Сканування і редагування М.Марчука. 4 страница
[456] Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютных дух в философии Гегеля. М., 1993. С.118.
[457] Там же. С. 119. [458] Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С. 103-104 [459] Более подробно мы поговорим об этом гегелевском ходе мысли ниже, в рамках лекции, посвященной проблемам идеальности нашего сознания. [460] Укажем на блестящий и взвешенный диалектический подход этого евразийского автора к пониманию цивилизационного своеобразия России в работе: “Духовные предпосылки Евразийской культуры”//Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998. [461] Весьма ценными с высоты прошедших лет видятся дискуссионные публикации в серии “Над чем работают и о чем спорят философы”, посвященные законам диалектики: Диалектическое противоречие. М., 1979; Диалектика отрицания отрицания. М., 1983. [462] Гегель Г.-В.-Ф. Феноменология духа//Соч. Т. IV. М. 1959. С. 2 [463] Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С.139. [464] Наподобие того, что одной субстанции для построения целостной онтологии - мало, а трех - уже много. Однако в этом случае мы имеем дело с динамической закономерностью. [465] Этот термин более точен, чем абстрактное понятие “направленности развития”. Ясно, что развитие направлено и чаще всего прогрессивно, но закон отрицания отицания вскрывает как раз общую конфигурацию и ритм любого развития. [466] Чем выше уровень ее организации - тем более явственен этот процесс [467] Цит. по: Джуа М. История химии. М., 1978, С.212. [468] См., например: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 463-473. [469] Если только в Космосе, как говорил В.И. Вернадский, можно найти чистое косное вещество без всяких сопутствующих признаков жизни. [470] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 473. [471] Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С. 228 [472] См. исключительно глубокое онтологическое развитие этого сюжета в работах П.А. Флоренского, восходящих к работам его учителя, профессора математики Московского государственного университета - Н.В. Бугаева, отца Андрея Белого. Укажем только на две работы отца Павла, имеющих отношение к этой исключительно значимой и универсальной онтологической теме: Флоренский П.А. Symbolarium (Словарь символов)// Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996; Исследования по теории искусства // Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. [473] Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С.258. [474] Там же. С.260. [475] Там же. С.261.
[476] скажем, период полураспада атомов какого-либо радиоактивного элемента. [477] См. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Он же “Первобытное мышление”. М., 1999. Демонстрации того факта, что эта архаическая стихийно-диалектическая логика мышления сохраняется и в рамках ранней греческой философии можно найти в работах: Богомолов А.С. Диалектический логос: становление античной диалектики. М., 1982; а также Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний//Труды по знаковым системам, вып.6. Тарту, 1973. [478] В рамках советской философии идею опосредствования противоположностей развивал З.М. Оруджев. См. Кумпф Ф, Оруджев З. Диалектическая логика. М., 1979. [479] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. С.527-528. [480] Ибо любое развитие всегда связано с преобразованием прежнего качества, а, значит, и с принципиальной неустойчивостью любых систем. [481] Кстати, никак не претендующая на полноту. [482] Флоренский П.А., Священник. Сочинения. В 4 т. Т.3(2). М., 1999, С.151. [483] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, С.188. [484] См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. М. 1987. С. 276 [485] См. Лосский Н.О. Свобода воли//Лосский Н.О. Избранное. М., 1991. [486] См. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии. №6.1991; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение//Вопросы философии. №12.1992. [487] Оппоненты говорили, что “Демокрит считает причиной распорядка во (всем) сущем случай”. - Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, С.189. [488] См. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. М., 1962. [489] Огромную роль в становлении нелинейной логики современного научного мышления сыграло формирование аппарата нелинейной математики, позволяющей анализировать и просчитывать различные варианты развития (“ветвления”) событий, исходя из характера переплетающихся факторов, действующих в настоящий момент времени. Многие теоретические обобщения синергетики являются прямым следствием математических нелинейных моделей [490] Флоренский П.А. У водоразделов мысли, Т.2. М., 1990, С.29-30. [491] Все категории, о которых речь пойдет ниже, получили обстоятельную разработку в советской марксистской философии. Некоторым из них, типа “необходимости” и “вероятности”, посвящены десятки монографий. Этот материал изложен и в учебниках, в том числе в уже не раз упоминавшихся совместных учебниках А.В. Панина и П.В. Алексеева. [492][492] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 406. [493] Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. М. 1987. С. 281 [494] Кассирер Э. Познание и действительность (Понятие о субстанции понятие о функции). СПб., 1912, С.34. [495] Показательно, что зрелый Кассирер уже после создания своей знаменитой “Философии символических форм” и прямой полемики с М. Хайдеггером 1929 года в г. Давосе (раннее творчество последнего в духе “Бытия и времени” Кассирер расценил как знак иррационалистического и индетерминистического кризиса европейской философии) прямо говорит о своем все возрастающем влечении к Гегелю. См. Cassirer E. Symbol, Myth,and Culture. Essays and Lectures of Ernst Cassirer 1935-1946. New Haven, 1979, P. 235. В настоящее время наблюдается возрождение интереса к творчеству этого выдающегося мыслителя ХХ века. Теоретическому вклад Э. Кассирера в философию посвящена статья одного из авторов данных лекций: Иванов А.В. Философская судьба Э. Кассирера//Вестник МГУ. Серия 7. Философия. №2. 1990. [496] Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С. 318 [497] Кассирер Э. Техника современных политических мифов//Вестник МГУ, серия 7. Философия, 1990, №2. [498] Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995, С.362. [499] Типа министерства по атомной энергетике, додумавшегося ввозить в Россию за деньги чужое отработанное ядерное топливо. [500] Гегель. Сочинения, т.YII. М.-Л.,!934, с. 339.
[501] Там же, с. 337. [502] Об эконом-географических особенностях евразийского хозяйства, совершенно проигнорированных при проведении в нашей стране рыночных «реформ» см. в прекрасной книге: Паршев А.П. Почему Россия не Америка? М., 2000. [503] На чем в основном вербуются все агенты спецслужб? – На любви к деньгам, к женщинам и к славе. Предателей по убеждениям - мало; предателей по причинам порочной души, увы, предостаточно. [504] Платон.Соч., т.3,ч.1. М., 1971, с. 364. [505] Блестящая критика ориентации на обладание, а не на свободное человеческое бытие дана в книге Э. Фромма «Иметь или быть». М., 1990. [506] См.: Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992. С. 5-23 [507] Топоров В.В. Пространство// Мифы народов мира. Т. 2. М., 1994. С. 340. [508] См.: Гачев Г. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону. 1992. [509] Что характерно для многих культур, и сохраняется в снятом виде также и в убранстве сегодняшнего новогоднего стола. [510] См.: Топоров В.В. Пространство// Мифы народов мира. Т. 2. М., 1994. С. 341. [511] Там же. [512] Типа вещего камня на пересечении дорог. Этот мотив явственно присутствует, например, в русских былинах. Достаточно вспомнить о трех поездках богатыря Ильи Муромца. [513] Топоров В.В. Пространство. С. 341. [514] Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992. С. 24-25. [515] См.: Мелетинский Е.М. Время мифическое// Мифы народов мира. Т. 1. М., 1994. С.252-253. [516] Этот мотив наиболее отчетливо звучит в знаменитом ведийском “Гимне о сотворении мира”: “Не было ни смерти, ни бессмертия тогда, Не было ни признака дня (или) ночи, Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него”. - Цит. По: Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980, С.45. [517] Мелетинский Е.М. Время мифическое// Мифы народов мира. Т. 1. М., 1994, С. 253. [518] Топоров В.В. Модель мира// Мифы народов мира. Т. 2. М., 1994. C.162 [519] Там же. [520] Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992, С.167. [521] См. более подробно об этом: Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. С. 140 - 141; а также Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М. 1977 [522] См. глубокий анализ исторических взаимоотношений “точечной”, основанной на понятии числа, и “интервальной”, основанной на понятии бесконечно делимого “пространства”, концепций в уже упоминавшейся работе П.А. Флоренского: Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т.Т.2. М., 1996, с.574-590. [523] Спектр основных научных и философских подходов к пространству и времени в связи с различными трактовками материи в 17-18 веках обстоятельно проанализирован в монографии П.П. Гайденко “Эволюция понятия науки (XYII - XYIII вв.)”. М., 1987. [524] Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.3. М.,1981, С.150. [525] Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.3. М.,1981, С.157. [526] Там же. С133. [527] Там же. [528] Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М. 1977. С. 52. [529] Там же. [530] Там же. С. 106 [531] Там же. С.115 [532] См. Подробнее об основаниях современных фундаментальных физических теорий в интересной монографии: Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996 [533] См. Работу указанного автора (Владимиров Ю.С.), который разрабатывает как раз теорию физических структур. [534] Маслов Ю.С. Время// Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 89. [535] И не только время, а вообще мир. На эту проблему связи языка и конкретной культуры обратил внимание А.Ф. Лосев, когда анализировал особенности латинского языка. Так, латинский язык в силу большого количества согласных звуков приобретает более жесткий и менее гибкий характер по отношению к греческому, что свидетельствует “о какой-то воле и активности языкового сознания” (Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. М., 1979. С. 29.). Это придает речи римлянина приподнятый и воинственный тон, наполняет ее синтаксис методами подчинения и рассудочности. Поэтому уже в самом языке, в его семантическом и даже фонетическом строе можно почувствовать принадлежность говорящего к вполне определенной культуре даже на уровне принятых культурных стереотипов восприятия. “Если “беседу” немец понимает как умственную пищу (Unterhaltung), француз только как постоянное движение, забаву и развлечение (conversation), живой грек как “спешную сходку” (homilia), то положительный римлянин находит в ней “связь” (sermo от serere “связывать”) ”. Там же. С. 32.
[536] Гачев Г. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону. 1992. С. 21 [537] Там же. С.22. [538] Там же. С. 23. [539] Там же. С. 24. [540] Кстати, по древнекитайским представлениям и знаменитый 60-летний циклический календарь людям дарит легендарный император Хуан-ди - Желтый Предок. [541] «Так, в египетском искусстве и особенно в искусстве каменного века явно господствующей была длина, горизонталь, причем Египет стал вводить, но весьма подчиненно, высоту. Греческое искусство характеризуется полным равновесием длины и высоты, т.е. горизонтали и вертикали, причем намечается, но подчиненно, глубина. Искусство христианское выдвинуло вертикаль и дало ей значительное преобладание над прочими координатами; Средневековье усиливает эту стилистическую особенность христианского искусства и дает вертикали полное преобладание, причем этот процесс наблюдается в западной средневековой архитектуре и в восточной средневековой фреске. Возрожденческое искусство, сделав попытку вернуться к эллинской уравновешенности вертикали и горизонтали, не удерживается тут и делает постепенно господствующей – глубину, которая разрастается в безмерность и дурную бесконечность, постепенно забивая все прочие координаты, первоначально же среди них имеется, как пережиток готики, некоторое преобладание вертикали над горизонталью. Итак, каждая координата имеет в том или другом искусстве ту или другую выраженность и проявляет собой то или другое духовное стремление эпохи. Уже это одно обстоятельство должно наводить на мысль о различных способах воспринимать, понимать и изображать время, в зависимости от духовного характера эпохи». (Флоренский П.А. История и философия искусства. М. 2000. С. 191.)
[542] Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 77. [543] Там же. С. 81-82. [544] Это субъективно-психологическое переживание времени не следует полностью отождествлять с духовно-экзистенциальным временем, о чем речь пойдет в заключительной части данной лекции. [545] Мелюхин С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. С. 147. [546] Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987. С. 19. [547] На каждого жителя Рима приходилось от 600 до 900 литров воды, тогда как в начале XX века в Петербурге это было 200 литров, а в Нью-Йорке 520. См.: Кнабе Г. С. Историческое время Рима// Г. С. Кнабе. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М. 1993. С. 285.
[548] Там же. С. 287. [549] Цит. по: Кнабе Г. С. Историческое время Рима// Г. С. Кнабе. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М. 1993. С. 295. [550] Там же. С. 296. [551] Именно философии дано подвергать рациональной рефлексии эти бессознательно функционирующие представления о пространстве и времени, в силу чего она и способна выполнять функции высшей формы самосознания данной национально-культурной традиции. См. подробнее: Иванов А.В. Уровни русского самосознания// Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования, 1993, N6.
[552] Кнабе Г. С. Историческое пространство Древнего Рима// Г. С. Кнабе. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М. 1993. С. 254.
[553] Там же. С.265. [554] См. Федотов Г.П. Три столицы// Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры) в 2-х тт,, т.1. СПб., 1991. [555] Юрта - это не просто жилище, но и целая пространственно-временная модель мироздания, четко фиксирующая низ и верх, центр и периферию в структуре мирового целого и в человеческом бытии. Дымоход ассоциируется с Божественным Небом. Через него проникают во внутреннее пространство юрты души новорожденных, и через дымоход отлетают на небе души усопших. Через дымоход пламя возносит на небо человеческие молитвы, и через него до мудрых доходят вести с высших небес. Вход монгольской юрты всегда ориентирован на юг, а алтарная часть с реликвиями - на север. Очаг - священная центральная часть юрты, где горит огонь и готовят пищу. Левая сторона от входа - мужская; правая - женская. “В мужской половине юрты, - пишет известный монголовед Н.Л. Жуковская, - хранится скотоводческий и охотничий инвентарь (седло, ружье, кнут, приспособления для таврения скота, бурдюк с кумысом и т.д.), который имеет отношение к специфике мужского труда у кочевников. На женской половине - хозяйственная утварь (чашки, чайники, пиалы, ведра), шкафы, запасы продуктов, женское рукоделие, ящик с аргалом для очага и т.д.”. - Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М., 2002, С. 17. Приехавшие гости всегда располагаются во внутреннем пространстве юрты в соответствии со своим половым и социальным статусом. Чем выше ранг гостя - тем ближе сидит он к ее северной части с правой или с левой стороны. Категорически запрещается наступать на порог юрты. Тем самым и здесь подчеркивается особый статус границы, отделяющий внутреннее сакральное пространство от внешнего мира. [556] Кстати, современные исследования по культурному ландшафту, разворачивающиеся на стыке искусствоведения, культурологии, географии и философии, дают чрезвычайно важный материал по способам организации пространства и переживания времени в культуре различных этносов, в частности, кочевых и земледельческих народов. Из большого числа публикаций на эту тему выделим две фундаментальных монографии: Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М., 1997; Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. Барнаул, 2003. [557] Левич А.П. Мотивы и задачи изучения времени// Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. Часть 1. Междисциплинарное исследование: Сб. научных трудов. Под ред. Б.В. Гнеденко. М., 1996. С. 9-10. [558] Там же. С. 11. Тезис, правда, совсем не новый для профессионального философа, ибо здесь отчетливо слышатся бергсоновские мотивы истолкования времени как длительности и его критика физикалистских интерпретаций сущности времени. [559] Там же. [560] Михайловский Г.Е. Биологическое время и его организация// Там же. С. 112-113. [561] Там же. С. 113-114. [562] Там же. С. 119. [563] Цит. по: Мауринь А.М. Концепция органического времени Г. Бакмана и опыт ее применения// Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. Часть 1. Междисциплинарное исследование: Сб. научных трудов. Под ред. Б.В. Гнеденко. М., 1996. С. 83-95. [564] Там же. С. 84. [565] Цит. по: там же.С.94. [566] Шаров А.А. Анализ типологической концепции времени С.В. Майена // Там же. С. 96. [567] Там же. С. 97-98 [568] Там же. С.105. [569] Там же. С. 12. [570] Арманд А.Д. Время в географических науках// Там же. С. 202. [571] Там же. С. 211. [572] См.: Сарычев В.М. Время как характеристика действительности// Там же. С. 289. [573] Как здесь опять не вспомнить гениальную 4 книгу “Физики” Аристотеля с его пониманием времени как числа движения. [574] Там же. С. 290. [575] Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987. С.245-246 [576] Daisaku Ikeda. Life: An Enigma, a Precious Jewel. Tokyo, N.Y., S.-Fr.,1982, P.74. [577] Франк С.Л. Смысл жизни. - Вопросы философии, 1990, №6, С. 130. [578] Так, кстати, называется один из томов истории философии Э. Кассирера. [579] Обыкновенно это происходит в том случае, если их творец больше ничего особенного идейно не породил и лично ничем не отметился в памяти современников. Так, мы знаем, что категорию “соборность” ввел в русский богословско-философский оборот А.С. Хомяков, но ведь он-то был ярчайшей фигурой русской культуры первой половины 19 века. [580] См. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995 (Раздел “Идеальное бытие”). [581] Крайней формой здесь является уход с исторической арены всех живых носителей данных идей и ценностей. [582] Цит. По: «Древняя Русь: пересечение традиций». М., 1997, с.355. [583] См.: Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995. [584] «Тот, кто говорит о вещах, каковы они есть, - говорит истину. Тот, кто говорит иначе – лжет». - Платон. Соч. в 4-х т.т., т.1.М., 1968, с. 417. [585] «Невозможно, чтобы противоречащее одно другому было вместе истинным в отношении одного и того же». - Аристотель. Соч. в 4-х т.т., т.1. М., 1976, с.141 (1011b). [586] Впоследствии через Филона Александрийского именно эти два значения будут восприняты христианской мыслью и отождествлены со второй ипостасью Троицы – с Христом-Логосом. [587] Недаром у индусов ритуальное созерцание «dhi» всегда предшествует сакральной речи «vach», и именно дар мистического созерцания божественной реальности, стоящей за сакральным словом отличает подлинного брахмана от всех остальных смертных. – См. Молодцова Е.Н. Естественнонаучные представления эпохи Вед и упанишад// Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. [588] См. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. [589] См. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991 [590] См. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. [591] См. напр. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. [592] См. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма// Священник Павел Флоренский. Соч. в 4-х т.т., т.3,ч.2.М., 1999. [593] См. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. [594] См. в этой связи работы: Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. [595] Отсылаем читателя к классической работе: Барт Р. Мифологии М., 1996. [596] Цит. по кн.: Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии ХХ века. М., 1978, с. 99. [597] Это выступает основанием для выделения философской антропологии в качестве особого раздела философии. На наш взгляд это весьма сомнительно. Дело в том, что устранить антропологическую составляющую невозможно ни из одного раздела философии (даже из логики), а потому конституирование особого раздела философских знаний с таким названием носит достаточно искусственный характер. В рамках онтологии мы постарались показать, что систематически продуманная онтология не может не включать в себя антропологической компоненты. [598] При этом онтология может признавать все виды бытия равноправными, занимая позицию плюрализма; может и вовсе вести речь о небытии, как в философии буддизма. Суть дела от этого нисколько не меняется – онтолог всегда говорит о закономерностях бытии (или небытия) как такового. Даже если отрицается всеобщая структурность и закономерность в бытии и, соответственно, сама возможность построения единой онтологии – это все равно установление некоторой (пусть и чисто негативной!) закономерности бытия как такового. Иными словами, избавиться от онтологии невозможно. Само ее отрицание утверждает ее же. В принципе это справедливо и по отношению ко всей метафизике. Отрицание метафизики есть уже метафизическая позиция. [599] См. напр. книгу «Теория метафоры» М., 1990. [600] Приведенной в доказательство невозможности разобраться в сущности явлений сознания, исходя из структуры мозга. - Лейбниц Г.В.Ф. Соч. в 4-х т.т., т.1. М., 1982, с. 415. [601] Кондильяк, будучи сенсуалистом - сторонником происхождения всех видов знания из органов чувств, с помощью образа статуи ставит мысленный эксперимент: как образуются все виды знания, включая самые сложные его разновидности, из первичных форм чувственного опыта? Кондильяк Э. Соч. в 3-х т.т., т.2. М., 1982 [602] Мы отсылаем заинтересованного читателя к двум монографиям, где он может найти необходимый материал по этой теме: Славин Наглядный образ в структуре познания. М., 1971; Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М., 1989. [603] Понятие «рационального познания» мы здесь используем в самом широком смысле. [604] О значении языка в познании, его сущности, функциях и функциональных модальностях см. тему 4. [605] Краткую информацию о взглядах этих зарубежных авторов, а также о других европейских гносеологах ХХ века читатель может найти в следующем издании: Современная западная философия. Словарь М., 1991. [606] Секст Эмпирик. Соч.в 2-х т.т., т.1. М., 1975, с. 70. [607] Шпет Г.Г. Скептик и его душа// Философские науки, №9, 1991. [608] См. помимо его работы «Предмет знания», так же работу «Непостижимое», где эти моменты прописаны с исчерпывающей полнотой. – Франк С.Л. Сочинения. М., [609] Для этого мы отсылаем читателя к следующим изданиям: «Теория познания» в 4-хт.т., т.1. М., 1989; Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965. [610] Не путать со средневековым реализмом, как особым решением вопроса о статусе общих понятий. [611] сближающейся по многим параметрам с натуралистическими теоретико-познавательными программами, о чем речь пойдет чуть ниже. См. об основных подходах и дискутируемых проблемах в рамках научного реализма в кн.: Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986. [612] Акимов А.Е., Шипов Г.И. Сознание, физика торсионных полей и торсионные технологии// Сознание и физическая реальность, №1-2, 1996. [613] Армстронг Д. Материалистическая теория сознания// Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993, с.131. [614] См. Декарт Р. Соч. в 2-х т.т., т. 1. М., 1989, с.472. [615] См. историческую реконструкцию этих представлений в монографии автора: Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994, с. 14- 20. [616] Так, например, К.Г. Юнг в ранний период своего творчества считал базовые структуры психики (архетипы в его терминологии) генетически врожденными и передающимися по наследству. «Ребенок при вступлении в жизнь уже обладает органом, готовым действовать точно так же, как действовали подобные органы в истекшие века. В мозгу заложены преформированные инстинкты. А также первобытные типы или образы, основания, согласно которым от века образовывались мысли и чувства всего человечества, включающие все богатство мифологических тем». – Юнг К.Г. Избр. труды по аналитической психологии, т.З. Цюрих, 1929, с. 326. [617] См. Chomsky N. The Lingguistic Approach// Language and Learning: The Debate between Jean Piaget and Noam Chomsky. L., 1980.
[618] Wilson E. What is sociobiology? \\ Sociobiology and Human Nature. An Interdisciplinary Critique and Defence. S.Fr., Wash., L., 1978, P.10. [619] См. интересные данные об успешном воспитании нескольких английских детей с почти полным отсутствием мозговой ткани в кн.: Ярвилехто Т. Мозг и психика. М., 1992, с. 144-145. [620] См. знаменитую работу этого крупнейшего немецкого философа и одного из основателей науки о поведении живых существ (этологии) под названием «Оборотная сторона зеркала» в сборнике с тем же названием: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. [621] См. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983; Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. [622] Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998, с. 223. [623] Piaget J. Genetic Epistemology. N.Y., L., 1970, P.13-14/ [624] См. его знаменитую работу: Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1967. Она до сих пор не потеряла своей актуальности в плане выявления взаимовлияний между биологическими и гносеологическими исследованиями. [625] См. Language and Learning: The Debate between Jean Piaget and Noam Chomsky. L., 1980. [626] Джемс У. Прагматизм. С.-Пг., 1910, с.134 [627] Там же, с. 137. [628] Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983; Диалектика познания. Л., 1983; Теория познания, т. 2.М., 1991; Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. [629] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-изд., т.3, с.4. [630] Там же, т.23, с. 189. [631] См. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.18., с.91 [632] Там же, т.14, с.231. [633] Термин «платонические» мы взяли в кавычки, ибо варианты этих теорий, генетически восходя к теории идей Платона, могут в то же время существенно отличаться как от взглядов основоположника объективного идеализма, так и друг от друга.
[634] Платон. Соч. В 3-х т.т., т.3. ч.1.М., 1971, с. 343 (532 b). [635] Платон. Соч. в 4-х т.т., т.2. М., 1993, с.29 (75 b). [636] Конечно, на христианские гносеологические построения оказал влияние не только Платон, но в не меньшей степени и Аристотель с его учением о Боге как неподвижном уме-перводвигателе мира, мыслящем самого себя. Отсюда подход к знанию, как имеющему «небесную» первооснову, сохраняется и в католической, всегда тяготевшей к Аристотелю, и в православной традиции, всегда более почитавшей Платона.
[637] Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т.т., т.1. М., 1993, с.49. [638] См. его известную работу: Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989. [639] Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве//Соловьев В.С. Соч.в 2-х т.т., т.1.М., 1989, с.48-49. [640] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 396-397. [641] Аристотель. Соч. в 4-х т.т., т.1. М., 1976, с. 79 (987b) [642] Беркли Дж. Соч. М., 1978, с. 188. [643] Рассел Б. Проблемы философии. СПб., 1914, с. 10-13. [644] Этот термин мы заимствуем из работы С.Л. Франка «Предмет знания», осознавая его некоторую неадекватность, что будет ясным из предыдущего. [645] См. Шуппе В. Понятие психологии и ее границы// Новые идеи в философии, 1913, N 4, с.14-15.
[646] Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995, с. 98. [647] если использовать терминологию Н.О. Лосского – его виднейшего представителя в гносеологии 20 века [648] Антология мировой философии в 4-х т.т..т.2.ч.2. М.,1969, с. 599-600. Ср. с лейбницевской гносеологической установкой: «Не в предмете, а в способе познания предмета ограничены монады. Они все смутно относятся к бесконечному, ко всему, но они ограничены и различаются друг от друга степенями отчетливости в восприятиях… Душа может в себе самой читать лишь то, что в ней представлено отчетливо; она не может с одного раза раскрыть в себе все свои тайны, ибо они идут в бесконечность» - Лейбниц. Соч. в 4-х т.т., т. 1. М,.1982, с. 423-424.
|