Деятельность. Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его
Представление о субстанции и сущности бытия, данное в главе о философской онтологии, заставляет при осмыслении сущности человека рассмотреть вопрос о его деятельности. Способность к деятельности не является специфическим человеческим свойством, поскольку деятельность имманентна (внутренне присуща) субстанции. Действует даже электрон; его действие проявляется в отталкивании другого электрона. Специфическими свойствами человеческой деятельности является ее осознанный, разумный характер и несравненно большая степень свободы, а следовательно, и разнообразие. Конечно, человек может действовать и как электрон, например, неосознанно толкнуть другого человека, он может действовать и подобно дрессированному животному - даже в искусстве, собственно человеческом виде деятельности, петь "подобно обученной птице". Специфика собственно человеческой деятельности в том, что она опосредованна сознанием. В качестве таковой деятельность может быть материальной и духовной. Деятельность называют материальной в том случае, если цель ее, то есть предвосхищение в сознании результат деятельности, - изменение материальных условий человеческого существования или материальной действительности. Среди средств материальной деятельности, материальный, вещественный момент тоже преобладает, поскольку изменение материальной действительности предполагает известную свободу деятеля, степень которой увеличивается благодаря использованию техники, являющейся "мускульной силой человечества", точнее, дополнением к его телесной мускульной силе. Марксизм придавал огромное значение материальной, практической деятельности, видя в ней решающее условие возникновения человека, дальнейшего его прогрессивного общественного развития, поскольку, благодаря материальной деятельности человек не только изменяет внешний для себя мир, но и совершенствуется сам. [3, С. 220-237]. В качестве цели духовной деятельности логично предположить изменение духовной реальности, прежде всего знаний о мире, поэтому в качестве примера духовной деятельности чаще всего называют науку. Первичность материальной деятельности относительно деятельности духовной выглядит весьма сомнительной, поскольку идеальная цель материальной деятельности, являясь по времени первичным и важнейшим элементом ее структуры, представляет собой продукт деятельности духовной, то есть рождается в результате размышлений, носящих характер продолженности во времени. В русле органического мировоззрения вопрос о первичности какого-либо из названных видов деятельности не ставится вообще, поскольку носитель деятельного начала - субстанция или субстанциальный деятель - не принадлежит пространственно-временной реальности. Основными же критериями классификации деятельности здесь служат пространственная и временная формы бытия; содержание материальной деятельности имеет пространственно-временную форму, духовной - временную. К специфическим видам деятельности относят художественное творчество, то есть деятельность по сознанию и восприятию произведений искусства. Процесс создания идеи художественного произведения и его восприятие носят духовный характер. Однако содержание художественного произведения часто разворачивается в пространственно-временном бытии. Примером этому может послужить архитектурное сооружение, произведение живописи и проч. На этом основании К. Маркс относил искусство к духовно-практической деятельности, то есть к особому ее виду. Однако данная точка зрения выглядит спорной, поскольку искусство создается не для практического использования, а для восприятия, которое носит духовный характер. Даже если содержание произведения искусства выражено в пространственной форме, как в живописи, например, восприятие этого произведения суть сложный процесс постепенного его постижения, процесс, носящий временную форму, то есть психический, духовный процесс. С другой стороны, со стороны автора, художественная деятельность носит творческий характер, то есть, прежде всего, предполагает духовную деятельность по созданию идеи художественного произведения. Сама же идея принадлежит к миру идеальному, не имеет ни пространственно-временной, ни временной формы. Для уяснения того, что называют процессом создания художественной идеи, да и идеи вообще, приведем знаменитый фрагмент из письма великого композитора (создателя гениальных художественных идей) Моцарта. Моцарт пишет: "Мысли, которые мне нравятся, я удерживаю в голове и напеваю их про себя, по крайней мере, как замечают другие. Если я запоминаю свою мысль, то тотчас же появляются одно за другим соображения, для чего можно было бы употребить такую кроху, чтобы сделать из нее паштет, соображения о контрапункте, о звуке различных инструментов. Это разгорячает мою душу, в особенности, если мне ничего не мешает, тогда мысль все разрастается, и я все расширяю и уясняю ее, пока пьеса оказывается почти готовой в моей голове, хотя бы она и была длинна, так что впоследствии я охватываю ее в душе одним взглядом, как прекрасную картину или красивого человека, и слышу ее в воображении вовсе не последовательно, как она должна потом выразиться, а как бы сразу, в целом. Вот так пирушка! Все изобретение и обработка происходит во мне как в прекрасном сне, но такой обзор всего сразу лучше всего" [22, с. 225]. Обзор "всего сразу" музыкального произведения и есть созерцание ее идеи. Таким образом, согласно признанию Моцарта, он идею художественного произведения видит одним взором, то есть вне пространственно-временных или временных характеристик, хотя содержание этого произведения развертывается во времени. Процесс создания идеи, процесс художественной деятельности носит тоже временную форму. Отнесение художественной деятельности к духовно-практическому виду деятельности возможно лишь применительно к отдельным, специфическим художественным произведениям, когда мы имеем дело с искусством бифункциональным, то есть имеющим не только художественное значение, но и утилитарно-практическое, например с архитектурным сооружением.
|