Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ценностная рефлексия и истоки рождения аксиологии





 

Внимание к ценностным аспектам бытия может стимулироваться у личности самыми разными обстоятельствами – общением с носителями иных ценностных ориентаций и культурных традиций, когда возникают проблемы взаимопонимания; возрастными факторами; сменой привычной обстановки; встречей с неординарным человеком и т.д. Однако острая потребность в аксиологической рефлексии над ценностными основаниями существования чаще всего возникает в обществе (равно как и в бытии личности) тогда, когда они оказываются в ситуации ценностного кризиса.

Для личности непосредственными причинами такого кризиса могут стать болезнь, какие-то потрясения и утраты, круто изменяющие ее судьбу. Для общества в целом – крушение традиционного уклада жизни в результате стихийных бедствий, войн, революций. Кризисы могут внешне проявляться совершенно по разному, но они всегда связаны с тем, что базовые ценности, которыми люди почти автоматически руководствовались в своей повседневной жизни, теперь перестают выполнять свои прямые функции, а именно:

- на их основе невозможно рациональное целеполагание, адекватное новым общественным, бытовым или экзистенциальным обстоятельствам;

- они не позволяют проводить верную оценку происходящего и осуществлять истинный личный выбор;

- не стимулируют творческий процесс;

- не способствуют успешной социализации.

Один из самых трагических и тяжелых для экзистенциального мироощущения человека граней ценностного кризиса – это расхождение официально декларируемых и реально исповедуемых в обществе ценностей, а также общественное осуждение идеалов (а тем более - публичное глумление над ними), которые образуют ценностный стержень его личности.

В этих, говоря языком К. Ясперса, “пограничных” ситуациях и возникает совершенно естественное желание подвергнуть критическому осмыслению свои базовые ценности: провести их систематическую инвентаризацию, дать им объективную оценку и строгое обоснование, а, возможно, и осуществить радикальную переоценку. Именно в такие кризисные эпохи пробуждается жгучий общественный интерес к аксиологической проблематике, особенно этического и общественно-политического характера, а, значит, прямо или косвенно кристаллизуется проблематика ценностей, как самостоятельная отрасль философствования.

Чем острее и продолжительнее общественный кризис и чем большую потребность испытывает общество в обстоятельной ценностной рефлексии, - тем настойчивей аксиология заявляет о своих теоретических правах и тем больший удельный вес занимает ее тематика (этическая, эстетическая, правовая, политическая и т.д.) в общем массиве философских текстов.

Таков кризис космоцентрических установок античного мира и центрация на проблеме этических ценностей у христиан, стоиков и скептиков. Таков кризис средневековых теистических ценностей в эпоху Возрождения и Реформации, и начало формирования системы антропоцентристских аксиологических систем, берущих начало с бэконовского лозунга о человеке, как господине природы. Таков, наконец, общесистемный кризис европейских просветительских идеалов Свободы, Разума и Прогресса, начавшийся в конце 19 века. Точно такой же кризис испытывает сегодня современная культура с трудом адаптирующаяся к системе глобальной коммуникации и созданию единого коммуникационного пространства, размывающего особенности локальных культур.

Если теперь обратиться к жизненному пути личности, то ценностная рефлексия в условиях экзистенциального кризиса может осуществляться ей с разной степенью обстоятельности и глубины, начиная с совершенно поверхностных томлений или унылой депрессии и кончая глубочайшими духовными переворотами в жизни человека, имеющим не только индивидуальное, но выдающееся общественное и даже общечеловеческое значение. История хранит имена этих “великих страдальцев” и “великих революционеров духа”, по счастью оставивших потомкам письменные свидетельства о причинах и скрытых мотивах пережитых ими духовных переворотов. Таковы исповеди Августина Блаженного и Пьера Абеляра, Руссо и Толстого. Личные жизненные испытания и потрясения – исток гениальных прозрений Паскаля и Достоевского, источник ценностной рефлексии у Кьеркегора и Ницше, С.Н. Булгакова и Д. Бонхеффера.

Знаменательно, что усилиями таких великих умов и сердец осуществляется не только наиболее тонкое проникновение в ценностные глубины индивидуального человеческого духа, но и наиболее обстоятельная аксиологическая рефлексия над ценностным фундаментом эпохи или духом национальной культуры. Устами великих выносится приговор старым и дается импульс рождения новым системам ценностей. Одновременно именно они являются самыми действенными и последовательными проводниками вечных ценностей человеческого существования в бушующих волнах исторического времени.

К краткому экскурсу в историю аксиологии и анализу взглядов ее выдающихся теоретиков на природу ценностей мы теперь и переходим.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия