Студопедия — Методологические проблемы и принципы исследования ценностей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методологические проблемы и принципы исследования ценностей






 

При обращении к содержательным и экзистенциально значимым философским проблемам, тем более аксиологического характера, исследователь неизбежно сталкивается с проблемой нарастания гипотетичности теоретических суждений и ростом их оценочного содержания. Любое аксиологическое содержание – это не некая абстрактная голая схема, а определенная позиция автора, своеобразное авторский ordo amoris, на который, кроме того, оказывает непосредственное влияние и социокультурный контекст, в который автор погружен. Таким образом: непредвзятой аксиологии не может быть в принципе. “Объективная аксиология” - это типичный, как сейчас модно говорить, “симулякр” - пустое понятие, претендующее на содержательность и смысловую глубину. Это представляет достаточно серьезную проблему для выработки научной объективной позиции, но, одновременно, таит в себе несомненные плюсы.

С этих позиций необходимо отметить, что наш предыдущий контекст рассмотрения при всем стремлении к объективности и доказательности[1118] был все же окрашен субъективными тонами, которые мы пытались методологически преодолеть, опираясь на негативное отношение к скептико-софистической традиции в аксиологии и обосновывая наличие высших ценностей человеческого бытия. Теперь же, мы вынуждены сознательно пропустить полученное знание сквозь призму ценностного, личностного отношения к миру, тем самым, как это ни покажется странным, придав ему еще большую объективность за счет диалектического понимания самой сущности соотношения знания и ценности. Для этого мы сформулируем некоторые методологические принципы (или максимы), которые позволят нам более четко очертить содержательные контуры аксиологического проблемного поля.

Во-первых, мы утверждаем, что отказ от твердого и ясного высказывания авторской позиции по содержательным аспектам аксиологических проблем недопустим. Это – явный знак или незрелости теоретической позиции, или скудости собственного ordo amoris автора, либо того и другого вместе. В этом случае просто не надо браться за аксиологическую проблематику, дабы не потерпеть фиаско. Другое дело, что авторская позиция должна быть ясно изложена и по возможности хорошо обоснована.

Отсюда можно сформулировать вторую методологическую максиму аксиологической рефлексии: ясное изложение и четкое обоснование даже иллюзорных ценностей и ошибочных теоретических воззрений в аксиологии имеет несомненное позитивное научное и педагогическое значение. Благодаря этому по крайней мере облегчается анализ и критика этих ошибочных теоретических построений.

Третий методологический принцип, которому мы старались следовать в ходе предыдущего изложения, гласит: надо стремиться к тому, чтобы диалектически синтезировать сильные стороны конкурирующих и даже прямо противоположных аксиологических доктрин ради получения многомерной и целостной картины предмета. Чаще всего заблуждение коренится не в самой по себе теоретической позиции, а в ее претензиях на исключительное владение истиной. Соответственно, сознательная диалектическая установка в аксиологии позволяет и гибко корректировать, и детальнее обосновывать свои собственные ценностные предпочтения, избегая субъективизма и предвзятости.

Понимание той или иной ценностной позиции, и это вытекает из самой природы ценностей и ценностного отношения к миру, не может быть абстрактно-рассудочным. Проблематика ценностей, как ни одна другая сфера философствования (за исключением, естественно, частных философских аксиологических дисциплин), подразумевает наличие духовной проницательности, душевной сосредоточенности и эмоциональной развитости субъекта ценностного суждения - всего того, что дается только жизненным опытом и называется мудростью. Не случайно поэтому, что очень часто к ценностной (особенно этической) проблематике мыслители обращаются уже в весьма зрелом возрасте, или после глубоких жизненных потрясений. Абстрактный рассудок еще не гарантирует истинности аксиологического суждения. Даже наоборот: сильный интеллект может соседствовать прямо-таки с детски-неразвитой душевной жизнью и первобытным эгоцентризмом[1119]. Ясно, что какую бы рациональную и строгую аргументацию об абсолютной ценности альтруистической любви и самопожертвования такому человеку ни приводили[1120], он все равно ничего не воспримет в принципе и всегда найдет псевдорационалистические “контраргументы” (типа “это все - частные факты” или “такая ориентация в целом иррациональна и основана на религиозных предрассудках”) ради собственного эгоистического самоуспокоения.

Отсюда - четвертая максима: часто для правильного понимания и принятия чужого ценностного суждения необходима собственная жизненная зрелость и определенный духовный, а вовсе не интеллектуальный, уровень. Вполне возможно, что отвергаемое сегодня, завтра станет нормой твоего ценностного поведения. Посему - при вынесении квалифицирующего суждения - надо постараться, по возможности, преодолеть свои первичные априорные предпочтения и отторжения, максимально беспристрастно вдумываясь в аргументы оппонента и пытаясь встать на его точку зрения. Нигде так не полезно смирение интеллектуальной гордыни (хотя оно всегда полезно!!) как в области именно аксиологических исследований.

Ясно, что все перечисленные аксиологические максимы высказаны скорее для стимулирования творческих дискуссий, нежели в качестве чего-то завершенного. К тому же подобные советы всегда легче провозгласить, нежели принять к практическому исполнению, особенно последнюю максиму. Она-то и выводит нас на одну из самых важных и содержательных аксиологических проблем - проблему соотношения объективного и субъективного в ценностях.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 516. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия