Онтология как философское учение о бытии.
Онтология – основополагающий раздел философского знания, ядро любой философии. В переводе с греческого языка словосочетание «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos – сущее, бытие и logos – учение, понятие, слово). Впервые термин «онтология» встречается в «Философском лексиконе» (одном из первых философских словарей), изданном в 1613 г. Р. Гоклениусом. Немецкий философ использовал этот термин для обозначения аспекта метафизики, связанного с трактовкой бытия, и его отличия от другого ее аспекта – гносеологического. В это время термины «метафизика» и «онтология» употреблялись как синонимы. Выделение онтологии в самостоятельный раздел метафизики характерно для Х. Вольфа. В 1730 г., в работе «Первая философия, или Онтология» он определяет онтологию как учение о бытии вообще. Во второй пол. XIX в. термин метафизика в его узкокритическом понимании (как «антидиалектика») выходит из употребления. Онтология же утверждается в своем основном значении – как раздел философского знания, посвященный вопросам бытия. Хотя слово «онтология» вошло в обиход в XVII в., онтологическая проблематика возникла гораздо раньше. «Отцами» онтологии считаются Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель. Уже в философии элеатов (VI–V вв. до н. э.) впервые формулируется понятие «бытие» (Парменид). Не случайно Гегель называл поэму Парменида «О природе», в которой проблема бытия занимала центральное место, началом философии. Аристотель в своей «Метафизике» главную задачу «первой философии» видит в рассмотрении «сущего как такового, поскольку оно – сущее». Наблюдая разнообразие и изменчивость вещей, первые философы искали в них нечто «истинно сущее», что является общим для всех вещей, истинное бытие, которое не возникает и не исчезает, а является их всеобщей и непреходящей основой. Категория бытия характеризует то, что присуще всему миру (сущему вообще). Основной признак бытия как такового (всего мира) заключается в том, что это бытие (мир в целом) существует. Итак, онтология – это учение о бытии, о сущем. Это – раздел философии, рассматривающий бытие, существование вообще, независимо от свойств, особенностей и разновидностей существующего. Онтология начинается с вопросов: Что есть бытие? Существует ли небытие? Что значит – существовать? Существует ли несуществующее? Имеет ли существующее различные формы или все существует одинаково? Имеет ли существование начало? Чем оно определено? и т. д. В зависимости от подобных вопросов и ответов, образуются различные онтологические учения (Платона, Аристотеля, Библии, Гегеля). Как Вы уже заметили, онтология – самая абстрактная область философского мышления. Она содержит знание предельной степени общности – знание всеобщего. Это видно уже на примере категории существования. Дать строго логическое (явное, научное) определение понятия «существование» вряд ли возможно, поскольку для этого требуется подвести это понятие под более общее – родовое. Содержание этого понятия есть результат абстрагирования от того, каким образом, где, как долго существует нечто. В нем лишь фиксируется сам факт его наличия в универсуме, и ничего более. В современной науке и философии проблема существования приобрела особую актуальность в связи с углублением познания в микро-, нано- и мегамиры, где формы существования объектов отличаются от макроскопической онтологии, поэтому их бытийность, наличность для субъекта будут зависеть от теоретических (логических) познавательных средств и самой трактовки существования. Такие предельно общие понятия представляют собой особые формы филосфского мышления – категории, которыми обыденное сознание не располагает. Многие из них являются бинарными и раскрываются лишь друг через друга (бытие и небытие, сущность и явление, форма и содержание и др.). Фундаментальной категорией онтологии является категория бытия.
Бытие есть единство форм и способов существования. Философское понимание бытия означает существование как таковое или существование вообще. Все вещи и явления мира, человек и его сознание, природа, общество, культура, мир в целом, знание о мире и его устройстве существуют, поэтому их можно объединить понятием бытия. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «бытие» определяется через родственные с ним слова: «быть», «бывать», «существовать», «присутствовать», «наличествовать». Признаком существования наделены предметы, процессы, свойства, отношения. Понятие бытия с самого начала становится одним из мировоззренческих оснований философского мышления. Более того, понятие бытия имеет универсальный характер. Проблема бытия как смысла жизни осознанно или неосознанно волнует в глубине души каждого человека. А категория бытия является всеобщей универсалией (общим понятием) в любой культуре. Представление о бытии человек впитывает в себя из непосредственного окружения, литературы, искусства. И каждый не раз в жизни задает себе вечный гамлетовский вопрос: "Быть или не быть?" Вопрос о смысле человеческого бытия - это, по сути дела, вопрос о смысле жизни человека, вопрос о том, для чего живет человек. Готовы ли мы ответить на него? Обыденность, повседневные заботы подчас заслоняют от человека этот судьбоносный вопрос. Но в сложных жизненных ситуациях, когда человек стоит перед выбором в моменты одиночества или перед лицом смерти, он невольно задается вопросом о смысле собственной жизни, а через него и о смысле человеческого бытия вообще. Смысл бытия может не осознаваться человеком, но уже сама жизнь в определенном отношении является ее смыслом или хотя бы основанием смысла. Жизнь людей определяется не безличным потоком некой безличной всеобщей жизни, а в каждый момент истории является продуктом индивидуализированных "Я". Жизненный смысл только в действии, которое является необходимым условием самореализации личности, раскрытием ее возможностей, способностей, таланта. Именно это позволяет подняться личному до внеличного, общечеловеческого и космического. Вопрос о смысле бытия, поставленный человеком самому себе, вырывает его из пут самоизоляции, делает осознанным соучастником исторического бытия, является шагом на пути к внутренней свободе, возвышению чувства собственного достоинства. Философию с самого начала отличает выход за пределы опыта. Для философского миропонимания характерно стремление не констатировать просто тот или иной факт, а желание понять, как соотносится действительность с мыслью, насколько достоверна мысль. Этот процесс соединения, казалось бы, не сводимых в единое вещных и реальных сущностей философия в явном или неявном виде осуществляет через призму понятия бытия.
Бытие – центральная категория онтологии. Рассуждения о бытии и небытии проходят через всю историю философии. Во всех учениях античных философов категория бытия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид, например, придерживался абстрактного понимания бытия, не видел смысла в различении бытия и мысли. Он утверждал, что одно и то же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бытия, в котором ее выраженье, мысли не найти. Для него главный тезис: бытие есть, небытия нет. Для Демокрита реально сущими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демокриту, состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых. Платон противопоставлял истинное бытие (мир духовных сущностей) чувственному бытию, в котором, по его мнению, соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Одним из основных мотивов его философии является мысль о том, что бытие - источник любой положительной реальности. Наряду с положением о тождественности бытия разуму он обосновывает и другой тезис, согласно которому бытие – это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо, так что именно в силу своей причастности к бытию вещи становятся все конкретней, индивидуальней, свободней, уходя все дальше от абстрактного однообразия. Аристотель определяет, в чем суть бытия как бытия, что оно представляет само по себе. Бытие вообще у него – это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не просто бытие. В античной философии, таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие могло мыслиться лишь как относительное. В средневековье, когда господствующим было религиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Богом, от которого происходит, как полагали, бытие отдельных вещей. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия, главным тезисом было суждение: «Бог есть само бытие». Вместе с тем в эту эпоху, значение и величие которой мы начинаем по-настоящему осознавать только теперь, сформулированы имеющие непреходящее значение идеи. Такова идея самоценной в своем бытии личности, возникшая на почве христианского средневековья. В Новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век Просвещения, хотя и разными путями, философы выработали такую концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Здесь, с одной стороны, проявляется тенденция рассматривать бытие как единичное фактическое существование (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк); с другой – строится система абсолютного бытия (Р. Декарт, Б. Спиноза). Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. Так, у Гегеля бытие и небытие объединены с самого начала, в зародыше, потенциально. Их взаимопереходы он рассматривает как становление, полностью соглашаясь в данном случае с древнегреческим философом Гераклитом. Большой заслугой Г. Гегеля было диалектическое осмысление категорий бытия и небытия как тождественных и различных, как взаимосвязанных и взаимопереходящих друг в друга. В конце XVIII – нач. XIX в происходит «разонтологизация» философии в связи со стремлением многих философов (позитивизма, прагматизма и др.) преодолеть «старую метафизику» и создать новую философию, ориентированную на науку и редуцированную к ее модели. Технократические тенденции в обществе, которые со времени изобретения паровой машины развивались сначала медленно, а затем получили невиданное ускорение, разъединяли природу и человека, разводили в разные стороны естественнонаучное и гуманитарное знание. Это, безусловно, сказывалось и на философии; возникали такие течения, как физический идеализм, логический позитивизм и др. Однако многие философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден, А. Бергсон и др.). В философии XX в., несмотря на сохраняющиеся «антиметафизические» установки, наблюдается «реонтологизация», реабилитация онтологии: неорализм, диалектический материализм, метафизика М. Хайдеггера, субъективно-идеалистическая онтология (неопозитивизм, феноменология). В постклассической философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. В своей философии А. Шопенгауэр ставит задачу окончательно раскрыть тайну бытия. Исходя из бесспорного признания объективности мира, он утверждает, что поскольку мир сам ничего не знает о том, что он мир, то становится таковым только для познающего субъекта и поэтому является миром человека, т.е. таким, каким позволяет его видеть собственное представление. И в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), в противовес классическому пониманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия мира главный акцент делается на бытии человека. Экзистенциализм «очеловечивает» проблему бытия. Экзистенциалисты различают бытие человека и бытие вещей. Если последние просто наличествуют, то человек задается вопросом о смысле своего существования, он есть возможное бытие, проект. Заслуживают внимания идеи русских космистов о цельности всех слоев бытия, в которых подчеркивается необходимость единения людей не на социально-экономической или идеологической основе, а на экологической. В.И. Вернадский писал: «Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой»[21][3]. Категория бытия, выкристаллизовавшаяся в период становления философии, оставалась в ее различных системах именно таким универсальным (несмотря на различие конкретных интерпретаций) понятием, которое связывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах реальности.
Бытие любого сущего лучше всего выражается его сущностью. Сущность – глубинный слой всякого бытия. Она недоступна чувствам, неочевидна и постигается умом. Определяя так категорию «сущность», Аристотель подчеркивал также самодостаточность сущности как бытия: это такое бытие, которое существует само по себе, а не через другое. С таким пониманием сущности в дальнейшем будет связано понятие субстанции как причины самой себя. Основываясь на аристотелевском понимании сущности, средневековая схоластика разрабатывает вопрос о соотношении сущности и существования, различая таким образом Бога и сотворенный им мир. Бог есть сущность (essential) и существование (esse), он сам – источник и суть своего бытия. Он же – сущность – субстанция тварного мира и первоначало их бытия. Таким образом, у сотворенных вещей сущность находится вне их и предшествует их существованию. Г. Гегель противопоставляет сущности явление. Сущность не может быть «бытием в себе». Она должна явить себя, стать действительностью. Гегелевское учение о сущности получило материалистическое развитие в диалектическом материализме. Сущность и явление стали рассматриваться как гносеологические категории, описывающие процесс познания, который протекает от явления к сущности. Сущность является, явление существенно. В постклассической философии сложилось и другое толкование взаимосвязи сущности и явления – феноменализм. Философы, стоящие на этой позиции, отвергают сущность как фикцию, псевдопонятие. Опыт имеет дело с явлениями (феноменами), за которыми не стоит никакая сущность и которая в них не проявляется. Задача познания – описание и сравнение феноменов.
Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности. Вместе с тем философия не останавливается на простой констатации существования человека и окружающего его мира, раскрывая различные виды и способы существования. Определяя смысл отношения «бытие-небытие», она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия; предоставляет возможность преодолеть ограниченность познания через призму индивидуального бытия. Невозможно понять сущность бытия без таких понятий, как пространство, время, качество, необходимость, действительность, содержание, реальность и многих других. Это можно сделать, рассмотрев лишь философскую систему в целом. Это задача всего курса; тем не менее общую характеристику форм, уровней и видов существования дать можно и необходимо. Следует различать: · виды бытия – объективная реальность и субъективная реальность; · уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие; · формы бытия – природное и социальное бытие СТРУКТУРА БЫТИЯ
Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет неживую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие. Субъективная реальность – это не что иное, как сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие, как материальная точка или идеальный газ), вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, свою очередь, оказывает влияние на нее. Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой логичности и адекватности, истинности мышления выступает опосредованность ее практикой. Для того, чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипулирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. Одни и те же материалы могут быть объектом исследования разных специалистов. Для механика важным будет исследование их на прочность, для физика - на электро - или теплопроводность, для химика - на их химическую активность и т.д. С другой стороны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно реально существующих вещей и процессов. Следует различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов. Это - природное бытие индивидуализированных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника. В технике сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего мира. Бытие человека представляет собой единство физического (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем социального (общественного) способа существования человека. При рассмотрении бытия человека наиболее значимым является аспект индивидуального личностного бытия, ибо только через этот уровень бытия можно осмыслить отношение человека к миру. Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществляется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Подчеркнем - конкретных личностей, через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия человека. Конечно, каждый человек смертен. Но дело не просто в преходящем характере каждого конкретного индивида, а в том, что жизнь, которая дана человеку, – бесценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сменой поколений. История – это наше понимание бытия, и от того, насколько данное поколение прониклось духом бесценных открытий, находок, судеб и откровений своих предшественников и современников, зависит уровень духовной и материальной культуры, т.е. уровень актуального; бытия, а соответственно, и потенций, заложенных в нем. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное – едины. Предпосылкой этого единства является бытие. Категория бытия отражает реальное и концептуальное единство мира. Вещи и процессы, свойства и отношения, природа и человек, объективная и субъективная реальность... Что общего между столь различными фрагментами мира? Прежде всего то, что они существуют; условием их единства является бытие. Именно поэтому, прежде чем определить свойства и ценность вещей, их состояние - необходимо иметь уверенность в их существовании. Факт бытия может быть обоснованием взаимосвязанности и целостности мира, единства материального и духовного. Уверенность в существовании и единстве мира всегда служила основанием для того или иного образа мира. Сознание рисует ту или иную картину бытия, исходя, прежде всего, из основных мировоззренческих принципов. Для обозначения глубинного единства всего существующего в философии выработано понятие субстанции. Субстанция (от лат. substantia – сущность, то, что лежит в основе) – то, что лежит в основе всего существующего, суть предельное основание всех вещей и процессов. Философские направления в самом общем плане и обозначаются по пониманию ими субстанциальности мира. Те философские учения, которые объясняют мир из одной субстанции, называют монистическими. Монизм - такое видение мира, когда основой всего существующего признается одно начало, которое может рассматриваться либо как материальное, либо как идеальное. Различают материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Бэкон) и идеалистический (Платон, Гегель) монизм. Наряду с монистическим толкованием мира в философии встречаются и дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала – материальное и духовное (Р. Декарт), а плюрализм признает множество субстанций (Г. Лейбниц). Любая философская система уже в силу исходных посылок предполагает не просто описание мира в его всеобщности, а вычленение такой универсальной связи, которая с необходимостью выходит на человека. Мировоззренческий характер философского знания предопределяет соотнесенность рисуемой им целостной картины мира с человеком. В связи с этим обратимся к словам известного физика М. Борна: "Мир образуется из "я" и "не-я", из внутреннего и внешнего мира. Отношение между этими двумя полюсами является объектом любой религии и любой философии. Однако каждое учение изображает по-разному ту роль, которую играет субъект в мировой картине. Значение, которое придается субъекту, представляется мне тем масштабом, руководствуясь которым можно расположить по порядку, нанизывая, как жемчуг на нитку, религиозные верования, философские системы, мировоззрения, укоренившиеся в искусстве или науке". Мировоззренческая картина действительности может формироваться и на уровне обыденного сознания, это так называемая жизненная философия, или философия здравого смысла. В любом случае она строится на общих представлениях о мире, которые формируют идеалы, принципы и регулятивы поведения человека, его отношение к другим людям и природе. Общая мировоззренческая установка не менее важна и при построении научной картины мира. Не случайно Ньютон свою работу, в которой впервые в науке формулируется научная картина мира (физическая), назвал "Математические начала натуральной философии". Научная картина мира в отличие от теории, которая дает описание, объяснение и прогнозирование относительно конкретного фрагмента реальности (механического, теплового, электромагнитного, химического, биологического т.д.), представляет собой как бы срез или проекцию конкретно-научных знаний о реальности под углом зрения определенного мировоззрения и достигнутого уровня практического освоения мира. Элементами механической картины мира являются такие понятия и принципы, как "материальная точка", "абсолютное время", "абсолютное пространство", "принцип инерции", "принцип дальнодействия", "принцип относительности Галилея" и др. Научная картина мира выделяет существующие в природе общие связи и отношения, поэтому наряду с описанием и объяснением природных процессов она служит основанием для прогнозирования и формирования новых теорий. Различают общенаучную картину мира, картину мира наук, близких по предмету исследования (например, естественнонаучную картину мира) и картину мира специальных наук (химическую, биологическую, астрономическую, физическую). Научная картина мира несет на себе печать общего уровня материальной и духовной культуры общества и, в свою очередь, сама становится ядром мировоззрения. Эволюция наиболее разработанной картины мира, относящейся к срезу физической реальности, свидетельствует о единстве объективного мира, т.е. такой форме осмысления фундаментальных связей, существующих в природе, которая выступает как система общих логических форм, отражающих реальность процессов в той или иной области. Объединение в мысли отражает то реальное единство, которое существует в мире. Итак, понятием бытия охватывается все бесконечное многообразие конкретных форм существования, объективной и субъективной реальности, природы и общества, духовного мира человека, его мыслей и чувств, воображения и эмоций, логико-математических конструкций и научных картин мира. Обозначая все сущее, бытие оказывается категорией, недостаточной в силу своей крайней абстрактности для философского мировоззрения. Ведь Центральной проблемой бытия в теоретическом и в практическом плане выступает вопрос о формах социального самоопределения человека в мире, выбора им собственных стратегий. Здесь возникают (среди множества других) вопросы о соотношении различных видов существования, о сохраняющемся субстанциальном бытии при исчезновении отдельных вещей. Подобные вопросы проясняются с помощью категории материи.
|