Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии





Эллинизм

Начало эллинистического периода связано с победоносными походами Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.), приведших к созданию огромной империи, которая поглотила (и уже безвозвратно) в своём составе не только множество «варварских» в глазах высокомерно-гордых греков, т.е. запредельных греческому миру земель и территорий, но и весь «цивилизованный» мир свободных полисов. Конец полисной системы и утвердившаяся на долгие века кардинально новая социально-политическая ситуация, в которой гордый и до этого свободный гражданин полиса превратился в рядового подданного огромной единой государственной машины, где всё определялось и решалось чиновничьей вертикалью где-то очень далеко и высоко помимо его воли и свободного участия, вызвали такой же радикальный сдвиг и в мировоззрении античного грека. На смену мировоззренческому и гносеологическому оптимизму, ориентации на объективное бытие, гражданской ангажированности, социальной вовлечённости приходит скептицизм, индивидуализм, уход в субъективный мир частной, партикулярной жизни.

Меняется и понимание задач философии. Её основная функция сдвигается с познавательной деятельности на выработку внутреннего иммунитета, духовной стойкости индивида перед лицом чуждой ему и враждебной реальности. На первое место выдвигается «практическая», моральная философия, а учение о бытии, онтология ставится по отношению к ней в служебное положение, разрабатывается и используется прежде всего для её обоснования. И хотя продолжали существовать и действовать старые философские школы (в том числе и основанная Платоном Академия, а Аристотелем - Ликей), наиболее полно и рельефно новые мировоззренческие установки эллинистически-римской эпохи выразили уже новые философские школы – скептицизм, эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм

Философская школа, её основатель, крупнейшие представители Задачи философии Цель человеческой жизни, идеал мудреца Средства её достижения
Скептицизм Пиррон (365-275 гг. до н.э.), Секст Эмпирик (конец II в.– 220 г. н.э.) Научить правильной жизни Достижение атараксии, безмятежности духа Воздержание от каких-либо суждений, утверждений, т.к. «всякому положению можно противопоставить другое, равное ему»
«Сад Эпикура»(название школы – по месту её создания – 306 г. до н.э. – в тихом сельском пригороде Афин) Эпикур(341-279 гг. до н.э.) «Пусты слова того философа, которыми не врачуется ни какое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души» Счастье и удовольствие как конечная цель, но «не удовольствие распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении»… а как «свобода от телесных страданий и душевных тревог», как «здоровье тела и безмятежность души». Общественные же и гражданские дела - важнейший источник таких тревог. «Проживи незаметно» – девиз Эпикура Размышления и познание природы освобождают душу от страха смерти – «самого страшного из зол» для человека. Нужно «приучать себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения, т.к. когда мы существуем, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, тогда нас уже нет». В понимании же природы Эпикур следует атомизму Демокрита, признавая «безграничное число миров, как похожих на этот наш мир, так и не похожих». «Душа есть состоящее из тонких частиц (т.е. атомов) тело, рассеянное по всему организму… Когда разлагается весь организм, душа рассеивается…»
Стоицизм(название от stoo – портик, галерея с колоннами в Афинах, где в 301 г. до н.э. основатель школы Зенон(332-262 гг. до н.э.) начал излагать своё учение). Наиболее известные представители: Сенека (4-65 гг. н.э.),Эпиктет(50-138 гг. н.э.),Марк Аврелий(121-180 гг. н.э.) И для стоиков философия – это искусство жить Высшая цель – жизнь в согласии с природой, которая есть живой организм, пронизанный Логосом, божественным гераклитовым Огнём – Разумом. Природа совершенна, строго закономерна и бесстрастна (апатия) Не в силах человека изменить течение вещей, но есть всегда возможность изменить своё отношение к ним. Это и есть дорога к бесстрастию. Мудрец любит свой рок и мужественно, стойко принимает всё, что уготовано ему. Все люди (свободные и рабы, варвары и греки, римляне, мужчины и женщины) равны как граждане единого мирового государства - Космоса
Неоплато- низм –основоположникПлотин(205-270 гг. н.э.) последняя самая значительная философская школа античности. Возникает уже в период глубокого кризиса античного мира, формирования христианскойрелигии, основ средневековой культуры, которая через ассимиляцию многих идей именно неоплатонизма восприняла и сохранила важнейшие интеллектуальные достижения античности Философия как путь восхождения от чувственно-матери­альной, природной реальности к её источнику - абсолютной реальности Единого (к Богу)   Цель человеческой жизни - познание Единого, слияние с ним. Последние слова Плотина: «Старайтесь воссоединиться с божественным, которое внутри Вас, с божеством, которое есть универсум». Религиозный мистический опыт как сущностная, глубинная сторона нарождавшейся христианской религии, получил в неоплатонизме один из источников своей теоретической концептуализации Единое как невыразимая и неопределимая бесконечная абсолютная реальность, как сверх-бытие, сверх-жизнь, сверх-мышление, как неограниченная продуцирующая активность из своей неистощимой полноты и неисчерпаемого богатства изливается, эманирует (эманация – истечение, излияние, исхождение), без какой-либо собственной убыли, но по строгим законам действительности сначала в свою 2-ю ипостась – Ум («нус»), содержащий идеи и числа, затем – в 3-ю ипостась – Мировую Душу, которая содержит все индивидуальные души и, наконец, - в телесный мир – Космос. В нём материя, будучи самой далёкой от светоносного источника областью, выступает уже как обделённая светом тьма, в которой творческая сила божественного источника истощается до исчезновения. Поэтому возвращение к Абсолюту – путь, противоположный процессу эманации, путь от тьмы к свету, требующий сбрасывания с души всяких земных, материальных привязанностей. «Сбрось с себя всё». Духовный подъем достигается отвлеченным (математическим) мышлением, любовью к Прекрасному, следованием добродетели, чистым умозрением (платоновской диалектикой идей), а на его высшей стадии – слиянием с Единым в акте мистического восхищения, экстаза (экстаз – выход из себя). Плотиновский панлогизм (пронизанность всей истекшей из Единого интеллигибельной и природной реальности Логосом), дополненный учением об экстатическом слиянии с Абсолютом, содержал в себе гармоничную, взвешенную модель духовного опыта, которую европейская христианская культура, разделившись в дальнейшем на Восточную и Западную ветви, не смогла, к своему несчастью, сохранить

 

В целом же, подводя итог сжатого знакомства с историей развития античной философии, необходимо сказать, что её наиболее общей чертой является космоцентризм. Физис, природа, Космос и в своей чувственно-телесной ипостаси, и в его логико-математической структуре составляют здесь средоточие теоретической тематизации философского интереса и поиска. Научная установка с её ориентацией на сущностное, всеобще-необходимое и безусловное знание – наиболее ценное для судеб европейской культуры и культуры всего человечества завоевание античной философии. Диалектика – имя этой установки. По определению, например, Плотина, «диалектика есть способность давать в логосе мысленное и словесное определение каждой вещи, что она есть и чем она отличается от других вещей, и что у неё общее с ними и, кроме того, где место каждой из них, и есть ли она сущность, и сколько имеется сущих, и, с другой стороны, не - сущих, отличных от сущих». Средневековая мысль, прежде всего в её западной модификации, пусть и в ослабленной и даже превращённой форме, эту преданность научному знанию смогла поначалу хотя бы просто не потерять, постепенно в дальнейшем усиливая её до уровня лейтмотива.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 3097. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия