Студопедия — Образ человека в классической и постклассической философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образ человека в классической и постклассической философии






Человек по сей день остается загадкой для науки, она не может дать ответа на многие вопросы, связанные с ним. В истории философии существовало множество идей относительно происхождения человека, сущностных качеств, отличающих его от других живых существ, смысла жизни и др. Осмысление этих идей показывает, что в классической и постклассической философии сложились существенно отличающиеся образы человека.

Долгое время классическая философия придерживалась креационистской теории происхождения человека. Согласно ей, Бог создал человека «из праха земного» по «образу своему и подобию». Выражение «из праха земного» подчеркивает связь человека с природным миром. С Богом человека роднят духовные признаки – разум и свободная воля. Они являются божественным даром, отличающим человека от других живых существ. Таким образом, в человеке органично соединяются телесное и духовное, естественное и сверхъестественное.

В 19 веке появилась эволюционная теория Ч.Дарвина. Согласно ей, на протяжении миллиардов лет шло прогрессивное развитие живых существ от простых к всё более сложным. Эволюция привела к появлению человека, непосредственным предком которого была обезьяна. Эволюционная теория является признанной научной концепцией происхождения человека.

Эволюционную концепцию дополняет и развивает трудовая теория Ф.Энгельса, пытающаяся объяснить механизм превращения обезьяны в человека. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению руки, росту объемов головного мозга, появлению сознания. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни.

Хотя в классической философии и сложились два принципиально разных подхода к объяснению происхождения человека, общим для неё является признание разума главной чертой человека, отличающей его от других живых существ. Эта отличительная черта зафиксирована в родовом названии человека – Homo sapiens (Человек разумный). Считалось, что человек, руководствуясь разумом, стремится совершать правильные, полезные, нравственные поступки. Если же человек поступает неправильно или безнравственно, то это значит, что он чего-то не знает или не понимает, и надо ему объяснить, просветить его, дать хорошее образование и воспитание.

В постклассической философии образ человека значительно изменился. Во-первых, в дополнение к креационистской и эволюционной теориям происхождения человека появилась инопланетарная (уфологическая) версия. Она существует в двух вариантах. По первому варианту, жизнь зародилась где-то в космосе, с метеоритами на Землю попали простейшие организмы, которые затем начали эволюционировать. По второму варианту, люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями. Однако инопланетарная теория не отвечает на вопрос о возникновении жизни в космосе.

Во-вторых, разум перестал считаться главной и отличительной чертой человека, определяющей его поведение. В гораздо большей степени человеком движет не разум, а энергия, бессознательные стимулы к действию, под влиянием которых человек совершает множество глупых, вредных и безнравственных поступков. Причём, человек – это энергетически избыточное по сравнению с животными существо, энергии у него больше, чем нужно для простого существования. Эта избыточная энергия ищет выход, заставляет человека творить, создавать что-то новое, не даёт ему возможности успокоиться и остановиться на достигнутом.

В-третьих, вопреки распространённому в обыденном сознании мнению о прогрессивном развитии человека в ходе истории представителями постклассической философии высказана идея о регрессе человека. Человек – это дефективное животное, хуже других животных приспособленное к миру: он слаб, медлителен, восприимчив к заболеваниям и в сравнении с другими животными у него плохие слух, обоняние и зрение. Разум компенсирует биологическое несовершенство человека, благодаря ему человек создаёт искусственную среду обитания – цивилизацию. Однако поскольку разум слаб, постольку цивилизация постепенно выходит из-под контроля человека, становится всё более неуправляемой и опасной, может привести к гибели всего живого на планете. Вряд ли это можно назвать прогрессом, скорее это танец на острие бритвы. Вывод: человек – это ошибка природы, результат её неудачного эксперимента. Человеческая история – это процесс вымирания заведомо обречённого на смерть вида.

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 566. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия