Она, однако, возникла не на пустом месте, а имела объективные и субъективные предпосылки
Объективные и субъективные предпосылки философии постмодернизма
Эти предпосылки оказали влияние и на философию, в которой представителями постмодернизма являются Жак Деррида (1930 - 2004), Жорж Батай (1987—1962), Жиль Делез (1925—1995), Феликс Гуаттари, Ричард Рорти (род. 1931) и др. Изучая их взгляды, полезно иметь в виду, что некоторые современные справочники по философии иногда характеризуют творчество этих мыслителей, не прибегая к термину «постмодернизм», что свидетельствует об отсутствии до сих пор устоявшейся традиции в его употреблении. Первую собственно философскую работу, в названии которой присутствовало понятие постмодернизма, написал Ж.Ф.Лиотар (род. 1924). Ее название " Ситуация постмодерна " (1979). По его мнению, «приставка "пост" в слове "постмодернизм"… обозначает … некий "анапроцесс", процесс анализа, анамнеза, аналогии и аноморфозы, который перерабатывает нечто " первозабытое». В своих работах Лиотар также отмечал, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние севера и юга, безработица и Аушвиц. После Аушвица (Освенцима) мыслить так, как мыслили ранее, нельзя. Для него постмодернизм начинается тогда, когда утрачивается доверие к универсальной наррации и языку. Для Лиотара, постмодернизм был также не только и не столько философией, сколько культурной деятельностью. Он сам, например, организовал в 1985 г. в Центре Помпиду в Париже художественную выставку под названием "Имматериальное", целью которой было введение посетителя в драматургию постмодерна, в лабиринт стоянок, в которых автор создает свои тексты. Разбросанный в текстах разных ученых постмодернизм сегодня, действительно, еще не всегда складывается сам по себе в некоторое единое философское целое. Вместе с тем его мировоззренческие элементы неплохо раскрыты в работах Ж. Дерриды, Ж. Делеза, Ж. Лиотара, а также других авторов и могут быть реконструированы в виде концепции. Как уже отмечалось, впервые термин постмодернизм в названии философской работы был использован Ж. Лиотаром. Вместе с тем имеются веские основания считать духовным отцом постмодернистской тенденции в современной философии Жака Дерриду, французского профессора Высшей школы общественных наук, автора " Грамматологии. Немного о графике" (1967), "Рассредоточения" (1972), "Похоронного звона" (1974), "Почтовой открытки" (1980), "Призраки Маркса" (1993) и других работ. Дерриде принадлежит разработка двух основных (онтологической и гносеолого-методологической) идей постмодернизма, которые составляют суть постмодернистской философии. Деррида также осуществил, во-первых, постмодернистскую переоценку ценности современной философии, определив ее главную патологию - лого-фоно-фаллоцентризм, четко сформулировав задачу его преодоления, и, во-вторых, разработал идею деконструкции как основного метода освобождения человека от разрушающего и деформирующего влияния со стороны репрессивных структур государства. Банкротство традиционного (в том числе и критического, функционального) рационализма, или философия логоса и голоса, фона Деррида увязывал с разрушением идейного заряда программ разума, звучащего голоса-слова и мужского начала. В самом деле, сегодня живое звучащее слово все активнее вытесняется визуальными образами и звучащим "мертвым" словом. Последнее, если речь идет о большинстве телевизионных передач, является писаным, перезаписанным, т.е. на самом деле мертвым словом. С другой стороны, феминистки подкованный человек, рассуждая об индивиде, не забудет вовремя добавить - она или он - с тем, чтобы словесно не воспроизвести логику и фигуру речи, свидетельствующую об агрессивности мужского шовинизма. Человек, безусловно, всегда она или он, или даже она и он одновременно, и, конечно, он никогда не будет адекватно представлен только мужским индивидумом. Критикуя логофонофаллоцентризм, Деррида достаточно точно определил многие болевые точки современной интеллектуальной ситуации. Этим, кстати, и объясняется достаточно широкая популярность постмодернизма как именно философии. Еще одна постмодернистская новация была реализована Ж. Делезом и Ф. Гуаттари в работе с названием "Ризома". В ней было предложено отказаться от линейной концепции развития, в которой сохраняется деление на "левое - правое", "высокое - низкое" и использовать нелинейную концепцию развития, или "ризоматическую" (от слова «ризома», обозначающего такую грибницу, которая является как бы корнем самой себя) концепцию. Новая социально-философская онтология в постмодернизме дополнялась также новой, по крайней мере, на первый взгляд, гносеологией. Согласно ей, для того, чтобы философски анализировать новое бытие - текст или их совокупность - необходимо иметь в своем распоряжении особый метод его исследования. В герменевтике, как мы помним, в качестве такого метода предлагалось понимание, в структурализме - структурно-функциональный анализ, в аналитической философии – анализ языка. Однако эти и другие аналогичные методы, согласно Дерриде, пропитаны логофоноцентризмом, они, поэтому не годятся для устранения патологических явлений в современной культуре. Вот почему деконструкция Дерриды, или, по выражению современной исследовательницы, разборка-сборка текста – оказывается в постмодернизме чем-то большим, чем структуралистская или аналитическая процедура. Это не только метод, а жизненная установка. Нельзя, поэтому, не согласиться с мнением современного исследователя о том, что "постмодернизм является партизанским действием, демонтирующим логику репрессивного государства, политических структур и организаций, которые поддерживают его. Визитной карточкой постмодернизма является деконструкция." Деконструкция постмодернизма - это одновременно письмо-чтение текста. А текст не статичная груда знаков, а процесс. Согласно постмодернистам, текст уже, поэтому, не только текст, а момент текстуальности. Постмодернистская деконструкция была критически заострена как против рациональности, так и против создаваемых в границах традиционной рациональности философских текстов. Насколько такое понимание метода философствования может быть плодотворным и серьезным? Постмодернисты удачно обращают внимание на то, что текстуальность складывается из "множества маленьких нарраций", что она есть отрицание "Большой наррации" (Лиотар), и что постмодернист-деконструктивист должен быть странником-номадом, кочующим по дорогам, пролегающим по ту сторону границ репрессивного государства. Понятно, что следы его маленьких нарраций (рассказов) имеют важное значение для понимания смысла текстуальности вообще. Отсюда вытекало то внимание, которое в работе с текстом тем же Дерридой уделялось в духе Фрейда анализу черновиков, пометок на полях, подчеркиваний и т.д. Постмодернистская деконструкция придавала определенность онтологии постмодернизма и завершенный характер его гносеологии, логике, риторике и поэтике. Например, критикуя логику монизма и диалектики, постмодернисты предлагали своим читателям особую логику постмодерна. Если в соответствии с монистической гносеологией и логикой, по каждому вопросу имеется только одна-единственная истина и, соответственно, один метод ее постижения, а, согласно материалистической и идеалистической диалектике, истина является единством противоположностей, то в логике постмодернизма признается существование более чем одной истины. Иначе говоря, в соответствии с этой логикой имеется более двух истинных, а точнее сказать, убедительных ответов на один и тот же вопрос, существуют более, чем два метода их получения. Подметивший эту черту постмодернизма современный автор называет данную логику разновидностью третьей (т.е. новой, современной, горгиевской) софистики, напоминающей технику счета в "пинджин инглиш", где обычно считают следующим образом: "один парень", "два парня", "много парней". Утверждение множественности, или плюрализма, истин, точнее рассказов, текстов обосновывается в постмодернизме через принятие принципа радикальной эклектики, теоретической и мировоззренческой всеядности, позволяющей если и не шагать, то, по крайней мере, ощущать себя шагающим в ногу с современностью. Философ-постмодернист, фактически, однако стоит как бы " около " современности. Его философия в некотором отношении оказывается около(пара)философией, логика - паралогикой, а риторика - парариторикой, Иначе, впрочем, и быть не может, ибо номадическое мышление, по Ж. Делезу, это не та серьезная игра в знания, которой занимались Маркс и Фрейд, а игра в авангардистское искусство в духе Ф. Ницше, образцового номанда (странника). Номадизм - стержень социальной философии постмодернизма, указатель ее оппозиционности существующим социально-политическим системам. Поскольку объектом пристального внимания постмодернизма является главным образом западный мир, то его декларируемая антикапиталистическая направленность вполне закономерна. Из этого, однако, не вытекает, что социализм или общество переходного типа для постмодернизма предпочтительнее. Современный постмодернизм складывается под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от марксизма, прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Большинство постмодернистских концепций, однако, иногда преодолевают границы своих идейных источников, что, собственно, и позволяет говорить о них как одновременно и эклектическом, и относительно самостоятельном явлении в философии, которое иногда оказывается в состоянии помочь освободить современное философское мышление от упрощенных схем и стереотипов восприятия действительности, ставших тормозом дальнейшего движения вперед предрассудков.
|