Если мы имеем дело с ситуацией доминирования единственной силы (что вытекает из конкретных потребностей организации или, возможно, на произвольном применении власти), организация более или менее соответствует одной из вершин пятиугольника, форме одной из наших конфигураций. Но наши конфигурации являются чистыми формами, которые Макс Вебер как-то окрестил «идеальными видами» (Gerth and Mills, 1958). Первое, что нам следует выяснить: существуют ли они вообще?
В определенном смысле данные конфигурации - «миражи», всего лишь слова и картинки на листах бумаги, карикатуры, упрощающие сложную реальность. Ни на одну серьезную организацию нельзя поставить клеймо чисто механистической, чисто инноваторской и т. д. С другой стороны, менеджеры, которым приходится принимать самостоятельные решения, тоже не всегда адекватно воспринимают реальность. Они постигают упрощения, называемые теориями или моделями, в которых данные формы являются примерами. Следовательно, мы должны обратиться ко второму вопросу: являются ли эти наши формы полезными, реальными или нет? И опять мы вынуждены ответить: и да, и нет.
Тогда как никакая конфигурация идеально не совпадает с реальной организацией, некоторые подходят к ней очень близко (примеры организации-механизма Swiss hotel или свободного инноваторства Силиконовой долины). Как в ответ на наличие различных природных ниш появляются новые виды живых организмов, так и в человеческом обществе вектор эволюции конфигураций определяется необходимостью удовлетворения отдельных потребностей. Постоялец Swiss hotel не желает никаких сюрпризов - никаких выскакивающих попрыгунчиков из-под подушки, благодарю вас, это лишнее. Напротив, он стремится к максимальной предсказуемости, ему необходимы гарантии того, что будильник прозвонит ровно в 8:00 (а не в 8:07). С другой стороны, в такой нише, как рекламная деятельность, клиент, которого «лишают» сюрпризов, скорее всего, обратится к услугам другого агентства.
Наш подход к конфигурации очень прост: если форма соответствует содержанию, организации полезно «поносить» ее хотя бы некоторое время. С конфигурацией организация достигает направленного порядка, интегрирования. При ней процессы происходят с внутренней логической последовательностью, они адаптированы к внешней среде. Организация без конфигурации как человек без характера, переживающий кризис личности.
Аутсайдеры осознают важность конфигурации, ибо она помогает им понять организацию. Мы входим в McDonald's и с одного взгляда понимаем, что именно здесь все приводит в движение (точно также и с Hewlett-Packard). Но еще более важно то, что конфигурация повышает управляемость организации. Установление курса облегчает «судовождение», облегчает уход от периферийного давления. Никакая конфигурация не бывает совершенной (например, для профессиональной характерна тенденция к недооценке опыта клиентов, а для механистической - к отчуждению работников). Но здесь следует сказать несколько слов в защиту последовательности и постоянства. Строго контролируемые работники вряд ли более счастливы, чем относительно самостоятельные сотрудники. Но они, скорее всего, не захотят попасть на место тех, кто с утра «ломает голову» над поставленной в кружке качества проблемой, а после обеда изучает инжиниринг. Лучше спокойно трудиться в условиях ясности и дисциплины конфигурации, чем растрачивать энергию, пытаясь работать за всех.
Более того, основная часть наших знаний об организациях на практике прилагается к специфическим конфигурациям. Одного наилучшего варианта, конечно, не существует, но, вне всяких сомнений, имеются предпочтительные варианты для конкретных контекстов (например, хронометрирование в механистической организации и матричная структура в инновационной).
Следовательно, конфигурация представляется достаточно эффективной для классификации, осмысления, диагностики и планирования. Но только до тех пор, пока она неизменна. Действие движущих эволюционные перемены сил рано или поздно приведет к снижению эффективности конфигурации.