Развитие экономики, просвещения и культуры
Промышленное производство
На рубеже XIX-XX вв. в экономическом развитииРоссии произошли значительные качественные изменения. Высокого уровня достиг процесс концентрации промышленного производства, рабочей силы и централизации капитала. Экономический кризис 1901-1903 гг. привел к дальнейшему росту монополий. Но развитию экономики в целом противостояло наличие помещичьего землевладения, в котором в основном применялись отсталые формы организации труда. Промышленность Беларуси в это время развивалась главным образом на базе использования лесных богатств, переработки сельскохозяйственного и минерального сырья. Главными отраслями были пищевая, деревообрабатывающая, силикатно-кирпичная, кожевенная. Преобладали небольшие и мелкие промышленные предприятия. Металлообрабатывающая и тяжелая отрасли только начинали зарождаться. С 1901 г. промышленность Беларуси практически находилась в состоянии упадка, преодоление которого началось только в 1908 г., когда объем промышленной продукции увеличился на 8 %, количество рабочих возросло на 7,6 %. За счет вытеснения мелких ремесленно-кустарных производств крупными на 4,6 тыс. уменьшилось число предприятий. Это способствовало более эффективной организации труда. Экономический кризис усилил процесс концентрации капитала, способствовал росту акционерных товариществ и обществ. В 1900-1908 гг. в Беларуси образовалось 13 акционерных обществ с участием местного, российского и иностранного капиталов. 17 крупных промышленных предприятий, и в том числе Витебская льнопрядильная фабрика «Двина», Шкловская бумажная фабрика, Минская конно-железная дорога и др., в 1908 г. принадлежали акционерным товариществам. Появились и первые монополистические союзы. В 1905-1907 гг. были созданы синдикат спичечной промышленности при Минском отделении Северного банка, дрожже-винокуренный синдикат, союз лесопромышленников Северо-Западного края и др. Крупный, преимущественно иностранный капитал, проникал в текстильную промышленность. За 1900— 1908 гг. появилось 8 новых текстильных фабрик, которые давали три четверти всей продукции отрасли [8. С. 402].емпы.развития промышленности в Беларуси в условиях подъема экономики были несколько выше общероссийских. В 1912 г. белорусские предприятия давали 24,4 % общероссийского производства дубовых шпал, 23,5 % фанеры, 44,8 % спичечной соломки, 55,7 % оконного стекла, почти треть одноцветного кафеля, около 50 % облицовочных карнизов. Минская обойная фабрика выпускала 14,5 % всех обоев, которые производились тогда в России [1. С. 403]. Возрастала и энерговооруженность предприятий. Мощность двигателей с 1908 по 1913 гг. увеличилась с 27,3 до 44,9 тыс. л.с, а энерговооруженность одного рабочего - с 0,71 до 0,82 л.с. [30. С. 38]. В отраслевой структуре промышленности Беларуси за годы подъема существенных изменения не произошло. По-прежнему доминирующее положение занимали производство строительных материалов, деревообрабатывающая и пищевая промышленность. Мелкие (до 16 рабочих) предприятия в 1913 г. давали более половины валовой промышленной продукции. На них было занято 184,8 тыс. рабочих, т. е. в 3,4 раза больше, чем в цензовой промышленности [8. С. 404]. В целом же промышленное развитие Беларуси в 1900-1913 гг. сделало значительный шаг вперед. Количество цензовых фабрично-заводских предприятий увеличилось с 799 до 1282. Число рабочих на них выросло с 31,1 тыс. до 54,9 тыс. Объем промышленной продукции увеличился на 129 %, а ее удельный вес в общем производстве поднялся с 33 до 46, 5 %. Выросли относительно крупные промышленные центры. По численности предприятий и рабочих города Беларуси размещались следующим образом: Минск, Витебск, Гродно, Пинск, Гомель, Могилев, Бобруйск, Борисов, Речица. Наряду с концентрацией производства, происходила и централизация капитала. В 1912 г. 34 крупных предприятия входили в 20 акционерных обществ, действовавших на территории Беларуси и за ее пределами. Одновременно возросла роль иностранного капитала, которому в 1913 г. принадлежало 19 крупных предприятий, дававших 6,7 % промышленной продукции [1, С. 166]. Все эти изменения свидетельствуют о значительном развитии капиталистических производственных отношений, о начавшемся повышении уровня промышленного развития Беларуси. В 1913 г. общая численность лиц наемного труда (без сельскохозяйственных рабочих) составила 400 тыс. В промышленности работало 150 тыс., на железнодорожном транспорте - свыше 50 тыс., на строительстве, водном транспорте и в других отраслях - до 100 тыс., в коммунальном хозяйстве и сфере обслуживания - 80 тыс. человек [1. С. 167]. В городах и местечках Беларуси в это время работало 90,7 тыс. ремесленников. Рабочий класс Беларуси был многонациональным по своему составу. В него входили в основном белорусы, русские, украинцы, поляки, евреи и др. Социально-экономическое положение рабочих было тяжелым, жизненный уровень низким. Около 50 % их были неграмотны. Закон об 11,5-часовом рабочем дне не соблюдался, особенно на мелких предприятиях. В 1905 г. в металлообрабатывающей промышленности 51 % рабочих зарабатывали по 50 копеек в день, 42,8 % рабочих - от 50 коп. до 1 рубля и 3,1 % рабочих - более 1 рубля. Средний заработок рабочих в Беларуси в 1913 г. на 20,5 % был ниже, чем в целом по России [1. С. 167]. Заработная плата у женщин, подростков и детей, которые составляли 45,4 % всех рабочих, была ниже, чем у взрослых мужчин. Бюджет рабочих-кожевников, к примеру, распределялся следующим образом: 53-55% - на питание, 20-25 % - на квартиру, 20-30 % - на одежду, обувь и другие расходы [1. С. 168].
Развитие сельского хозяйства
В первые два десятилетия XX в. Беларусь былаодним из аграрных районов России. В 1913 г. сельское хозяйство Беларуси давало 56,9 % национального дохода. Оно постепенно, преодолевая отдельные пережитки феодально-крепостнической системы, приобретало товарно-капиталистический характер. Многие помещичьи хозяйства, прежде всего крупные, приспосабливались к рыночным товарно-денежным отношениям. Капиталистическая система значительно потеснила полукрепостнические, отработочные формы хозяйствования. В 1905 г. 48 % всего земельного фонда принадлежало помещикам. В том числе 39,6 % занимали крупные владения - латифундии (свыше 500 десятин). Помещичье, казенное, удельное, церковное землевладения занимали 57,3 % всех земель (10450 тыс. десятин) [1. С. 169]. Крестьянам принадлежало 33,2 % земель, или 6043 тыс. десятин. Однако их землевладение не было свободной буржуазной собственностью, оно было опутано ограничениями различного характера. В начале XX в. крестьяне несли три вида податей и повинностей: казенные, земские и мирские. К первым относились выкупные платежи и государственный земельный налог. Ко вторым — земский поземельный налог, а также дорожная, транспортная и полицейская повинности. За счет третьих, мирских сборов, которые платили только крестьяне, содержались органы крестьянского самоуправления - волостные правления, суды, сельские старосты, школы, фельдшерские и ветеринарные пункты и т. п. Крестьянин в обязательном порядке приписывался к определенной сельской или волостной общине. Общины в целом отвечали перед государством за исправную выплату всех податей и исполнение повинностей, обладали правом отпуска крестьян на отхожие промыслы. Это было главной функцией и назначением сельской общины в системе помещичьего государства. Важнейшим средством прикрепления крестьянина к общине, сельской громаде был земельный надел, который категорически запрещалось продавать не членам громады. Крестьянин не имел права даже бесплатно отказаться от надела, к примеру подарить его той же общине. Крестьяне были наиболее бесправными из всех сословий. До 1904 г. за определенные провинности волостной суд и земский начальник могли приговорить крестьянина даже к публичной порке розгами. Сословные крестьянские волостные суды действовали без учета юридических нормативных актов. Деятельность этих судов, как и остальных органов крестьянского самоуправления, находилась под полным контролем земских начальников. Продолжалась имущественная дифференциация крестьянства. На рубеже XX в. в Беларуси 61 % крестьянских дворов были бедняцкими, 28 -середняцкими и 11 %- кулацкими. [27. С. 92]. Крестьяне-бедняки не могли вести самостоятельное хозяйство. Они были вынуждены работать у помещика, кулака. Зачастую они, вооружившись вилами и кольями, вы ступали в защиту своих прав. По неполным данным, в течение 1905— 1916 гг. в Беларуси произошло почти 2,7 тыс. выступлений крестьян против своих угнетателей [27. С. 416].
Попытка реформировать сельское хозяйство
Социально-экономические условия, сложившиеся в деревне, а также революция 1905-1907 гг. вынудили российское правительство стать на путь аграрной реформы. Суть ее сводилась к разрушению общинного крестьянского землепользования и ускорению капиталистических производственных отношений в деревне. Инициатором и главным организатором преобразований в аграрном секторе выступил премьер-министр П. Столыпин. Провозглашенная царским указом от 9 ноября 1906 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении»' реформа крестьянского надельного землевладения предусматривала ликвидацию общины, переход земли в личную собственность, насаждение хуторской формы землепользования и переселение части крестьян в Сибирь и на Дальний Восток. Ставка делалась на то, чтобы перевести деревню на эффективный, по мнению правительства, путь экономического развития. В политическом плане эти реформы позволяли расслоить деревню в социальном отношении, ускорить образование зажиточного слоя крестьян, который мог бы стать опорой самодержавия. Помещичьих земель реформа не затрагивала. Каждому крестьянину разрешалось при желании выйти из общины и закрепить в личную собственность свой земельный надел. Санкцию на это должно было давать общее общинное собрание в течение месяца со дня подачи заявления. При этом ему разрешалось требовать выделения земли на одном участке-отрубе, перенеся на который дом он мог бы создать свой хутор.-Этим решалась проблема чересполосицы, которая препятствовала прогрессу в сельском хозяйстве. Для практической организации реформы создавались губернские и уездные землеустроительные комиссии, которые должны были содействовать крестьянам в купле и аренде казенной и частнособственнической земли, в переселении и т. п. Комиссии состояли преимущественно из назначенных правительством чиновников, а также избранных представителей крестьян. С 1911 г. в восточной части Беларуси в осуществлении реформы активно участвовали земства. В мае 1911 г. землеустроительные комиссии получили право в целях ликвидации чересполосицы принудительно выделять крестьянам землю на одном участке и таким образом поощрять их переселение на хутора. Получив землю в частную собственность, многие крестьяне-бедняки продавали ее богатым членам общины. Это давало им возможность избавиться от опеки сельской громады, от кабалы у местного помещика, ростов щика, торговца и переселиться или на новые земли, или в город. После одобрения указа 9 ноября 1906 г. в III Государственной думе и в Государственном совете 14 июня 1910 г. он был подписан Николаем II и стал законом. В пяти западных губерниях в 1907-1914 гг. 40830 крестьян продали надельную землю площадью 187 тыс. десятин. За это же время 1 млн. десятин земли продали и помещики. Она в основном перешла в руки сельской буржуазии [1. С. 169]. В Беларуси правительством были предприняты меры по увеличению землевладения русских поселенцев. С этой целью за счет казенных земель здесь был создан специальный фонд. В результате только в Гродненской губернии русские поселенцы при помощи Крестьянского банка купили у помещиков польского происхождения почти 28 тыс. десятин земли. 13 тыс. десятин в этих же целях купил Крестьянский банк [31. С. 67]. За 9 лет осуществления столыпинской аграрной политики в пяти западных губерниях было образовано свыше 129 тыс. хуторов и отрубов, что составляло 12 % крестьянских дворов. Им принадлежало, по крайней мере, 10,8 % всех земель, находившихся в собственности крестьян. В отдельных губерниях эти показатели были выше. Так, в 1915 г. в Могилев-ской губернии вышло из общины 56,8 %, а в Витебской - 28,9 % всех хозяйств. В этих губерниях 48 % общинных дворов закрепили землю в личную собственность (при 22 % в целом по стране) [31. С. 62]. Причем две трети из общего числа хуторов возникло здесь в 1911-1914 гг. Это явилось результатом широкой пропагандистской работы в прессе. Кроме того, создавались показательные хуторские хозяйства, которые обеспечивались сортовыми семенами, саженцами, породистым скотом, минеральными удобрениями, усовершенствованным инвентарем и даже машинами. В Виленской губернии к 1915 г. было создано 387 таких показательных хозяйств. Землеустроительные комиссии и земства укрепляли агрономическую, зоотехническую и ветеринарную службы, создавали пункты продажи и проката усовершенствованных сельскохозяйственных орудий труда, склады минеральных удобрений, заводы племенного скота и т. п. Все это способствовало интенсификации производства, повышению культуры земледелия и животноводства. Расширялась научно-исследовательская и просветительская деятельность Минской болотной станции, открытой в 1911 г. При ней работали региональные трехмесячные курсы по подготовке специалистов по кормовым растениям, луговодству и осушению болот не только для белорусских, но и для Киевской и Волынской губерний [31. С. 144]. Все эти меры приводили к повышению товарности сельскохозяйственного производства. Если в 1900 г. чистый вывоз из Беларуси составил 327 тыс. пудов молочных продуктов, то в 1913 г. - 395 тыс. За это же время вывоз мяса возрос со 188 тыс. до 522 тыс. пудов. В больших количествах из Беларуси вывозился спирт. В 1913 г. его было вывезено 9671 тыс. ведер, или 68 % всего производства: Большое количество сельскохозяйственной продукции поступало на местные рынки, емкость которых увеличивалась с ростом городского и неземледельческого населения [1. С. 173]. С целью притупить остроту аграрного вопроса и социальных противоречий правительство предприняло определенные меры по переселению крестьян в азиатскую часть страны. Выделялись средства на проезд, краткосрочные кредиты и безвозмездные денежные субсидии, формировались специальные поезда, готовились пункты приема и распределения переселяющихся, нарезались участки земли и т.п. Из Беларуси в 1907-1914 гг. в Сибирь выехало 335 тыс. человек. Соблазнившись широко разрекламированными сибирскими «свободными» землями, льготами и помощью властей, переселенцы, как правило, за бесценок распродавали свое имущество. Реальность оказалась другой. Тысячи из них не смогли организовать хозяйство на новом месте и возвращались. За 1907-1914 гг. в Беларусь возвратилось 36,5 тыс. человек, или около 11 % переселившихся [8. С. 412]. По возвращению они пополняли ряды батраков. С началом войны столыпинская аграрная реформа практически приостановилась. В силу своей незавершенности она не привела к коренным изменениям в аграрном секторе. На хутора и в отруба в Беларуси вышла только одна восьмая часть крестьянских хозяйств. Община не была ликвидирована. Продолжали существовать чересполосица, дальноземелье, нерешенным оставался вопрос о сервитутах1. Не дала ожидаемых результатов и переселенческая политика.
Социально- классовые противоречия
Проведение столыпинской реформы еще больше обострило социально-классовые противоречия в белорусской деревне, усилило противостояние крестьян и крупных землевладельцев, так как капиталистические отношения в сельском хозяйстве Беларуси развивались при наличии остатков крепостничества, замедлявших темпы развития производительных сил, сохранявших кабальные формы эксплуатации мелких крестьян и наемных рабочих - батраков. Не все помещики сумели перестроить свои хозяйства на основе новых производственных отношений и обеспечить их эффективность и доходность. Многие имения закладывались и перезакладывались. Медленно внедрялись новые технологии и высокопроизводительные орудия. В 1910 г. в имениях Беларуси железные плуги и другие усовершенствованные орудия, предназначенные для обработки почвы, составляли 51,6 % от их общего числа. В Гродненской и Минской губерниях одна сеялка приходилась на 1,4 тыс. десятин пахотной земли, в Могилевской, Виленской и Витебской - на 2-3,1 тыс. десятин. Помещичьи хозяйства Беларуси располагали 11 молотилками на 1 тыс. десятин посевов. Основной массы крестьянских хозяйств технический прогресс не затронул. В 1910 г. у крестьян Беларуси было 354 тыс. железных плугов (примерно столько же было деревянных), 33 тыс. сеялок, 99 тыс. жаток, 15 тыс. сенокосилок, около В данном случае - ограничение права пользования чужим имуществом, например права прохода по земельному участку соседа и т. п. 15 тыс. конных молотилок и 12,4 тыс. веялок. Все эти машины были сосредоточены у зажиточных хозяев [1. С. 172]. Капитализация форм хозяйствования вызывала повышение спроса на рабочую силу. К лету 1914 г. в Беларуси было примерно 200 тыс. сельскохозяйственных рабочих-батраков. Условия их труда были тяжелыми. Зимой рабочий день начинался в 4 часа утра и продолжался до позднего вечера, летом - от восхода до захода солнца. Значительно усиливался процесс социально-экономического расслоения. К 1913 г. сельская буржуазия составляла около 11 % крестьянских дворов, беднота - примерно 69 %, середняки - 20 % [1. С. 225]. Около двух третей крестьянских дворов (63,1 %) имели в среднем по 6,9 десятины земли на двор. В 1893 г. в Беларуси было 7,7 % безземельных дворов, а к 1913 г. их число увеличилось до 14,6 % [1. С. 172]. Большинство сельского населения жило в тяжелой нужде, хронически голодало, питалось суррогатами жизненно необходимых продуктов. В 1911 г. одна из минских газет сообщала: «Крестьяне бедствуют и не могут выбраться из нищеты. Жизнь их носит суровый характер. Питаются очень скудно, хлеба часто не хватает. Мясо не входит в число продуктов потребления. Гнетущее впечатление производят деревня и жизнь в ней. Вросшие в землю почернелые хаты, масса безобразных построек, раскиданных в беспорядке, - вот картина белорусской деревни» [1. С. 174]. С расширением слоя зажиточных крестьян правительство стремилось повысить и его политическую роль в обществе, в частности в системе местного управления. С этой целью в западных губерниях, в том числе в Витебской, Могилевской, Минской, Гродненской и Виленской, было решено ввести выборное земство - институт, который в России существовал с 60-х годов XIX в. Введением земства в Беларуси правительство стремилось решить еще одну политическую задачу: вытеснить или хотя бы ослабить влияние здесь крупных землевладельцев польского происхождения или носителей «польской идеи». С такими требованиями к правительству неоднократно обращались «истинно русские» местные помещики и чиновники, предлагавшие ликвидировать здесь «польское засилие». Эту проблему российское правительство решило просто и внешне даже демократично. В Беларуси вводилось земство по такой избирательной системе, которая обеспечивала бы в нем преобладание «русского элемента» - представителей белорусского (православного) крестьянства. Такой состав земств, по его мнению, мог бы не только успешно управлять местными делами, но и избирать «соответствующих» членов в государственные властные, органы. В Беларуси, как уже отмечалось, нашлись политические силы, предлагавшие заменить классово-сословные избирательные курии национальными при одновременном понижении имущественного ценза, что предопределяло увеличение «русского» представительства по отношению к польскому и еврейскому в земствах и в Думе. Эти идеи нашли поддержку у П. Столыпина. Однако, проанализировав соотношение «русского» и «польского» населения и их имущественное положение, правительство, вопреки ранее принятому решению, не решилось ввести выборное земство в Гродненской и Виленской губерниях. По законопроекту, одобренному П. Столыпиным, оно должно было быть введено не во всех белорусских губерниях, а только в Витебской, Могилевской и Минской. Выборы в земства здесь должны были проходить по национальным куриям, причем в «русскую» зачислялись белорусы-православные, в «польскую» - католики. Имущественный ценз выборщиков снижался при этом до 7,5 тыс. рублей. После бурного обсуждения в Государственной думе законопроект П. Столыпина с несущественными поправками был одобрен. Однако 4 марта 1911 г. его отклонил Государственный совет. В ответ П. Столыпин заявил царю о своей отставке с поста Председателя Совета Министров в случае, если царь не утвердит законопроект в чрезвычайном порядке, т. е. между сессиями Думы и Совета. Николай II распустил на 3 дня Думу и Государственный совет и подписал указ о введении земств в 6 западных губерниях, в том числе в Витебской, Минской и Могилевской, с выборами в них по национальным куриям и при сниженном имущественном цензе. Губернские и уездные земства в Беларуси даже за короткий срок их деятельности внесли положительный вклад в общественно-политическую жизнь. Они способствовали развитию местного хозяйства, повышению культуры земледелия, организации торговли сельскохозяйственной техникой, удобрениями и т. п. Значительный вклад они вносили в работу общеобразовательных школ.
Развитие народного образования
В начале XX в. в Беларуси происходили заметныеизменения в системе народного образования. Увеличивалось число школ, налаживалась подготовка учителей. С 1900 по 1914 гг. количество начальных и общеобразовательных средних школ всех типов увеличилось с 6297 до 7682. Начальных школ в 1914 г. было 7492, неполных средних - 119 и 71 средняя. В 1900 г. во всех школах обучалось 248 тыс. человек, в 1914 г. -488,6 тыс. [1. С. 213]. Расширилась сеть и средних специальных учебных заведений. В начале XX в. учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1909-1915 гг. новые семинарии бьли открыты в Рогачеве, Гомеле. В Орше и Борисове в это время стали работать женские семинарии. В 1914 г. работало 5 сельскохозяйственных средних школ, готовивших агрономов, землемеров, таксаторов. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская медицинские школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. Всего в 1914 г. в средних специальных учебных заведениях в Беларуси обучалось 1,4 тыс. учащихся. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты, готовившие учителей для так называемых высших начальных училищ, созданных в 1912 г. на базе начальных городских училищ и в ысших учебных заведений в Беларуси не было. Неоднократные ходатайства Минской и Витебской городских дум об открытии университета или технического института российское правительство оставляло без внимания. Высшее образование молодежь Беларуси получала в Москве, Петербурге и других городах России. Обучение и воспитание в начальных школах осуществлялись в духе верности православию и самодержавию. Школы находились под надзором местных церковных приходов. Главными предметами в них были: закон божий, церковное пение, письмо, четыре арифметических действия. В 1911 г. школы Беларуси охватывали 25,9% мальчиков и 10,7% девочек школьного возраста [1. С. 214]. За обучение в средних школах была установлена относительно высокая плата, что ограничивало доступ туда детей крестьян и рабочих. В них, как правило, обучались дети дворян, буржуазии, чиновников, духовенства. В гимназии дети трудящихся слоев практически не допускались. О социальном составе учащихся гимназии можно судить по Виленскому учебному округу, где в 1913 г. дети дворян, чиновничества и духовенства составляли 43 %, мещан (преимущественно промышленной городской буржуазии, купцов и др.) - 37, сельской буржуазии и крестьян - 20 %. Учителя Беларуси принимали активное участие в общественно-политической жизни. В мае 1907 г. съезд учителей в Вильно постановил создать «Белорусский учительский союз» и добиваться перестройки народного образования на демократических началах, бороться за обучение в школах на родном языке. В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники по белорусскому языку для школы, авторами,которых были Я. Колас и А. Пашкевич (Тетка). Революционные события способствовали возникновению и развитию белорусской печати. Помимо упоминавшихся уже изданий национально-патриотической направленности, функционировали и другие печатные органы, отражавшие позиции различных общественно-политических сил. На правых позициях стояли газеты «Виленский вестник», «Епархиальные ведомости», «Губернские ведомости», «Северо-западная жизнь», «Белорусский вестник», журнал «Крестьянин» и др. На страницах печатных органов «Северо-западный голос», «Северо-западное слово», «Наше утро» и других отражались оппозиционные настроения либеральной буржуазии, которая с ужесточением политического режима, как правило, смыкалась с правыми силами. Они проповедовали отказ от революционных действий, выступая за реформистский путь развития, проповедовали мистику, новые формы религиозности и т. п. Марксисты Беларуси перепечатывали отдельные произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, распространяли большевистские периодические издания - газеты «Искра», «Вперед», «Пролетарий», «Правда» и др. В 1905-1907 гг. местные социал-демократы нелегально издавали «Листок Полесского комитета РСДРП», «Минский летучий листок», «Листок Виленской группы РСДРП», «Сол датскую жизнь», «Солдатскую волю». Главные политические идеи, пропагандировавшиеся этими изданиями, — свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата в союзе с крестьянством, построение в перспективе социалистического общества. Большую работу большевики проводили по интернациональному воспитанию трудящихся.
Дальнейшее развитие национальной культуры
Революционные события начала XX в., активизация национального движения, пробуждение к общественно-политической жизни всех социальных слоев и групп населения оказывали непосредственное влияние на развитие культуры. В это время в белорусской национальной культуре четче проявились два основных направления: буржуазно-либеральное и революционно-демократическое, включавшее в себя и социалистические элементы. Между ними существовали определенные противоречия, выливавшиеся в общественно-политическую борьбу, в том числе и в культуре. В начале XX в. наибольших успехов белорусская культура достигла в области литературы, которая уже развивалась преимущественно на собственном фундаменте - национальном языке. Она широко отражала революционный подъем белорусского народа, особенно его трудящихся слоев, показывала борьбу против социального, политического и национального угнетения, стремление к свободе и лучшей жизни. В литературе революционно-демократической ориентации давался широкий анализ социальной действительности, показывались высокое человеческое достоинство и внутренний мир человека труда. Наиболее значительными прозаиками и поэтами Беларуси начала XX в. были Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич, 3. Бядуля, М. Богданович, Т. Гартный и др. Начало творческого пути Я. Купалы, Я. Коласа, А. Пашкевич непосредственно связано с революцией 1905-1907 гг. Они приветствовали ее, призывали к союзу и единению всех угнетенных и обездоленных. Народные массы призывались к борьбе против царя и помещиков. А. Пашкевич, к примеру, призывала к союзу рабочего класса и крестьянства, звала к борьбе сельскую бедноту, батраков, солдат. Революционно-демократическое творчество Я. Купалы и Я. Коласа явилось значительным вкладом в белорусскую культуру. Своим высокохудожественным белорусским словом они талантливо отразили самые насущные политические и гуманистические проблемы того времени. В поэзии, драматических произведениях Я. Купалы с полнотой и художественной силой отражено стремление белорусского народа к социальному раскрепощению и национальному равенству. Уже в первом своем стихотворении «Мужик», напечатанном в 1905 г. в минской газете «Северо-Западный край», поэт во весь голос заявил о праве крестьян на лучшую долю и на человеческое достоинство. В произведениях 1905-1913 гг. Я. Купала призывает к революционной борьбе против несправедливого общественного строя, против экс плуатации и угнетения народных масс, к вооруженной борьбе в союзе с русскими рабочими и крестьянами. Все эти идеи высказаны в его сборниках «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», в поэмах «Курган», «Бонда-ровна», драме «Раскиданное гнездо». Ряд своих произведений Я. Купала посвятил украинскому народу, сделал перевод на белорусский язык ряда стихотворений Т. Шевченко. С большим уважением Я. Купала относился к польской, литовской и латышской литературам. В стихотворении «А хто там щзе?» Я. Купала в поэтической форме поставил перед общественно-политической практикой актуальный в то время вопрос об идеологии белорусской государственности. В этом произведении содержатся два принципиальной важности положения: во-первых, утверждение белорусами себя перед всем миром в качестве самобытного народа и, во-вторых, стремление белорусов к конституированию в качестве самостоятельной нации, к созданию собственной государственности. Я. Купала с гордостью отмечает, что «у агромнютай такой гра-мадзе» идут беларусы и что им захотелось «людзьми звацца». Стихотворение «А хто там щзе?» М. Горький перевел на русский язык, назвав его гимном белорусского народа. На революционно-демократических идейных позициях стоял и другой классик белорусской литературы - Я, Колас, первое стихотворение которого было напечатано в 1906 г. в газете «Наша доля». В 1910 г. вышел первый сборник его стихотворений «Песни печали». В 1912-1914 гг. появились сборники прозы «Родные образы» и «Рассказы». В своих произведениях Я. Колас дал подлинно реалистическое изображение быта и труда крестьян Беларуси. В его лирике твердо звучали гражданские мотивы, отрицание эксплуататорского строя и угнетения. Поэт не раз обращался к крестьянам с призывом к активной борьбе, так как «ярмо само по себе не упадет никогда». С четко обозначенной позицией демократа, поэта, гражданина, болеющего за свой народ, вошел в белорусскую литературу М. Богданович. Он категорически осуждал капиталистический общественный строй, верил, что белорусский народ будет свободным. Поэт переводил на белорусский язык произведения русских, украинских, сербских, французских, финских и немецких поэтов. Белорусские писатели-демократы видели свою роль в самоотверженном служении народу, в правдивом отражении социальных противоречий своего времени. При этом они не только показывали тяжелую жизнь народа, но и призвали его к активной борьбе против помещиков и буржуазии, против самодержавия. Следует отметить, что в творчестве некоторых белорусских литераторов после поражения революции 1905-1907 гг. появились мотивы растерянности и пессимизма. Представители буржуазно-либерального течения в литературе пытались направить ее в русло декадентства, служения «чистому искусству». Они, как это делал И. Орловский в своей книге «Бе лорусские народные рассказы» (1908 г.), стремились увести читателей от острых социальных вопросов, идеализировать прошлое, восхвалять царя-батюшку. Часть белорусских писателей (А. Павлович, 3. Зезюля) проповедовали смирение угнетенных в духе христианского учения о непротивлении злу насилием. В ответ на это Я. Купала писал в «Нашей ниве»: «У поэта, который видел эту несправедливость, не могло не родиться чувство скорби, печали, что рядом с чрезмерной роскошью народ его прозябает в лачугах, где «окна заткнуты онучей», что его полоски - «грязь, болото да песок»...» [1, С. 218]. Активизация всей общественно-политической жизни в первые два десятилетия XX в. привела к заметным изменениям в искусстве. В начале XX в. белорусский зритель мог ознакомиться с театральным искусством братских славянских народов. Русские и украинские театры и труппы гастролировали в Минске, Витебске, Могилеве, Бобруйске, Пинске и других городах. В их репертуаре были пьесы А. Островского, Н. Гоголя, А. Чехова, М. Кропивницкого, И. Тобилевича и др. В это время любительские театральные кружки работали в Минске, Орше, Могилеве. Получили распространение так называемые «белорусские вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. В начале XX в. в Беларуси продолжала совершенствовать свое искусство и народная форма театра - «батлейка». В таких представлениях едко высмеивались господствовавшие социальные слои. Вскоре появилась и «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйниц-кого, которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве. Вскоре после Февральской революции 1917 г. возникло «Первое товарищество белорусской драмы и комедии». Получила значительное развитие и белорусская музыкальная культура. Создавались хоровые кружки, оркестры, товарищества любителей музыки. Большую работу по собиранию и пропаганде белорусской песни провел минский хор под управлением В. Теревского. Народные музыкальные мотивы широко использовали в своем творчестве белорусские композиторы Л. Роговский, М. Чуркин, А. Гриневич и др. В начале XX в. в Беларуси работали известные мастера живописи, графики, скульптуры: В. Пэн (в Витебске), Я. Кругер (в Минске), Ф. Пархоменко (в Могилеве) и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политический смысл, реалистично отображая тяжелую жизнь народа. В частности, известность получили такие работы, как «Рабочий вопрос» И..Трутнева, «Погром» Я. Кругера. В 1910-1916 гг. в Минске проводились выставки изобразительного искусства, где выставлялись работы как реалистического содержания, так и декадентского направления. При мастерских живописцев и скульпторов создавались школы, из которых вышло немало мастеров, прославивших белорусское искусство в последующие десятилетия. Важным событием культурно-религиозной жизни Беларуси этого периода явилось возвращение в Полоцк мощей святой Ефросиний Полоцкой. Покидая в 1187 г. под напором мусульман Иерусалим, восточнославянские монахи взяли с собой раку с останками прославленной полоцкой паломницы, после чего более семи столетий она хранилась в пещерах Киево-Печерского монастыря, в подземном храме Благовещения Пресвятой Богородицы. О возвращении мощей Ефросиний в ее родной город ходатайствовали жители Полоцка и Полоцкого уезда. Эту просьбу в 1864 г. поддержал и генерал-губернатор М. Муравьев, 23 мая 1871 г. была возвращена часть мощей. В 1910 г. сначала Святейший Синод, а затем Николай II разрешили перенести мощи в Полоцк. 22 апреля 1910 г. Киев прощался со святыней. Жители города заполнили улицы, балконы и крыши домов. Три специально выделенные парохода доставили мощи и сопровождающих по Днепру в Оршу. В Любече, Речице, Рогачеве, Старом Бы-хове, Могилеве и Орше флотилия останавливалась, и совершались торжественные богослужения. Из Орши в Полоцк мощи были перенесены по суше. 22 мая к Спасо-Ефросиньевскому монастырю подошла торжественная процессия, растянувшаяся на две версты. В крестном ходе к храму Спаса участвовали великий князь Константин, представлявший императора России, королева Греции Ольга, сестра российской царицы великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 мая 1910 г., в день памяти святой Ефросиний, ее останки вернулись в Спасскую обитель1. Таким образом, в развитии экономики, просвещения и культуры Беларуси в начале XX в. произошли значительные качественные изменения. Промышленность характеризовалась концентрацией капитала, ростом акционерных товариществ и обществ. Существенные изменения происходили и в сельском хозяйстве. Проводилась столыпинская аграрная реформа, которая, однако, ожидаемых результатов не дала и привела к обострению социально-клас
|