Пространственно-временная организация бытия.
В современной науке и философии все формы реальности рассматриваются как существующие во времени и пространстве. Исторически сложились два подхода в толковании пространства и времени: · субстанциональный и · реляционный. Первый из них сложился в классической науке и связан с пониманием пространства и времени как самостоятельных сущностей на ряду с материей. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время - к "чистой" длительности. Эта идея, в общем виде сформулирована еще Демокритом, получила свое логическое завершение концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции, существует абсолютно пустое пространство, вакуум, которое непрерывно по свое природе. Именно благодаря пустоте в пространстве может осуществляться движение дискретных материальных тел. Субстанциональная концепция пространства и времени, сформулированная Ньютоном как физическая модель мира, приобрела в науке и философии ХVII-ХVIIIвв. доминирующее значение. Идея абсолютного пространства и времени хорошо вписывалась в обыденное понимание вещей и событий: наличие механического движения казалось неопровержимым доказательством существования неподвижного абсолютного пространства. Второй (реляционный) подход, который наметился еще у Аристотеля, развивали Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Толанд. Главное в этой концепции то, что пространство и время рассматриваются в ней не как особые субстанции, а как формы существования вещей. Лейбниц, например, подчеркивая относительный характер пространства и времени, называет пространство "порядком существований", а время - "порядком последовательностей". Субстанциональная и реляционная концепция не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толкованием мира, обе развивались на той и другой основе. Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в контексте реляционного подхода. Пространство и время являются всеобщими объективными формами координации материальных систем и их состояний. Они не самостоятельные сущности, а универсальные структуры отношений вещей и процессов. Пространство есть форма бытия, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время - форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность. Как форма статической связи тел пространство определяет их взаимное положение, протяженность и направление сил взаимодействия. Как форма кинематической связи время отражает направление изменений, очередность и длительность существования тел, процессов, состояний. Как форма динамической связи пространство и время в их единстве выражают организацию, структуру движения и сосуществования всех подразделений бесконечного мира. Следует различать реальное, перцептуальное и концептуальное пространство; реальное, перцептуальное и концептуальное время. Реальное пространство и время - объективные формы бытия движущейся материи - всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире. Перцептуальное пространство и время связаны с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. предстают как отражение человеком реальных пространства и времени человеком. Пространственное соотношение психических образов зависит от объективных пространственных отношений самих предметов, обусловливается ими. Если бы это было иначе, то человек не смог бы правильно ориентироваться в мире. То же можно сказать и о перцептуальном времени. Оно является отражением реального времени, смены состояний реальных процессов, но вместе с тем зависит от состояния нашей нервной системы, нашего организма в целом. Когда мы с нетерпением ожидаем долгожданное или, наоборот, нежелаемое событие, то время зачастую как бы растягивается, замедляется. Иногда же нам, напротив, кажется, что время ускоряет свой бег, спрессовывается. В мыслях в течение мгновений мы можем "пролистать" события многих лет жизни. Но, тем не менее, перцептуальное время соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных событий. Концептуальное время и пространство - это способ описания реальных пространства и времени, их различные теоретические модели. Примерами концептуальных пространств являются трехмерное евклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, n-мерные математические пространства и др. У пространства и времени как форм бытия материи выделяют ряд общих и специфических свойств, которые могут быть представлены следующим образом.
Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Первые выражают пространственную и временную протяженность, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, кривизна; времени - однородность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени. Топологическими свойствами пространства являются трёхмерность, непрерывность; времени - одномерность. В 1920 г. П. Эренфест в статье «Какую роль трехмерность пространства играет в фундаментальных законах физики?» показал, что в масштабах от атомов до планетных систем устойчивость этих систем определяется трехмерностью пространства. Атомная структура невозможна в пространстве более или менее трех измерений, так как электроны в таком случае сразу же "упали" на протоны ядра. Трехмерность обеспечивает само существование объектов на атомном, молекулярном, макроскопическом уровнях (что верно, однако, лишь тогда, когда во Вселенной все системы строятся из известных нам элементарных частиц). Во всяком случае - для обозримой нами части Мира - вывод о трехмерности пространственных отношений, согласно которому каждое место в нем может быть определено тремя независимыми признакам, верен. Реляционная концепция пространства и времени оформилась как учение, имеющее строгое математическое обоснование в теории относительности А. Эйнштейна. Пространство и время рассматриваются им не только в неразрывной связи между собой, но и в соотношении с системой материальных тел. Согласно Эйнштейну, материальная система сама формирует свои пространственно-временные отношения. В соответствии со специальной теорией относительности (СТО) пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме, а временные процессы в быстродвижущихся системах замедляются. Пространство и время представляются в СТО как взаимосвязанные свойства физических систем и процессов, единство которых реализуется в понятии пространство-время" и описывается с помощью четырехмерной геометрии. В общей теории относительности (ОТО) выявлены новые моменты зависимости пространственно-временных отношений от материальных процессов. ОТО установила, что под действием полей тяготения происходит искривление пространства, когда евклидова метрика уступает место неевклидовой геометрии. Об этом свидетельствует зафиксированный факт искривления траектории светового луча в поле сильного тяготения. В сильных гравитационных полях также наблюдается замедление времени. Идеи теории относительности, хотя о ней в наши дни ведутся острые споры, вышли далеко за рамки физического описания мира. Они оказали влияние на различные сферы науки и культуры, внесли существенные коррективы в стиль мышления, изменили характер мировоззрения. Выдвижение в качестве неотъемлемого мировоззренческого основания принципа единства материи, движения, пространства и времени привело к сознательному включению пространственно-временных отношений в изучение вещей и процессов всех уровней: в современном научном познании наряду с физическим рассматривается химическое, биологическое, психофизическое, социальное и другие виды пространства и времени. Общие свойства пространственно-временных отношений, сформулированные на основе изучения макропроцессов, не исключают, а, напротив, предполагают специфику их на различных уровнях организации материи, неживой природе качественные особенности микро-, макро-, мегамира во многом объясняются своеобразиемпространственно-временных связей. Так, в мегамире существенную роль играет кривизна пространства-времени. Эйнштейновские уравнения гравитационного поля позволяют сформулировать множество космологических решений. Одним из них является предложенная советским физиком А.А. Фридманом модель расширяющейся Вселенной, согласно которой вещество, испытывая действие сил тяготения, приводит к расширению Вселенной. В соответствии с этой моделью предполагают, что вещество Вселенной находилось в сингулярном (точечном) состоянии в виде сверхплотного сверхгорячего шара с бесконечно большим значением кривизны пространства-времени, а "разбегание" галактик связано с "большим взрывом". Одним из первых вопрос о единстве пространства, времени, материи и движения в биологии поставил В.И. Вернадский. Отталкиваясь от идеи Л.Пастера, он развивает принцип единства симметричности и асимметричности пространственно-временной организации живого. Асимметричность, которая на уровне неживой природы предстает как случайность, на уровне жизни выступает необходимым свойством, обеспечивающим приспособив тельный характер живых систем. Например, при прослеживании развития зародыша можно отчетливо видеть последовательные стадии организации биологического пространства, в каждой из которых процесс морфогенеза проявляется тогда и там, где это позволяет координировать его со всем процессом в целом. Биологическое пространство функционально, в нем события представляют собой процессы, локализованные во времени и пространстве, ане просто траектории. В современной науке большинство ученых сходятся на мысли, что существует множество биологических пространств. Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временном ритме "Биологические часы" являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем любого живом организма. Еще более глубокие и разнообразные связи обнаруживаются на социальном уровне. Объективными характеристиками социального взаимодействия являются социальное пространство и социальное время. Жизнь человека постоянно вносит изменения в пространственно-временные отношения человеческой деятельности. Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования структурность и протяженность общественных систем, со циальных действий и процессов. В зависимости от мести расположения, доступности использования, размеров и других особенностей различное социальное значение будут, иметь, например, полезные ископаемые, водные бассейне лес, земля и т.д. Социальное время - это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. Социальное пространство и время складываются объективно в процессе жизнедеятельности общества. К социальному пространству относится не просто географическая территория, освоенная человеком. Более существенным признаком являются локализация, сосуществование, степень совместимости различных видов деятельности человека. Социальное пространство нельзя рассматривать в отрыве от социального времени, по которому можно судить о координации и насыщенности социальных процессов и человеческих действий. Социальное пространство и время выступают активными регуляторами общественных отношений. Пространственно-временная организация социальной жизни связана с пространством-временем всех структурных уровней. Это наглядно можно проследить, например, на истории градостроительства и архитектуры, исследовании проблем коммуникации и т.д. Современный город нельзя спутать с городом античности или средневековья. В архитектуре города своеобразно отражаются не только историческая эпоха, но и национальные особенности, социально-экономические и социально-политические отношения, природные особенности. Пространство и время - сущностные характеристики деятельности человека, а поскольку это так, то перед человеком стоит проблема освоения пространства и времени. С одной стороны, деятельность человека в настоящее время уже вышла за рамки нашей планеты и, с прогрессом космической техники она будет расширяться. С другой стороны, не менее важно совершенствовать пространственные структуры жизнедеятельности человека, начиная с индивидуального уровня. Сложность общественных связей и отношений обусловливает неравномерность темпоральной структуры деятельности человека. Во всех сферах деятельности - материальной и духовной, духовно-практической - цена времени растет. Конечно, человек не может "искусственно замедлить или ускорить течение естественных процессов, но он должен стремиться эффективно использовать время, совершенствовать временные отношения различных систем общества, одной из которых является сам человек. Мир - это бесконечное множество систем различных порядков сложности и все они находятся в движении, взаимной связи и обусловленности. Каждой из них соответствует своя пространственно-временная структура и вместе с тем мир един, и единство его в материальности. Исторически проблема единства мира связывалась с развитием философии и естественнонаучного знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес, например, видел его в воде как материальном первоначале всего сущего, Гераклит - в огне, Анаксимен - в воздухе, Демокрит - в том, что все состоит из атомов. Материалисты стремились единство мира найти в чем-то конкретном, вещественном. Религиозно-идеалистическое истолкование мира сводит проблему его единства к признанию духовного первоначала (Бога, абсолютной идеи) как демиурга (творца) всякого наличного бытия. Если до XVIII в. наука шла по пути расчленения природы, отделения одних предметов от других, исследовала отдельные стороны процессов и событий, то к середине XVIII в. накопилось достаточно данных для того чтобы на основе частных связей сделать вывод о всеобщей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в XIX в., позволили сформулировать положение о материальном единстве мира. Признание однородности структуры приводило к вещественно-субстратной модели, универсальность количественных законов - к функциональной. Но и та, и другая модель не могли быть удовлетворительными поскольку, в конечном счете, приводили к представлению о "дурной" бесконечности. Ценным в развития всех предшествующих моделей мира было накопление конкретных естественнонаучных представлений, демонстрирующих предметное существование этого единствам. С естественнонаучной точки зрения о материальном единстве мира свидетельствуют установление одинаковости физико-химического состава в строении тел, создание Коперником гелиоцентрической системы, открытие закона сохранения и превращения энергии и др. Вместе с тем все эти, как и многие иные, открытия и закономерности только подводят к представлению о материальном единстве мира, но не раскрывают сути. В лучшем случае они могут свидетельствовать о единстве в тех или иных локальных областях мира. Эти проявления единства мира исследуются естествознанием и другими конкретными науками. Философские представления о единстве мира должны фиксировать его общие непреходящие стороны. Тогда материальное единство мира мы обнаружим в абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и неуничтожимости, в единстве материи и ее важнейших свойств на всех структурных уровнях, в подчинении всех явлений и процессов универсальным диалектическим закономерностям, во взаимной связи и обусловленности всех структурных уровней и систем, в многообразии взаимных превращений, в историческом развитии материи, возникновении живой и социально организованной ее форм на основании менее сложных видов.
|