Религиозно-культурная политика
Постоянные, продолжавшиеся несколько столетий связи Великого княжества Литовского с Польшей заметно сказывались на религиозном, культурно-политическом развитии Беларуси. Что касается высших слоев общества, то польское влияние на них в области религии и культуры было особенно сильным. Они, в i пою очередь, вели борьбу за искоренение пережитков всего «мужицкого». Но, несмотря на ухудшение условий, на все препятствия, запреты и пшсния со стороны польской и ополяченной местной шляхты, католического духовенства, развитие культуры белорусского народа не приостанавливалось. В результате Люблинской унии 1569 г. политико-социальное и частично культурное влияние Польши на Беларусь еще более усилилось и приобрело постоянный характер. Главным фактором, который мешал полной и всесторонней инкорпорации Беларуси в Польшу, был религиозный. В Польше господствующее положение занимало западное, католическое христианство, в Беларуси - восточное, православное. Православная мера сближала в культурно-духовном плане Беларусь с ее сильным восточным соседом, Московским государством. Более того, Беларусь находилась в церковно-иерархическом подчинении у московского патриарха-п, что, естественно, не вызывало одобрения в Польше. Поэтому настоящей бедой белорусского народа явилось постепенное проникновение в его (•роду католицизма и формирование двухконфессионности. Противостояние католицизма и православия делило общество на два лагеря, и никакие меры, в том числе и суровые законы, не могли снять возникавшую время от времени напряженность, а то и прямую враждебность. Проблемы религиозных отношений были в центре политической и духовной жизни. Поэтому руководящие круги Речи Посполитой считали, ЧТО за унией государственной должна последовать уния религиозная фактическим усилиям в этом направлении мешало активное религиозно-реформационное движение. В Великое княжество Литовское идеология Реформации пришла из западноевропейских стран еще в начале XVI в. и тала успешно распространяться среди знати, шляхетских и мещанских кругов. Даже представители духовенства меняли свои убеждения и участвовали в распространении новой веры. Среди высших слоев общества популярным был кальвинизм, низшие слои увлекались лютеранством. В ожесточенную борьбу с реформаторским движением вступили ие-1уиты. Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 г. но приглашению католического епископа В. Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, умные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения, и особенно - у молодежи. В Вильно ими была создана бесплатная, с хорошим преподаванием и заботливым отношением к детям школа, так называемый коллегиум. Его слава начала быстро расти. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве [5. С. 119]. В них могли учиться практически все, кто имел желание получить знания. Орден способствовал и созданию первого в Великом княжестве высшего учебного заведения. Первым ректором открытой в 1579 г. в соответствии с привилеем короля и великого князя литовского С. Батория Виленской академии был П. Скарга, знаменитый католический проповедник, публицист и писатель. Вначале академия имела теологический и философский факультеты, а с 1641 г. - и юридический. С 1773 г., после постановления папы римского о ликвидации ордена иезуитов, академия перешла в подчинение так называемой Адукационной комиссии. В 1781 г. это учебное заведение было преобразовано в Главную школу Великого княжества Литовского, которая с 1803 г. стала называться императорским Виленским университетом, В результате деятельности иезуитов многие дети православных и протестантов становились убежденными католиками. Четыре сына Николая Радзивилла Черного стали католиками, а один из них - даже Виленским епископом. Второй его сын, Николай, прозванный Сироткой, потратил 5 тыс. червонцев, чтобы разыскать все книги Библии, изданные его отцом, и сжечь их. То же самое произошло и в семье известного защитника православной веры князя К. Острожского. Его сыновья перешли в католичество, а внучка жестоко притесняла православных, чтобы принудить их отречься от веры родителей, которым в свое время покровительствовал ее дед [5. С. 119]. В 1572 г. иезуиты получили в свое пользование костел в Вильно. Вскоре в нем появился хороший орган, службы сопровождались отличной музыкой и пением. Он стал самым посещаемым храмом в Вильно. Постепенно иезуитскими костелами и монастырями стала покрываться и территория Беларуси. Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло 6 тыс. человек [5. С. 120]. В конце XVI в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. После перехода в католицизм Николая Радзивилла (Сиротки) всех кальвинистов и ариан вынудили оставить Несвиж, Клецк, Ишкольдь, Койданово. В самом незавидном положении оказались ариане, выделявшиеся максимальной критикой существующих общественных порядков. Их идеологи проповедовали социальное равенство, освобождение крестьян, раздачу имущества бедным, отказ от должностей и военной повинности. В соответствии с этими принципами была создана известная Раковская коммуна, в которую сошлось много горожан и шляхты. Многие из них продали свои имения и имущество, внесли деньги в общую кассу коммуны. Однако эта наивно-утопическая попытка не выдержала испытания социально-политической практикой. Победа контрреформации в Великом княжестве Литовском была обеспечена не только усилиями иезуитов или католической церкви в целом. Необходимые условия для поражения Реформации создались в результате Люблинской унии. Осознание новой политической реальности проявилось в изменении и перегруппировке политических сил, в переходе из реформационных течений в ортодоксальный католицизм наиболее чувствительных к конъюнктуре магнатов и шляхты. После унии 1569 г. развитие протестантизма в Беларуси приостановилось, он стал терять свое значение. Православие в Беларуси держалось верой простого народа. Традиционно из поколения в поколение крестьяне следовали вере своих отцов, и никакие пропагандистские ухищрения не могли их поколебать. Поэтому как светскими, так и церковными властями Речи Посполитой был взят на вооружение план унии, позволявший постепенно, с сохранением элементов православия, привести большинство белорусов к католицизму. Эта идея привлекала не только политиков от религии, пытавшихся распространить и усилить именно свою конфессию. Многие искренне увидели в ней средство преодоления векового раздела христианского мира, прекращения бесплодных религиозных споров. Некоторые полагали, что уния будет представлять собой создание белорусской национальной церкви. На такой позиции стоял К. Острожский, пока не убедился, что уния все-таки предполагает политическую цель- превращение православных в католиков. Православная церковь в Беларуси в это время находилась в очень тяжелом положении. В определенной мере этому способствовала Реформация, при которой многие грамотные люди перешли из православия в протестантизм. Однако главные трудности появились после Люблинской унии, открывшей дорогу польскому, а значит католическому, государственному и духовному влиянию. Политический и социальный статус Восточной церкви оказался ниже, чем католической, так как последняя занимала привилегированное положение в государстве. Были и прямые политические ограничения. Католические епископы, к примеру, занимали места в сенате Речи Посполитой, тогда как православные иерархи таким правом не обладали. Ситуация постепенно начала было меняться незадолго до унии, после Виленского сейма 15.63 г., принявшего постановление об уравнивании шляхты католического и православного вероисповедания в правах на получение почетных и судебно-административных должностей. Оно было принято в форме торжественной дарственной грамоты, с тем чтобы его содержание было перенесено во вторую редакцию Статута, которая тогда готовилась. Речь в нем шла об отмене постановлений известного Городельского привилея 1413 г., которые, правда, на практике не всегда выподнялись. Появление закона 1563 г., согласно которому всеми политическими и социальными правами могла пользоваться шляхта вообще христианского вероисповедания, объясняется и тем, что тогда в Великом княжестве был распространен протестантизм. После 1569 г. тенденция к ущемлению прав некатолических конфессий усилилась. Все чаще и чаще складывалась такая ситуация, когда православная церковь лишалась покровительства (патроната, заступничества, как тогда говорили) знатных и богатых людей. Многие из них переходили в протестантизм или католицизм. С их уходом церковь лишалась экономической поддержки. Постепенно православная церковь на Беларуси беднела, эффективность ее работы среди верующих падала.
Брестская церковная уния
Проблема церковного союза на территории Великого княжества Литовского возникла еще в XV ст., когда были сделаны попытки провести в жизнь решение Флорентийского собора 1439 г. об объединении католической и православной церквей. На рубеже XV-XVI вв. великим князем Александром и его окружением была инициирована новая попытка воплощения идеи унии. В 1498 г. в одном из привилеев Александра утверждалось, что в Полоцке живет народ «нам верный, однако в вере схизматик» и высказывалось желание вернуть его «к единству веры и Церкви Римской». Однако в то время идея унии не нашла поддержки среди белорусского православного населения, а практические меры в этом направлении обострили не только межконфессиональные, но и межэтнические отношения. В 1499 г. из Великого княжества Литовского доносили в Москву: «наша Русь вельми сясъ Литвою не любятъ». Москва же в ответ на это стала более активно разыгрывать в своих отношениях с Великим княжеством Литовским религиозную карту. В унии были заинтересованы три силы: Ватикан, намеревавшийся присоединением миллионов верующих на востоке Европы компенсировать потери своих позиций во время Реформации; руководящие круги Речи Посполитой, стремившиеся укрепить единство государства путем религиозной унификации подданных; и определенные круги разорванного Люблинской унией на части Великого княжества, видевшие пути культурно-религиозного развития общества в православно-католическом направлении. Сторонников унии, белорусов и украинцев, привлекала жизнеспособность католического Запада, возможность присоединиться к его богатым интеллектуальным и культурным достижениям. Отдельные представители высшего православного духовенства рассчитывали, что уния откроет им путь в Сенат, а также выведет церковь из-под контроля светских учреждений и отдельных лиц. Уния была принята не поспешно и не бездумно. Практическая подготовка к ней продолжалась шесть лет. В 1591 г. группа православных епископов обратилась к королю и великому князю Сигизмунду III: «Мы нижеподписавшиеся епископы, хотим признать нашим главою и пастырем наместника св. Петра, наисвятейшего папу римского, от чего мы ждем увеличения божьей славы в его святой церкви. Однако, желая быть в послушании у наисвятейшего отца-папы, мы хотим, чтобы были оставлены все церемонии, богослужения и обряды, которые держит издавна наша святая восточная церковь, и чтоб его королевская милость обеспечил за нами своими грамотами вольность и утвердил те статьи, которые нами будут подадены. А мы обязуемся быть под властью и благословением отца-папы. Это письмо с собственноручными нашими подписями и приложением печаток дали мы старшему нашему брату, отцу Кириллу Терлец-кому, экзарху и епископу Луцкому и Острожскому» [5. С. 123]. Письмо было подписано Гедеоном Львовским, епископом Холмским Дионисием, Владимирским епископом Игнатием Пацеем, епископом Луцким Кириллом, Леонтием Пинским. Киевский митрополит Михаил Рогоза также соглашался на унию, однако от подписи заявления уклонился. Взаимопонимание сторон было найдено, и летом 1595 г. К. Терлец-кий и И. Пацей, подписав вместе с другими иерархами акт об унии, выехали с этим документом к папе в Рим. Климент VIII с радостью принял послов и дал свое благословение и согласие на унию. В честь этого важного события была выбита медаль с надписью «На соединение русских». Сигизмунд III, король польский, в свою очередь, в 1595 г. издал универсал, в котором православная церковь в Речи Посполитой объявлялась соединенной с католической, хотя и знал, что многие православные были возмущены как самим соединением, так и поведением епископов. Всех церковных иерархов, подписавших унию, он взял под свою защиту. Следующим этапом было соборное утверждение унии. Вопреки желанию ее противников, собор состоялся в Бресте в октябре 1596 г. В нем участвовали представители двух православных патриархов - Константинопольского и Александрийского. Однако собор сразу же раскололся на две части. Фактически состоялось два собора. Один составили сторонники унии, которых возглавил Львовский католический архиепископ Суликов-ский. Второй состоял из православных, которые не были согласны с унией. Их возглавил Львовский восточный епископ Гедеон Балабан. В присутствии представителей восточных патриархов православный собор заседал не в храме, а в частном доме, так как епископ Пацей, к епархии которого принадлежал Брест, запретил впускать в городские храмы противников унии. Каждая из сторон пыталась пригласить на свои заседания другую, но позиции были настолько непримиримыми, что предложения отвергались. Униаты лишили сана епископов и отлучили от церкви тех из них, кто был противником унии, а православные сделали то же самое в отношении униатов. Однако, несмотря на такой исход дела, папа римский и правительство Речи Посполитой сочли унию состоявшейся. Она вошла в историю под названием Брестской. По ее условиям, православная церковь подчинилась папе римскому и приняла католическую догматику, сохранив православную обрядность. Заключение Брестской унии оказалось уникальным религиозным и культурно-национальным событием белорусской истории. При введении униатства не было радикальной ломки религиозных народных традиций и обычаев, которая бы грубо и чувствительно затрагивала религиозное умонастроение верующих, Греко-католическая вера образовывалась путем трансформации православия с сохранением достаточно строгой преемственности в обрядности. Новая вера отдалилась от православия и не слилась с католичеством. В этом была ее специфика. Фактически после Брестского собора на Беларуси действовали три церкви: римско-католическая, униатская (греко-католическая), пользовавшиеся покровительством властей, и православная, которую политически и экономически стали еще больше притеснять. На веру, которую исповедовало подавляющее большинство белорусов, стали смотреть как на секту, «схизму». У православных стали отнимать их храмы и монастыри. Забрали даже Софийскую соборную церковь в Киеве. Православное богослужение в городах было запрещено. Тем не менее, православным удалось сохранить за собой митрополитскую кафедру в Киеве, а также удержать Киево-Печерский монастырь. В нем архимандрит Киевской лавры Петр Могила основал духовную школу, которую затем превратил в академию. Длительное время она была центром подготовки церковных кадров как для российского государства, так и для Беларуси.
Усиление влияния католицизма
Акт Брестской унии имел не только церковное значение, но и национально-политическое. Если Люблинская уния объединила Польшу и Великое княжество Литовское в одно государство, то Брестская была призвана заложить еще и основу духовного объединения народов - поляков и белорусов, католиков и православных. Однако церковная уния не принесла на Беларусь мира и согласия. Вопреки официальным установкам, в Беларуси началось насильственное насаждение униатства и католичества. В 1620 г. депутат сейма Древинский отмечал, что в приграничных с Московским государством городах при помощи нововыдуманной унии церковные имения раскрадены, в монастырях содержится скот. «В Могилеве и Орше церкви опечатаны, священники разогнаны; в Пинске сделано то же самое; монастырь Лещин-ского переделан в корчму» [5. С. 139]. Православных торговцев, ремесленников всячески ущемляли. В результате таких акций религиозная жизнь стала сопровождаться борьбой, которая время от времени приобретала чуть ли не характер гражданской войны. Православные поднимали восстания в Минске (1616 г.), в Могилеве и Орше (1618 г.). С трудом удалось подавить волнения на религиозной почве в Полоцке. Владелец Глусска писал в 1628 г., что в городе часто были «бунты и разрухи» верующих, потому что он хотел «прозбою и грозбою прывести (их) до унии» [58. С. 58]. Жителям Копыля было предложено или принять униатское вероисповедание, или получить по 150 ударов палками [58. С. 58-59]. В ущемлении православных братств, закрытии православных храмов и монастырей, в других мерах насильственного насаждения унии особенно отличился полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Получив от короля в 1619 г. грамоту на подчинение ему всех православных церквей, он попытался закрыть могилевские церкви. Однако жители не впустили его в город. Православные прогнали его и в Орше. Свою деятельность по насаждению унии ему удалось развернуть в Витебске. Однако в ноябре 1623 г. в городе вспыхнуло восстание православного населения, Кунцевич и его сподвижники были убиты. По требованию папы римского, обратившегося к королю и великому князю Сигизмунду с призывом: «Пусть проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови! Пусть ересь чувствует, что ей нет пощады» [61. 1995. № 3. С. 14], над восставшими была учинена жестокая расправа. Большую группу горожан суд приговорил к смертной казни, многих - к изгнанию из города и к другим наказаниям. Имущество казненных и изгнанных было конфисковано, а Витебск лишен магдебургского права. Перелит был даже колокол, звоном которого возвестили о начале восстания. Но противостояние продолжалось. В октябре 1633 г. в Полоцке было произведено покушение на жизнь униатского архиепископа Селявы. Когда стрелявшие в него были схвачены, полочане отбили их и не дали со-иершить расправу. Население Могилева в 1671 г. воспрепятствовало попытке местных властей, католического и униатского духовенства превратить городские православные храмы в униатские. В 1670 и 1674 гг. в деревне Плотница Пинского уезда крестьяне и некоторые шляхтичи оказали прямое сопротивление замене православных священников униатами. В 1681 г. жители Полоцка выступили против униатского митрополита Жоховского. В Минске в 1691 г. монахи православного Петропавловского монастыря и вооруженные мещане не допустили передачи монастыря униатам. В 1740 г. крестьяне деревни Сидоровичи и мещане местечка Дашковка оказали решительное сопротивление попытке М. Сапеги обратить в Быховском графстве православные церкви в униатские. Для подавления этого выступления Сапега привлек военных быхов-ского гарнизона. Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую ситуацию в Беларуси. Оно способствовало еще более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге приводило к упадку белорусскоязычной культуры, а значит, и национально-государственного развития. Именно с принятием унии активно утверждалась идеология, которая оправдывала католическую экспансию, преследование иноверцев - диссидентов. Современник этих событий ксендз Калинка писал: «И до теперешнего времени среди католического духовенства редко встретишь человека, который почитал бы обряд и национальность того народа, среди которого он работает» [5. С. 138]. После Брестской унии 1596 г. позиции католичества в Беларуси еще больше усилились. Принадлежность к нему давала право занимать высшие руководящие посты, что стало для белорусской шляхты средством, позволявшим уравниваться с польской в политическом и социально-культурном отношении. Постепенно в ее сознании, а затем и в сознании более низких слоев белорусского народа складывался стереотип: «если ты католик, значит - поляк; если православный, значит - белорус». В этом направлении действовала и католическая церковь. Власти пытались исправлять положение, не допустить обострения социально-религиозных отношений. При коронации Владислава IV в 1632 г. сейм принял так называемые статьи для примирения народа, где признавались легальными православная вера и православная иерархия. Но эта политика не была последовательной. В Речи Посполитой постепенно утверждалась религиозная нетерпимость. Это давало повод Москве вмешиваться в ее внутренние дела. В 1686 г., подписывая «вечное соглашение», российское правительство уже открыто объявило себя патроном православных в Речи Посполитой. В соглашении была оговорена неприкосновенность православных епархий и посвящение епископов в сан киевским митрополитом, который подчинялся московскому патриарху. В 1720 г. Август II по требованию Петра I издал грамоту, которая обеспечивала права белорусской православной епархии. Тем не менее все чаще и чаще сеймом издавались направленные против иноверцев - диссидентов - постановления в пользу шляхтичей, торговцев и ремесленников, принявших унию. В 1732 г., например, им было издано такое постановление: «У людей других верований (диссидентов) отнимается право быть избранными в послы на сеймы, трибуналы и во всякие особые комиссии, что создаются для каких-либо дел. Права их уравниваются с правами евреев» [5. С. 139]. Сейм 1766 г. постановил карать смертью тех, кто переходил из католичества в другую веру. Он же утвердил как закон предложение краковского епископа Солтыка «объявлять врагом государства каждого, кто осмеливается сказать на сейме речь в пользу иноверцев» [5. С. 139]. Дискриминация со стороны государства православной церкви приве Такая государственная политика способствовала тому, что белорусская шляхта в погоне за экономическими, социальными и политическими выгодами начала переходить в польско-католический лагерь, забывая не только о вере предков, но и о своей национальности. Пример подавала высшая знать (Радзивиллы, Сапеги, Пацы, Голыпанские, Немиры и другие), отдельные представители которой по несколько раз меняли веру. В результате наступления католицизма и унии к концу XVIII в. преобладающее большинство населения Беларуси уже относилось к униатам и католикам [1. С. 80]. Переход значительной части шляхты в католичество, фактический отказ от своей этнической принадлежности губительно сказывались на развитии белорусской культуры, ибо именно представители этого сословия преимущественно и были деятелями науки, образования, литературы и искусства. Православными среди белорусского народа остались менее развитые в культурном отношении социальные слои - крестьяне, ремесленники, мещане, но именно они выполнили великую историческую миссию: сохранили белорусский язык и национальную культуру в широком смысле слова. Распространение католицизма в Беларуси в значительной степени ослабило здесь взаимовлияние, взаимосвязь самобытных культур трех восточнославянских народов, чем на протяжении столетий живилась и обогащалась белорусская культура. Если в 1621 г. Ян Пашкевич мог еще написать в стихотворении, что «Полска квитнет лациною, Литва квитнет русчиз-ною» [59. С. 99], то во второй половине XVII и до конца XVIII в. ситуация изменилась. Со времени Андрусовского перемирия и до начала раздела Речи Посполитой влияние католического Запада на белорусскую культуру стало уже определяющим. Усиление ополячивания на Беларуси проходило под эгидой государства и при помощи хорошо отлаженной религиозной структуры во главе с римским папой. Среди шляхты укоренялся польский образ жизни, польские обычаи и язык становились ее идеалом. Стараниями иезуитов стали доминиро-нать польские школы и издания на польском языке. Все меньше и меньше оставалось шляхты, сохранившей белорусские обычаи, культуру и язык. Слабели позиции и белорусского языка как государственного. В 1696 г. постановлением конфедерации сословий Речи Посполитой, равнозначным сеймовому, было установлено, чтобы в делопроизводстве Великого княжества Литовского все решения составлялись на польском языке [1. С. 80]. А затем и сейм Речи Посполитой постановил: «Писарь должен не по русски, а по польски писать» [5. С. 140]. С этого времени все документы но всех учреждениях Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского стали выходить на польском языке. Белорусский язык стано-мился языком курных крестьянских хат и заброшенных городских окраин. Он становится «мужицкой, холопской мовою». Православные братства
Культурное и религиозное воздействие Польшивстречало активное сопротивление. Его возглавляли церковные православные братства, боровшиеся против унии, против уподобления католическому Западу. С конца XVI и особенно в XVII в. их влияние на общественную жизнь увеличилось. Братства уделяли внимание прежде всего защите пра-иославной веры и пропаганде национальной культуры. Работали братства главным образом в городах, располагавших большими по сравнению с сельской местностью культурными и материальными возможностями. В XVII столетии широкой гражданско-патрио-тической деятельностью были известны Львовское и Виленское братства. В Могилеве, Витебске, Минске, Полоцке, Кричеве, Орше, Шклове также имелись православные белорусские общины. Среди 370 членов существовавшего с 1592 г. Виленского братства, например, были «ихъ милость княжата, панята, рыцарство, шляхта, мещане», но формально на собраниях и за столом родовитый шляхтич не имел никаких привилегий по отношению к членам братства из низших социальных групп. В противовес католическо-польским школам и типографиям иезуитов православные братства создавали свои учебные заведения, организовывали выпуск книг, поскольку в это время многие священники не имели должного образования, а иногда даже не понимали древнеславянского языка, на котором велось богослужение. Особенно много для Беларуси сделал в этом направлении князь Константин Константинович Острожский, который пользовался репутацией «столпа православия». Он создал высшую духовную школу, а при ней - большую библиотеку и хорошо оборудованную типографию. Для преподавания и развития науки были приглашены профессора из Греции и Германии. Братства стремились взять в свои руки патронат над храмами и монастырями, чтобы не допускать злоупотреблений со стороны отдельных светских лиц, покровительствовавших церкви. В XVII в. православные храмы и монастыри были в основном уже под защитой братств. Многие из них добивались от патриархов так называемой ставропигиальности, т. е. неподчиненности епископам и права их критиковать. Братства в это время представляли собой сплоченные, как правило, богатые организации, обладавшие значительными денежными средствами, строениями и землей, способные влиять на решение общегражданских и даже общегосударственных проблем. Влияние их распространялось также и на сельское население. Они внесли значительный вклад в реформирование и демократизацию школьного образования, подготовку и издание учебников, формирование местных художественных школ, расширение книгопечатания. Они оказали заметное влияние на расширение культурных связей с Россией, Украиной, с «латинскими нациями». В конце XVII - начале XVIII в. в силу ряда обстоятельств, прежде всего из-за усиления репрессий со стороны властей и ренегатства богатых покровителей, деятельность братств, их школ и типографий практически прекратилась.
Народное образование
Монополия на образование, просвещение, а значит и на развитие культуры принадлежала церкви. Контроль над духовной жизнью народа тормозил развитие светской культуры в эпоху Просвещения. Творческая мысль сдерживалась религиозной догматикой. В XVII—XVIII вв. в Беларуси особую активность проявлял богатый и влиятельный орден иезуитов, располагавший, как уже отмечалось, широкой сетью учебных заведений. Обучение в них велось преимущественно на латинском языке, было проникнуто богословием и направлено на то, чтобы сделать учеников фанатично преданными иезуитам. Помимо школ католических орденов существовали и школы униатской церкви под патронатом ордена базилиан. Их важнейшим отличием явилось обучение на родном языке. Изучались в этих школах преимущественно теология, схоластика, риторика. Государственная политика в отношении народного образования в Беларуси, общественно-политическая ситуация и нравы того времени ярко отразились в наказе гродненской шляхты своим депутатам сейма в 1733 г. «ходатайствовать об издании твердого закона, чтоб никого из крестьянских детей не принимать в школы для обучения грамоте», так как «согласно старой присказке, крестьянский род хорош, если он в нужде и печали, и плохой, если он в радости или когда образован школьными науками» [8. С. 259]. Шляхта отказывала в образовании основному носителю белорусской культурной традиции - трудовому народу. С середины XVIII в. образование в Беларуси стало приобретать более светский характер. Проводившаяся в это время под руководством С. Канарского реформа школ поколебала монополию иезуитов в просвещении и образовании. В учебных заведениях стали преподаваться современные языки, больше внимания уделялось общественно-политическим и естественнонаучным дисциплинам, создавались физические кабинеты, теоретические знания стали подкрепляться практическим опытом. В 1773-1775 гг. была сформирована «Адукационная (образовательная) комиссия» - практически первое в Европе министерство народного образования. Она попыталась провести общую реформу школы в Речи Посполитой. Создавались средние школы, окончание которых давало право на поступление в высшее учебное- заведение. Низшей ступенью новой системы образования стали приходские училища. В них рекомендовалось изучать предметы, которые давали бы учащимся практические знания и навыки. Усилиями комиссии на белорусской земле в короткий срок было открыт!) 20 новых школ. Комиссия отменила преподавание религии в рамках школьных программ. Значительную роль в развитии науки и культуры в Беларуси играл Виленский иезуитский коллегиум. В конце XVII-псрвой половине XVIII в. многие его преподаватели вышли за рамки богословских догм. В последней четверти XVIII в. идеи Просвещения пропагандировали уроженцы Беларуси Михаил Карпович, Игнат Быковский, Иероним Стрыйновский и др. Они критиковали крепостное право, обосновывали необходимость освобождения крестьян. Научным центром Беларуси и Литвы во второй половине XVIII в. яв-иилась Виленская академия. В распространение естественнонаучных знаний значительный вклад внесла Гродненская медицинская школаГщздан-ная А. Тизенгаузом. При школе работали природоведческий кабинет, ап тека, анатомический театр, ботанический сад. В 1781 г. был издан фундаментальный труд «Литовская флора». В общественно-политических науках преобладание теологии ослабело. Стали использоваться данные правовых наук, медицины, биологии, физики, астрономии. Широко изучались труды польских, русских, западноевропейских ученых-просветителей, в том числе С. Сташица, Я. Козельского, И. Стройновского, Г. Колонтая, А. Радищева, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Р. Декарта, Д. Локка и др. Многие образованные жители Беларуси считали необходимым иметь в своих библиотеках известную французскую «Энциклопедию». Популярностью пользовались труды историков Ф. Папроцкого, С. Канарского, М. Догеля, А. Нерушевича, философа С. Маймона. Важным явлением культуры стали библиотеки: несвиж-ская князей Радзивиллов, библиотека Сапег, Храптовича в Щорсах. В 1.776 г. королевским старостой Великого княжества Литовского А. Тизенгаузом в Гродно начала издаваться на польском языке «Газета Гродненская» - первая газета на территории сегодняшней Беларуси. Она выходила в течение семи лет. В ней освещались международные новости, которые перепечатывались из немецкой периодики, публиковались правительственные объявления, придворная хроника, извещения сейма и другие материалы. Увеличилось число типографий: с 2 в первой половине до 11 во второй половине XVIII в.
Развитие литературы
Вытеснение в 1696 г. из официального употребления белорусского языка отрицательно, можно даже сказать, катастрофически отразилось на развитии и искусства духовной культуры Беларуси. Национальных, глубинных корней была лишена прежде всего литература, которая в это время переживала переход от средневековых традиций к литературе нового времени, освобожденной от прежних взглядов на человека и действительность. В это время значительное распространение получили такие жанры, как исторические обзоры, синопсисы, дневники и мемуары. Наиболее значительными из них являлись: «Баркулабовская летопись», рассказывавшая об исторических событиях на Беларуси во второй половине XVI - начале XVII в. и о быте широких слоев населения; «Дневник Федора Евлашевского», в котором описывалась жизнь шляхты. В связи с обострением борьбы с католицизмом и униатством возникает религиозно-политическая, полемическая публицистика. Наиболее видными представителями этого жанра являлись Стефан Зизаний - автор памфлета, в котором обличается папа римский, и автор «Апокалипсиса», выступивший под псевдонимом Христофор Филалет. В первой половине XVII в. особое значение имели «Фринос» Мелетия Смотрицкого, «Каза-нье» Леонтия Карповича. В сборнике статей Афанасия Филипповича «Диаруш» был подвергнут острой критике произвол светских и духовных властей. Новым жанром в белорусской литературе явилась политическая сатира. Наиболее выдающимися произведениями этого жанра являются «Речь Мелешки» и «Письмо к Обуховичу». Вопреки всем препятствиям, белорусское литературное творчество в конце XV1I-XVIH в. продолжало развиваться. Это проявилось в народных сказках, преданиях, обрядовых песнях. Культурно-социальная роль устного народного" творчества возросла. Появляются новые эпические жанры -исторические песни и предания о событиях, более близких и живых в памяти народа, волнующих его больше, чем, скажем, древнерусские былины о далеких временах Полоцкого княжества и Киевской Руси. Основным содержанием героико-исторического эпоса стала борьба с феодальным угнетением, против крепостной неволи и национально-религиозного притеснения. С антифеодальными выступлениями XVII в. связано появление казацких песен, бунтарской поэзии крепостного крестьянства. Уже в первой половине XVII в. существовали антикрепостнические и антиклерикальные сказки. В многочисленных присказках, пословицах, загадках нашли свое отражение жизненный опыт народа, его социальный протест и нравственные идеалы. О тяжком национально-религиозном притеснении белорусского народа свидетельствует песня «Был на Руси черный бог». В устном поэтическом творчестве отражалось стремление белорусского народа к единству с братскими русским и украинским народами, что особенно ярко проявилось в казацкой песне «Туман, туман на долине». Социально-идейным содержанием обогащалась и календарная, семейно-обрядовая поэзия. В ней отражались повседневная жизнь, подневольный труд, сопротивление народа, его борьба за правду и справедливость. Эти мотивы занимали значительное место и в других жанрах белорусского ф
|