Студопедия — Борьба за национальное самоопределение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Борьба за национальное самоопределение






Активация национально- политических сил

В годы революции 1905-1907 гг. в Беларуси дальнейший размах приобрело национально-освободительное движение. Его главной целью являлось пробуждение национального самосознания всех слоев белорусского народа, завоевание права на самоопределение. Необычайно точно и поэтически выразительно эту цель определил Я. Купала: занять «пачэсны пасад миж народами". Националь­но-освободительное движение разделялось на два течения: буржуазно-националистическое, выражавшее интересы городской и сельской бело­русской буржуазии, и революционно-демократическое, отражавшее инте­ресы трудящихся слоев белорусского народа.

Интересы правительственного правого лагеря выражало стоявшее на позициях октябристов «Белорусское товарищество». Главной целью его была защита существовавшего монархическо-самодержавного строя. Практически эти взгляды выражались в великодержавном шовинизме, антипольских, антиеврейских выступлениях, в отрицании белорусской нации.

Поднимавшаяся белорусская буржуазия, как и буржуазия других окраин России, пыталась стать во главе своей нации, однако встречала про­тиводействие со стороны царизма, проводившего политику великодер­жавного шовинизма и национального угнетения. В этих условиях бело­русская буржуазия стремилась объединить всех белорусов вокруг нацио­нально-освободительного движения, подчинить его своему влиянию и, соответственно, враждебно относилась к идее интернационализма.

Революционно-демократическое направление объединяло в своих рядах широкие круги главным образом демократической интеллигенции: учителей, врачей, мелких служащих, студентов. Политической платформой этого тече­ния были требования социального и национального равенства, ликвидации помещичьего гнета и, конечно же, предоставления белорусскому народу пра­ва свободно пользоваться родным языком, иметь свою печать, литературу, искусство. Таким образом, некоторые требования буржуазно-национа­листических и революционно-демократических течений совпадали.

В начале XX в. идейным, политическим организатором борьбы бело­русов за национальное самоопределение была Белорусская социалистиче­ская громада. Накануне и в период революции 1905-1907 гг. она выступа­ла как левонародническая, национальная революционно-демократическая партия. По некоторым данным, в это время в ней насчитывалось около 2 тыс. членов. Нелегальные пропагандистские издания БСГ распростра­нялись в Минске, Вильно, Диене, Речице, в ряде уездов Минской, Виленской и Гродненской губерний. В восточной части Беларуси ее связи с мас­сами были гораздо слабее. Влияние БСГ в городах было незначительным из-за невысокой численности белорусов в составе горожан и низкого на­ционального самосознания рабочих. Белорусская социалистическая громада выступала за автономию Бе­ларуси с местным сеймом в Вильно. Будущее Беларуси эта партия пред­ставляла себе в качестве субъекта Российской федерации с культурно-национальной автономией всех народностей. Ее аграрная программа сводилась к социализации земли, практическое проведение которой возлага­лось на местный сейм. Наилучшей формой землепользования считалась хуторская система. В марте 1905 г. БСГ вместе с эсерами провела в Мин­ске крестьянский съезд, который определил буржуазно-демократический путь решения аграрного вопроса. Был создан Белорусский крестьянский союз.

В условиях начинавшейся революции вместе с другими партиями ле­вой ориентации БСГ призывала крестьян силой забирать государственные и помещичьи земли, готовиться к вооруженной борьбе за свое право на землю. В листовке «Царская дума», призывавшей крестьян к бойкоту со­вещательной (булыгинской) Думы, указывалось, что царский манифест -это обман народа. Доходчиво для крестьян излагалась позиция БСГ прак­тически по всем важнейшим вопросам: добиваться конституции, права народу самому решать жизненно важные для себя вопросы, права изби­рать представителей в Конституционное собрание или сейм общим, рав­ным и тайным голосованием, свободы слова, собраний. Заканчивалась листовка призывами: «Долой царя и его правительство!», «Долой царскую Думу!», «Да здравствует народное правление и Конституционное собра­ние в Вильно!». В листовке содержался также призыв «бить и убивать слуг царских» [8. С. 417].

БСГ наладила активную агитационно-пропагандистскую кампанию посредством издания прокламаций, листовок, воззваний. В конце 1905 -начале 1906 гг. в подпольной типографии ею были изданы на белорусском языке манифесты Петербургского Совета рабочих депутатов, Главного комитета Всероссийского крестьянского союза, а также пропагандистские документы социал-демократов, эсеров, польских социалистов.

В январе 1906 г. на II съезде БСГ были приняты новая программа и организационный устав, избран ЦК БСГ, в который вошли А. Луцкевич, В. Ивановский, А. Бурбис. В программе излагалась позиция партии по всем принципиальным вопросам политической и общественной жизни. Заявлялось, в частности, что окончательная цель партии - замена капита­листического строя социалистическим, что БСГ организовывает всю тру­дящуюся бедноту белорусского края без различия национальностей. В ка­честве ближайшей задачи провозглашалось свержение в союзе со всем пролетариатом России самодержавия и создание Российской федератив­ной демократической республики, в которой все народы будут иметь пра­во на свободное самоопределение и культурно-национальную автономию. Было подтверждено требование для Беларуси территориальной автономии с местным сеймом в Вильно, избираемом на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Легальным печатным органом БСГ стала газета «Наша доля», кото­рая начала издаваться с 1 сентября 1906 г. (для белорусов-православных — кириллицей, для католиков - латинским алфавитом). В газете сотрудни­чали братья И. и А. Луцкевичи, А. Пашкевич, Ф. Вместовский. В органи­зации газеты участвовал А. Власов, • который привлек к работе в ней Я. Коласа. Уже первый номер газеты призывал белорусов к национально­му возрождению. Газета показывала единство интересов батраков, солдат и рабочих, призывала к созданию крестьянских союзов по образцу рабо­чих профессиональных союзов. Позиция «Нашей доли» состояла в том, что добиться перемен в жизни может только весь рабочий люд, вся сель­ская и городская трудовая беднота. Для этого, по мнению авторов газеты, нужно было соединить крестьянские комитеты и союзы с рабочими коми­тетами и партиями.

В связи с четко выраженной революционно-демократической на­правленностью на первый, третий и четвертый номера «Нашей доли» был наложен арест, даже несмотря на то, что в четвертом номере была опуб­ликована редакционная статья, не отвечавшая ни программе партии, ни прежнему духу газеты. В ней говорилось о том, что «землю нужно добы­вать не силою, не грабежом, а законом» [8. С. 419]. Однако такая демон­страция благонадежности не помогла. Последующие три номера тоже конфисковывались, а в январе 1907 г. Виленская судебная палата вообще запретила издание газеты.

Руководство БСГ, предвидя судьбу «Нашей доли», наладило издание в Вильно новой еженедельной газеты «Наша нива», которая в первом но­мере от 10 ноября 1906 г. заявила, что будет служить «всему обиженному белорусскому народу», движению за его национальное возрождение. Во­круг газеты сгруппировалась плеяда белорусских деятелей культуры, принимавших активное участие в общественно-политической жизни. Сре­ди них были Я. Купала, Я. Колас, М. Горецкий, К. Каганец, Ядвигин Ш., А. Пашкевич (Тетка), К. Буйло, Я. Лесик, А. Гарун, Т. Гартный, 3. Бядуля, И. и А. Луцкевичи, А. Цвикевич, А. Станкевич, В. Ластовский и др.

Политическая линия новой газеты, по сравнению с «Нашей долей», существенно корректировалась. Решение основных социально-эконо­мических вопросов редакция связывала уже не с революцией, а с Госу­дарственной думой. Правда, в мае 1907 г. она заявила, что нельзя ждать от Думы свободы и земли, «так как она, бедняга, одна этого не сделает» [8. С. 420].

В программной статье в декабре 1906 г. указывалось на необходи­мость уравнивания прав всех сословий сельской местности (введение все­сословной волости); расширения местного самоуправления - волостного, уездного, губернского; предоставления Беларуси отдельного самоуправ­ления с сеймом, избранным на общедемократических основаниях. Здесь же предусматривалось введение всеобщего обязательного бесплатного образования с обеспечением права обучения на родном языке.

В ходе избирательной кампании во II Государственную думу газета стала смело разоблачать как «истинно русских», так и «истинно поль­ских» шовинистов как врагов белорусского народа, агитировала за избра­ние в Думу «мужиков-социалистов», призывала крестьян объединиться с городскими избирателями и не допустить избрания в Думу помещиков. В апреле 1907 г. БСГ участвовала в конференции национально-социа­листических партий России, которая состоялась в Финляндии.

В целях консолидации сил БСГ неоднократно вела переговоры с Со­циалистической партией Белой Руси, организаторами которой были сту­денту М. Фальский, А. Жаба и др. Сведений об этой партии сохранилось мало. О ее общеполитической и национальной ориентации можно судить по листовкам «Призывные!», «Братцы мужики!», «Царское хозяйство». В них содержался призыв к свержению самодержавия и установлению в Бе­ларуси выборной народной власти, чтобы народ «всем командовал сам».

Значительная заслуга в развитии белорусского национально-культурного движения, в распространении национального просвещения принадлежит книгоиздательскому товариществу «Заглянет солнце и в наше оконце». Основано оно было профессором Б. Эпимах-Шипилой в Петербурге в мае 1906 г. Товариществом было положено начало система­тическому изданию на белорусском языке популярных книг, открыток с белорусскими пейзажами, портретами писателей и деятелей культуры, эт­нографическими материалами и т. п. В 1906 г. оно издало кириллицей и латиницей книжку «Белорусский букварь, или Первая наука чтения» К. Каганца и «Первое чтение для деток белорусов» А. Пашкевич (Тетки). Началось издание подписной серии «Белорусские песняры», в 1907 г. бы­ли изданы «Дудка белорусская» Ф. Богушевича и поэма А. Мицкевича «Пан Тадеуш» в переводе В. Дунина-Марцинкевича.

 

Усиление политической реакции

 

Все расширявшемуся национально-освободитель­ному движению в России официальные власти, а также правые, помещичье-радикальные партии все чаще стали противопоставлять великодержав­ный шовинизм. После третьеиюньского переворота 1907 г. он практически стал государственной политикой. Снижались нор­мы представительства в Думе от польских, малороссийских и закавказ­ских губерний. Ряд малых народов вообще лишался избирательных прав. Одновременно проводились ущемления и по классовому признаку: на до­лю рабочих и крестьян оставлялась четвертая часть выборщиков.

В Беларуси эта политика отличалась некоторой спецификой. С целью противопоставления на выборах польским помещикам белорусских пра­вославных крестьян правительство сохранило здесь относительно боль­шее, чем в центральной России, представительство от крестьян - 29, 5 % выборщиков. Квота помещиков в составе выборщиков в западных губер­ниях была наоборот занижена (до 48,5 %) по отношению к центральной части России. В Виленской губернии, где преобладало католическое население, была создана отдельная «русская» курия, которой обеспечивалось два места в Думе. В Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской губерниях уездные съезды делились по национальному признаку на поль­ские и русские отделения. Русские отделения создавались и в других ку­риях. При этом к русским отделениям приписывались православные бе­лорусы, к польским - белорусы-католики. Такая политика полностью иг­норировала существование белорусского этноса как единого целого.

Наряду с этим, развернулась активная агитационно-пропагандистская кампания против белорусского национального движения и его идейно-консолидирующего центра - газеты «Наша нива». Впрочем, официальные власти не делали исключения в этом смысле также для польского, еврей­ского и любого иного движения, для католического костела.

Особенно усердствовали в этом выразители черносотенных идей -издания «Окраины России», «Виленский вестник», «Минское слово», виленский журнал «Крестьянин». Белорусских «сепаратистов» черносотенно-октябристская печать объявила еще более опасными, чем сторонников замены капитализма социализмом.

Местные организации левых партий в результате наступления реак­ционных сил уже во второй половине 1907 г. были практически или раз­громлены, или значительно ослаблены. Об этом свидетельствует тот факт, что в III Государственную думу от западных губерний не был избран ни один депутат левой политической ориентации [8. С. 424]. Среди левых партий стало преобладать стремление отказаться от нелегальной борьбы с самодержавием, приспособиться к столыпинскому режиму. По существу, на такие позиции стала и Белорусская социалистическая громада. Она свернула свои подпольные структуры и как партия временно прекратила свое существование. Все ее внимание было уделено легальной деятельно­сти в «Нашей ниве».

Организационно и политически ослабленным в Беларуси оказался и либерально-оппозиционный центр, ведущей силой которого являлась кон­ституционно-демократическая партия. Ее руководство стало склоняться к правым позициям. Могилевская и Пинская организации кадетов распа­лись. В западной части Беларуси на позициях этой партии с определен­ными оговорками оставались польские и белорусские ксендзы, а также еврейская буржуазия. Летом 1907 г. они создали Краевую партию Литвы и Беларуси. Ее представители критиковали шовинистическую политику властей, но, как и русские шовинисты, отрицали существование белорус­ского этноса, выступали против белорусского национального движения, стремились полонизировать белорусское католическое население.

После поражения революции 1905-1907 гг. активизировалась, полу­чила значительный размах деятельность правой, черносотенно-октябристской части политического спектра Беларуси. В таких упоми­навшихся изданиях, как «Виленский вестник», «Минское слово», «Окраи­ны России», «Крестьянин», активно сотрудничали В. Теплое, Г. Шмид, Д. Скринченко, П. Бывалькевич, С. Ковалюк, Л. Солоневич, П. Коранке-вич, А. Уруцевич и др. Их идейно-политическим кредо был лозунг «Рос­сия для русских, и русские должны ею управлять». Поэтому они активно боролись против всех политических сил, стоявших на позициях самооп­ределения народов и предоставления им автономии. Беларусь они считали «исконно русским краем». Существование белорусской нации отверга­лось, а белорусы приписывались к великороссам. С особой силой они ополчились против белорусского национального движения и его идейно-политического вдохновителя - газеты «Наша нива». В сознание белорусов внедрялась мысль, что она издается на деньги польских панов и католиче­ского костела.

Особым фанатизмом отличался редактор «Минского слова» Г. Шмид, «истинно русский немец», как его называла прогрессивная пресса. Этот человек в свое время был офицером российского флота. Однако за связь с германской разведкой он был судим, лишен чинов и дворянства и сослан в Сибирь, а затем, вернувшись, в период революции 1905-1907 гг. оказал­ся в авангарде шовинистических сил в Беларуси и даже был избран депу­татом III Государственной думы. За заслуги в борьбе с революцией, авто­номистами и «сепаратистами» ему были возвращены дворянство и чин капитана второго ранга.

В сентябре 1908 г. стал активно проявлять себя член виленской чер­носотенной организации Л. Солоневич, пытавшийся под маской нацио­нального демократизма подорвать белорусское национальное движение во главе с «Нашей нивой». Он и его соратники были выразителями инте­ресов православной части мелкой, крестьянской по происхождению бур­жуазии и интеллигенции Беларуси, которая одобряла национальную по­литику российского правительства. В основе планов Л. Солоневича лежа­ло создание псевдобелорусской организации и издание от ее имени соот­ветствующего печатного органа. Такая организация была создана под на­званием «Белорусское общество», а в феврале 1909 г. вышел первый но­мер его газеты «Белорусская жизнь», издававшейся на белорусском языке. Целью «Белорусского общества» провозглашалось объединение всех представителей белорусской народности без различия сословий, званий и вероисповедания на единой национально-культурной платформе. Белору­сы признавались самостоятельной народностью, однако их родным язы­ком объявлялся «язык Пушкина и Гоголя», а свой, родной им предлага­лось «оставить истории». Нашенивцы характеризовались при этом как лжедрузья белорусского народа.

В газете Л. Солоневича серьезной критике подвергалась националь­ная политика российского правительства в Беларуси. Отмечалась, в част­ности, острая нехватка земли у белорусских крестьян. В этом редакция видела причину физического вырождения и массовой эмиграции белору­сов в Сибирь и даже в Америку. Солоневич высказывался против аграр­ной политики правительства, которое не предпринимало никаких мер поограничению крупного польского землевладения в Беларуси, усугубляя положение насаждением русского и даже немецкого землевладения. «Бе­лорусская жизнь» объявила такую политику направленной «против самых жизненных интересов белорусской народности, которая имела и имеет преимущественное право на свою национальную собственность» [8. G. 426]. Л. Солоневич считал, что проблема будет решена, когда белорусы займут соответствующее положение на своих землях путем избрания ме­стных и центральных земских и городских учреждений на основе всеоб­щего избирательного права.

Однако такая постановка белорусского национального вопроса для властей в условиях наступления реакции оказалась неприемлемой. Изда­ние газеты «Белорусская жизнь» было приостановлено почти на два года и возобновилось только в январе 191! г., причем ей выделялись самые высокие в стране правительственные субсидии. Правда, и Л. Солоневич уже стремился не допускать антиправительственных крайностей, сохра­няя, однако, своей газете имидж «прогрессивно-демократического» изда­ния, выступающего от имени белорусского народа. «Нам, - призывала га­зета, - прежде всего необходимо поставить свои национальные задачи, самоопределиться, объединиться, организоваться и сплотиться как бело­русам» [8. С. 426]. В конце 1911 г. «Белорусская жизнь» перешла на от­кровенно шовинистические позиции и даже поменяла свое название на «Северо-Западную жизнь».

Антинациональные позиции по всем политическим, образовательным и религиозным вопросам, касавшимся белорусов, занимали сторонники «западнорусизма». Они добились от правительства включения при выборе земств на территории Беларуси православных белорусов в русскую, а бе­лорусов-католиков - в польскую курии. В результате земские органы в Могилеве, Витебской и Минской губерниях, избранные в 1911 г., состоя­ли преимущественно из русских и поляков и в своей деятельности игно­рировали интересы белорусского народа. Это же повторилось и на выбо­рах в IV Государственную думу в 1912 г., в результате которых никто из левых депутатов от белорусского национального движения в Думу избран не был.

Игнорирование российским правительством национальных интересов белорусского народа проявилось и в сфере просвещения. В соответствии с законом 1906 г., во всех народных школах дети должны были учиться на родном языке. Однако в отношении детей белорусов (как и украинцев) было сделано исключение. Их обучение велось на русском языке. III Го­сударственная дума приняла закон, по которому преподавание основ ка­толического вероучения для детей белорусов переводилось с польского на русский язык. Это заставило многих лиц белорусской национальности за­писываться поляками. Их родной язык, который мог бы сдерживать поло­низацию белорусов-католиков, исключался и из этой сферы. Реакцион­ность властей особенно ярко проявилась в запрете выписывать и читать «Нашу ниву» всем учителям Виленского учебного округа, священникам, почтовым служащим, учащимся сельскохозяйственных школ, а также по­лицейским и военным чинам [8. С. 427].

Белорусское национальное движение встречало сильное сопротивле­ние со стороны польских помещичье-клерикальных кругов. Им по-своему выгодна была политика российского правительства на раздел белорусско­го этноса по вероисповеданию на «русских» и «поляков». В 1906 г только в Вильно издавалось 11 польских газет и журналов, в 1910 г. - уже 18, а в 1914 г. - 28 периодических изданий [8. С. 427]. В абсолютном большинст­ве это были антибелорусские, шовинистические по своей сути издания. Как и российская официальная печать, они отрицали существование са­мостоятельного белорусского народа, заявляли, что пробуждение его на­ционального движения - явление не естественное, что за ним стоит Моск­ва. Возрождение белорусского языка и культуры, по их мнению, было не только не нужно, но и невозможно. Даже «Наша нива» обвинялась в ру­сификации белорусов, которые, дескать, являются поляками и тянутся к польской культуре, в натравливании их на поляков.

Вершиной всех этих «теоретических изысканий» являлся тезис, что по­ляки имеют такое же право на полонизацию белорусов, как русские на их ру­сификацию. В 1914 г. польские шовинистические издания публиковали фальшивые этнографические карты, стремясь доказать, что западная часть Беларуси является «чисто польской землей» и что там издавна проживали только поляки. В ход была пущена «утка», что отдельные руководители бе­лорусского национального движения обращались за финансовой помощью к немцам в деле освобождения Беларуси от русского и польского влияния.

 

«Наша нива» - идейный и организационный центр национального движения

 

В таких сложных условиях знамя белорусского на­ционального движения твердо держала газета - <<Наша нива>> Она являлась политическим, идейным и организационным центром этого движения.Россия и ее авторитет среди простого народа. ВВиленской губернии она имела корреспондентов в 122 населенных пунктах, в Минской - в 81, в Гродненской - в 49, в Могилевской - в 27, в Витебской - в 9 [8. С. 432].

После третьеиюньского переворота 1907 г., когда правительство, рус­ские и польские помещичье-клерикальные партии и органы печати, школа объединились в ассимиляторской политике по отношению к белорусско­му народу, его национальное движение вынуждено было занимать оборо­нительные позиции. Легально пропагандировать революционно-демократическую программу БСГ, принятую II съездом, «Наша нива» не имела возможности.

Главную задачу в сложившихся условиях «Наша нива» видела во всестороннем культурно-национальном возрождении народа, установле­нии его равноправия с другими этносами. Газета считала, что основой всей национальной культуры является язык: «Нам в первую очередь нужно возродить свой язык... Только возродив язык, мы можем поставить на твердую почву наше движение. Национальное движение как великая ис­торическая жизненная сила может быть только тогда, когда под него бу­дет подведен такой фундамент, как гибко обработанный язык, а также ли­тература и наука на этом языке» [8. С. 430]. Ассимиляция, уничтожение национальных особенностей белорусов, отмечала газета, наносят непо­правимый вред не только белорусской, славянской, но и всемирной лите­ратуре.

Критикуя реакционные воззрения о том, что попытки пробуждения национального самосознания среди ополяченной части населения Белару­си являются враждебными демократизму и прогрессу культуры, газета подчеркивала: «Работа ради расширения национального самосознания в нашем народе... не только не задерживает поступи культуры, а, наоборот, одна только и развивает ее» [8. С. 431]. Газета никогда не опускалась до примитивного национализма, не отождествляла соответствующих шови­нистов с русским и польским народами, призывала белорусов знать и изу­чать не только свою культуру, но и русскую и польскую. Позиция «Нашей нивы», выражавшая взгляды передовой части белорусского национально­го движения, была интернационалистской, классово-крестьянской. В 1915 г. газета писала: «Когда польские националисты говорят от имени польского народа, - так это ложь! Польский мужик-хлебороб, польский батрак или фабричный рабочий ближе нашему белорусу-крестьянину, чем «своему» пану» [8. С. 431].

Значительным явлением белорусского национального движения этого периода было книгоиздание. В это время действовало 7 белорусских изда­тельств. За 1908-1914 гг. в свет вышло 77 белорусских книг общим тиражом 226 тыс. экземпляров. В 1910 г. вышла «Краткая история Беларуси» В. Ластовского, существенно повлиявшая на развитие белорусской исто­риографии. Благодаря этим изданиям белорусский народ услышал голоса В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, А. Пашкевич (Тетки), Я. Купа-лы, Я. Колоса, М. Богдановича, К. Каганца, Т. Гартного, А. Гаруна, 3. Бядули, К. Буйло и др. Это был голос лучших представителей национально-патриотической, революционно-демократической интеллигенции Беларуси.

Становлению национального самосознания белорусов содействовало развитие национального по форме и содержанию искусства: драматиче­ского театра, музыки, танца, хорового пения. Появились новые произве­дения белорусской драматургии, издания музыкальной литературы. Во многих белорусских населенных пунктах возникали библиотеки, самодея­тельные хоровые и танцевальные коллективы. Под руководством А. Бур-биса и И. Буйницкого складывался белорусский профессиональный театр. При редакции «Нашей нивы» благодаря усилиям И. Луцкевича зарождал­ся Белорусский национальный музей.

В 1915г. в связи с военными действиями в белорусском националь­ном движении произошли изменения. Довоенные национально культурные организации распались, прекратилось издание другой бело-русскоязычной периодической печати и книг. В августе 1915 г. прекрати­лось издание газеты «Наша нива». Только в Петербурге осенью 1916 г. издавались еженедельные газеты «Денница» и «Светоч», однако и они в начале 1917 г. прекратили свое существование.

Произошли изменения и в степени радикализации национального движения. Часть руководителей «Нашей нивы» (братья И. и А. Луцкевичи, В. Ластовский и др.) создали в оккупированном немцами Вильно Бе­лорусский комитет помощи потерпевшим от войны, который выступил с идеей возобновления полной государственной независимости Белорусско-литовского края в форме Великого княжества Литовского с сеймом в Вильно. В конце 1915 г. по инициативе белорусских деятелей была созда­на Конфедерация Великого княжества, в которую вошли также литовские, польские, еврейские политические деятели. Однако вскоре она распалась. Литовцы стремились добиться согласия немцев на создание отдельного литовского государства с включением в него части белорусских земель, поляки - своего, предусматривая ополячивание белорусов.

Для защиты интересов белорусов был создан «Центральный союз бе­лорусских национальных общественных организаций» во главе с Бело­русским народным комитетом в Вильно. Он стал создавать белорусские школы, издавать учебники и газету «Гомон». В 1916 г. его представители участвовали в конференциях народов России в Стокгольме (Швеция) и Лозанне (Швейцария) и просили у народов Европы поддержки в освобож­дении белорусского народа «из-под российской неволи», предоставления ему политических и культурных прав.

Характерной особенностью белорусского национального движения в первые два десятилетия XX в. являлось то, что оно развивалось преиму­щественно под руководством одной политической общественной силы -БСГ и являлось крестьянско-народническим по содержанию. Наиболее активной его силой была патриотически настроенная национальная ин­теллигенция. До 1917 г. в разработке политической платформы движения практически не участвовали представители помещиков и торгово-промышленной буржуазии.

 

 

Съезд белорусских национальных организаций

 

В восточной части Беларуси сразу же после Фев­ральской революции возобновила свою деятель­ность БСГ. Одновременно возникло еще множест­во мелких белорусских национальных организаций в Петрограде, Москве и других городах, в которых было много белорусов-беженцев. В Минске до свержения царизма дейст­вовала только одна национальная организация - Минский отдел Белорус­ского общества помощи потерпевшим от войны. Он объединял несколько десятков человек, преимущественно представителей интеллигенции, слу­жащих, духовенства. В их числе были П. Алексюк, А. Левицкий (писатель Ядвигин Ш.), А. Смолич, М. Богданович и др. Председателем комитета отдела с января 1917 г. был известный в крае политик, крупный помещик Р. Скирмунт.

Сразу же после Февральской революции Минский отдел объявил се­бя Белорусским национальным комитетом и начал довольно энергичную организационную и пропагандистскую работу. На проведенной новыми властями и штабом Западного фронта 6 марта общегородской манифеста­ции в честь победы революции Комитет выступил с политическими лозунгами. Его представители прошли в колонне под своим знаменем с лозунгами: «Приветствуем волю народа!» -и «Живет Беларусь!». 10 марш Комитет провел на Золотой Горке самостоятельный митинг, на котором с речами на белорусском языке выступили П. Алексюк, А. Смолич, В. Фальский, Ф. Шантырь. На митинге 12 марта уже был выдвинут про­граммный тезис белорусских национальных сил - достижение автономии Беларуси.

Белорусский Комитет наметил созыв национального съезда, который состоялся в Минске 25-27 марта. В нем участвовало около 150 человек. Политически на съезде были представлены возрожденная Белорусская со­циалистическая громада (возглавил А. Смолич), католическая демократи­ческая партия (ксендз В. Годлевский), народная демократическая (Р. Зенкевич) и беспартийная часть населения. Съезд приветствовал победу Февральской революции и поддержал Временное правительство «в его борьбе с внешними врагами за свободу России и ее народов и с прислужниками старого режима» [68. 1996. № 3. С. 31]. Будущее Российского государства съезд видел «в федеративной демократической республике, в которой от­дельные национальности будут иметь свои национальные парламенты для решения всех местных потребностей края». Беларусь должна была полу­чить в обновленной России статус автономной государственно-территориальной единицы с включением в нее Минской, Могилевской, Гродненской, Витебской губерний, большей части Виленской, некоторых уездов Смоленской и Черниговской губерний. Съезд выразил протест против намерения Литовского национального совета включить в состав Литвы всю Виленскую губернию.

Делегаты признали необходимым создание в Минске Белорусской краевой рады. До ее выборов съезд объявил себя «высшей краевой инсти­туцией», а своим исполнительным органом - Белорусский национальный комитет, в который было избрано 18 человек. Комитет избрал президиум из 5 человек: Р. Скирмунт (председатель), П. Алексюк и В. Фальский (за­местители), Л. Заяц (казначей) и Б. Тарашкевич (секретарь). Съезд пору­чил этим органам созвать крестьянский и учительский съезды, организо­вать издание газеты и другой агитационной литературы, основать това­рищество «Просвещение», пригласив к работе в нем известных деятелей белорусской культуры - В. Игнатовского, Б. Эпимах-Шипилу, М. Богда­новича и др. Он высказался за создание белорусских школ, за введение белорусского языка в учительских и духовных (православных и католических) семинариях. С целью точного определения этнографических границ Беларуси съезд создал специальную комиссию в составе известных ученых М. Любавского, М. Довнар-Запольского, Е. Карского и А. Шах­матова.

Съездом была предпринята попытка организации переговоров с Вре­менным правительством в Петрограде о признании Белорусского нацио­нального комитета в качестве высшего органа государственной власти в Беларуси. Однако его делегацию демонстративно не приняли ни предсе­датель правительства князь Г. Львов, ни министр юстиции А. Керенский.

Работа съезда показала, что в этот период происходил процесс консолидации единого белорусского национального движения. Представители рмных социальных слоев и политических организаций стремились выра­ботать общую платформу по вопросам национально-государственного строительства, просвещения и культуры.

После Февральской революции активизировались и противники белорусского национального движения. Против него объединились все -it черносотенцев до эсеров. Политически активные силы различных отечественников, перекрасившиеся после Февральской революции в демократов, слали создавать свои организации. В Гомеле возник «Союз белорусской демократии», в Могилеве - «Белорусский национальный комитет», в Витебске - «Союз белорусского народа» и др. Все они выступали за «полное объединение Беларуси с Россией», за обучение на русском язы­ке, за «слияние белорусов, великоросов и малоросов в одну мощную и несломимую народность русскую» [8. С. 440]. Решения Белорусского национального комитета( они оценили как вредные для народа. Против БНК высказались Минский комитет Всероссийского крестьянского сою-ia, исполком Совета крестьянских депутатов Минской и Виленской гу­берний.

Таким образом, революционные события в России в начале XX в. активизировали деятельность национально-политических сил Беларуси. Идейно-политически национально-освободительное движение разделя­лось на буржуазно-национальное и революционно-демократическое те­чения. Эффективной была идейная, политическая борьба Белорусской социалистической громады за национальное самоопределение. Главным программным требованием этой партии было провозглашение автоно­мии Беларуси в составе Российской федерации. Вокруг БСГ, ее печатно­го органа - газеты «Наша нива» группировался цвет тогдашней белорус­ской национальной интеллигенции. Эти силы вели активную борьбу против правых, черносотенно-октябристских сил, великодержавного шовинизма, против антинациональной позиции сторонников «западно-русизма». Важным событием этого времени стал съезд белорусских на­циональных организаций, определивший будущий статус Беларуси в ка­честве автономной государственно-территориальной единицы обнов­ленной России.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 586. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия