Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
Марксистская философия возникла в 40-х годах XIX столетия. Ее основателями были немецкие мыслители Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820— 1895). Созданная ими диалектико-материалистическая философия опиралось как на предпосылки классической философии, так и конкретно-научного социогуманитарного и естественнонаучного знания. Важнейшим теоретическим источником философии марксизма была немецкая классическая философия и, прежде всего, идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. Создатели марксизма четко осознавали отличие свого философского мировоззрения от классической философии, или, по их терминологии, «философии в старом смысле этого слова». Из всей классической философии значение для них сохраняли лишь ее методология – формальная логика и диалектика, а также материализм как основа нового научного философского мировоззрения. Важной социогуманитарной предпосылкой возникновения марксизма явилась английская классическая политическая экономия, в лице ее выдающихся представителей А. Смита и Д. Рикардо. Особенно высоко в ней Маркс и Энгельс ценили трудовую теорию стоимости, выводившую основу общественного богатства из материального производства, общественного бытия людей. Еще одной идейной предпосылкой марксизма явились концепции социалистов-утопистов – французов: А. Сен-Симона, Ш. Фурье и англичанина – Р.Оуэна. Приверженцы домарксовой идеологии социализма резко критиковали пороки буржуазного общества, обосновывали необходимость созидания такого общества, в котором общественная собственность и коллективный труд будут источником удовлетворения человеком разумных потребностей. К естественнонаучным предпосылкам марксизма, по мнению Ф.Энгельса, относятся, во-первых, закон сохранения и превращения энергии, во-вторых, теория клеточного строения вещества и, в-третьих, дарвиновская концепция происхождения видов путем естественного отбора. Важнейшими философскими произведениями Маркса являются: «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Нищета философии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1852), «Экономические рукописи 1857-1858 годов», «К критике политической экономии. Предисловие». Основным экономическим трудомМаркса, имеющим важное философское значениеявляется « Капитал ». Его 1-й том был издан в 1867 г. самим автором, а 2-й и 3-й – Энгельсом в 1885 и в 1894 гг., сокращенный вариант 4-го тома – К. Каутским в начале 1920-х гг. (полное же научное издание данного произведения было осуществлено в СССР в 1955-1961 гг.). Среди важнейших философских произведений Энгельса находятся: «Анти-Дюринг» (1878), «Диалектика природы» (рукописи 1873—1883гг., впервые опубликованнын под таким названием в 1925 г. в СССР), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888). Ряд философских произведений марксизма были созданы Марксом и Энгельсом совместно: «Святое семейство » (1845), «Немецкая идеология» (1846). Особое место среди них занимает «Манифест коммунистической партии» (1848). Философия марксизма богата разнообразными теоретическими обобщениями и выводами, идеями и положениями. Однако, среди них одной из наиболее обстоятельно разработанных является идея материалистического понимания истории,илиисторического материализма. К ней основоположники марксизма обращались на протяжении всего своего философского творчества, постоянно обогащая и дорабатывая её. Материалистическое понимание истории является общефилософской, мировоззренческой и методологической концепцией. В ее изложении Маркс и Энгельс использовали такие категории, как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание» и др. Взятые во взаимосвязи они позволяли раскрыть мировоззренческое и методологическое содержание и различные аспекты материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, разнообразные концепции. Исходным основоположением материалистического понимания истории является тезис о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное бытие – реальный процесс жизни людей, социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – осознанное общественное бытие, которое, однако, имеет по отношению к нему относительную самостоятельность. Доказывавшийся в марксизме тезис о том, что общественное бытие определяет общественное сознание – был следствиемматериалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу, свидетельствовал о материалистическом характере философского мировоззрения марксизма. Общественное сознание, будучи вторичным по отношению к общественному бытию, однако, обладает активностью, внутренней логикой развития. Эта логика определяется диалектической преемственностью - на новые идеи серьезное влияние оказывает старый мыслительный материал. Активность общественного сознания проявляется, например, в том, что в истории человечества революции в сознании обычно предшествуют во времени социальным и политическим революциям. В общественном бытии Маркс и Энгельс выделяют то главное, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни – материальное производство и воспроизводство жизни и человека. Это производство является конкретно-историческим, изменяющимся способом производства. Именно способ производства, доказывал К.Маркс, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни общества. А именно: деление общества на социальные классы, его формы политического устройства, а также особенности его мировоззрения и духовной культуры. Способ производства – единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – орудия труда, его средства и условия и люди, имеющие соответствующую квалификацию и опыт. Производственные отношения – это экономические отношения между людьми в процессе производства. Это – отношения собственности, а также обмена, распределения, потребления и т.д. материальных благ. Для того чтобы производственный процесс начался, субъект производства должен соединиться со средствами и орудиями труда. Орудия труда могут принадлежать обществу, группе, отдельному лицу. Поэтому именно отношения собственности определяют особенности отношений производства, обмена, распределения и потребления благ. Социальная, политическая и духовная структура общества также определяется, в конечном счете, отношениями собственности. Производительные силы и производственные отношения находятся в органической взаимосвязи. Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют конкретные производственные отношения. Эта закономерность раскрывает механизм исторической смены способов производства. Производительные силы развиваются быстрее, чем происходит трансформация производственных отношений, и они могут перерастать регулирующие возможности производственных отношений. Тогда, доказывал К.Маркс, наступает эпоха социальной революции, в которую производительные силы диктуют необходимость изменения производственных отношений, что, в свою очередь, приводит к изменению прочих сфер жизнедеятельности общества. Маркс на основе глубокого исследования сущности способа производства, пришел к принципиальному общемировоззренческому и общеметодологическому выводу о том, что люди, участвуя в процессе производства, создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность: общественные отношения, они делятся на неодинаковые по своему социальному статусу группы, формируют особые политические институты. В конечном счете, в процессе производства люди воспроизводят общество и самих себя как членов социума, воспроизводят свою социальную сущность. Рассматривая вопрос о строении общества, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис – это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, включающая в себя общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Государство, право, духовная жизнь общества относятся в марксизме к надстроечным явлениям. Данные явления, однако, коренятся в "материальных жизненных отношениях", опираются на "реальный базис" и в своем бытии зависят от него. Этот реальный базис не только лежит в основании политико-юридической надстройки, но и определяет ее саму. Конечную причину всех важных исторических событий марксизм видит по преимуществу в экономическом развитии общества. Материалистическое понимание истории позволило Марксу обнаружить общие повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран и сформулировать идею конкретно-исторического типа общества - общественно-экономической формации. Экономическая общественная формация – это особый исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, характеризующийся особой социальной и политической структурой. Основа общественно-экономической формации – способ производства материальных благ. Смена общественно-экономических формаций (в марксизме выделяется пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) представляет собой естественноисторический процесс, который определяется объективными законами общественного развития. Через идею общественно-экономической формации социальная философия марксизма была связана с пролетарской, социалистической и коммунистической идеологией. Ее сторонниками К.Маркс и Ф.Энгельс стали еще в ранний период своего творчества, как члены международной организации рабочего класса «Союз коммунистов». По ее заказу они создали величайший идеологический документ своего времени, серьезно влияющий и на современную историю – «Манифест коммунистической партии». Анализируя в этом произведении буржуазное общество, Маркс и Энгельс приходили к выводу о том, что капитализм достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными производительными силами, которые вызрели в лоне буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом развития производительных сил. Поэтому гибель капитализма неизбежна. Буржуазия выковала не только оружие, несущее ей смерть– гигантские производительные силы, но и породила своего могильщика - пролетариат. Рабочий класс в грядущей социальной революции уничтожит частную собственность и разрушит политические институты, которые ее охраняют. Ближайшая политическая цель пролетариев – завоевание политической власти. Учение о классах, классовой борьбе как движущей силе истории и диктатуре пролетариата как ее высшей и последней форме составляет важнейшую часть политической философии марксизма. Марксистский социально-классовый подход к анализу общественных явлений предполагает, что ничто в обществе не может быть объяснено вне контекста классовых интересов и отношений людей. Закономерным результатом классовой борьбы пролетариата с буржуазией Маркс и Энгельс считали установление диктатуры пролетариата. Именно в ней они видели подлинную демократию для трудящихся и одновременно орудие ликвидации старых буржуазных отношений, инструмент построения нового общества. Маркс не рассматривал свое учение об общественно-экономической формации как историко-философскую теорию о всеобщем пути, по которому роковым образом обречены идти народы. Он специально подчеркивал, что его теория – не «универсальная отмычка», объясняющая и предсказывающая все процессы, что в различной исторической обстановке одинаковые события могут привести к совершенно неодинаковым результатам. Подчеркивая объективность законов истории, Маркс и Энгельс отмечали, что они реализуются не автоматически, а через действия людей, конкретных субъектов общественных отношений. Движущей силой исторического процесса, творцами истории являются народные массы – субъект материального производства, а также другие социальные общности, классы, их организации, отдельные индивиды, выдающиеся личности. Способы и результаты действия социальных законов зависят не только от объективных условий исторического процесса, но и от уровня сознательности, организованности субъектов действия. Марксистская социальная философия тесно связана с концепцией человека. По Марксу, человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться, вести производственную деятельность. Сущность человека заключена не в его природной телесности («бороде или крови»), а в социальных качествах, связях и отношениях с другими людьми. Марксова философская концепция человека тесным образом связана с социально-исторической, деятельностной концепцией познания (гносеологией), важнейшее место в которой занял принцип практики, как основы, цели и критерия истинности познания. Представители домарксистской философии (и материалистической, и идеалистической) считали специфически человеческим в человеке не материально-практическое, а духовное начало. Они низводили практическую жизнь до чего-то враждебного высотам человеческого разума. Маркс отверг такую позицию, истолковав практическую деятельность как одно из важнейших начал, определяющих специфику человеческого. Распространение материализма на область социальной жизни позволило марксизму выработать специфически философское понимание практики, имеющее широкое мировоззренческое и методологическое применение. Согласно марксизму, практика имеет общественный характер, она проявляется в сфере связей между людьми, явление всемирно-исторического порядка, доминанта в сфере человеческой жизнедеятельности. Методологической основой исторического материализма, марксистской гносеологии и концепции человека была диалектика как логика и теория познания. Разработка проблем новой исторической формы диалектики, отличающейся в мировоззренческом плане от «стоявшей на голове» гегелевской концепции развития,составляет важную часть марксистского философского наследия. Маркс и Энгельс постоянно подчеркивали, что гегелевская идеалистическая диалектика была облечена в мистическую форму, что она безоговорочно признавала развитие лишь применительно к сфере мышления и прошлого и, обычно, изменяла своим принципам при рассмотрении природы. Ее «рациональное зерно» (прежде всего, идея развития через противоречия) было переосмыслено К.Марксом и Ф.Энгельсом с материалистических позиций и приобрело вид материалистической диалектики, или диалектического материализма. В противовес гегелевской диалектике, в центре внимания которой — самодвижение понятий, основоположники марксизма стали рассматривать объективные процессы развития в природе и обществе. Понятие развития занимает центральное место в марксистской материалистической диалектике. С точки зрения последней, развитие есть сторона, момент универсального движения, атрибут, т. е. неотъемлемое всеобщее свойство материального мира. Открытые Гегелем основные принципы диалектики (единства противоположностей, взаимосвязи количественных изменений и качественных и отрицания отрицания) стали осмысливаться в марксизме, как наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Это, в свою очередь, привело к разработке нового, постклассического типа философской аргументации.
|