Студопедия — Лекция 15.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 15.






Аксиология и философская антропология

Аксиология – учение о ценностях. Неокантианские аксиологические концепции.

Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке.

Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни.

Психоаналитическая интерпретация человеческого существования.

Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии.

Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека.

Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения.

Индивидуальное и общественное сознание.

Акмеологические основы самосовершенствования личности.

Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности

 

Аксиология – учение о ценностях.

Несмотря на то, что аксиология, как раздел философии, предметом изучения в которой являются ценности, возникла только в ХIХ в., заслуга в формировании научного интереса к ценностям принадлежит немецкому ученому Р. Лотце (1817-1881). Еще в философской мысли древнего мира вопрос о природе ценностей был специально затронут в контексте изучения связи эйдосов (идей) с предназначением человека и государства.

Учитель Платона Сократ в 399 г. до н.э. был обвинен в отрицании основных ценностей афинского государства (непочитании богов, богохульстве идр.). В таком контексте вопросы о том: «Что есть благо?», «Чем является богохульство и его противоположность – богопочитание?», «Является ли первое пороком (негативной ценностью), а второе – проявлением святости (позитивной ценностью)?» – волновали, конечно, не только ученика Сократа – Платона, но и вершивших судьбу обвиняемого пятисот присяжных заседателей афинского суда.

Сократ и Платон были первыми европейскими философами, обратившими специальное внимание на природу ценностей.

В диалоге «Евтифрон», специально посвященном предварительной стадии судебного процесса над Сократом, Платон пытался найти ответ на главный в контексте судебного разбирательства вопрос о том, что такое святость вообще, и как она воплощается в реальной жизни. Смысл данной ценности он иллюстрировал поступками главного персонажа диалога Евтифрона, который обратился в афинский суд с доносом на собственного отца. По мнению Евтифрона (здесь следует иметь в виду, что древние греки еще со времен Солона воспитывались как граждане, способные защищать ценности полиса невзирая на лица), его отец был виновен и, следовательно, должен был быть осужден за то, что он, пусть и неумышленно, стал причиной смерти своего наемного работника.

Вместе с тем, персонажу диалога Платона Евтифрону глубоко претило как поведение собственного отца, так и философа Сократа, которого афинянин Мелет обвинял в богохульстве, непочитании богов и развращении молодежи. В таком контексте платоновский Евтифрон и сформулировал следующий аксиологический вопрос: «Чем же является богохульство и богопочитание на самом деле, и в чем же состоит святость человека?» Дискутируя с Евтифроном, платоновский Сократ настаивал на том, что его не интересуют отдельные и конкретные благочестивые деяния людей – справедливое ли преследование преступника, совершившего тяжкий грех, своевременная ли помощь страждущему и т.п.

С точки зрения философии необходимо было определить, что такое ценность благочестия сама по себе. Персонажей своего диалога Платон подводил к выводу о том, что ценности - образцы (парадигмы) человеческого познания и практики. В таком качестве они должны быть одинаковыми для мужчин и для женщин, старых и молодых, греков и варваров, воспитанных в других государствах. Следовательно, ценности, по определению, являются универсальными и всеобщими.

Как объективный идеалист, Платон был убежден в том, что ценности существуют в особом мире - мире идей, в котором до рождения человека и пребывает его душа.

В ХIХ в. эти идеи Платона оказались востребованными в контексте аксиологии, разработанной последователями И. Канта – представителями фрейбургской (баденской) школы неокантианства – В. Виндельбандом (1848–1915) и Г. Риккертом (1863–1936), а также представители марбургской школы неокантианства Э. Кассирером.

В. Виндельбанд исходил из того, что бытие до или вне сознания является бессмысленным. По его мнению, философия не может быть изучением фактов, поскольку это является уделом конкретных наук, а должна изучать то, что должно быть, т.е. ценности.

Философская аксиология в такой перспективе призвана быть способом самосохранения человека в быстро меняющемся мире ценностей. Если предложение «эта вещь – белого цвета», согласно В. Виндельбанду, просто констатирует связь двух вещей, то высказывание - «эта вещь – прекрасна» устанавливает связь данной вещи не с другой вещью, а с человеком, его сознанием. Ценности тесно связаны с целями деятельности, являются диадным, т.е. двойственными, однако, предметом аксиологии являются не относительные, преходящие, но абсолютные, или вечные ценности. Иначе говоря, философия как аксиология должна интересоваться не тем, что и как какой-либо Х. одобряет, хвалит или порицает, но исключительно выверенными логическими, этическими и эстетическими оценками какого-либо положения дел. Другими словами, такими оценками, которые имеют всеобщий и необходимый характер.

Следовательно, человека заставляют мыслить и поступать по своему усмотрению не законы природы, а ценности, которые по отношению к нему обладают особой принудительной силой, обязывая его поступать так, а не иначе в какой либо конкретной ситуации. Согласно аксиологическому подходу, культура – совокупность ценностей, которые возвышают человека над миром природы (натуры), обязывают его быть человеком в собственном смысле этого слова.

Ценность является результатом оценки, а оценка – разновидностью деятельности человека. С этой точки зрения, аксиологический подход к культуре не является альтернативным по отношению к подходу деятельностному.

Если в классической философии было убедительно доказано, что высокая духовность вне философских координат попросту невозможна, то в неклассической и постклассической философии ключевая роль философии в развитии духовности проявлялась по преимуществу в возрастании роли философской рефлексии над основаниями морали и нравственности, искусства, религии, словом, нефилософских форм духовности.

С другой стороны, в позитивистской и, шире, аналитической стратегии развития философии ХХ в. было достаточно убедительно обосновано представление о том, что цивилизация может существовать только на фундаменте строгого и точного конкретно-научного знания. Если роль и значение конкретных наук для сохранения и развития современной цивилизации сомнения и не вызывала, то в чем же мог состоять вклад науки вообще и естествознания, обществознания (социальных и гуманитарных наук), наук технических, а также логики и математики в сохранение и развитие современной культуры?

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 630. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия