Студопедия — Социально-экономическая и культурная политика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социально-экономическая и культурная политика






Углубление кризиса феодально- крепостнических отношений

 

На рубеже XVIII-XIX вв. Россия в целом представляла собой преимущественно аграрную стра ну где крестьянство - основная производительнаясила - влачило полуголодное существование,страдало под гнетом тяжких крепостнических по­винностей. Такая же ситуация была и в Беларуси.

Нe вовлечение в общероссийскую хозяйственную систему на положение крестьян существенно не повлияло, хотя определенные меры по его улучшению правительство предприняло. В частности, наполовину уменьшилась на десятилетний срок подушная подать. В результате перехода некоторых имений в разряд государственных жившие в них крестья­не избавились от бесконтрольного самовластия землевладельцев.

В целом же в первые десятилетия после присоединения белорусских шмель интеграционная политика российского правительства сводилась к тому, чтобы «покорить сердце в оных живущих добрым, порядочным, мр.шосудным, снисходительным, кротким и человеколюбивым управлением...» [8. С. 267]. Периодически вводились временные льготы на выпла­ту государственных налогов, тремя днями в неделю ограничивалась пан­щина, создавались запасные склады (магазины) продовольствия, которые должны были стать своеобразным страховым фондом на случай неурожа­ев и других непредвиденных обстоятельств.

Управляющим и арендаторам рекомендовалось избегать физических наказаний крестьян. Проводились периодические, как правило неожидан­ные, ревизии их материального положения с опросом самих крепостных. В целях создания российскому правительству имиджа избавителя бело­русского народа от иноверных угнетателей, для налаживания хорошей ра­боты административного аппарата устраивались сенаторские инспекции. Навещали Беларусь и представители царствующего дома. В 1780 г. ее по­сетила и Екатерина II. Эти поездки сопровождались верноподданниче­скими проявлениями, благотворительными пожертвованиями на нужды православной церкви и т. п. В 1799 г. на белорусские губернии был рас­пространен указ об отмене смертной казни.

В целях укрепления в белорусских землях своей социальной базы российское правительство раздавало имения с крестьянами русским по­мещикам, особенно крупным государственным и военным чиновникам. Князь Г. Потемкин получил от Екатерины II в Кричевском старостве вла­дения более чем с 14 тыс. крепостных крестьян. Графу П. Румянцеву-Задунайскому были пожалованы земли более чем с 11 тыс. человек в Гомель­ском старостве. При Павле I (с 1796 по 1801 гг.) приближенным было пода­рено около 28 тыс. белорусских крестьян (8,269). Всего за 1772-1801 гг. рос­сийским помещикам было роздано на Беларуси более 200 тыс. ревизских (мужских) душ (1,90). Фондом для этого служили староства и королевские экономии, отчужденные (секвестрованные) имения магнатов и шляхтичей, выехавших за рубеж, владения отдельных католических монастырей. Чинов­никам и духовенству сдавались в аренду также казенные имения.

В первой половине XIX в. феодально-крепостнический строй вступил в постоянно, хотя и медленно, обострявшийся кризис. Происходило ста­новление товарно-денежных отношений, формирование капиталистическо-буржуазного уклада. С возрастанием спроса на хлеб на внутреннем и на внешнем рынке росла товарность помещичьих хозяйств. Помещики усиленно расширяли запашку новых площадей, в том числе и за счет кре­стьянских угодий. В 30-40-е годы до 80 % доходов им давала продажа продукции сельскохозяйственного производства, главным образом зерна, водки, спирта.

К 40-м годам XIX в. одной из доходнейших культур стал картофель, посевы которого получили распространение в центральных и западных районах Беларуси. Он не только наравне е хлебом стал важным продуктом питания крестьян, но и основным сырьем винокуренных заводов, которые давали здесь до 60 % всех доходов помещичьих хозяйств [1. С. 95]. В 40-50-х годах в южных уездах Могилевской и Минской губерний помещики стали сеять сахарную свеклу, открывать сахароваренные заводы. Живот­новодство, за исключением овцеводства, в первой половине XIX в. еще не стало товарной отраслью. На 1200 десятин пашни и лугов приходилось только по 15-30 голов крупного рогатого скота.

Отдельные помещики стремились повысить производительность сво­их хозяйств. Вводились четырехпольные севообороты, посевы кормовых трав. Стали употребляться железные плуги и бороны, молотилки и сеялки. Расширялось применение наемного труда. Все это нарушало традицион­ные основы сельскохозяйственного производства и вступало в противоре­чие с крепостнической системой. Однако в целом помещичье землевладе­ние на Беларуси, которое было преимущественно мелким, держалось на традиционных способах ведения хозяйства. Крупных землевладельцев, имевших в своих владениях более 500 душ крестьян, насчитывалось по ревизии 1834 г. только 3,6 % от общего числа помещиков, но им принадлежало почти 50 % всех крепостных крестьян. Средние помещики, имев­шие от 100 до 500 душ крепостных, составляли 17% всего дворянского сословия и владели 34,6 % крестьян. На остальные 79,4 % мелких поме­щиков приходилось всего 16 % крепостных, причем две трети мелких по­мещиков имели по 20 и менее крепостных крестьян или совсем не имели тиковых [1.С. 96].

Крестьяне в это время составляли 90 % всего населения Беларуси. 70% крестьян были помещичьими, 19% - так называемыми казенными (государственными). Остальные номинально принадлежали государству, НО находились в «аренде» у дворян и чиновников. Подавляющее число помещичьих крестьян имело право пользоваться своим земельным наде-iioM на условиях выполнения определенных повинностей. Свыше 70 % из них отбывали барщину. В течение первой половины XIX в. ее объем воз­рос в 1,5-2 раза. Наиболее распространенной формой барщины была еже­недельная работа на помещика в течение 4-6 дней с крестьянского хозяйства. Увеличились нормы толок, гвалтов и других работ. Сохранялись повинности по обслуживанию барских дворов, сводившиеся к заготовке дров, уборке скотных дворов, ночной охране, подводной повинности (вы-/к-лению гужевого транспорта) и др. Соблюдался и натуральный оброк. Многие помещики отдавали своих крестьян по контракту подрядчикам на строительные и дорожные работы, часто в другие губернии России. Плата за их работу доставалась обычно помещику. Крестьяне также несли различные повинности в пользу государства: платили подушную подать, земский сбор, осуществляли перевозку грузов, обеспечивали военный по­мой и др. Новой обязанностью для белорусов стала рекрутская повин­ность.

В крестьянском землепользовании были региональные различия. На западе и в центре оно было подворным, на востоке - преимущественно общинным. Земельные наделы помещичьих крестьян в восточной части Беларуси в среднем были по 8-10 десятин, в западной - 18-20 [1. С. 96]. И крестьянской среде уже наметилась имущественно-социальная диффе­ренциация. Формировалась экономически устойчивая группа крепких хо-зяйств, которые выделялись из общей массы и даже систематически ис­пользовали труд бедных односельчан - бобылей (кутников, халупникон) На этом фоне более ярко проявлялся процесс разорения основной массы крестьян. Неурожаи 1844-1845 гг. и связанный с ним массовый падеж скота (до половины поголовья) привели сельское хозяйство Беларуси и глубокий упадок. К концу 50-х годов по сравнению с 40-ми посевы зерно­вых сократились на 10,5 %, картофеля - более чем на 45 %. Урожайность полей по сравнению с началом века снизилась на 30 % и составила, в ча­стности, по зерновым - сам-три, по картофелю - сем-шесть. Резко увели­чились недоимки по государственным податям и платежам. В Витебской губернии, к примеру, в 1845 г. они составляли 3,2 млн рублей, а в 1855 г. уже 5 млн (1,98). Все это показывало, что крепостническая система хозяй­ствования переживала перманентный кризис.

Представители более образованной части помещиков, с тревогой за­глядывая в будущее, были готовы, исходя из общегосударственных и соб­ственных интересов, освободить крестьян от жестокого экономического угнетения и социально бесправного состояния и тем самым повысить их трудовую активность. Отдельные крупные землевладельцы Беларуси, знакомые с идеями аболиционизма, пытались провести такие реформы и своих имениях. Интересным был опыт И. Храптовича. В своих имениях Щорсы в Новогрудском и Вишнево в Вилейском уездах он освободил своих крестьян от крепостной зависимости и налогов в пользу помещикл, превратив их в арендаторов, плативших ему довольно умеренную плату. «Реформа» в Щорсах оказалась довольно эффективной. Установленные и результате нее новые порядки просуществовали до государственного ос­вобождения крестьян в 1861 г. Такими же идеями руководствовались и графы Бжестовские, проводившие сходные реформы в имении Мереч, пе­реименованном в Павлове

Время от времени мысли об ослаблении крепостной зависимости крестьян в западных губерниях возникали и в правительственных кабине­тах. В 1819 г. царю было представлено для ознакомления предложение динабургского помещика Могля об уничтожении по примеру прибалтий­ских дворян крепостного права. В ответ было даже получено согласие го­сударя начать подготовку к отмене крепостничества на Беларуси, начигшм с Витебской губернии. Однако при этом царь пожелал, чтобы состоялось. это через «собственное стремление человеколюбивых чувств дворянских сословий» и рекомендовал изучить настроение и интересы помещиков пу­тем основания дворянских комитетов [8. С. 274]. Однако ответ крепост-ников был неопределенным. В нем выражалась готовность «взять пример со своих старших русских братьев» [2. С. 328]. После этого проект осво­бождения крестьян был отложен в «долгий ящик». Отношение господствующих кругов к данной проблеме стало ме­няться, когда появились серьезные признаки крестьянского недовольства. В начале 30-х годов в связи со ставшим широко известным в западных гу-берниях обещанием киевского генерал-губернатора Сакена освободить крестьян за участие в подавлении восстания 1830-1831 гг. в их среде поя-пились определенные надежды и ожидания. Но время от времени на этой почве происходили беспорядки, кончавшиеся даже кровопролитием. В 40-е годы крестьянские волнения в Витебской губернии почти не прекраща-иись. В 1846 г. там же двое «дворовых людей» вырезали несколько поме­щичьих семей [2. С. 328]. Сходные явления наблюдались и в других гу-Оерниях. Минский губернатор Доппельмайер в обращении к уездным предводителям дворянства писал: «В этой губернии почти везде сущест-нует какое-то враждебное отношение крестьян к их владельцам. Вникая в причины этого явления, я убедился, что недовольство крестьян их поме­щиками возникает иногда от подстрекательства злоумышленников, одна­ко чаще всего потому, что владельцы передают своих крестьян в руки бессердечных, грубых и жадных управителей и арендаторов, которые за­ставляют их чрезмерно трудиться, истязают бесчеловечными наказания­ми, несмотря ни на возраст, ни на пол, ни на болезни...» [2. С. 329]. Далее и циркуляре предлагалось заставлять помещиков более мягко относиться к крестьянам, разъяснялись губительные последствия жестокости.

Правительство, не осмеливаясь решать назревшие вопросы карди­нально, ограничивалось полумерами. В частности, была предпринята по­пытка реформировать земельно-трудовые отношения в западных губерни­ях. Началась она с государственных имений, которые хотя и находились на так называемом «хозяйственном положении», но на практике крестьяне н них выполняли обычную барщину. По решению правительства в 1839 г. и западных губерниях началась реализация Положения о люстрации госу­дарственных имуществ, предусматривавшего подробное описание име­ний, создание органов управления ими, пересмотр земельных наделов и повинностей крестьян. В результате повинности уменьшились на 30-35 % на западе Беларуси и на 62-65 % - на востоке [1. С. 99]. Позже все госу­дарственные крестьяне были переведены с барщины на оброк, что также несколько улучшило их положение.

В 1835 г. были приняты особые правила сдачи помещиками своих крестьян в наем на земляные и другие работы. По этим правилам разре­шалось сдавать не всех, а только половину работоспособных членов кре­стьянской семьи. Хозяин обязывался обеспечивать наемных людей «при­личной одеждой и продуктами». Здесь же предусматривались нормы и качество питания, продолжительность рабочего дня, определялось коли­чество заработанных денег, которые должны были оставаться у самих крестьян. Указом 1840 г. евреям запрещалось брать в откуп доходы, кото­рые поступали помещику от крестьян. Правительство издало также постановление о том, что управляющих в помещичьи имения следует нами мать только после засвидетельствования уездными предводителями дво­рянства их благопристойного поведения и нравов. Управляющим запре­щалось применять к крестьянам физические наказания. Исходя из уста новки, что самое плохое в крепостничестве - это посредники между хо­зяевами и крепостными, выдвигалась идея запрета в белорусских землях сдачи помещиками своих имений в аренду. А если уж сам помещик не хо- чет управлять вотчиной, то этим должна заниматься палата государственных имуществ.

В начале 40-х годов XIX в. все большее число помещиков осознавало тяжесть и бесперспективность крепостничества. Участились случаи осво­бождения крестьян от личной зависимости самими помещиками путем превращения их в безземельных батраков. Вопрос об освобождении кре­стьян (без земли) стоял на собрании Витебского дворянства, однако пра­вительство испугалось такого дворянского «свободомыслия», и дело за­кончилось выговором местному начальству. Все это свидетельствует, что помещики Беларуси понимали невозможность и даже невыгодность даль­нейшего удержания крестьянства в крепостной зависимости. Дворяне по­думывали об общем освобождении крестьян, однако, разумеется, без зем­ли. И. Храптович, владелец упоминавшихся Щорсов и Вишнево, поело осуществления своих идей на практике писал в 1846 г., что в положении арендатора крестьянин «представляет» отношения, свойственные просве­щенной Европе, и что это очень выгодно помещику [2. С. 331].

Правительство было вынуждено более серьезно подойти к решению крестьянского вопроса на Беларуси. Формальным основанием для приня­тия мер послужил доклад витебского губернатора Львова об ужасном со­стоянии крестьянства, причину которого он видел в непомерной его экс­плуатации и предлагал хоть в какой-то мере обеспечить крестьянскую собственность, а повинности свести к трехдневной барщине в неделю. Министр государственных имуществ граф П. Киселев в свою очередь со­ветовал брать под государственную опеку имения помещиков, которые доводят до нищеты своих крестьян. С одобрения Николая было решено приступить к составлению надлежащей инвентаризации всех крестьян­ских повинностей. Дело двигалось медленно, и соответствующий указ об установлении в западных губерниях особых инвентарных комитетов вы­шел только в апреле 1844 г. Они создавались под председательством гу­бернаторов при участии местных чиновников и трех депутатов, избран­ных дворянством. В белорусском генерал-губернаторстве для определе­ния крестьянских повинностей была принята за основу 1/3 часть их дохо­да. Однако дворяне пожелали сохранить повинность в виде 3-дневной ра­боты в неделю на помещика. Спор решился только в 1852 г. в пользу по­мещиков. В 1855 г. такой подход был распространен по всему Северо-Западному краю.

Крестьянские выступления против угнетателей

 

В связи с усилением феодально-крепостнического угнетения в первой половине XIX в. крестьянство Беларуси стало прибегать к решительному протесту. Он выражался в подаче жалоб властям, в том числе и «доброму царю», в побегах от своих поме­щиков в южные причерноморские губернии. Наиболее распространенной формой протеста был отказ от выполнения феодальных повинностей, прежде всего барщины. Особенно длительными были волнения крестьян имения, принадлежавшего Сапеге. В 1829 г. при проезде че рез Быхов царя крестьяне подали на его имя прошение, где указывали, что Сапега незаконно обратил их в крепостных и заставляет выполнять бар­щину. Затем много раз с подобными жалобами они обращались в различ­ные инстанции и одновременно отказывались от выполнения повинно­стей. Волнения прекратились только после размещения в Быкове 4 батальонов солдат. Всего в первой трети XIX в. в Беларуси отмечено.46 крупных выступлений крестьян в 100 населенных пунктах 27 уездов. В 25 случаях подавления крестьянских волнений вызывались войска [1. С. 104].

Во второй трети XIX в. крестьянское движение в Беларуси усили­лось. 1100 человек из 35 сел Белицкого уезда бежали в 1841 г. в южные губернии под впечатлением слухов, что там они будут переведены в каза­ки и получат землю. В 1844 г. 700 крестьян Речицкого уезда отказались выходить на барщинные работы. В конце 30-х - начале 40-х годов силь­ные волнения крестьян произошли в имениях Кучинское, Чечевичи и Чи-гирин Быховского и Стошаны Пинского уездов [1. С. 105].

Наиболее массовым было волнение крестьян Витебской губернии в 1847 г. Здесь в ряде уездов пошли толки о существовании царского указа о «крестьянской воле», который якобы скрывается помещиками. К этому добавился слух, что правительство пообещало волю крестьянам, которые проработают три года на строительстве Николаевской железной дороги. Вскоре в направлении Петербурга двинулись не только отдельные семьи, НО и целые селения Себежского и Дриссенского уездов. Большие группы «добровольцев» по несколько сот человек вступали в вооруженные стыч­ки с воинскими и полицейскими отрядами, направленными на их задер­жание. Крупные столкновения произошли возле местечка Освея. В районе Невеля 450 крестьян пытались отбиться от солдат и полицейских. Неод­нократно вступал в борьбу с войсками отряд белорусских крестьян в 600 человек, двигавшийся уже по Псковской губернии. Только использовав большое количество войск, власти смогли вернуть тысячи беженцев.

В 1855 г. в связи с сокращением наделов и увеличением налогов пытались добиться освобождения от крепостной зависимости крестьяне Несвижской кординации Радзивиллов. В 1856 г. на усмирение волнения в го­мельском имении князя Паскевича было направлено 2 батальона солдат. В том же году в имении Бытень Слонимского уезда, принадлежавшем графу Потоцкому, крестьяне заявили, что «хотят быть казенными» и отказались от выполнения дворовых работ. Здесь власти «употребили в дело» две сотни казаков. Всего во второй трети XIX в. в Беларуси произошло 91 крупное крестьянское волнение в 190 населенных пунктах [1. С. 104|, Следует отметить и такую форму крестьянского движения, как борьба за трезвость, которая оказалась не только антипомещичьей, но и антиправи­тельственной. Спаивание народа в первой половине XIX в. приобрело ха­рактер социальной эпидемии. Чтобы увеличить прибыли, помещики на­сильно принуждали зависимых от них крестьян покупать и пить водку. Во многих имениях каждый крепостной должен был выпить определенную норму водки, а непьющий - внести в панскую кассу ее стоимость. Запре­щалось пить в корчмах других панов. Нарушителей заковывали в канда­лы, обливали на морозе водой, не давали им на зиму дров.

В ответ на это в начале XIX в. на Беларуси развернулось антиалко­гольное движение, которое затем перекинулось на Прибалтику и Россию. По инициативе самих крестьян создавались товарищества или братства трезвости. Во многих деревнях хмельное не употреблялось даже на свадь­бах. Так, в 1858 г. в Брестском уезде из 60 состоявшихся свадеб, как со­общал начальству земский исправник, только на девяти гостей угощали легким вином.

Администрация встревожилась: крестьяне не пьют, падают прибыли откупщиков, государственная казна несет ощутимые потери. Водку стали продавать не по 14, как раньше, а по 8, а затем даже по 2,5 копейки за кварту (1,14 л). Однако крестьяне держались. Тогда правительство объя­вило братства трезвости вне закона. 780 белорусских активистов движе­ния сослали в Сибирь. На эту акцию отозвался герценовский «Колокол»: «Мало им защищать трон и алтарь, розги помещиков и насилие чиновни ков - пришлось теперь защищать корчму с ее штофной и распивочной продажей» [61. 1995. № 1. С. 41-43].

 

Развитие промышленности и рост городов

 

В первой половине XIX в. намного быстрее, чем и предыдущие 50 лет, развивалась промышленностьБеларуси, росли ее города, расширялась торговля. С 1828 по 1859 г. в пяти западных губерниях числи промышленных предприятий увеличилось с 96 до 549 [1. С. 99], а количество рабочих на них - с 3310 до 6508 человек. Сформировались такие отрасли, как железообрабатывающая, стекольная, смолокуренная, скипидарная, бумажная, свеклосахарная. Возросло число кожевенных, кирпичных, свечных, гончарных, маслобойных, мукомоль­ных, канатных предприятий. Начиная с 30-х годов на некоторых из них стали применяться паровые двигатели. В винокурении произошло значи­тельное укрупнение предприятий, в связи с чем их число при увеличении выпуска продукции сократилось до 1250. Из общего производства водки и России на долю Беларуси в середине XIX в. приходилось 17 %.

Развитие промышленного производства, повышение товарности и специализации сельского хозяйства в первой половине XIX в. обусловили заметный рост городов и торговли. С конца XVIII в. по 60-е годы XIX в. население белорусских городов возросло почти в 4 раза (с 82 тыс. до 120 тыс. человек), а удельный вес горожан в общей численности населе­ния увеличился с 3,5 до 10% [61. 1996. № 2. С. 13]. Рост этот был обусловлен главным образом тем, что еврейское население было принудительно переселено из деревень в местечки. В 1861 г. 3/4 населения горо­дов составляли мещане, т. е. в основном ремесленники и торговцы. В небольших городах в это сословие входили и земледельцы. Заметную долю городских жителей (до 7 %) составляли дворяне (как чиновники, так и не числившиеся на службе), более 3 % городского населения приходилось на гильдейских купцов. После присоединения Беларуси к России к городам были отнесены 4 губернских центра и 31 уездный. В Минской губернии, кроме того, к городам причислялись 4 городских поселения (Несвиж, Докшицы, Друя, Радошковичи). Остальные более-менее значительные на-i сиснные пункты относились к местечкам. В 1825 г. их было 290.

Административная и полицейская власть в городах формировалась ПО правительственной вертикали. Городское самоуправление - на основе «Жалованной грамоты» 1785 г. Купцами и мещанами избирались магистрат и дума. В ведении магистрата находились судебные гражданские и уголовные дела купцов и мещан, сбор налогов с недвижимого имущества, контроль за деятельностью цехов и исполнением рекрутской повинности. Думе принадлежало право сбора податей с населения, платы с доходов. ()на обязана была заниматься благоустройством города.

Главным способом производства в городах являлось ремесленное. В Минске особенно было развито производство табака и свеч, в Витебске -Канатов, в Могилеве - кожевенных и гончарно-кафельных изделий. В це­ховой организации ремесленников происходили определенные изменения. Появились мастерские, хозяева которых не были членами цехов. Представители таких специальностей, как каменщики, штукатуры, плотники и другие, освобождались от обязательной записи в цехи.

В целом же промышленность в городах Беларуси вплоть до реформы 1861 г. развивалась слабо. Предприятий фабрично-заводского типа и ма­нуфактур было мало. Число рабочих на кожевенных, свечных, кирпич­ных, табачных, водочно-пивоваренных, мукомольных предприятиях ред­ко достигало 10 человек. Обычно на таких производствах было занято 2-4 работника [1..С. 102].

С городами была тесно связана и торговля. Здесь осуществлялись операции по оптовой скупке и продаже ремесленных изделий и сельско-хозяйственной продукции. Сюда привозились товары из других губерний и государств. В конце 50-х годов в Беларуси было 1060 гильдейских куп­цом. Розничную торговлю осуществляли лавочники, мелкие торговцы.. лотков и т. п. В Минске количество лавок увеличилось с 263 в 1833 г. до 600 в 1860 г., в Витебске в 1825 г. было 135 лавок, а в 1859 г. - 340 [|,С, 101].

Основной внутренний токовый оборот происходил на еженедельных ярмарках в городах и местечих. Здесь продавались и покупались сукно, меха, бакалея, железные издемя, посуда, кожи, гончарные изделия и дру­гие товары. Вместе с тем купечество в большом объеме вывозило продук­ты сельского хозяйства и лесных промыслов на продажу за границу.

 

Религиозно-культурная политика

 

В конце XVIII - начале XIX в. руководящие круги России внешне демонстрировали одинаковое отношение к православной вере, униатской и като­лически церквям и никаких административных мер по расширению православия на территории

Беларуси не предпринимали. Императорские указы только разрешали присоединение к православно, что запрещалось законодательством Польши, и требовали от администрации строгого невмешательства в ду­ховную жизнь новых подданных. Православные священники продолжали пребывать в бедности и забитости. Состояние более чем 3 тыс. храмов, в том числе и тех, что находились в помещичьих имениях, было крайне не­удовлетворительным. Во многих из них не было необходимой церковной утвари, что не позволяло проводить богослужения. Значительная часть храмов разрушилась, требовала срочного ремонта и поэтому была опеча­тана. Школ при церквях не было. Православные дети нередко посещали школы, функционировавшие при костелах.

В 1842 г. духовенству был» назначено жалование. Предпринимались меры по подготовке грамотных служителей. В Вильно, в помещении Тро­ицкого монастыря, была открыта духовная семинария, точнее, переведена из Жирович. В I860 г. создается первое училище для подготовки девушек к духовному званию. В это же время был введен специальный правитель­ственный чиновник (бывший попечитель учебного округа В. Батюшков), обязанный заботиться о православных приходах. В результате этих мер к концу 60-х годов стали заметными изменения в состоянии православных приходов. В каждой епархии появились духовные училища, как мужские, так и женские духовные семинарии. Православное духовенство стало по­ощряться в деле открытия церковноо-приходских школ. К концу 70-х годов в них обучались уже десятки тысяч детей: 38 тыс. в Могилевской, 26 тыс. в Минской губерниях, 12 тыс. в Полоцкой епархии [2. С. 298]. На первых порах эти школы испытывали трудности с наличием грамотных учителей, поэтому зачастую в них преподавали дьячки, писари, отставные унтер-офицеры и т. п.

После 1863 г. возник ряд православных братств, и вскоре их число достигло 200. Симпатии к православию стали возрастать, и даже наметил­ся переход населения из католической веры в православие, в том числе и отдельных помещиков.

Соединение униатскои церкви с православной

 

Сразу после присоединения Беларуси к Россиисреди униатов стали распространяться идеи соединения с православием. Однако поскольку этапроблема уже перестала носить острый политиче­ский характер, правительство особого интереса к этому не проявило. Правда, когда выяснилось, что глава униатской церкви полоцкий архиепископ Смогоржевский - человек преданный польским политическим интересам, он был смещен. Одновременно начался и до­вольно активный процесс присоединения униатских приходов к право­славным. Особенно это было характерно для восточной части Беларуси, где униатству так и не удалось пустить глубокие корни. В 90-е годы XVIII ст. в православие перешло более миллиона униатов [2. С. 293].

При Александре I полоцкий архиепископ Ираклий Лисовский, воз­главлявший униатскую церковь на Беларуси, добился некоторых уступок. В 1806 г. он получил сан митрополита, что давало ему право назначать епископов. По его настоянию Римско-католическая коллегия, которая из Петербурга руководила униатской церковью, была разделена на 2 депар­тамента. Один из них, состоявший из представителей униатского духо­венства, распоряжался делами этой церкви. Таким образом в какой-то ме­ре был приостановлен начавшийся процесс окатоличивания униатской церкви. В специально созданной Полоцкой семинарии была налажена подготовка униатского духовенства. Однако в 20-е годы в лоне самой униатской церкви началась борьба. Брестский капитул подал записку, в которой настаивал на устранении вредного влияния базилианского орде­на, на подчинении его местным епископам и на ликвидации тех мона­стырей, которые незаконно захватили церковное имущество.

Постепенно идея освобождения униатства от польского влияния пе­реросла в движение за объединение униатской церкви с православной. Значительную роль в нем сыграл Иосиф Семашко - выпускник Виленской семинарии, в 24 года ставший асессором униатского департамента Рим­ско-католической коллегии в Петербурге. В конце 20-х годов он подал на имя императора записку, где высказывал свои мысли о постепенном со­единении униатской и православной церквей. С этого времени началось быстрое возвышение самого Семашко и постепенный упадок униатской церкви. По его инициативе в 1828 г. был издан правительственный указ, отдалявший униатскую церковь от католической. Создавались две униат­ские епархии - Белорусская в Полоцке и Литовская в Бресте. Им были подчинены все базилианские монастыри, которые вскоре начали закры­ваться. В 1828 г. была открыта Жировичская семинария. Униатская цер­ковь стала освобождаться от латинских обрядов, возобновлялось древнее богослужение. Внешне это выглядело как обновление униатской церкви, однако такие перемены не соответствовали настроениям паствы: в 30-е годы верующие десятками тысяч переходили в лоно православия.

В 1839 г., после смерти архиепископа И. Булгака, во главе униатской церкви оказались сторонники ее объединения с православной. В феврале того же года в Полоцке собрались три епископа (И. Семашко, В. Лужин-ский и А. Зубко) и подписали акт об отмене Брестской унии и о соедине­нии униатской церкви с православной. Полтора миллиона униатов стали считаться православными. У них была взята подписка, что присоединяют­ся к православию они «по добровольно высказанному ими желанию». На мемориальной медали, выбитой в честь ликвидации Брестской унии, была сделана надпись: «Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовию(1839)>.

Объединение прошло спокойно, без особых эксцессов и противодей­ствия верующих. Только в западных районах Беларуси население и свя­щенники проявили приверженность униатству. Поэтому правительство пошло на его сохранение в некоторых местах. Хотя следует заметить, что как в свое время насаждение унии и католицизма осуществлялось в зна­чительной мере принудительно, так и выполнение решения о воссоедине­нии униатской и православной церквей не обошлось без административ­ного воздействия. Все эти перипетии в области вероисповедания привели к тому, что белорусский крестьянин в ряде случаев к официальной рели­гии относился формально, безразлично, хотя при проведении свадеб, кре­стин, похорон и т. д. следовал повериям, обычаям и обрядам, в которых христианство сочеталось с древними верованиями восточных славян.

 

Положение католической церкви

Как уже отмечалось, после присоединения Белару­си к России правительство стремилось внешне не отдавать предпочтения какой-либо из конфессий. Однако, желая остановить расширение польско­го влияния на белорусские земли, оно фактически уже в 1772 г. уменьшило число католических епархий. Позже ограничено было и число костелов (в соответствии с количеством приходов). Один католический приход создавался при наличии 100 домов или 400 верую­щих. Во главе католического духовенства был поставлен архиепископ Могилевский, получивший в конце XVIII в. сан митрополита римско-католических церквей в России с резиденцией в Петербурге. Правитель­ство приняло меры по контролю за деятельностью католического еписко­пата, который лишался права непосредственных сношений с римской ку­рией. Переписка с Римом должна была осуществляться через министерст­во. Законом запрещалось провозглашение папских посланий и распоря­жений без согласия правительства.

Контроль за деятельностью католической церкви сосредоточивался I особой юстиц-коллегии, в которой в 1797 г. был создан специальный де­партамент под предводительством римско-католического митрополита. Вице-председателем его назначалось светское лицо, а членами - как духовные, так и светские особы. Вскоре этот департамент был превращен в в специальную римско-католическую коллегию, которая стала высшим органом управления католической церковью в России. Вначале эта коллегия занималась делами и униатской церкви, но затем они были изъяты из ее юрисдикции.

В целом положение католической церкви в Беларуси колебалось в зави­симости от политической линии правительства. Так, боровшийся против до­минирующего влияния иезуитов митрополит С. Богуш-Сестранцевич в свое время даже оказывал сильное воздействие на императора Павла I, но когда при дворе усилилось влияние иезуитского ордена, этот митропалит был снят и только при Александре I восстановлен в своих правах.

После восстания 1830-1831 гг. правительство приняло меры по более решительной борьбе с влиянием католической церкви. Католическим священникам было запрещено отлучаться от прихода без специального разрешения. Имения костелов были конфискованы, а духовенству назна­чено жалование. Вместо богословского факультета Виленского университета была основана духовная римско-католическая семинария, в 1842 г. переведенная из Вильно в Петербург. Преподавание в ней осуществлялось ни латинском или русском языках. Читать проповеди воспитанники готовились на языке большинства населения, т. е. на местном. Наряду с этим уменьшилось число костелов и монастырей. В 1832 г. за участие в восста­нии, как уже отмечалось, было сокращено количество католических монастырей. Правда, многие из них были превращены в приходские костелы. П осле восстания 1863 г. также были закрыты ряд костелов и более 30 монастырей [2. С. 292]. В связи с тем что открытый переход в католическую игрубыл затруднен, оппозиционность католической церкви приобретала фанатический, хотя зачастую и скрываемый от властей характер.

 

Развитие белорусской национальной культуры

 

 

Новые социально-экономические условия, сло­жившиеся в Беларуси в результате ее присоедине­ния к России, существенно повлияли на развитие белорусской культуры в целом. В конце XVIII -начале XIX в. в ней происходили серьезные каче­ственные изменения, переориентация на новую по­литическую ситуацию, на формирование буржуазно-экономических от­ношений, дальнейшую консолидацию белорусской народности.

Белорусская, национальная культура формировалась в сложных усло­виях. Довольно крепкие позиции в это время занимала на Беларуси польская культура. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, книгопечатания, литерату­ры и театра. В одном только Полоцке в 1794-1840 гг. была напечатана 181 Польская книга [8. С. 296]. В польской культуре проявили себя многие уроженцы и жители Беларуси. Беларусь дала польской культуре А. Мицкевича и В. Сырокомлю, М. Огинского и С. Монюшко, Ю. Крашевского, А. Одинца, Г. Ладу-Заболоцкого и десятки других. В то же время с конца XVIII в. в культурной жизни Беларуси все сильнее заявляло о себе русское влияние. В это время белорусский чита­тель стал знакомиться с переводными (на польский язык) русскими кни­гами, ставились пьесы русских авторов. Русское влияние стало отражаться в архитектуре. Административные здания и жилые дома, дворцы и храмы строились в стиле русского классицизма, по проектам русских архитекто­ров. Иосифовский собор в Могилеве расписывал, например, известный русский художник В. Боровиковский.

Белорусская национальная культура оказалась как бы между двумя центрами влияния. Если на рубеже XVIII и XIX вв. влияние польской и русской культур, уравновешивавших друг друга, способствовало обога­щению белорусской национальной культуры, формированию необходи­мых для ее дальнейшего развития идейных и эстетических условий, то со временем это влияние начало приобрета







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия