Студопедия — В это время усадьбу Д занимала семья посадника Варфоломея Юрьевича. Им же принадлежала и
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В это время усадьбу Д занимала семья посадника Варфоломея Юрьевича. Им же принадлежала и







усадьба И'. Кто там жил, мы не знаем, но во вся-ком случае ложки принадлежали семье посадника Варфоломея, и одна из них была потеряна на усадьбе И. Во-вторых, обе ложки происходят из од-ного столового набора, о чем мы скажем ниже. В-третьих, ложки являются образцом высокого ху-дожественного мастерства бытового искусства кон­ца XIII — начала XIV в.

В том, что эти ложки из одного столового ком-плекта и сделаны одновременно одним мастером, нас убеждает анализ техники их изготовления: она абсолютно одинакова и художественный «почерк» мастера, который сделал ложки, тоже един (табл. 46).

Мастер украшает ложки в одной орнаментальной манере: на лицевой строне батальные сценки — че-ловек с мечом и Геракл, борющийся со львом. На тыльной стороне — круговая полоса с лентой вет-чатого орнамента (они одинаковы до мелочей) и в середине ложки — 8-видный завиток, оканчи-вающийся листьями с тремя завитками и почками. На одной ложке две ветки заканчиваются мордами драконов, а на другой — пятилистной пальметтой. Одинаковы на шейке ручки пояски из трех рядов двухрядной двухременной плетенки. Выше пояска ручка украшена узкой лентой ветчатого орнамента; эти ленты также схожи до мелочей. Наконец, обе ложки были расписаны красками. Сохранились кра­ски: красная, желтая и коричневая. Ложки разного размера: одна — болыпая, другая — меныпе среднего стандарта ложек того времени.

310. Ложка, найденная на усадьбе И (11-14-1643), имела длину 25,4 см, ширину 7 см, длину лопасти 9,5 см, диаметр ручки 1,7 см, ширину пояска из плетенки 7,5 см (табл. 46, 3). Геракл с плащом на плечах оседлал льва, левой рукой держит его за гриву, правую руку поднял для удара круглой бу-лавой, которую он держит в руке. Голова героя не покрыта. Хвост льва поднят, и его конец расцвел в пальметту. Фон ложки покрыт мелкой перекре-стной насечкой для нанесения красочного слоя. Вся остальная орнаментика описана выше. Рас-сматриваемый мотив был распространен в скульп-туре средневековья, в том числе и во владимиро-суздальской.

311. Ложка, найденная на усадьбе Д (11-19-2145), имеет длину 21 см (она немного обломана), ширина ложки 5,7 см, длина.лопасти 8,5 см, диаметр ручки 1,3 см, ширина пояска из плетенки 3,3 см. Рисунок изображает воина в пластинчатом доспехе и шапке. Правой рукой он держит поднятый обнаженный меч. Подробный анализ этого изображения сделал А. В. Ар-циховский в специальной статье2. Изображение на ложке окантовывает полоска, заполненная кружка-ми с точкой. Вся остальная орнаментика ложки опи­сана выше и, как мы уже говорили, аналогична узо-рам на ложке 310. На черенке имеется надпись вла-дельца «Еванова Олъфоромеевица», т. е. Ивана Вар-фоломеевича, сына посадника Варфоломея. Судя по времени, когда ложка была потеряна, и по тому, что она меныпе обычной ложки, она принадлежала ма-

1 В. Л. Янин, 1965, стр. 111.

2 А. В. Арциховский, 1965, стр. 266.


ленькому сыну посадника, Ивану, который сделал подпись сам, еще неуверенной рукой на свободном пространстве ручки.

Эти ложки являются образцом высокого мастерст-ва художников-прикладников, хорошо знакомых с «болыпим» искусством Руси и с лучшими образцами западноевропейского прикладного искусства.

Мы уже говорили о том, что токарная деревянвая посуда, наиболее массовая посуда новгородцев, в основном не покрывалась ни красками, ни резьбой. Но все же на раскопе в слоях XIII в. найдено не-сколько фрагментов точеных сосудов, покрытых рос-писью, при этом два фрагмента — сюжетной роспи-сью. Вот эти обломки.

312. В слоях первой половины XIII в. найден об-ломок деревянной чаши (15-17-902). Чаша была расколота по диаметру (в свое время эту трещину зашивали сосновой лозой) и по всему верху у нее обломан край. Диаметр чаши был около 28 см, диа-метр поддона — 12 см. Наружные стенки чаши бы-ли покрыты росписью, изображавшей фигуры вои-нов с поднятыми мечами (табл. 47,1). Изображены два воина в шлемах и плащах. Один воин в правой, а другой — в левой руке держат мечи. Кроме того,


у каждого из них имеется по щиту. Лица воинов изображены в профиль. Этот рисунок сделан очень тонкой порезкой, вероятно иглой, и был покрыт краской. Следы краски темного цвета сохранились. Внутренняя поверхность чаши изображений не име-ла, но, судя по остаткам краски, была расписана. 313. Другой обломок точеного сосуда, вероятно чаши, найден в слоях конца XIII в. (11-12-1060). Диаметр чаши был около 22 см, диаметр поддона — 8 см. На внутренней поверхности обломка чаши, не-много обуглившейся, очень хорошо сохранилась часть изображения, сделанного той же техникой, что и у чаши 312. На дне чаши изображено женское красивое лицо в головном уборе (табл. 47, 2). Правой рукой женщина держит птицу — реалистично нарисо-ванного голубя. Фон рисунка заштрихован мелкими перекрестными линиями. Он был покрыт краской. На ободке вокруг изображения сохранились остатки надписи. Надпись начинается именем «Александр» и кончается буквами «говицю». Рисунок, изобра-жающий женццину, был выполнен красками; оттенок красок не сохранился.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 


Декоративное искусство древнерусского города нам было хорошо известыо по изделиям «кузнецов меди, серебру и золоту» и по произведениям мелкой пластики в камне и кости. Но это в основном были произведения ювелирного и художественного про-изводства '.

Памятников же древнерусского бытового искус-ства до раскопок в Новгороде мы имели очень мало. Теперь и эта частица древнерусской жизни стала достоянием науки. Дерево из раскопок принесло нам тысячи рядовых предметов быта и труда новгородцев. Мы увидели, как и что новгородцы украшали в своем обычном, каждодневном быту. Резьба по дереву явля-лась наиболее доступным и самым массовым народ-ным искусством.

Новгородцы в X—XI вв., украшая свой дом, ут-варь, одежду и другие вещи, старались во всем вос-петь природу и подражать ей. С другой стороны, они хотели окружить себя предметами и символами, ко-торые бы защитили их от «леших», «водяных» и другой «нечистой силы», которой был наполнен, как они считали, окружавший их мир.

Бытовое искусство всегда, в древности и сейчас, связано с уровнем материального цроизводства. В X и XI вв. условия развития бытового искусства были таковы, что в него широкой струей проника-ли различные фантастические образы языческого мировоззрения с богатейшей языческой символикой. В это время создаются бытовые вещи наиболее кра-сочные, имеющие богатый декор и наделенные глу-бокой смысловой значимостью языческого миропони-мания. Сближаясь в некоторых случаях со сканди-навским, новгородский орнамент сохраняет свой славянский характер.

Домашняя утварь — чаши, ложки, мисы, детали интерьера, орудия труда и т. п. в это время создаются в наиболее сложных и сочных художественных фор-мах. Следует заметить, что технология производства этих предметов довольно трудоемка и сложна. В это время часто художник, мастер-исполнитель и потре-битель изделия являются одним и тем же лицом.

В начале XII в. в связи с бурным развитием город-ского ремесла, его высокой дифференциацией по про-фессиям и работой на рынок резко меняется техноло­гия производства, в том числе и деревообрабатыва-ющего. Упрощается конструкция предмета, форма становится более лаконичной и утилитарной, и вмес-те с этим меняются понятия декоративности массово-го предмета. Линии делаются более прямыми, а пло-скости — гладкими, предмет рассчитан на массовое производство.

1 5. А. Рыбаков, 1951, стр. 196; А. В. Арциховский, 1954, стр. 284.

 

Мастерство прикладного искусства, и в частности резъбы по дереву, в народе остается, но это умение прикладывается к более ограниченному кругу пред­метов, которые становятся дороже, а следовательно, и более ограниченными в сбыте.

Меняется и сама изобразительная манера резьбы. Орнаментальные мотивы становятся более геометри-ческими, постепенно трансформируются фантасти­ческие звери, и на смену магической символике при-ходит новый принцип — эстетический.

В XIII в. подобный процесс продолжается. Но в это же время продолжает совершенствоваться и техника художественного ремесла, и его творческая основа. Появляются произведения бытового искусства, сде-ланные профессиональными художниками. В стиле резьбы наблюдаются точки соприкосновения с деко-ративным искусством других русских областей, в ча­стности с владимиро-суздальским.

XIV век в Новгороде — это время экономического и политического расцвета города. Вместе со всем ремеслом развиваются и ремесла по обработке дерева. Искусство резьбы по дереву, как и все бытовое искус­ство, становится профессиональным.

Художественная вещь становится дорогой. Ремес-ленники изготовляют уже два вида продукции — ря-довой дешевый товар без какой-либо орнаментики на широкий рынок для массового покупателя и высо-кохудожественные произведения, которые доступны лшпь небольшой части горожан, боярству, духовен-ству, купечеству и т. п. Примером такой продукции являются ложки, найденные на усадьбах посадника Варфоломея Юрьевича. Они говорят о хорошем зна-комстве новгородцев с европейским искусством.

На всем Неревском раскопе в слоях XIV в. средн бытовых предметов обычного состава жилого комп-лекса мы не нагдли ни одной деревянной вещи, укра-шенной резьбой. Исключением являются только самшитовые гребни. Резьба по дереву сохраняется только в архитектурном убранстве дома и интерьера. Кстати, следует заметить, что болыпинство предметов архитектурной резьбы нашей коллекции найдено в слоях XIV в.

Искусство резьбы по дереву в Новгороде в XIV в. становится профессиональным и редко снисходит до массовой рядовой продукции, а произведения худо-жественной промышленности и в том числе художе-ственные деревянные изделия не доходят до рядовых горожан. Массовость и рационализация производства лигпают предметы их декоративности и художествен-ности. Бытовое народное искусство в начале XIV в. уходит в деревню с ее более натуральным хозяйством и застойным укладом жизни. В деревне это искусство сохранилось вплоть до XX в.

 

ЛИТЕРАТУРА

 


Арциховский А. В. 1954. Колонна из новгородских раско-

пок.— Вестник Московского университета, К» 4. Арциховский А. В. 1965. Изображение и надпись на ложко

из Новгорода.— Новое в советской археологии. М. Бломквист Е. Э. 1956. Крестьянские постройки восточных

славян.— Восточнославянский этнографический сборник.

М. Вобринский А. А. 1912. Народные русские деревянные изде-

лия. М. Бочарое Г. Н. 1969. Прикладное искусство Новгорода Вели-

кого. М. Вагнер Г. К. 1900. К изучению рельефов Георгиевского со-

бора в г. Юрьеве-Польском.— СА, К° 1. Вихров В. Е. 1958. Использование древесины в древыем Нов-

городе.— Труды Института леса и древесины, т. XXXVII.

М. Вихров В. Е. 1959. Некоторые наблюдения над стойкостыо

древесины из археологичсских раскопок.— СА, К» 2. Вихров В. Е. и Колчин В. А. 1962. Древесина в хозяйстве и

быте дровнего Новгорода.— Труды Института леса и дре­весины, т. I. М.

Воронов В. II. 1924. Крестьянское искусство. М. Даркевич В. П. 1900. Символы небесных светил в орнамепте

древней Руси.— СА, К» 4. Динцес Л. А. 1951. Древние черты в русском пародном ис-

кусстве.— История культуры древней Руси. М. Иванов П. В. 1890. Игры крестьянских детей в Купянском

уезде. Харьков.

Кирпичников А. Н. 1900. Древнерусское оружие, вып. I. Л. Колчин Б. А. 1959. Железообрабатывающее ремесло Новго­рода Великого.— МИА,,К° 05. Колчин Б. А. 1963. Дендрохронология Новгорода.— МИА,

Я° 117. Колчин Б. А. 1904. К итогам работ Новгородской археологи-

ческой экснедиции (1951—1962 гг.).— КСИА АН СССР,

вып. 99.


Колчин Б. А. 1968. Новгородские древности. Деревянные из-

делия.— САИ, Е1-55. М. Колчин Б. А., Линдер И. М. 1961. Шахматы в древнеы Нов-

городе.— Шахматы в СССР, Л° 8. Ковалевский А. П. 1956. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его

путешествии на Волгу в 921—922 году. Харьков. Кислов М. Н. и Чистякова 0. Н. 1902. Консервация деревян-

ных изделий из Новгородских раскопок.— Историко-ар-

хеологический сборник. М. Маковецкий И. В. 1962. Архитектура русского народного

жилища. М. Медведев А. Ф. 1959. Оружие Новгорода Великого.— МИА,

Л» 65. Погид И. Л. и Поздняк А. И. 1965. Консервация мокрой ар-

хеологической древесины.— СА, К° 3.

Покровский Е. А. 1892. Русские детские подвижные игры. М. Рыбаков Б. А. 1951. Прикладное искусство и скульптура.—

Исторпя культуры древней Руси. М.

Соболев Н. Н. 1934. Русская народная резьба по дереву. М. Харузина В. О. 1912. Игрушки у малокультурных народов.—

Игрушка, ее история и значение. М. Янин В. Л. 1965. Я послал тебе бересту. М. АисивН 8. 1967. СоттепЬ 1игеп1 гсз1апгеез 1ез зси1рШгез еп

Во!в dи Тетр1е de МерпШз.— Archeologia, К 16. Рапз. Barnycz-Gиpieniec В.. 1959. Naczynia dre'^vniane г Gdaпska ш

X—XIII теМи. Ъойг. НатШоп 1. 1933. ВухапЦпе АгсЫ1ес1иге and ВесогаИоп. Ьоп-

don.

Но1иЬотсг \У. 1956. Оро1е \у ^viekach X—XII. Ка1о\у1се. О^еШ НепсНеп Н. 1933. А Оаттд Boaгd о! 1Ье У1Ыпг Age.—

Ас1а агсЬао!., V. IV, Н 1. B.osen^vist А. М. 1959. Тпе 81аЫНзт^ о£ 'VVood Ррш^ 1п 1Ье

Vikшg ЗЫр of Оsebeгg.— Stиdies ш СопзегуаЫоп, V. 3—4

^ondon. Strzygoшski I. 1929. В1е аИз1ау1зсЬе Кипз1.


Объяснения к таблице 1

7— 11 — ручки резных чаш: 7 — 28-31-317 (1); 2 — 25-27-1837 (6); 3 — 28-31-901 (7); 4 — 28-26-537 (9); 5 — 20-26-957 (5); 6 — 28-35-1402 (3); 7 — 28-32-128 (8); 5 — 26-30-2064 (4); 9 — 7-11-359; 10 — 26-25-471 11 — 15-19-1494 (11); 12 — резная чаша 12-19-1921 (12); 13 — клепка кадки 8-13-1129 (14); 14, — крышка от короОа 9-14-1312 (16); 15 — крышка от кадки 27-26-523 (13); 16—22 — копылы: 16— 18-16-1699 (65); 17 — 22-23-930; 75 — 21-23-891; 79 — 23-20-487 (62); 20—22-20-495 (63); 27 — 23-25-924; 22 — 18-15-1713 (64)


5 Б. Д. Колчин

Таблица 1. Резная утварь (объяснения к табл. 1 см. на стр. 64).


Таблица 2. Резная утварь

1—2 — ручки резных чаш: 1 — 26-30-2064 (4); 2 — 28-31-901 (7); 3 — крышка от кадки 27-26-523 (13)- 4 — крышка от короба 9-14-1312 (16); 5—9 — ручки ложек: 5 — 12-10-610; в — 14-20-2101; 7 — Ил-19-ш' 8 — Ил-20-16; 9 — Ил-25-32; 10—11 — орнаментальные мотивы ручек жезлов: 10 — 5-7-1265; 11 — 16-23-2048


Таблица 3. Ложки

7 — 17-20-1541 (23); 2 — 13-16-1607 (31); 3 — 12-13-1927(32); 4—18-27-1370 (21); 5 — 24-29-141 (17); 6 — 22-22-1945; 7 — 16-15-527 (24); 8 — 21-26-165 (39); 9 — 12-19-118 (25); 10 — 20-27-2065 (19); 11 — 20-21-876 (37); 12—18-21-8 (22); 13 — 26-21-1700 (36); 14 — 19-24-108(20); 15 — 28-32-149 (38); 16 — 13-16-1609 (34); 17 — 21-29-97; 18 — 22-31-1399 (30); 19 — 23-30-746 (29); 20—23-25-1549; 21 — 26-26-1099 (28); 22—10-12-1899 (35); 23 — 11-12-1042; 2-1 — 16-18-1058 (33); 25 — 13-16-1607(31); 26 — 21-26-165 (39); 27-12-13-1044 (40); 28— 17-20-1541; 20 — 18-21-8; 30 — 20-21-876; 31 — 20-27-2065 (19); 32 — 24-29-141 (17); 33 - 12-19-118 (25); 34— 18-27-1370 (21); 35 — 14-20-2101 (27); 36 — 22-27-102 (42)



Окончание таблицы 3

 




 


Таблица 4. Пряничные доски и гребни

13-15438 (48); 3 — 11-12-1829; 4—13-15-1807 (49); 5 — 10-16-1369; 6 — 9-10-1968 (74); 7 _ 14-19-1185


Таблица 5. Копылы, прялки и разные изделия

2—4 —копылы: 7 — 18-15-1713 (64); 2 — 21-23-891; 3—23-25-924; 4 — 22-20-495 (63); 5—в — прялки: 5 — 8-7-1979 (60); 6 — 10-17-1341 (61); 7 — клешня хомута 6-4-2017 (68); 8 — уключина Ил-17-21 (71); 9 — рукоятка

чесала 4-7-1220



 


Таблица 6. Церы;_ Ил-19-81 (80); 2-21-23-1589 (79); 3 - то же, вид сбоку


Таблица 7. Разные резные вещи

прорезной узор 25-26-1632 (92); 2 — пенал 7-8-1046 (83); 3 — планка Ил-17-132 (87); 4 — планка 18-24-1375 (86); 5 — 8-16-1417; 6 — ножны меча XIII в. (85); 7— «веревочка» 14-22-768 (89)

 

 



 




 


Б. А. Колчия

Таблица 8. Булавы

•16-21-1177 (97); 3—16-20-34 (101); 3 — 11-15-861(96); 4—15-18-1657 (102); 5 — 11-15-861 (общий вид)




 


Таблица 9. Колопны

7 — 21-20-139 (110); 2 — 21-20-138 (109)




 


Т а б л и ц а 10. Детали колонны 21-20-138 1 — грифон; 2 — кентавр




 


Таблица 11. Детали колонн фриз колонны 21-20-139; 2 - плетенка колонны 21-20-138




 


Т а б л и ц а 12. Детали колонн

1 — пальметта колонны 21-20-139; 2 — макет теремка второй половины XI в. (24-22-607). Щатер теремка и крышу крыльца поддерживают колоннщ


Т а б л и ц а 13. Спинки кресел — 14-14-521 (111); г —13-14-465 (114)


Т а б л и ц а 14. Спинки кресел

— 10-15-273 (112); 2—10-8-1108(113)


Т а б л и ц а 15. Детали резпых спинок

1 — 10-15-273 (112); 2—10-8-1108 (113); 3 — 15-21-1136 (135); 4—14-14-521 (111)


Т а б л и ц а 16. Резные спинки

7 Б. А. КолчиН

1 — 5-9-1227 (117); 2 — 10-15-273 (125); 3 — полевой снимок зэлегания на раскопе спинки 14-14-521; 4 — деталь орнаментального бруса кресла 23-25-1573 (139)


Т а б л и ц а 17. Резные декоративные элементы

7-деталь резьбы причелины 23-27-283 (175); 2 - орнамент на клепке большой кадки 8-13-1129 (14V.-орнамонтальный брус 5-8-1311; 4 - край причелины 24-25-913; 5 - розетка с прорезньш крестом 99' 532; 6 - орнаментальная доска 6-8-1293; 7 - кромка причелины 15-23-1411 (177)- /_ кавназ 4 «1249

9 — балясина 21-25-39

Т а б л и ц а 18. Орнаментация деталей мебели 7 — 13-15-452 (127); 2— 12-12-985 (133); 3 — 13-11-652 (138); 4-10-15-278 (130); 5—11-18-192; 6—1-7-2000(128)


Т а б л и ц а 19. Орнаментальные брусья ^— 3 — брус 23-25-1573 (139): 1 — прорись; 2 — общи# вид; 3 — деталь; 4 — брус начала XI в. Сув-37-22(139а)


Т а б л и ц а 20. Балясины

2 — 4-8-1196 (162); £—5-7-1533 (161); 3 — 22-23-1790 (142); 4 — 5-7-1533 (137); 5 — 21-26-1011 (143); 6 — 21-

26-1074 (144); 7 — деталь балясины 21-26-1011


I

Таблица 21. Балясины и причелины

1—13-20-1465 (152); 2—1-5-1191 (163); 3 — 11-14-1643 (157); 4 — 16-22-119 (147); 5—14-22-1434 (151); в — 13-20-2165; 7 — 3-5-1237 (171); 8— 12-13-1025 (170); 9 — деталь наличника 12-13-1025




 




 





5

 




 


Т а б л и ц а 22. Детали нижних кромок причелин

23-25-869 (173); 2—20-20-977; 5—11-12-916 (181); 4 — 4-8-1199 (183); 6 — 3-6-1206 (185); б — 16-20-1032 (184); 7 — 17-22-1155 (182); 8— 17-19-876 (178); 9 — 9-12-870



 



 




 


Т а б л и ц а 23. Рукоятки ковщей 24-28-794 (190); 2 — 28-36-155. (189); 3 — 26-29-312; 4-20-23-1529 (193)




 





 




 


Т а б л и ц а 24. Рукоятки ковшей

1-целый ковш 24-30-750; 2-25-27-924; в - 24-27-871 (191); 4-24-26-1836 (192); 5-24-28-233; 6-27-23-691 (194); 7 — 25-31-751 (201); 8 — ритуальное навершие

8 Б. А. Колчив



 



 




 


Т а б л и ц а 25. Рукоятки ковшей

7-11-18-1418 (205); *-28-33-148 (195); 3 - 11-18-1418- вид спереди; 4-13-14-1027 (204); 4-13-14-1027-

вид спереди; в — 16-22-97 (203)





 


Т а б л и ц а 26. Рукоятки ковшей

7 — 28-22-1680 (206); 2 — то же, вид сбоку; 3 — 26-27-918 (199); 4 — морда льва, середина XIV в. Гот-14-88 (210а)

8*




 




 


Т а б л и ц а 27. Скульптуры птиц

1 — (5-18-1575 (207); 2 — то ще, вид спереди; 3 — то же, вид сзади; 4 — 12-13-1926 (208); 5— то же, вид сзади



 




 


Т а б л и ц а 28. Скулыпуры

1 — морда коня Ил-24-30 (209); 2 — то же, вид сбоку; 3 — голова барана 27-31-1008 (210); 4 — то же( вид

В четверть.





 


Т а б п и ц а 29. Скульптуры

1 — голова зайца 13-19-246 (211); 2 — личина зверя 13-18-2071 (212); 3 — морда дракона Ил-28-348 (деталь);

4, — личина зверя 13-18-2071, вид сбоку


Таблица 30. Курица с мордой «дракона» 1 — общий вид Ил-28-348 (212а); 2 — то же, деталь; 3 — морда животного 12-10-610; 4 — ритуальное

навершие 17-18-959; 5 — навершие булавы


Т а б л и ц а 31. Настенные вешалки

1 — 24-25-1877 (214); 2 — то же, вид сбоку; 3 — то же (деталь); 4 — 28-26-1923 (218); 5 — то же (деталь); в — 26-31-794 (216); 7 — 26-27-1561 (215); «— 28-34-1444(217); 9 — 18-23-1207 (213); 10 — навершие ритуаль-

ной палочки с мордой собаки 13-16-1634 (246)


Т а б л и ц а 32. Скульптуры

ИЛ-24-99 (220); 2 — 20-15-154 (221); 3 — 13-18-1275 (222); 4 — 10-11-582; 5 — 28-29-1594 (197);

9 Б. А. КолЧИН

6 — 28-29-162 (196)


6

Т а б л и ц а 33. Скулыггуры

1 — 13-21-1448 (223); 2 — то же (деталь); 3 — навершие 26-24-991 (225); 4 — «домовой» 15-18-1581 (230); 5 —Ил-27-56; 6 — Ил-16-66 (235); 7 — «домовой», вторая половина XII в. Сув-22-62 (228а)


9*

Таблица 34. Скульптуры «домовых» 1 — 27-25-998 (224); 2 — 26-24-991 (225)


Т а б л и ц а 35. Скульптуры «домовых» 1 — 8-12-919 (227); г—15-19-329 (226)


Т а б л и ц а 36. Резное дерево 1 — человеческая личина 11-10-1681 (228); 2 — гребень 10-11-1940 (77); 3 — то же, деталь


Т а б л и ц а 37. Резное дерево

1-24-24-469; 2- 28-31-1044 (237); 3- 26-29-888 (244); 4-24-24-469 (248); 5-25-28-1011 (240)' 6-21-25-100; 7 — 14-20-179; 8 — 22-23-1649; 9 — 17-16-1004 (239)

Т а б л и ц а 38. Детские игрушки, коники

-21-23-1612 (255); 2—13-18-1276 (256); 3 — 27-34-1439 (252); 4 — 8-13-1240 (258); 3 — 28-30-1055;

в — 8-14-1355; 7 — 5-9-1242 (261)




6 — 10-10-1783 (264);

Т а б л и ц а 39. Детские игрушки, коники

5-12-1438; 2 — 4-5-1576 (263а); 3—10-15-69 (269); 4 — 9-15-223; 5 — 8-14-1349; 7 — 7-13-1337 (266); «— 8-10-1275; 9 — 4-6-1601 (265)









Т а б л и ц а 40. Детские игрушкп и шахматы

^ «^ -1 а ц а. чи. детские игрушкп и шахматы

;-в-КОНики: 1-4-2-489 (268); г-9-10-1288 (267);, - 19-28-1447; 4-5-8-1030 6 7-0-1955; 7 — шахматная фигура — король 9-13-1190


10 Б. А. Колчин


Таблица 41. Дстские пгрушки

9-12-1272 (275); 2 — 9-11-963 (277); Л — 8-6-СОО (273); 4 — курица 10-17-1351 (280); 5 — 12-15-1568 (278):

е — 8-6-600 (274)


 



I I








Т а б л и ц а 42. Детские игрушки, идолы, кубари, мечи

1 — идол 23-31-1447 (233); 2 — кукла 15-19-6 (281); 3— кукла Ил-24-23 (285); 4 — идол 25-27-1520 (231); 5 — то же, деталь; в — кубарь 28-27-488; 7 — кубарь 5-7-1205; 8 — 26-30-127; 9 — ручка ковша в виде морды

дракона 24-28-794 (190), вид сверху

10*











Таблица 43. Резные туесы и коробы из бересты

1 — 25-26-424 (290); 2—13-12-488 (294); 3—13-19-1142 (300); 4—17-19-1057; 5—15-22-739(292); 6 — 7-7-1088; 7 — 21-26-145 (291); г — 13-19-1179 (293); 9 — 7-10-1302 (295)


Т а б л и ц а 46. Расписные ложки

1—ложка 11-19-2145 (311); 2 — то же, оборотная сто рона; 3 — ложка 11-14-1643 (310); I — то же, оборот-ная сторона; 1 — надпись на черенке ложки «Ивана Варфоломеевича»; 6 — деталь росписи черенка ложки 11-14-1643; 7 — деталь росписи черенка ложки 11-14-1643


Т а б л и ц а 47. Расписпые чаши 1-чаша. 15-17-902 (312); 2 - то же, фото; 3 - чаша 11-12-1060 (о!3); 4 - то же, фото











Т а б л и ц а 48. Резпое дерево

1 — ручка скобкаря Ил-29-49; 2 — ручка ковша Ил-24-54; 3 — ручка ковша 25-32-1351; 4 — ритуальное на-вершие 19-24-175; 5 — орнаментальная розетка 8-11-461; 6 — ручка чаши 26-25-471; 7 — орнаментальный брус 25-29-156 (140); 8 — затычка бочки Ил-25-109; 9 — навершие с головкой орла 27-25-999


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................... • - 4[

В земле Новгорода найдено 20000 деревянных находок — 5. Более 800 предметов создано народными художниками — 5. Бытовое искусство X—XIV вв.— 6. Художественная утварь — 6.

Главапервая ";

Виды древесины, шодшой в пластическую обработку — 7. Техника резь-
бы — 9. Контурная резьба — 9. Выемчато-трехгранная резьба — 9. Плоскорель-
ефная резьба — 9. Прорезь — 9. Роспись красками — 9. Инструменты — 9. V

Глава вторая

Бытовая резьба — 10. Чаши X в. — 10—11. Крышки коробов — 11. Ложки — 11—13. Пряничные доски — 13. Прялки и юрки—13—15. Копылы и грядки — 15. Хомуты — 16. Гребни — 16—18. Церы — 18. Пеналы и вешалки — 18. Була-вы — 21—23.

Глава третья

Архитектурная резьба — 24. Колонны — 24—25. Спинки кресел — 25—27. Спинки скамеек — 27. Детали мебели — 28—29. Брус с драконами — 28—29. Балясины от мебели — 29—30. Архитектурные балясины — 30—33. Причели-,: ны — 33. Наличники — 33—34.

Главачетвертая

Объемная резьба — 35. Ручки ковшей — 35—38. Драконы — 38—39. Дракон- -медведь — 39. Скульптура барана — 38. Малая скульптура — 38. Фигуры птиц — 38. Конь и заяц — 38—39. Вешалки-лебеди — 39—40. Рука, держащая стер-жень — 40. Стержни с навершиями — 41—42. Домовые — 42—44. Орлы и другие фигуры — 44—46.

Главапятая,с

Игрушки — 47. Коники — 47—50. Птицы — 50. Куклы — 50—51. Кубари — 51.
Вертеницы—51. Мечи — 52. Шахматы — 52—55. •?

Главашестая V

Роспись красками и резьба на бересте — 56. Расписные стенки коробей —
56—58. Расписные ложки — 58—59. Ложка Ивана Варфоломеевича — 59. Распис­
ные чаши — 59....•-..
.

Заключение........................... 61

Литература........................... 62

Габлицы 1—48.......................... 63

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1459. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия