Студопедия — Физиогномика и экспрессивное поведение человека.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Физиогномика и экспрессивное поведение человека.






Психология выражения охватывает более широкий круг явлений, чем психология экспрессивного поведения. Об этом свидетельствует тот факт, что в рамках психологии выражения формировалась и до сегодняшнего дня развивается экспериментальная физиогномика, которая обращается к устойчивым характеристикам внешности, фиксируя динамический аспект экспрессии в качестве "следов" преобладающих переживаний и отношений человека. В классическом определении физиогномики подчеркивается, что - это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей. Но пристальное изучение различных работ в области физиогномики убеждает в том, что ее представители со времен Аристотеля пытаются совместить динамический аспект экспрессии и "следы" переживаний, конституциональные характеристики человека, которые относятся к статическим параметрам экспрессивного Я личности. Термин физиогномия происходит от греческих слов - природа, характер - мысль, познавательная способность. Отсюда искусство распознавать характер по внешним признакам называется "физиогномия", а сами признаки "физиогномика". В современных исследованиях "физиогномика" трактуется как учение о выражении человека в чертах лица и формах тела, учение о выразительных формах психологического склада личности. Подробнее об истории становления физиогномики изложено в книге В.В. Куприянова, Г.В. Стовичек.

Практическая физиогномика как отрасль психологии выражения начала складываться очень давно. Издревле считалось, что первая способность человека - это умение организовать свой внешний облик. Русский физиолог Богданов писал, что искусство прилагать физиогномические наблюдения к житейским потребностям одно из самых старых. Известно, что древние поэты - драматурги помещали в рукописи, в разделе "действующие лица" изображения масок, соответствующих характерам героев. Они были уверены в том, что определенный тип лица неразрывно связан с определенным характером, поэтому, чтобы зритель верно понимал психологию героя, необходимо было текст сопроводить изображениями масок персонажей. Первое и достаточно упрощенное физиогномическое воззрение касается взаимосвязи физической красоты и нравственных, моральных качеств человека. "Когда сердце человека совершенно, совершенен и его внешний облик".

Основоположником физиогномики считают Аристотеля. Его трактат, посвященный физиогномике, подробнейшим образом анализируется А.Ф. Лосевым в книге "История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика". Многие идеи Аристотеля справедливо критикуются. Например, Аристотель писал, что у кого губы тонкие, твердые, вздернутые кверху, тот является человеком благородным; у кого губы толстые и верхняя губа выступает над нижней, тот - тупой человек; у кого широкий, медленный шаг, тот - неисполнительный, а у кого мелкий шаг, тот - предприимчивый. Однако нельзя не обратить внимание на тот факт, что им впервые были определены источники противоречия между (выражением) кодом и его содержанием. Во-первых, Аристотель замечает, что при различных состояниях можно добиться любого выражения, даже такого, которое им не соответствует. Во-вторых, он отмечает изменчивость способов выражения. В-третьих, констатирует, что кодирование состояния зависит от умения человека адекватно выражать свои переживания. И последнее, Аристотель отмечает, что есть признаки душевных состояний, которые человек не испытывает в данный момент, но как остаточные явления они входят в структуру его внешности.

Таким образом, еще Аристотель отметил, что выражение - это не всегда знак реального состояния, что в структуру выражения входят признаки, которые носят конвенциальный характер, что кодирование внутреннего во внешнем определяется способностью человека управлять экспрессией.

Проявляли интерес к физиогномике многие известные врачи, художники, писатели. Так, Леонардо да Винчи писал о том, что "...знаки лица отчасти обнаруживают природу людей, их пороки и склад, но знаки на лице, отделяющие щеки от губ, рта, ноздри от носа и главные впадины от глаз, отчетливы у людей веселых и часто смеющихся; те же, у которых они слабо обозначены, - (это) люди, предающиеся размышлениям, те же, у которых части лица сильно выдаются и углубляются, - (это) скотоподобные и гневные, с малым разумом; те же, у которых линии, находящиеся между бровями, очень отчетливы, - склонны к гневу; те же, у которых поперечные линии лба сильно прочерчены, - (это) люди, богатые тайными или явными жалобами. И также можно говорить о многих (других) частях" (С.162.) По мнению Леонардо да Винчи, художнику необходимо постоянно изучать движения человеческого тела, соотносить их с переживаемыми страстями. Он советует "...наблюдайте смеющихся, плачущих, рассматривайте кричащих от гнева и так все состояния нашей души" (.С.184).

В. Лазарев отмечает в предисловии к книге Леонардо да Винчи, что основная предпосылка психологического творчества художника - это "святая вера в гармоническое соответствие между телом и душой". Для Леонардо, "Если душа беспорядочна и хаотична, то беспорядочно и хаотично и само тело, в котором обитает эта душа". Физическая красота и прекрасная душа - это для художника одно и то же, поэтому он редко прибегал к изображению некрасивых лиц. Наряду с общими физиогномическими наблюдениями Леонардо много внимания уделял изображениям экспрессии состояний, отношений между людьми, давал советы по - поводу того как нужно изображать жесты, выражения лица благородных людей. Он твердо был убежден в абсолютном соответствии душевных переживаний их внешним проявлениям, поэтому дает точные предписания как изображать гнев, отчаяние и т.д. Леонардо советует обращать внимание на причины, вызвавшие определенное состояние человека, от этого зависит, по его мнению, экспрессия и особенности ее изображения. "... одни плачут от гнева, другие от страха, одни от нежности и радости, другие от предчувствия, одни от боли и мучения, другие от жалости и горя, потеряв родных или друзей; при этих плачах один обнаруживает отчаяние, другой не слишком опечален, одни только слезливы, другие кричат, у одних лицо обращено к небу и руки опущены, причем пальцы их переплелись, другие напуганы, с плечами, поднятыми к ушам; и так дальше в зависимости от вышеназванных причин. Тот, кто изливает плач, приподнимает брови в месте их соединения, и сдвигает их вместе, и образует складки посередине над ними, опуская углы рта. У того же, кто смеется, последние подняты, а брови раскрыты и удалены друг от друга"(С. 186 - 197).

В контексте практической физиогномики принято осуществлять не только наблюдения, но и применять измерения соотношений различных частей лица и связывать полученные формулы с теми или иными характеристиками личности. Эти приемы были использованы еще Леонардо да Винчи. В его живописных портретах можно обнаружить присутствие математических измерений. В Лазарев считает, что знаменитая "улыбка" Моны Лизы " построена на тончайших математи-ческих измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем при этом эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила ее очарования. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний... Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типичной формулой психологического оживления.., которая позднее превратилась в руках его учеников и последователей в традиционный штамп" (С.23).

Особый вклад в развитие физиогномики внесла работа И. Лафатера "Фрагменты по физиогномике в целях наилучшего познания человека и распространения человеколюбия". Лафатер зарисовал тысячи лиц и создал 600 таблиц. Альбом, составленный из этих таблиц, он назвал "Библией физиогномики". Интересной является попытка Лафатера восстановить внешность человека на основе знаний о его убеждениях, поступках, творческой деятельности ("физиогномика наоборот"). Эту идею он стремился реализовать в процессе работы над физиогномическим портретом Иисуса Христа. Много любобытных наблюдений о взаимодействии внешнего облика и психологических особеностей человека можно найти в книге Франсуа де Ларошфуко "Мемуары. Максимы". Он писал: "Привлекательность при отсутствии красоты - это особого рода симметрия, законы которой нам неизвестны; это скрытая связь между всеми чертами лица, с одной стороны, и чертами лица, красками и общим обликом человека - с другой" (С.169).

Много пищи для размышлений над особенностями взаимосвязи физиогномических и динамических аспектов экспрессивного Я личности дают художественные произведения великих писателей, отличающихся наблюдательностью, проницательностью и т. д. Достаточно вспомнить об " игре в портреты", автором и активным участником которой был И.С. Тургенев. Суть данной игры заключается в следующем: заранее рисовалось 5-6 портретов, в которых Тургенев стремился передать свои представления о людях различных социальных слоев, их характерах. Каждый участник игры по деталям внешности должен был дать психологическую характеристику изображенных лиц. Как следует из суждений участников "игры", приведенных вместе с рисунками, в 73 томе "Литературного наследства", они проявили определенные способности к установлению связей между внешним и внутренним. Но главное то, что их ответы, иными словами, психологические портреты изображенных людей совпадали по содержанию.

Особое внимание поиску устойчивых связей между внешностью человека и его душой, его личностью уделял Ф.М. Достоевский. Писатель искал и описывал элементы экспрессии, свидетельствующие об устойчивых характеристиках человека. В романе "Подросток" читаем: "...смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную...Смех требует прежде всго искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно... Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как- нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони...смех есть самая верная проба души"(С.370). Современная поэзия также стремиться создавать целостные образы человека, привлекая метафорический анализ его лица. Например, стихотворение Н. Заболоцкого "О красоте человеческих лиц"

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда - то,

Была неказиста она не богата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыхание весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен

Из этих как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот

Формирование естественно- научного подхода к физиогномике начинается с работы Белла "Анатомия и философия выражения", написанной в 1806. Через сто тридцать лет на основе работ такого типа Е. Брунсвик и Л. Райтер создали схемы выражений лица, изменяя положение губ, рта, носа, глаз, высоту бровей, лба. Комбинируя эти признаки, используя специальную доску для демонстрации схем лица, они предложили испытуемым охарактеризовать свои впечатления об этих рисунках. Первый вывод, который был сделан на основе анализа полученных результатов, это вывод о том, что схемы лиц, созданные как комбинации случайных признаков, достаточно четко дифференцируются участниками эксперимента в соответствии с теми или иными психологичнсеими особенностями. В следующем эксперименте Е.Брунсвик и Л.Райтер предложили проранжировать все схемы по следующим шкалам: "интеллегентность", "воля", "характер" (энергичный - неэнергичный, моралист, пессимист, хороший - злой, симпатичный - несимпатичный, веселый - печальный), "возраст". В результате выполненного исследования они получили данные, свидетельствующие о том, что определенные схемы лица устойчиво помещаются большинством испытуемых на определенные места на шкалах. Анализ признаков лиц, отнесенных к определенным шкалам, показал, что наибольшее значение для размещения лица на определенной шкале имеют такие признаки, как "высота расположения губ", расстояние между глаз, высота лба. Например, если на схеме лица был" высокий лоб", то изображение в целом производило более приятное впечатление, а человек с таким лицом воспринимался как более симпатичный, интеллектуальный, энергичный, чем изображение с "низким лбом". Схемы, на которых расположение губ, рта было более высоким, чем на других рисунках, занимали на шкале "возраст" место, которое соответствовало молодому возрасту. В тоже время "очень высокий рот" указывает, по мнению участников эксперимента, на неинтеллигентность и отсутствие энергичности как черты характера. "Насупленные брови", "страдальческие глаза", "длинная" верхняя губа характерны для людей печальных, пессимистичных. Многие исследователи пользовались схемами лица, составленными Е.Брунсвик Л.Райтер.

Один из главных выводов физиогномического подхода к экспрессивному Я личности является вывод о том, что люди со сходной внешностью имеют однотипную структуру личности. Такого рода утверждение подвергается сомнению многими исследователями. Несмотря на это, до сегодняшнего дня можно обнаружить на полках книжных магазинов "труды", в которых пропагандируется эта сомнительная идея с помощью описания особенностей черт лица и указания на их связь с определенными свойствами личности. Давайте заглянем в одну из них. Например, в книгу Френсиса Томаса "Секреты в лице". Автор данной книги утверждает, что, если у человека длинный нос, то он изобретателен и умен как лиса; большие, чистые и сияющие глаза - показатель честности и невинности; если во время говорения у человека опускаются и поднимаются брови, то это верный признак честного и храброго человека; широкий и большой рот означает склонность к болтовне, толстые губы свидетельствуют о склонности к вину и т.д. Думается, что приведенных примеров достаточно для того, чтобы еще раз убедиться в несостоятельности многих обобщений физиогномистов, а также в том, что в такого рода книгах приводятся сведения, которые мало чем отличаются от заблуждений обыденного сознания.

В повседневной жизни человек связывает внешний облик, некоторые особенности лица с определенными качествами личности. Об этом известно давно. Но, как правило, он делает выводы на основе своего личного оыта, ограниченного определенным кругом общения. Поэтому его умозаключения по-поводу связи между внутренним и внешним не отличаются глубиной и адекватностью так же, как и наблюдения, приведенные в книге Томаса. Стремление человека судить о личности на основе ее экспрессии, доверять своему физиогномическому опыту отмечается многими исследователями, Так, в одном из исследований группе лиц предъявляли набор фотографий людей, на которых были запечатлены моменты, когда личность находилась в типичных для нее психических состояниях. Участникам эксперимента предлагалось выбрать фотографии двух с их точки зрения наиболее предпочитаемых и двух наиболее отвергаемых партнеров - соседей для проживания в коммунальной квартире. Анализируя результаты, авторы эксперимента приходят к выводу, что позитивный и негативный выбор осуществляется не случайно. Субъект ориентируется в своем выборе на внешность человека, приписывая ей определенные психологические характеристики. В более ранних по времени исследованиях, чем приведенная выше работа, также зафиксирован факт психологической интерпретации людей на основе их физиогномических признаков (см. например, работы В.Н. Панферова, А.А. Бодалева). В.Н. Панферов, выполнив в конце 60-х, в начале 70-х большую серию работ, посвященных особенностям восприятия человека на основе его внешности, показал ограниченность физиогномического опыта культурно- историческими рамками. В его работах указаны те черты личности, которые чаще всего отмечаются на основе ее внешности, а также описаны физиогномические стереотипы.

Представители современной психологии выражения, психологии экспрессивного поведения считают, что для понимания сути человека необходимо анализировать как статические (физиогномические), так и динамические структуры экспрессивного Я личности.

И так, результаты обсуждения экспрессии в рамках философской этики и эстетики, искусствоведческих дисциплин, психологии, психолингвистики, этологии и физиологии явились фундаментом, на котором сформировалась психология экспрессивного поведения как междисциплинарная наука. Ею были адаптированы положения об эволюционно-генетических предпосылках формирования экспрессии, идеи о связи различных внешних проявлений человека с мозговой деятельностью, выводы о социально-исторических детерминантах превращения выразительного поведения в средство предъявления внутреннего мира личности, формирования ее внешнего Я.

Из приведенных размышлений психологов, принадлежащих к различным направлениям изучения экспрессия личности, следует, во - первых, то, что по аналогии с классификацией подструктур личности и с точки зрения изменчивости компонентов экспрессии, она состоит из статических и динамических подструктур. Во - вторых, исходя из источников формирования экспрессии, внешнего "Я" личности, в его подструктуры входят: социальные выразительные движения и выразительные движения, имеющие генотипическую основу. Диапазон генотипических и приобретенных выразительных движений, социальных и индивидных, личностных и индивидуальных их сочетание в экспрессивном Я личности обусловлены теми же факторами, условиями, механизмами, что и взаимодействие индивидного и личностного, индивидуального и типичного в личности человека. Различные по происхождению виды выразительных движений являются совокупностью форм существования и проявления разноуровневых компонентов личности в ее экспрессивном Я.

В - третьих, экспрессия человека расскрывают его внутренний мир во всем его многообразии и в то же время является существенным способои маскировки этого мира. Выразительное поведение не только выполняет экспрессивную функцию, но и участвует в формировании психических состояний человека, его аффективных реакций, поэтому оно не всегда соответствует действительным переживаниям человека. Социальная, культурная фиксация форм выражения, способов проявления внутреннего во внешнем создает условия для появления конвенциальных совокупностей выразительных движений. Они, на ряду со спонтанными выразительными движениями, включенными в структуру тех или иных психологических образований выступают в роли средства общения, воздействия, регуляции, формирования внешнего, экспрессивного Я личности.

Интенсивность, динамика, симметрия - асимметрия, гармония - дисгармония движений, типичность - индивидуальность - все это характеристики экспрессивного репертуара человека. Разнообразие элементов экспрессивного поведения, быстрота их смены, гармоничность, индивидуальность, доступность для отражения партнером свидетельствуют о наличии у субъекта экспрессивной одаренности, способности к передаче тех параметров своей личности, которые адекватны общению. Неопределенный, однообразный репертуар, беспорядочные, судорожные движения говорят не только о том, что человек не владеет " экспрессивным языком души", что у него низкий уровень развития экспрессивной одаренности, но и о наличии у него глубоких внутренних конфликтов. Развитие экспрессивного репертуара должно начинаться с развития своей личности. Только в этом случае станет нормой поведения призыв, обращенный К.С. Станиславским к актерам: "Да сгинет навсегда со сцены пустой актерский глаз, неподвижные лица, глухие голоса, речь без интонации, корявые тела с закостенелым спинным хребтом и шеей, с деревянными руками, кистями, пальцами, ногами, в которых не переливаются движения, ужасная походка и манеры"(С.305).

Таким образом, под внешним, экспрессивным "Я" личности следует понимать совокупность устойчивых (физиогномика, индивидно- конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно - временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности. С этих позиций экспрессия как внешнее "Я" личности, связанное с ее устойчивыми и динамическими подструктурами, может обсуждаться в следующих направлениях: 1) в качестве показателя общей психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений); 2) как показатель актуальных психических состояний личности; 3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому; 4) в качества средства, информирующего о свойствах и качествах личности; 5) как показатель развития личности в качестве субъекта общения (программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него); 6) в качестве показателя социального статуса личности; 7) как средство отождествления личности с определенной группой, общностью, культурой. 8) в качестве средства маскировки, предъявления и регуляции внешним "я" личности; 9) как средство целенаправлено использующееся личностью для контроля, нейтрализации негативных отношений, состояний и создания социально-приемлемых форм поведения. 10) может рассматриваться в качестве показателя личностных способов разрядки, облегчения в стрессогенных ситуациях. Наряду с этими направлениями анализа структуры личности на основе ее экспрессивного поведения она (личность) может быть изучена и с точки зрения использования ею экспрессивного поведения для: 1) поддерживания оптимального уровеня близости с партнером; 2) для изменения взаимоотношений в общении; 3) для придания определенной формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) для осуществления социальной стратификации;

Многогранное исследование личности предполагает также рассмотрение взаимосвязей между ее речевым и экспрессивным поведением (соответствие, гармоничность и т.д.). В этом плане можно говорить о возможностях использования личностью своего экспрессивного репертуара с целью уточнения, изменения, усиления эмоциональной насыщенности сказанного, с целью экономии речевого сообщения. В целом, в каком бы направлении не осуществлялся анализ экспрессии человека она всегда является "языком" его души.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1717. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия