Творчество. Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода
Специфика человеческой деятельности ярче всего проявляется в таких ее характеристиках, как творчество и свобода. В природе есть эволюция, следовательно, присутствует момент творчества. Однако в деятельности человека творческий момент проявляется ярче, поскольку в отличие, например от животных, она не связана только с приспособлением к окружающему миру, но носит характер созидательный, как, например, в технике, бескорыстный, как например в искусстве, рациональный, как например в науке. Не случайно, именно творчество мыслится многими философами, как божественное человеческое качество. Особенно высоко творческий момент в природе человека ставил Н. А. Бердяев. Человек, согласно его философскому мировоззрению, "был создан для того, чтобы стать в свою очередь творцом. Он призван к творческой работе в мире, он продолжает творение мира" [24, с. 21]. В этом смысле человек продолжает дело Бога, но "в отличие от Бога человек нуждается в материале для того, чтобы творить, и в творчество включается элемент, проистекающий из свободы человека. В своем источнике творчество есть взлет, победа над тяжестью мира. Но в результатах, продуктах творчества обнаруживается тяга к низу. Вместо нового бытия создаются книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности" [24, с. 21]. С утверждением Бердяева о том, что человек не создает нового бытия, приходится согласиться. Из него вытекает, что человеческое творчество способно создать лишь новые, более ценные формы бытия или новые варианты уже известных форм, то есть новые стили в искусстве или новые произведения в уже известном стиле, новые научные теории, объясняющие мир, или новые идеи, развивающие уже известные теории и проч. Человек, таким образом, не ограничивает себя наличным состоянием бытия, а стремится его изменить, совершенствовать, это творческое стремление суть существенное проявление его природы. Наиболее приближен к божественному творчеству художник. Последний, часто используя минимум материала (вещества), создает целые художественные миры, существующие по своим оригинальным законам, требующие больших духовных усилий для их постижения, существенным образом обогащающие идеальную сферу бытия. Иные задачи выполняет научное творчество. Наука призвана, прежде всего, понять реальное и идеальное бытие; ученый не создает новых законов бытия, а лишь познает их; он создает новую теорию, то есть новое объяснение фрагментов бытия или бытия как целого. Но на основе научного знания человечество способно творить новые формы бытия, ибо научные достижения используются в совершенствовании техники; техника же позволяет изменять природу, создавать "вторую природу". Подобно тому, как ученый открывает человечеству неизвестные законы мира, художник открывает людям ценностные свойства бытия. Простейшим примером, иллюстрирующим эту мысль, может послужить реалистический пейзаж, в котором художник открывает людям красоту обыденного и повседневного. Специфической формой творческой деятельности является "репродуктивное творчество", в котором субъект творчества не создает нового, но изменяется, совершенствуется сам в процессе деятельности. Главным в репродуктивной творческой деятельности является момент образовательный, в котором на индивидуальном уровне повсеместно проявляется свойственное природе человека стремление к совершенствованию наличного состояния бытия. Конкретное изобретение делает конкретный человек, благодаря индивидуальным способностям, одаренности. Но какова природа этой одаренности, каковы реальные факторы, способствующие появлению одаренной натуры? В истории философии возникли два противоположных учения, объясняющие природу одаренности, - теория среды и теория наследственности. Сторонники теория среды настаивают, что гениальное изобретение есть всегда продукт благоприятного стечения социальных условий. По словам Гельвеция, "гений - шедевр случая", то есть благоприятных стечений внешних обстоятельств – политических, экономических, педагогических условий развития. Бурдо обозначил данное объяснение другим афоризмом – автор шедевра в искусстве «Весь мир». Для трилогии «Генрих VI», состоящей из 6043 стихов, Шекспир взял 1771 стих из одной старинной трагедии и еще переделал из другой 2373 стиха. Кое-что дописал, и получился шедевр. Согласно данной теории в науке небольшие открытия – правило, значительные – исключение (связанное с совпадением многих обстоятельств и, прежде всего, небольшими открытиями). Ньютон необходимо подготовлен Кеплером, Гуком, Галилеем и другими. История изобретения паровой машины есть аккумуляция множества чуть заметных усовершенствований. Данную теорию можно называть коллективистской. Биологическое неравенство одаренности здесь почти приравнивается к нулю. Столь же категорически высказывается индивидуализм, создающий теорию наследственности (Шопенгауэр, Ницше, Тард, Карлейль). Изобретатель, творец нового – Монблан, возвышающийся над людской массой. По словам Ницше «Я живу в своем собственном доме и никому никогда не подражал». Однако, при внимательном рассмотрении дела выясняется, что вопрос ложно поставлен. Индивидуалисты преувеличенно подчеркивают прерывный элемент в творчестве, для них любое изобретение есть скачок. Коллективисты утрируют идею непрерывности, аккумуляции, чуть заметных изменений. Но если мы признаем в развитие одаренности значимость обоих факторов, то нам трудно будет расчленить их совокупное действие в развитии изобретательности, так как их суммарное действие – дает целостное единство, которое лишь отчасти напоминает предков индивидов и образцы для подражания, взятые из окружающей среды. «Открытия, - говорит Лаплас, - заключаются в сближении идей, которые соединимы по своей природе, но доселе были изолированы одна от другой". Таким образом именно комбинационный дар, богатство и подвижность различных рядов мыслей, гармоническое эстетическое чувство лежит в основе изобретения. И все факторы, способствующие развитию данного комбинирующего дара, могут быть названы способствующими рождению гения.
|