Студопедия — Праксеологический уровень
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Праксеологический уровень






Человек осуществляет свою деятельность в результате практического освое­ния бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего раз­вития и развития человечества в целом, имея возможность творчески использо-

1 Хотя сам термин появляется лишь в середине XIX века.


вать полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. Философия в этом плане исследует пре­дельные основания практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностя­ми и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее пара­метры и ограничения.

Для каждого уровня философии характерной является определенная фило­софская дисциплина. Однако поскольку философия представляет целостное зна­ние, не все их однозначно можно отнести к какому-то одному уровню, а кроме того, имеются как бы «вспомогательные», но необходимые для философии дисципли­ны. Кроме онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие основные дисциплины, существуют и другие дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциа­ции философского знания. Некоторые из них были в составе философии всегда, а некоторые сформировались относительно недавно.

Одной из древнейших дисциплин была логика,представляющая собой уче­ние о последовательном и упорядоченном мышлении. В каком-то смысле это дис­циплина вспомогательная, и ее предмет на современном этапе значительно отхо­дит от собственно философских проблем. Однако и исторически, и реально – это дисциплина философская, и, как мы помним, у Аристотеля она даже предшествует решению метафизических проблем, формируя аналитическую культуру мышле­ния, если не сводить ее только к формальной логике. Логика, несмотря на то, что она изучает формы мышления, не свободна от метафизических предпосылок. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Формальная классическая логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение о методах логического исследования, доказательства и опроверже­ния. Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиоти­ческие проблемы1. Современная логистика стремится к предельной формализа­ции и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает также многозначные системы, при которых высказывания могут принимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важным разделом современного логического знания являются неклас­сические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, во­просно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без ис­пользования некоторых основных законов логики или с ограничением области их применения) и пр.

1 См.: Ивлев Ю.В. Логика. М„ 1994. С. 4; Бочаров ВА., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С. 7–11.


Философская антропология. Ее предметом выступает Человек, стремящий­ся познать самого себя, свою природу. Попытка выявить общечеловеческое в су­ществовании людей служит самосознанию человека и выяснению его собствен­ного места в мире, его отличия от живой природы. Особое значение приобретает данная дисциплина в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с целесообразным развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку достойное существование.

Этика исследует систему моральных ценностей, выявляя фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в со­вместной жизни людей. Центральной проблемой здесь выступает обоснование вы­двигаемых этических принципов, которые, с одной стороны, должны быть обще­значимыми и верными для представителей разных культур, а с другой – всегда являются относительными, обусловливаясь социокультурными и временными об­стоятельствами.

Эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающе­го. В зависимости от своей направленности она при этом поступает либо чисто функционально-описательно, анализируя эстетические объекты, либо норматив-но-дискурсивно, выдвигая некоторые критерии прекрасного. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетиче­ского ощущения и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реа­лизуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

По своему формальному статусу данная дисциплина должна быть отнесена к разряду вспомогательных, о которых речь пойдет ниже. Однако поскольку человек реализует себя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития, путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисцип­лин.

Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Традиционно, вслед за Вит­генштейном, анализ языка подразделяется на два направления. Первое – языко­вой анализ, который осуществляется посредством критики языка и использования средств логики и стремится к созданию языка высокой логической точности, соот­ветствующего требованиям точной науки. И второе – «философия естественного языка», в которой анализируются высказывания обыденного языка с позиции их использования и значения.

Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о зна-


чении религии для человека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена, как вера, критически анализируются религиозные положения.

Философия права решает проблему обоснования права и правовых отноше­ний. Из чего исходит право? Существует ли некая вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Как соотносится пра­во с моралью, религией, политикой, экономикой? Вот круг проблем данной фило­софской дисциплины.

Политическая философия конкретизирует положения социальной филосо­фии, рассматривает построение, функцию и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые влияют на его существование.

Невиданный научный и технический прогресс привел к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания, как философия науки (или эпистемология) и философия техники.

Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии, как философия хозяйства и других.

В целом же процесс дифференциации (разделения) философского знания пока явно преобладает над процессами интеграции, учитывая общую тенденцию разви­тия культуры. Однако на протяжении всего XX столетия, особенно начиная с его второй половины, стала отчетливо проявляться и противоположная – синтетиче­ская – тенденция, связанная с возвращением к фундаментальной метафизической проблематике и фундаментальным ходам философской мысли, выработанным в истории. Неуклонной теоретической реабилитации и проблемной актуализации подвергаются в этой связи имена, которые еще совсем недавно рассматривались господствующей позитивистской' и сциентистской2 философской мыслью как су­губое достояние истории философии. Это касается платонической и религиозной традиций мировой философии, где особое значение и эвристический потенциал обнаруживает нацеленная на универсальный синтез отечественная религиозно-философская мысль, восходящая к идеям ранних славянофилов, B.C. Соловьева и Ф.М. Достоевского. Впрочем, выводы относительно тенденций эволюции различ­ных разделов философии и анализ их взаимоотношения во многом зависят от того, какого философского мировоззрения придерживается сам автор.

Таким образом, метафизика есть по существу фундаментальное основание философии в целом, философии в ее чистом виде, и дальнейшая дифференциа­ция философских дисциплин реализуется лишь внутри общего метафизического пространства, ибо в той или иной степени любая конкретная философская дис­циплина (от эстетики до философии религии) представляет собой ту или иную конкретизацию общих метафизических ракурсов исследования (онтологического, гносеологического и аксиологического), а также сложившихся в истории фило­софии фундаментальных метафизических (или философско-теоретических) ходов мысли. Об источниках возникновения и закономерностях развития философии во­обще и метафизических исследований по преимуществу у нас пойдет разговор в ближайшем разделе лекционного курса.

1 С присущими ей атеистическими и скептическими элементами.

2 Ориентированной на науку, как на высший тип духовного опыта.


ЛЕКЦИЯ 2.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 470. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия