Студопедия — Религиозная философия, ее основные направления.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозная философия, ее основные направления.






Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизирующих друг с другом и связанных с различными конфессиями (конфессия – вероисповедание). Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом, неоавгустинизмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, "теология кризиса" и "новая радикальная теология". В рамках православия сформировались "академическая философия", "метафизика всеединства ", а также философия "; нового религиозного сознания ". Следует подчеркнуть, что сегодня философские идеи разрабатываются также с использованием догм ислама, буддизма и других религий.

Остановимся специально на философии, опирающейся на христианское ре­лигиозное мировоззрение.

Главной чертой религиозно-философских учений является содержащееся в них явное или скрытое доказательство необходимости существования религии и полезности ее благотворного влияния на человека. Вместе с тем современная религиозная философия – это не религия, а философия, причем идеалистическая, особая система онтологических, гносеологических, антропологических и др. принципов бытия, познания и оценки мира. В основе религиозной онтологии лежат учения о Боге и доказательства его существования, деления бытия на высшее и низшее. Доказательства бытия Бога могут быть рациональными, построенными по канонам разума и науки, или иррациональными, апеллирующими к мистическому откровению, человеческой психологии, эмоциям.

Гносеологические принципы религиозной философии основываются на делении объектов познания на естественные, земные и сверхъ­естественные, небесные. В соответствии с установкой на удвоение мира, задачи и цели познания также удваиваются. Например, постижение Бога складывается как из непосредственного его постижения, т.е. через особый метод познания - откровение, так и опосредствованного, т.е. изучения воплощений Бога в природе, обществе, человеке.

Современная религиозная антропология обычно включает в себя теологическое решение многообразных актуальных человеческих, общественно-политических и социальных проблем. При этом в ней человеческая деятельность сопрягается с действием вечных, абсолютных причин, божественным провидением, вечной моралью. Религиозное учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку является антропологическим ядром и методологической предпосылкой решения всех философских проблем. Это решение оказывается отчасти свободным от конфессиональной принадлежности представителей различных философских школ и поэтому можно говорить о современной религиозной философии как целом.

Неотомизм (букв. новый томизм) – обновленное учение средневекового схоласта Фомы (Томаса) Аквинского. Фома Аквинский на основе "христианизиро­ванного" аристотелизма создал теологическую систему, которая, по мнению церковных иерархов, наилучшим образом приспособлена к потребностям католической церкви.

Видными представителями философии не­отомизма являются Ж. Маритен, Э.Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский, Иоанн Павел II и др. Рождение не­отомизма приходится на 70-е годы XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора (1869-1870 гг.). В 1879 году в энциклике папы Льва ХШ (энциклика – послание папы римского, адресованное всем католикам), философия Фомы Аквинского была объявлена единственно истинной. В 1893 году был создан Высший институт философии (Бельгия) - ведущий центр неотомизма.

В 1914 г. папа Пий X огласил программный документ неотомизма – "24 томистских тезиса", в которых излагались основные онтологические, антропологические и другие положения современной католической философии.

Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме – не антиподы, а два способа достижения одной и той же цели – познания Бога. Высшим актом веры – является божественное откровение, которое оказывается также и высшим способом познания мира. Неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию.

Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия более высокая ступень рационального познания. Философия есть и должна быть служанкой веры. Теология является и вершиной рационального знания, и знанием нерациональным, сверхразумным – верой. С этой точки зрения, истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог есть творец и откровения, и разума, а противоречить себе он, аргументируется в неотомизме, в принципе не способен.

Особое место в развитии современного неотомизма занимала деятельность и творчество папы римского Иоанна Павла II, в миру Кароля Войтылы. На папский престол он был избран в октябре 1978 года. В ноябрьском 1994 года его обращении к католикам прозвучало характерное для неотомизма признание. Церковь совершала "грехи" в прошлом и она небезгрешна в настоящем. Иоанн Павел II указал на четыре греха прошлого: разъединение христиан, религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на четыре греха настоящего: ненабожность, забвение моральных ценностей (как следствие распространения абортов и разводов), некритичность по отношению к тоталитаризму, терпимость по отношению к проявлениям несправедливости.

Многочисленные энциклики и религиозно-философские труды Иоанна Павла II посвящены не только проблемам церкви, но человека и общества. Об этом свидетельствовали вопросы, обсуждаемые в его произведениях. В частности, о том, как найти золотую середину между издержками "реального социализма" и пороками "развитого капитализма"; является ли рынок главным регулятором социальной жизни; что такое борьба за справедливость и чем она отличается от борьбы классов, что такое глобализация и пр.

Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Видный представитель неотомизма Ж. Маритен, утверждал, что в самой природе человека заключен "божественный закон", что человек обладает свободой воли и поэтому его жизнь не имеет жесткого провиденциального сценария, а является лишь его наброском. Центральная идея неотомистской антропологии состоит в том, чтобы мыслить человека одновременно как часть общемирового порядка и как уникальное, индивидуальное существо, свободную личность, которая наделена уникальным существованием самостоятельно определяет свою сущность.

Философия протестантизма восходит к идеям Реформации XVI века, критике догматизма католицизма. Ее родоначальник – Мартин Лютер. Согласно Лютеру, главным принципом протестантизма является "оправдание верой ". С помощью данного принципа отвергались претензии католической церкви монопольно владеть делами спасения и оправдания людей, быть единственной посредницей между человеком и Богом. Критикуя католическую церковь, протестантизм развивал учение о равенстве всех верующих перед Богом, о праве каждого обращаться к Богу непосредственно. Если вера является личной связью человека с Богом, то каждый человек обязан своим существованием Богу и потому должен нести личную ответственность перед ним.

В первой половине XX века под влиянием объективных причин возникли различные версии неопротестантизма: " теология кризиса" К. Барта (1886-1968), экзистенциальная теология П. Тиллиха (1886-1965), " демифологизированное христианство" Р. Бультмана (1884-1976). После второй мировой войны возникает "новая", радикальная теология – " безрелигиозное христианство" Д. Бонхёффера, теология " мертвого Бога " протестантских авангардистов Т. Альтицера, Т. Кокса, Дж. Робинсона и др.

Если уже классическому протестантизму была присуща тенденция к "обновлению" христианства, то в еще боль­шей степени она реализуется в современном неопротестантизме. При этом следует иметь в виду, что само понятие "обновление" может трактоваться по-разному. Во-первых,обновлением может быть поворот назад, к принципам первоначального христианства, подлинной теории Лютера. Такого понимания придерживался швейцарский теолог К. Барт в работе "; Послание к римлянам" (Комментарий к посланию апостола Павла к римлянам )";(1919). В ней провозглашались два основных принципа: во-первых, существования непреодолимой пропасти между Богом и человеком, во-вторых, вневременного истолкования Библии как откровения Бога, вечной истины. Во-вторых,обновление может трактоваться и иначе, например, американским философом и теологом П.Тиллихом, согласно которому христианство должно повернуться лицом к миру, давать человеку ответы на волнующие его жизненные вопросы. Здесь обновление понимается как гармония между христианством и современным миром, а религия оказывается сущностью культуры. Для Тиллиха религия - "мера глубины" всей человеческой жизни. Бог, по его мнению, является началом, внутренне присущим миру и одновременно "бытием в себе". С этой точки зрения, религия будет "порывом к абсолютному", постигаемому разумом и верой. Согласно Тиллиху, философия и теология должны дополнять друг друга: философия призвана ставить перед человеком экзистенциальные вопросы, а теология - отвечать на них. Попытки Тиллиха построить экзистенциальную теологию, способную адаптировать христианство к современному миру, примирить разум и веру, привели его к отходу от по­стулатов ортодоксального христианства. Дальнейшее развитие эта тенденция получила в "новой" теологии 70-80-х годов XX века, которая иногда называется ра­дикальной теологией. В ней пантеистическое растворение Бога в мире трансформируется в весьма непривычную для уха правоверного христианина идею "безрелигиозного христианства".

Завершая рассмотрение современной религиозной философии, следует подчеркнуть, что она является не только разъединенной на конфессиональные течения, но и объединенной в соперничестве с различными направлениями не- и постклассической философии за умы и сердца людей XXI века.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 3418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия