Студопедия — Закон причинности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Закон причинности






 

В трактовке проблемы причинности ряд философов (Дж. Беркли, Д. Юм, Р.Авенариус) отрицали ее объективность. Так, Юм полагал, что существование причинно-следственных связей недоказуемо. Для него причинность суть не более как психологическая привычка соединять в чувственных восприятиях регулярное появление и следование событий. В отличие от такого индетерминистского взгляда механистическое истолкование причинности состоит в безусловном признании ее объективности и однозначности. Классически была выражена подобная позиция французским ученым П. Лапласом. Согласно ему можно сколь угодно точно описать поведение материального объекта в сколь угодно отдаленном будущем, если известны его начальные условия и закон движения.

Между тем в реальности дело обстоит несравненно сложнее, чем это представлялось концепцией лапласовского детерминизма. Что же такое причинность. Это такое воздействие одного объекта на другой, при котором изменение первого объекта (причина) производит соответствующее изменение другого объекта (следствие). Так, прохождение тока в проводнике является причиной отклонения стрелки прибора. Воздушные потоки, создаваемые крыльями самолета при его горизонтальном движении, обусловливают подъемную силу. Искажение программы внедрением "компьютерного вируса" существенно нарушает функционирование ЭВМ.

От всех иных форм объективной детерминации явлений причинность отличается такими особенностями, как генетичность (причина порождает следствие), последовательность во времени (причина предшествует следствию), необходимость отношения причины и следствия (данная причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие), асимметричность воздействия (в процессе причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию), необратимость (причина не может быть результатом своего же следствия), несводимость следствия к причине (в следствии всегда есть нечто такое, чего не было в причине).

Как и все философские категории, человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизительно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны единого мирового процесса. В сложнейшей сети разнообразных взаимоотношений явлений причинные связи приобретают объективную многомерность. Характер действия причины зависит от условий, которые определяют изменение объекта как переход некоторого из его возможных состояний в действительность. В ходе развития современной науки понимание причинности существенно углубляется представлениями об информационных энергетических, субъектно-объектных, системных, статистических, обратных и других типов связей и взаимодействий. В структуре причинно-следственных отношений выявились моменты неоднозначности и неопределенности. Синергетические явления диссипативности и нестабильности, вариативности, неопределенности изменений в точках бифуркаций не позволяют со всей строгостью фиксировать названные ранее отличительные признаки причинной детерминации. Так, в сфере микрособытий различные состояния квантовой системы включают в себя неоднозначность ряда характеристик. Поэтому определение будущих состояний системы также содержит неоднозначность. В обществе тоже отсутствует жесткая однозначная детерминация. Здесь причинно-следственные отношения опосредуются потребностями, интересами, целями, практическими действиями людей. Следствие само воздействует на породивший его фактор и становится при­чиной новых изменений. Образуется целая причинно-следственная цепь. Эти цепи могут пересекаться. Точки пересечения порождают ("пусковая причина") новые причинные зависимости. Тем самым причинность оказывается не чистой необходимостью лапласовского детерминизма, а нелинейным процессом, диалектическим соотношением необходимости и вероятности, случайности и закономерности. Таковы причины Чернобыльской катастрофы, где в трагический "клубок" переплелись разного рода причинные цепи - физические, социальные, личностные, психологические.

Идея причинности образует одно из определяющих начал (принцип) материалистического понимания и научного познания мира. Все в природе и обществе, в бытии и сознании, в объективной реальности и субъективной человеческой деятельности включено в причинно-следственную обусловленность. В этом суть закона причинности. Только опираясь на него, люди могут эффективно действовать в сферах науки, производства, техники, в быту, во всех областях жизни общества.

 

Концепция развития

 

Понимание действительности в развитии - важнейший аспект диалектического воззрения на мир. Диалектика есть "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде..."[28][10]. Знание законов развития позволяет людям целенаправленно изменять мир в соответствии с объективными тен­денциями и потребностями человеческой цивилизации. Но прежде чем обратиться к раскрытию универсальных законов развития, вдумаемся в эту основополагающую идею диалектики.

Мысль о том, что окружающий человека мир, да и он сам, претерпевают со временем не просто некоторые изменения, но находятся в развитии - величайшее философское открытие. Вместе с тем оно породило массу сложных проблем. Что такое развитие? В каком направлении оно происходит? Развивается ли мир в целом или же оно свойственно только отдельным объектам? В чем источник развития? Существуют ли его всеобщие законы и если да, то каковы они? Нет единодушия в ответах на подобные вопросы. Философы-метафизики, если они соглашались с идеей развития, трактуют его крайне односторонне, многие из них истолковывают развитие как Уменьшение и увеличение, как повторение того, что было, отвергая возникновение принципиально нового. Другие философы (А. Бергсон, С. Александер, К. Поппер) считали, что развитие - это цепь случайностей, непредсказуемых фонтанных скачков, прерывающих всякую связь со старым. Часто развитие воспринимается только как прогресс, прямое восхождение от низшего к высшему. Для иных мыслителей (поэт древности Гесиод, а в наши дни - теоретик негативной диалектики Т. Адорно) развитие видится в неуклонной деградации действительности, в регрессе от высшего к низшему.

Возводя в ранг философской концепции развития теоретическое воспроизведение какого-то одного момента действительности (круговорота, повторения, скачка, прогресса, регресса и т.д.), метафизики тем более оказываются не в состоянии ответить на вопрос, в чем причина качественного обновления мира. Ими источник развития переносится вовне: по отношению к миру вообще - это Бог (или субъект, или безличный разум, воля и т.п.) - применительно же к отдельным объектам вопрос о причине их развития либо игнорируется, либо решается указанием лишь на внешние воздействия.

Современное естествознание (космология, астрономия, синергетика, физика, биология и др.) подтверждает факт эволюции материального мира, в ходе которой рождаются новые, до того неизвестные организационные формы существования материи. Природа как бы постепенно открывает все новые и новые свои возможности - формы бытия, согласные с ее законами. В этом видится известная направленность эволюции.

Согласно нынешним воззрениям, развитие Вселенной с момента "большого взрыва", положившего начало метагалактике, в которой мы живем, может быть представлено следующим образом. Первичными по происхождению являются физические структуры и формы движения: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, межзвездный газ, звездные образования. Их эволюция приводит к появлению химических, а затем планетарных структур. Здесь в дальнейшем могут возникнуть и развиваться разнообразные формы жизни, а со временем и социальные структуры. История человеческого общества выявляет процессы развития уже во всей их сложности и противоположности: в соотношении высшего и низшего, простого и сложного; поступательности и необратимости социальных изменений; прогресса и регресса; эволюции и революции; инвариантности и нелинейности и др.

Изложенное ранее понимание движения как способа существования материи теперь значительно обогащается категорией развития. Ею выражаются происходящие в действительности изменения в их совокупной интеграции и постепенно формирующейся направленности. Эта восходящая или нисходящая тенденция отчетливо обнаруживается не сразу, а в достаточно крупных и целостных процессах и в известный интервал времени.

Время - необходимое условие качественного изменения любой материальной системы. Тем самым известная необратимость процессов оказывается признаком ее развития. Таким образом, развитие как атрибутивное свойство материи - суть бесконечный процесс ее закономерного самообновления и самоорганизации, порождение качественно новых форм своего бытия и движения. Применительно же к конкретным объектам - развитие есть поступательный процесс системно накапливающихся за сравнительно длинный промежуток времени направленных и необратимых их изменений. В различных областях действительности свои критерии развития. Так, для объектов неорганической природы достаточным критерием восходящей линии эволюции можно считать степень самоорганизации и усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переход от одних основных уровней системной организации объектов к другим означает расширение спектра возможностей взаимодействия, изменения этих систем. Для живых организмов критериями развития выступают степень адаптации их к условиям существования, степень эволюционной пластичности организма; увеличение автономизации или относительной независимости от среды и т.п. Объективным критерием развития общества является возвышение свободы и сущностных сил человека, изменение уровня и характера производительных сил, производительности труда.

Дальнейшее раскрытие содержания диалектической концепции развития требует рассмотрения его универсальных законов. Всеобщие законы развития обычно называют основными (главными) законами диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития. Его основные категории – противоречие, противоположность.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные различия у казывает на механизм развития. Основные категории: качество, количество, мера, скачок.

3. Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития. Его основная категория – отрицание.

Законы диалектики функционируют не изолированно, а в единстве друг с другом. Реализуясь в борьбе противоположностей и переходе количественных изменений в различия качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент отрицания старого и возникновение нового. При этом в обществе все законы диалектики проявляются специфически, ибо развитие социума определяется не только природными, естественными факторами, но и социальными действиями преследующих свои цели индивидов. Диалектическая культура – это способность и стремление человека применять в познавательных и практических действиях гибкость понятий объективно, т. е. в отражении всесторонности и разнообразия природной и социальной действительности, их единства и противоречивости развития.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 744. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия