскладе Вам выпала из колоды именно эта карта… При взгляде на эту миниатюру и заглавную букву, её сопровождающую (букву «У»), вспоминается текст одной песни, в которой можно прочитать архетипический месседж от Мужчины к Женщине. В этой просьбе заключается вся философия отношений между полами, руководство к прямому действию, «У рок Жёнам»: У спокой меня глазами, У тешить, у спокоить нужно любого человека – ибо все в этом нуждаются, даже если не показывают этого своего состояния (или Вы ещё не способны разглядеть это состояние в силу недостатка житейской опытности). «Если цель искусства – не даровать человеку надежду, то для чего оно вообще?» – сказано кем-то из великих. Слово «искусство» давайте понимать шире, ведь практически все, что мы делаем – это искусство. А уж в отношения с другими людьми мы вступаем все и каждый день. А разве отношения с людьми – это не искусство?
|