Студопедия — Традиция изучения экспрессивного поведения личности как внешнего Я в отечественной психологии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Традиция изучения экспрессивного поведения личности как внешнего Я в отечественной психологии.






Термин экспрессия переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также, как предъявление во вне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. Термины экспрессия и экспрессивность используются не только психологами, но и искусствоведами, театраловедами, в том случае, когда им необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения, например, музыка, живопись, архитектура. Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности имеются указания на связь данного явления с духовным и душевным миром человека. Представления о связи экспрессии и внутреннего мира человека, сформировавшиеся во многом в философско - эстетической, искусствоведческой литературе, были дополнены психологами. Суть данной связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как инструменте познания внутреннего мира человека, как о его внешнем Я. Вся история психологии выразительного, экспрессивного, экспрессивного поведения подтверждает правомерность данного вывода. Великий русский исследователь выразительного поведения князь Сергей Волконский в своих книгах писал о том, что выразительное поведение - "это выявление внутреннего "я" путем внешнего "я". "Это есть самоизваяние, при том вечно изменяющееся".

Интерес исследователей к экспрессивному поведению личности, к экспрессии человека не ослабевал в течение всего двадцатого столетия и по мере появления фундаментальных психологических работ возрастал, что привело к формированию психологии выразительного, экспрессивного поведения личности как самостоятельной отрасли психологической науки. Она представлена в нескольких сложившихся в течении двадцатого столетия направлениях- это немецкая психология выражения (ausdruckpsychologie), англо - американская психология экспрессивного поведения, невербальных коммуникаций и отечественная психология выразительных движений или выразительного поведения.

Несмотря на то, что отечественная психология выразительного поведения начала формироваться еще в первой половине девятнадцатого века, считается, что немецкая психология выражения - это первая по времени научная традиция изучения экспрессии человека. Основные достижения этого направления психологии изложены в объемистом томе под названием "Ausdruckpsychologie". Как следует из него, предмет психологии выражения - это закономерности выявления на основе внешне данных признаков сущностной природы личности; изучение выражения как целостно-динамического явления, в котором представлены индивидуальные особенности человека, его актуальные состояния, отношения, уровень притязаний, ценностные ориентации, стиль жизни и т.д. Первые графические коды экспрессии основных эмоций, включающие движения верхней, средней, нижней части лица и состоящие из комбинаций " рисунка" бровей, рта, разреза глаз, направления морщин на лбу, вокруг рта и глаз были составлены в начале века в рамках психологии выражения. Как основа они используются с целью кодирования экспрессии многими современными исследователями.

Ряд психологов внесли существенный вклад в формирование психологии выражения. Один из них - это Карл Готтшальдт. Он поставил важнейший вопрос о поле явлений, объединенных понятием "выражение". В своем исследовании К. Готтшальдт наблюдал с помощью кинокамеры за тем, как студент решает задачу, которая ему была предъявлена в качестве теста, определяющего уровень развития его интеллекта. Он зафиксировал три этапа решения задачи: ориентировочный, поиск решения и этап завершения - успех. Для каждого из этапов решения им была зафиксирована "актуальная поза", а также мимические, жестовые, интонационные особенности поведения. Эти данные побудили автора работы уточнить понятие "выражение". К. Готтшальдт предложил различать понятия "выражение" и "внешние проявления". Под внешними проявлениями понимается непосредственная репрезинтация эмоциональных состояний, а под выражением имеется ввиду комплекс направленных действий, связанных с пережитым, с социальным положением, - это постоянная структура личности, ее характера. К. Готтшальдт разъясняет свой подход к пониманию выражения, опираясь на тот факт,что различные движения, например, прерывистые движения в напряженной конфликтной ситуации не столько соответствуют определенным переживаниям личности, сколько указывают на общий уровень напряжения.

Вслед за К. Готтшальдтом, Н. Фрийда, в написанной ей главе "Мимика и пантомимика"для книги "Ausdruckpsychologie", высказывает мнение, что выражение- это специфическая позиция личности, которая раскрывается в стиле и манере выражения. Р.Кирхофф в обобщающей теоретической работе также подчеркивает, что понятие выражение имеет отношение к широкому кругу явлений и охватывает, практически, все средства выражения личности. "Выражение личности" в рамках психологии выражения превращается в одну из фундаментальных категорий психологии, становится в один ряд с такими понятиями, как манера, стиль личности. Она фиксируют нечто стабильное, сущностное, отличающее одного человека от другого (движения лица, которые постоянно сопровождают различную мимику, например напряженность, недовольное движение губ), позы, темп движений, их направленность, изобилие, угловатость или пластичность, вид смеха или улыбки, испуг, склонность к определенным реакциям на событие (например, к суровому взгляду), манеру держаться и т.д. Но такое толкование понятия "выражение личности" не является единственным.

С нашей точки зрения, более правомерно говорить о нескольких трактовках этого понятия.

1. О толковании в широком смысле выражения, ставящего его в один ряд с такими понятиями, как отражение. В этом случае субъект выражения - это все его "максимальное бытие", представленное во всех внешних проявлениях.

2.О толковании выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения - это несколько устойчивых черт, стиль, манера.

3. О выражении как однотипном проявлении какого-то чувства или отношения, состояния.

4.О выражении как динамическом явлении, соответствующем конкретным состояниям, отношениям личности.

В результате широкого и узкого толкования понятия "выражение личности" произошло невероятное увеличение спектра тех средств, с помощью которых содержание, подлежащее выражению, может быть обнаружено. В этот класс, позволяющий выявлять сущность личности, ее своеобразие, попадают: мимика, жесты, почерк, рисунок, одежда, форма тела, стиль речи, окружающая среда и т.д. В зависимости от того, как трактуется понятие "выражение", определяется набор изучаемых средств, в соответствии с которым формируются направления психологии выражения.

В каждой из приведенных трактовок "выражения" просматривается общая тенденция - связывать выражение (экспрессию) с постоянно повторяющимися паттернами средств выражения, соответствующих различным по уровню организации и формально - динамическим характеристикам личности. Иными словами, выражение - это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется гневается, проявляет агрессию и т.д.). В этом смысле выражение (совокупность средств выражения) является образованием индивидно - личностным, представляет из себя внешнее, экспрессивное Я человека.

Традиция изучения экспрессии как внешнего Я личности была заложена работами В.Классовского, И.М.Сеченова, И.А.Сикорского, Д. Авербух, С.Л. Рубинштейна. Еще в середине девятнадцатого века В. Классовский писал, что "наше тело, поставленное между душою и внешнею природою, зеркало, отражающее в себе действие их обоих, рассказывает всем желающим и умеющим понимать. Эти рассказы - не только наши склонности, волнения, чувства, мысли, но и повреждения, которые оно само получило от судьбы, страстей, болезней" (С.57).

Большое влияние на развитие психологии выразительных движений, а также на становление концепции об экспрессии как внешнем Я личности оказала работа И.М.Сеченова "Рефлексы головного мозга". В ней он подчеркивал, что "все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится лишь к одному явлению - мышечному движению" (С.71), тем самым доказывая, что и экспрессивные движения служат средством проявления психических процессов. "Посмотрите хотя бы на эту нервную даму, которая не в состоянии противостоять даже ожидаемому легкому звуку. У нее даже в выражении лица, в позе есть что - то такое, что обыкновенно называется решимостью, - пишет И.М. Сеченов, - это, конечно, внешнее мышечное проявление того акта, которым она старается, хотя и тщетно, победить невольные движения. Подметить это проявление воли вам чрезвычайно легко.... только потому, что в вашей жизни вы видели подобные примеры 1000 раз" (С.79). На основе идей И.М.Сеченова стал развиваться подход к выразительным движениям как к средству объективизации психологических характеристик личности, как к средству создания внешнего "Я" личности. В работах И.М. Сеченова имеется ряд соображений относительно взаимосвязи между внешним и внутренним. Среди них идея о том, что все душевные движения человека находят свое выражение во внешнем облике и мысль о том, что связь между внешним и внутренним закрепляется благодаря систематическому совпадению внешнего и внутреннего, благодаря социально -психологическому наблюдению за выразительным поведением и его интерпретации в общении. Идеи И.М. Сеченова нашли продолжение в работе Д. Авербух. Он пишет: "внутренние перемены человека влекут за собой перемены и в его внешности,..внешность, поэтому, не есть случайное сочетание форм, а строгое и отчетливое выражение родовых и индивидуальных особенностей, присущих субъекту" (С.30).

Параллельно с немецкой психологией выражения, но в ином направлении развивается отечественная психология экспрессивного поведения, которая особое внимание уделяет изучению взаимосвязей между выразительными движениями и эмоциональными состояниями человека. Личностный подход к выразительным движениям стал оформляться в начале двадцатого века. На его становление оказали влияние работы И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева. И.А. Сикорский в своей книге "Всеобщая психология с физиогномикой" представил экспрессивные паттерны (коды) сложнейших переживаний человека, таких, как стыд, скорбь, связал экспрессию с профессиональной деятельностью, указал на различные типы людей, представленные в их экспрессивном репертуаре. Наряду с этими идеями, И.А. Сикорский уточнил понятие о физиогномике и придал ей статус научной категории. В целом, И.А. Сикорский рассматривал экспрессию как личностное образование, как внешнее Я человека.

В.М. Бехтерев в своем труде "Объективная психология", вышедшем впервые в 1907-1912 годах, обосновывает подход к изучению психики через анализ ее внешних проявлений. Особое внимание В.М. Бехтерев уделяет мимике, экспрессии лица. Он предлагает классификацию мимических движений, рассматривает их индивидуальное развитие и т.д. После работ В.М. Бехтерева, И.А. Сикорского вплоть до выхода в свет "Основ общей психологии" С.Л. Рубинштейна экспрессия изучается в этологическом плане, в рамках сравнительной психологии, например, работа Н.Н. Ладыгиной – Котс. Это направление в изучении экспрессии было продолжено в исследованиях Н.А. Тих. Ценность данных работ заключается в том, что они раскрывают эволюционно-генетические предпосылки закрепления связей между выразительным поведением и психическими состояниями человека.

С точки зрения гуманитарного подхода внес вклад в становление психологии экспрессивного поведения С. Волконский, который так и назвал свою книгу "Выразительный человек". В этой книге рассматриваются жесты, мимика человека, как особая знаковая система, которую можно развивать с помощью упражений различного рода, уделяется внимание проблеме взаимосвязи между жестами, экспрессией человека и его внутренним миром. В трудах С. Волконского впервые были поставлены такие проблемы современной психологии выражения, как проблема самопредъявления, использования экспрессии с целью создания образа "Я" личности.

В дальнейшем гуманитарная линия в изучении экспрессии была представлена в отечественной психологии исследеваниями онтогенеза речи (например, изучение речевых и неречевых средств общения у детей). В этих работах подчеркивается, что основой формирования выразительных движений как знаков-индикаторов психологических особенностей человека являются развивающиеся потребности в общении и познании себя и другого человека. Огромную роль в формировании основных положений современной отечественной психологии экспрессивного поведения сыграли работы, выполненные в области экстралингвистики, в которой экспрессия рассматривается в связи с речевым поведением человека.

Но наиболее значительное влияние на развитие теории отечественной психологии экспрессивного поведения (как ее естественно - научной, так и гуманитарной ветви) оказали идеи С.Л. Рубинштейна, представленные в "Основах общей психологии". Включение им раздела о выразительных движениях в учебник по общей психологии, придало этой проблеме не только фундаментальный научный статус, но и привлекло внимание многих отечественных психологов к экспрессивному поведению человека. Его мысли о единстве природного и социального, естественного и исторического в выразительном поведении используются современными исследователями для объяснения многообразия форм экспресии, противоречивых связей между ними и психологическими особенностями личности. Он подчеркивал, что выразительное поведение является неотъемлемой частью развития человеческих действий, его поведения и деятельности. С.Л.Рубинштейн считал, что ".....действие не исчерпывается внешней своей стороной, а имеет и свое внутреннее содержание и, выражение отношения человека к окружающему, является внешней формой существования внутреннего, духовного содержания личности, также и выразительные движения не просто лишь внешнее, пустое сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления (С.409). С.Л.Рубинштейн обратил внимание на тот факт, что статистические и динамические аспекты экспрессии взаимосвязаны, являются характеристикой личности в целом.

Особое внимание экспрессии как личностному образованию уделил в своих работах Л.М.Сухаребский. Рассматривая в самых разнообразных аспектах мимику человека, он приходит к выводу, что она является объективным показателем развития личности, принадлежности ее к той или иной профессии. Он считал, что трудовые занятия, социализация человека откладывают отпечаток на экспрессию его лица, образуя характерные только для данного индивида мимические маски, "следы" его переживаний, отношений, ведущих состояний. Эти выводы были подтверждены им в результате анализа мимики больных людей, как показателя глубинных нарушений их личности, эмоционально - потребностной сферы.

Исходя из этих представлений, в отечественной психологии наделяется экспрессия, выразительные движения функцией расскрывать во внешнем внутреннее, "создавать образ человека" или его внешнее Я. В шестидесятые годы XX столетия идеи отечетственных психологов о взаимосвязи личности и экспрессии легли в основу трактовки феноменов понимания человека человеком на основе его внешности и экспрессии. Формирование социально - перцептивного подхода к экспрессии человека связано с именем А.А.Бодалева. Обсуждая проблему экспрессии личности, А.А. Бодалев указывает на то, что она непосредственно связана с ее психологическими особенностями. С его точки зрения, "сложные психологические образования, которые представляют собой непрерывно перестраивающиеся по ходу деятельности ансамбли процессов и состояний, динамично выражаются во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности определенных признаков, организующихся в пространственно-временные структуры" (С.99). Эта совокупность признаков существует не сама по себе, а выступает, как показатель скрытых для непосредственного наблюдения психических процессов и свойств личности, т.е. является экспрессивным Я личности. Дальнейшая разработка данной проблемы в рамках психологии общения привела к созданию В.Н. Панферовым концепции взаимосвязи субъектных свойств личности и объектных характеристик ее поведения. Он один из первых в социально-психологическом плане поставил проблему внешнего экспрессивного Я личности, вопрос о соотношения признаков-элементов внешнего облика, поведения человека с его психологическими качествами, Субъектные (психологические) качества открываются, по мнению В.Н.Панферова, посредством внешнего облика, куда входят экспрессия, деятельность и предметные действия.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1751. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия