Объект и предмет психологии.
Уникальность феномена возникновения и существования человека, как существа биопсихсоциального, в котором специфическим образом проявляется единство законов природы и общества, создает особое его положение как объекта научного исследования. Объект науки обычно представлен в её названии. Поэтому объект психологии достаточно очевиден – это человек, его психические процессы, состояния и свойства. Его можно рассматривать как в широком (человек, животное, группа людей), так и в узком (психика как системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективного мира) смыслах. Пожалуй, наиболее яркая особенность современной психологии – это чрезвычайная широта и многообразие подходов к исследованию психического, тех аспектов, в которых оно изучается и связей психологии с другими науками. В. Вундт в свое время выделял высшие и низшие психические процессы. К высшим он относил те процессы, которые связаны с сознательным синтезом. Для их изучения был предложен метод интроспекции (самонаблюдение за собственными состояниями сознания). Однако скоро выяснилось, что интроспекция не дает объективной информации. Причем данные, получаемые с ее помощью, не поддаются статистическому анализу. Все это привело к осознанию того факта, что в отличие от других наук особой трудностью (и, пожалуй, основной) для психологии является определение ее предмета. Преодолевая возникший кризис, разные школы в психологии давали различные определения ее предмета. Так, бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений. Условные реакции являются основной единицей анализа видимых проявлений психики, которые действуют рефлекторно, по образному выражению И. М. Сеченова, как звенья какой-либо машины. Механизм образования условных реакций можно наблюдать, выразить через систему законов, и он доступен математическому анализу. Это перспективное направление, основанное на учении И. П. Павлова, развивается и в настоящее время. Другим направлением поиска выхода из кризиса в том же русле стала глубинная психология, которая берет свое начало в психоанализе З. Фрейда. Ее отличие от бихевиоризма состоит в том, что она сохранила метод интроспекции, хотя и применила его к исследованию неосознаваемой психики. Согласно концепции З. Фрейда, психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. З. Фрейд придерживался взглядов, основанных на обнаружении и изучении жесткой связи между причиной и следствием в психической жизни человека. Следующее направление психологии, которое основывается на принципе детерминизма и теории отражения, получило название рефлективной психологии. Само ее название происходит, по-видимому, от одного из вариантов перевода слова рефлекс (от лат. reflexus – отражение). В то же время эта (иногда называемая «марксистской») психология предметом своего изучения считает сознание, рассматривая его как отражение объективной действительности в мозгу человека, что позволило внести в психологию культурно-историческое измерение и развить теорию формирования высших психических функций. По другому пути пошла понимающая психология, основанная немецкими философами В. Дильтеем и Э. Шпрангером. Своим предметом она считает не изучение причинно-следственных связей психической жизни, а их понимание путем соотнесения с миром культурно-исторических ценностей. Ярким представителем понимающей психологии является швейцарский психолог К. Г. Юнг. Наиболее популярной школой в настоящее время стала когнитивная психология. Она принадлежит к научной, а не к понимающей традиции. Предметом психологии в ней считаются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Несмотря на все различия существующих взглядов, можно дать предельно обобщенное определение предмета психологии как психики человека и животных, а также основных законов ее формирования и функционирования.
|