Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв.
Новое понимание предмета философии порождало широкий круг гносеологических вопросов: познаваем ли мир? до какого предела? как познаваем? какой метод познания наиболее объективен? и т. д.
В широком смысле слова гносеологическая проблема – есть проблема соотношения опытно-чувственного и рационально-логического познания. Решение этой проблемы привело к формированию в новоевропейской философии двух основных направлений – эмпиризма и рационализма. Являясь выражением крайних точек зрения на природу познания и источник истинного знания, эмпиризм и рационализм отражали основные научные методы, применявшиеся учеными Нового времени. К их числу относятся:
– опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона;
– рационалистический метод Р. Декарта;
– гипотетико-дедуктивный метод Г. Галилея.
Гипотетико-дедуктивный метод Г. Галилея базировался на применении двух взаимосвязанных методов – опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного. Автор «Диалога о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» стремился таким образом соединить в научном мышлении способность к абстрагированию с конкретным восприятием явлений и процессов природы. Научный опыт в понимании Галилея включал гипотезу (теоретическое предположение), которая подтверждается (либо не подтверждается) в ходе эксперимента и дедуктивно-математического обоснования результатов опыта.
Опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона заключался в последовательном и правильном обобщении результатов опыта, раскрывающих тайны природы. Ф. Бэкон – родоначальник эмпиризма в европейской философии, представитель материализма в английской философии XVII в., автор методов научной индукции. Назвав свое главное произведение «Новый Органон», Ф. Бэкон противопоставляет таким образом индуктивную методологию дедуктивно-силлогистической, разработанной Аристотелем в его «Органоне». Эмпирический метод в понимании Бэкона нуждается в опоре на разум, законы и правила логики, позволяющее в процессе обобщения получать новое знание.
Рационалистический метод Р. Декарта опирался на дедуктивную логику заключения от общего знания к частному. Родоначальник европейского рационализма Р. Декарта верил в огромную эвристическую силу человеческого разума, соблюдающего сформулированные им четыре правила в работе «Правила для руководства ума». Первое правило было наиболее важным и требовало признавать истинным только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью (правило интеллектуальной интуиции). Второе правило требует мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, выявляя таким образом внутренние связи частей объекта. Третье правило требует выстраивать исследовательскую мысль от самых простых элементов, выявленных на втором этапе, к познанию целого.
Рационалистический метод Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона имеют сходство и различие
Проблемы
| Ф. Бэкон – английский философ, основоположник линии эмпиризма в новоевропейской английской философии, дослужился до должности лорд-канцлера, хранителя печати (второе, после Короля, лицо в государстве). Основное произведение – «Новый Органон» (1620)
| Р. Декарт – выдающийся французский учёный (физик, математик, основоположник аналитической геометрии, физиолог) и философ. Основные философские работы: «Рассуждение о методе» (1637), «Начала философии» (1644)
| Отношение к схоластике
| Оба на позиции полного отрицания схоластики, которая, по Декарту, превращает занимающихся ею в педантов, «делая их менее восприимчивыми к доводам разума, чем они были бы, если бы никогда её не изучали». Все умозрительные философские учения для Бэкона - это «слова праздных стариков для невежественных юношей»
| Соотношение философии и науки
| Для обоих философия и наука составляют единое целое и соотносятся как фундамент и возведённое на нём здание. По Бэкону, только «естественная философия должна почитаться великой матерью наук». А для Декарта «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике»
| Предмет и направленность познания
| Оба убеждены, что им может быть не что иное, как «глубокое исследование природы», которое обязательно должно носить практический характер, способствовать «действительному могуществу и величию человеческому и расширить его границы», «установить и распространить могущество и власть самого человеческого рода по отношению к совокупности вещей». Для Бэкона «истина и полезность суть совершенно одни и те же вещи». Оба, таким образом, провозвестники характерного для буржуазной формации потребительского и экспансионистского отношения к природе. «Вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звёзд, небес и всех прочих окружающих нас тел … мы могли бы использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы» (Декарт)
| Отношение к Богу и его связи с миром
| И Бэкон и Декарт признают существование Бога, но при рассмотрении природы как предмета науки требуют исследовать её без всяких ссылок на какое-либо его вмешательство в природные явления, и сами неукоснительно придерживаются этого принципа
| Необходимое условие успеха в познании
| Правильный метод научного познания, так как по убеждению Декарта «гораздо лучше не думать об отыскании истины какой бы то ни было вещи, чем делать это без всякого метода, ибо … подобные беспорядочные занятия и тёмные мудрствования омрачают естественный свет и ослепляют ум». Поиск и обоснование такого метода становится для обоих мыслителей центральным элементом их философских концепций. И у Бэкона, и у Декарта адекватный метод распадается на две части – негативную и позитивную составляющие
| Негативная составляющая метода
| Предварительная процедура очищения ума
|
| Бэкон: человеческий ум постоянно осаждают четыре вида призраков (идолов, заблуждений), не освободившись от которых невозможно объективное, достоверное знание о вещах.
1. «Призраки рода находят основание в самой природе человека. Все восприятия как чувства, так и ума относятся к человеку, а не к миру. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».
2. «Призраки пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя пещера, которая разбивает и искажает свет природы». «Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знания в малых мирах, а не в большом или общем мире»
3. Призраки рынка связаны с общением и взаимодействием людей посредством речи. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Слова прямо насилуют разум, смешивают всё и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и столкновениям».
4. Существуют также призраки театра, «которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств». Ведь «сколько есть принятых и изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры».
Отвергнув аристотелевскую физику, Бэкон обращается к идеалам досократиков в понимании природы, став тем самым основоположником линии материализма в новоевропейской английской философии. Материя для него «непосредственно после Бога…является причиной всех причин, не будучи сама обусловлена никакой причиной». По Бэкону, это «идея, имеющая немаловажное значение, едва ли не величайшая из всех когда-либо высказанных». Он решительно отбрасывает аристотелевскую трактовку материи как начала абстрактного, лишь возможно- го, потенциального, пассивного и бесформенного и присоединяется – к позиции досократиков, которые «все.. определяли материю как активную, как имеющую некоторую форму, как наделяющую этой формой образованные из неё предметы и как заключающую в себе принцип движения». Бэкон солидаризируется в итоге с атомистической концепцией материи. «… С неизбежной необходимостью человеческая мысль (если она желает быть последовательной) приходит к атому, который является реальным существом, обладающим материей, формой, измерением, местом, силой сопротивления, стремлением, движением и эманациями и который также при разрушении всех естественных тел остаётся непоколебленным и вечным»
| Декарт: «… для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить всё под сомнение», осуществить радикальное сомнение, так как наш разум переполнен различными «опрометчивыми суждениями», как правильными, так и неправильными о предметах реальности. Но радикальное сомнение, не будучи чем-либо ограничено, неизбежно приводит к скептицизму, отрицанию познания истины.
Декарт как ученый не мог остановиться на позиции скептицизма, наоборот, он преисполнен уверенности в успешном познании природы и даже её покорении на основе такого достоверного научного знания. Поэтому он, настаивая на необходимости во всем сомневаться, обязательно должен был найти и твёрдую, спасающую от скептицизма, точку опоры под ногами. И он её благополучно находит. «Отбросив всё то, в чём так или иначе мы можем сомневаться, и даже предполагая всё это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни земли и что даже у нас самих нет тела, но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истине всех этих вещей». Заключение, истина, тезис «я мыслю, следовательно, я существую», по Декарту, и есть та твёрдая основа, недоступная никакому сомнению, на которой только и может быть воздвигнуто прочное здание всего человеческого знания.
В этом исходном постулате декартовской теории познания и всей его философии в абстрактной форме нашёл своё точное выражение внутренне присущий новоевропейскому буржуазному миру индивидуализм, субъективизм, а в конечном итоге и волюнтаризм, для которых собственное мышление субъекта и его мыслящее Я первичнее и достовернее всего остального, что может быть в действительности.
Как же Декарт выбирается из тупика субъективизма? Здесь он прибегает к идее Бога в нашем уме. Декарт сторонник концепции врождённых идей в сознании субъекта. «Так, душа имеет в себе идеи чисел и фигур, имеет также среди общих понятий и то, что «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», она имеет и другие столь же очевидные понятия». Среди них, по Декарту, присутствует и идея Бога, а его существование «доказуемо одним тем, что необходимость бытия, или существования заключена в понятии, которое мы имеем о нём». То есть Декарт, отвергая схоластику, берёт на вооружение уже известное нам «онтологическое доказательство» бытия Бога Ансельма Кентерберийского. Бог же, по Декарту, поскольку он не может быть обманщиком, является гарантом того, что и внешний мир не есть иллюзия, а столь же достоверная реальность, как и наше мыслящее Я. Декарт дуалист в трактовке реальности, т. е. он считает, что в сотворенном Богом мире существуют независимо друг от друга две субстанции – мыслящая, духовная(её главный атрибут – единство, неделимость, т.е. непротяжённость) и телесная, материальная (её главный атрибут – «величина, то есть протяжение в длину, ширину и глубину», а также «фигура, движение, расположение и делимость частей»).
Таким образом, для Декарта природный мир – это «протяжённая материя», бесконечно делимая и не имеющая никаких границ. «Земля и небеса созданы из одной и той же материи», которую математик Декарт отождествляет с пространством и сводит к характеристикам, математически определяемым и фиксируемым.
Движение сведено Декартом к пространственному перемещению тел «из одного места в другое, ибо только оно для меня понятно, и я не думаю, что в природе следует предполагать какое-либо иное». Отсюда естественный вывод, что «в природе материальных вещей нет ничего, что не позволило бы придумать очень лёгкое механическое объяснение», тем более, что растения, животные, в том числе и человеческое тело для Декарта – это сложные механизмы. Поэтому и «весь вообще видимый мир – подобие механизма, в котором надлежит рассматривать только очертания и движение». С лёгкой руки Декарта природный мир стал восприниматься в дальнейшем европейской
наукой и воспитанным ею обывателем как холодный безжизненный космос, бездушная механическая система протяжённых тел.
| Позитивная составляющая метода
| Как уже отмечалось, Бэкон - основоположник новоевропейского английского эмпиризма (эмпирия – греч. опыт), для которого «самое лучшее из всех доказательств есть опыт». Бэкон - горячий сторонник и пропагандист опытного, экспериментального естествознания. Наука, чтобы успешно избегать бесплодных схоластических «заскоков ума за пределы природы», должна твёрдо держаться «почвы опыта». «Человеческому уму, - уверен Бэкон, – надо придать не крылья, а свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий прыжок и полёт». Это и достигается экспериментами и опытами – «плодоносными» и «светоносными». И хотя первые приносят прямой результат и пользу, для науки наибольшую ценность представляют светоносные опыты, главная цель которых – открытие законов природы, что «служит основанием как знания, так и деятельности». «За открытием законов следует истинное созерцание и свободное действие». В противоположность аристотелевской дедуктивной логике Бэкон разрабатывает индуктивную логику, «которая движется посредством индукции» (то есть движение познания от частного к общему). Метод эмпирической индукции как основа бэконовской индуктивной логики включает анализ предмета с последующим синтезом.
| Декарт – основоположник линии гносеологического рационализма в новоевропейской философии, для которого «ни одну вещь в её сущности мы не воспринимаем при помощи наших чувств, а только посредством нашего разума, когда он вступает в действие». С этой позиции «только один разум способен познать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти».
Последние три способности могут, однако, и препятствовать разуму в его познании истины. Таким образом, образцом и моделью любого типа знания является для Декарта общая «математика», включающая «числа и фигуры», поэтому и всеобщий «универсальный и плодотворный» метод научного познания строится им по образцу приёмов исследования в математике, и геометрии в том числе. Основные компоненты этого метода – интуиция и дедукция. С помощью интуиции мы усматриваем, по Декарту, непосредственно, то есть не прибегая к доказательствам с несомненной ясностью и отчетливостью исходные аксиомы, наиболее общие принципы и положения. Дедукция же есть цепь достоверных логических заключений, выводов из таких уже интуитивно полученных самоочевидных аксиом
|
|
|
|
|
Бэкон и Декарт, таким образом, сместили центр философской проблематики в новоевропейской философии из онтологии с её проблемами бытия в область гносеологии, теории познания, в которой четко вычленяется проблематика субъекта и объекта, методов и условий получения объективного знания, исключающего какие-либо субъективные привнесения. При этом каждый из них прокладывал, философски обосновывая, методологический путь одному из двух основных направлений ветвей новоевропейской науки: Бэкон – эмпирическому, опытному естествознанию, Декарт – естествознанию теоретико-математическому.
Дуалистическая философия Декарта, внутренне противоречивая, но пронизанная неистребимым гносеологическим оптимизмом, вдохновляемым замечательными успехами опытного и теоретического естествознания, дала мощный толчок новоевропейской философии. Декартовскую линию гносеологического рационализма продолжили Т. Гоббс в Англии, Б. Спиноза в Голландии, Г. Лейбниц в Германии, а в XVIII веке представители и немецкой классической философии.
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...
|
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...
|
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил...
|
Закон Гука при растяжении и сжатии
Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...
Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются:
• лаконичность...
Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...
|
Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...
Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...
Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...
|
|