Возникновение и развитие университетского образования в Европе.
Предыстория и история становления и развития университетов как образовательно-научных учреждений в Западной Европе (и в мире вообще) восходит к эпохе позднего средневековья. Еще в XI веке в Италии открывается Болонская Высшая Школа, вскоре (1158 г.) получившая название университета - первого в мире. Довольно скоро открываются Оксфордский (вторая половина XII века) и Кембриджский (1209 г.) университеты в Англии, Парижский (1215 г.) во Франции, Неаполитанский (1224 г.), Римский (1303 г.) в Италии, Саломанский (1218 г.) и Вильядолидский (1346 г.) в Испании, Лиссабонский (1290 г.) в Португалии, Пражский (1348 г.) в Чехии, Краковский (1346 г.) в Польше, Венский (1365 г.) в Австрии, Гейдельбергский (1386 г.) в Германии. В последующие столетия в Европе, а потом США, Южной Америке, странах Востока и Азии открываются университеты - где-то на базе различных высших школ, а где-то лицеев, колледжей. Университеты становятся основным средоточием высшего, наиболее престижного образования и со временем - крупными центрами научных исследований и развития культуры. Разумеется, начальные этапы становления и развития университетов не были лишены трудностей разного рода, обусловленных как процессами их роста, так и особенностями самой исторической эпохи: наслоениями различных типов культур, ментальностью общества, традициями науки и в целом «историческими зигзагами» общественного развития. Наиболее мощным катализатором, способствовавшим появлению и утверждению университетов во всех странах, были зарождавшиеся новые общественные отношения, рост городов, промышленное производство, глубинные потребности просвещения, даль- нейший подъем культуры, то есть все те основания, которые не могли не будировать ог- ромную тягу тогдашнего общества к фундаментальному образованию людей, познанию природных и социальных явлений и процессов. Обозначая истоки и традиции культуры, вбиравшиеся открывающимися университетами, нельзя не заметить значительного влиния на них древнегреческого принципа пайдейи, воплощавшего в себе единство образования и воспитания, идеалы целостного и гармоничного развития личности (Академия Платона, Ликей Аристотеля). «Пайдейя» не столько образование (в современном смысле слова), сколько его реализация, осуществление знания, претворение его в жизнь. Мудрость поэтому заключается не в наборе знания, а в умении жить и быть полезным, то есть добродетельным (в античной этике «арете» - добродетель разного рода искусства, способность строить и конструировать). Самой же добродетели научить нельзя, можно только самому научиться (Платон). Университеты позднего средневековья несли в себе «воспоминания» о древнегреческой пайдейе, но эта историческая память в какой-то мере постепенно утрачивала свою значимость и востребованность, однако, не сошла и не могла сойти полностью на нет. Слишком привлекательными были парадигмы образования и воспитания, выработанные греками. Возникновение и функционирование европейских университетов проходило не без влияния на формирование их структур, выработанных ранними и зрелыми институтами схоластики интеллектуально-рационалистических навыков, принципов, ориентаций, процедур, формально-логических приемов, лежащих в основании познавательных процессов. Влияние указанных феноменов было противоречивым: с одной стороны, схоластика не могла не нести в себе выработанных веками достижений в духовной сфере и культуре, а с другой, - включала в себя в немалой степени христианскую ортодоксию, философское обоснование религиозной догматики, что не способствовало развитию естественнонаучных и гуманитарных знаний, их обновлению и приращению. В связи со сказанным первые университеты некоторое время находились, образно говоря, между молотом и наковальней: на них стремились оказать решающее влияние либо католическая церковь, либо королевская власть, нередко враждовавшие между собой. Церковь стремилась по вполне понятным причинам утвердить свою монополию на образование, укрепить в сознании молодежи религиозное миросозерцание, а королевская власть хотела видеть в университетах пути и гарантии формирования у человека приверженности светским интеллектуальным очагам культуры, подготовки специалистов для службы во власти. Хотя университеты с первых лет своего существования обладали известной административной автономией и юрисдикцией, собственными уставами, тем не менее противостояние церкви и светской власти не могло не сказываться на их статусе, содержательных сторонах их деятельности независимо от того, кто являлся изначально основателем университетов - королевская или церковная власть. Не только в начальные периоды существования университетов, но и в последующем, вплоть до наших дней, влияние светской и церковной властных инстанций на их деятельность были переменчивым. То одна, то другая из них оказывались доминантной. Попытки полного подчинения себе университетов, создание в них теологических факультетов или отделений, стремление полного раз граничения светского и теологического образования в эпоху Возрождения и позже – все это зримые вехи в разитии университетов, тенденции, которые порождались особенностями исторического развития конкретно взятого общества.
|