Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени.
Философия Нового времени – исторический тип классической философии XVI–XVII вв. XVII в. – время великих достижений в европейской философии, которая покидает стены университетов (оставляя их в распоряжении неосхоластики) и становится предметом напряжённого интеллектуального поиска философов, политиков, учёных, военных, дипломатов и просто частных лиц. Это был период европейской истории, когда в экономике укреплялись и развивались капиталистические производственные отношения, а колониальные войны стимулировали рост производительных сил; в области политической жизни это было время первых буржуазных революций (в Англии, Голландии и др.). В духовной культуре силы просвещения и науки все решительнее стали противостоять безжизненной атмосфере религиозной схоластики. Ведущие европейские державы выходили на авансцену буржуазного развития. Новая буржуазия в отличие от старой феодальной знати, активно участвовала в модернизации сельского хозяйства, расширении торговли, развитии мануфактурного производства. Социально-экономические преобразования нуждались в законодательных реформах, благоприятствующих развитию торговли и промышленности, и стимулировали социально-политическую мысль. Бурное развитие естественных наук, подтверждавших свою социальную полезность различными техническими изобретениями, актуализировало гносеологическую проблематику. Средневековому созерцательному идеалу знания все чаще противопоставлялось естественнонаучное познание природы, дающее обоснованное и полезное знание. Основу развития научного знания составляли, прежде всего, открытия в физике (классическая механика И. Ньютона) и математике (Р. Декарт). Опирающаяся на эксперимент наука вырабатывала знания, осваиваемые промышленным производством и технологиями. К числу выдающихся ученых, сформулировавших основные принципы классической механики, изучающей движение и взаимодействие материальных тел, относятся Г. Галилей (1564–1642) и И. Ньютон (1642–1727). Их усилиями, а также благодаря успехам математики (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, алгебра и др.) была создана новая физическая картина мира, имевшая огромное философское значение. Концепцию «двух истин» Г. Галилей трансформировал в доктрину «двух книг». Одна из них (Священное писание) – книга божественного откровения, а другая (Природа) – божественное творение. Именно «великая книга природы» составляет, по Галилею, «настоящий предмет философии». XVII в. – это замечательная плеяда выдающихся мыслителей, создателей оригинальных, самобытных и целостных философских систем: Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Рене Декарт (Картезий) (1596–1650), Томас Гоббс (1588–1679), Бенедикт Спиноза (1632–1677), Джон Локк (1632–1704), Готфрид Лейбниц (1646–1716), Исаак Ньютон (1642–1727), Пьер Гассенди (1592–1655), Блез Паскаль (1623–1662), Никола Мальбранш (1638–1715). Образ философской мысли этого исключительно плодотворного своим новаторским интеллектуальным прорывом времени можно очертить следующими наиболее общими чертами: основной исследовательский интерес направлен на философское обоснование научного познания природы и поиск эффективного научного метода, что можно назвать и определить как эпистемоцентризм (греч. episteme – знание), имея в виду, конечно, знание научное. Отказ от античного рационализма и средневековой схоластики базировался на успехах научного (математического и естественнонаучного, в первую очередь) знания. И хотя понятие Бога еще присутствовало в сознании передовых мыслителей, тем не менее не оно определяло новое понимание предмета философии (как было в средние века). Предметом философского познания стала природа. Целью – систематизированное знание о природе, а практической задачей – новые открытия, приносящие практическую пользу и способствующие воплощению «царства человека». Философия, всё более и более подстраиваясь под науку с её непрерывно нараставшими впечатляющими достижениями и следуя всюду за ней в её обозе, начинает смотреть на мир её глазами, воспринимать мир её представлениями и понятиями. Поскольку XVII-XVIII вв. – это период великих успехов механики в новоевропейской науке, соответственно в философии, в её онтологической части, в понимании природного мира формируется и утверждается механистический метафизический материализм. Кроме того, оформляется и получает философское обоснование либерализм – социально-политическая идеология молодой, устремлённой в будущее, исполненной социального оптимизма европейской буржуазии. В соответствии с новыми социально-политическими реалиями быстро формирующегося буржуазного общества даётся философское определение его сущности и происхождения, места индивида в нём, его ценностные ориентации, принципы его коммуникации и взаимодействия с другими индивидами и с обществом в целом. Параллельно с формированием новоевропейского философского рационализма все более отчетливей становилась проблема метода научного исследования, определившая основные гносеологические позиции философии Нового времени.
|