Типичными его представителями называют древнегреческого философа Демокрита, а также европейских ученых XVII-XVIII веков Гоббса, Декарта, Бойля, Эйлера и др.
Согласно гилокинетической теории, материя есть движущаяся масса. Большинство сторонников этого учения полагают, что материя состоит из мельчайших неразложимых далее частиц (атомов, корпускул и проч.). Представление об этой частице весьма простое: она есть маленькое тело, протяженное, абсолютно непроницаемое и обладающее неизменной массой. Единственное изменение происходит благодаря движению мельчайших частиц. Все богатство и разнообразие качеств материальной природы, данное в восприятии, отнято у нее и перенесено в область субъективных переживаний наблюдателя. Транссубъективная же природа сведена к небольшому числу геометрически - механических определений, способных дать множество количественных видоизменений. Так, например, качественное различие голубого и красного цвета, согласно этому учению, есть явление субъективное, а в самой материальной среде ему соответствуют колебания, число которых равно приблизительно 900 биллионам в секунду в случае голубого цвета, и более чем 400 биллионов в секунду в случае красного цвета. Иначе говоря, глубокое различие между красным и голубым цветом сводится лишь к тому, что в первом случае на глаз действуют волны, вдвое более длинные, чем во втором. Качественные различия сведены этой теорией к количественным величинам. Точно так же различие тонов сводится к различию длины воздушной волны, различие между холодным и теплым телом - к большей или меньшей скорости движения их частиц. Таким образом, исследование всех явлений можно производить при участии математических методов, что и делает современная наука о природе, имеющая характер математического естествознания. Все, из чего строится материальная природа в этом учении, входит в состав чувственного опыта, или находится в такой тесной связи с ним, что имеет наглядный характер. Поэтому стороннику гилокинетизма кажется, что он обходится без метафизики. Атом, например, может называться субстанцией, но данная частица находится в физическом, а не в метафизическом (сверхфизическом) бытии.
Гилокинетическое учение о материальной природе сыграло выдающуюся роль в развитии естествознания, но в составе философского мировоззрения, как только поднимаются вопросы об отношении между материей и другими элементами мира, оно приводит к безвыходным затруднениям (см. об этом главу вторую, посвященную философской гносеологии). Мало того, и в объяснении проблем естествознания это учение часто несостоятельно. Например, упругость сложного тела объясняется здесь изменением относительного положения частиц этого тела, сложением тел из атомов. Но сами атомы должны быть мыслимы также абсолютно упругими. Как же объяснить это свойство их? Отказ от идеи простоты атома, признание того, что атом тоже, в свою очередь, есть сложное тело, состоящее из податомов, не поможет: тот же вопрос возникает и по поводу податомов и т. д. в бесконечность. Для выхода из затруднения остается только отказаться от мысли, что атом есть вечно неизменная и непроницаемая объемность, то есть отвергнуть гилокинетическую теорию.