Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии.
Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, является философским учением о человеке, или философией человека. Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека – собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека; психологией, изучающей психические основы поведения; социологией, рассматривающей человека в контексте социальной жизни; культурологией, социологией, лингвистикой и др. По мере усиления дифференциации и интеграции научного знания о человеке все настоятельнее становится необходимость разобраться в различиях философского и специально-научных (естественных, гуманитарных, информационно-компьютерных) подходов к исследованию человека. Отличие философского учения о человеке от конкретно-прикладных наук заключается в том, что философия исследует наиболее общие проблемы бытия человека в мире, мире человеческого бытия, специфику существования человека как вида и как существа, стоящего на вершине эволюционной лестницы. Задачи философской антропологии вовсе не сводятся к обобщению конкретно-научных знаний о человеке в позитивистском смысле. Философия не завершает, а, скорее, предваряет конкретнонаучно-антропологическую проблематику, подводя под нее определенное мировоззренческое основание. «Человек предшествует философии, – заметил Н.А. Бердяев, – человек – предпосылка всякого философского познания, ибо философствует человек и для человека». Аналогично тому, как человек предшествует философии человека, философская антропология выступает общей концептуальной платформой научных знаний. Она стремится выработать такую категорию человека, которая включала бы в себя предельные основания личности, ее важнейшие и сущностные характеристики. Философский взгляд на человека как личность включает исследование проблемы антропосоциогенеза (происхождения человека и общества), смысла жизни, свободы и необходимости в жизнедеятельности личности. Разумеется, теоретическая проблема человека могла возникнуть и возникла, как и сама философия, на достаточно высоком уровне социального развития. На низших ступенях древнего общества мы видим сравнительно неразвитую личность человека, полностью поглощаемого и унифицируемого родоплеменным коллективом. "Дикари, - писал по этому поводу в свое время известный русский ученый М.М. Филиппов, - не знали понятия человек вообще, ограничивая представление о нем кругом своих соплеменников, связанных кровным родством". По мере перехода общества к более высоким ступеням развития, с его расколом на классы, расширением и углублением социально-исторической практики и знаний о мире уже в раннерабовладельческих социумах античности возникает непреодолимый и глубокий интерес к человеку, его поступкам, отношению к другим людям и к самому себе. Человек, его стремление раскрыть и усовершенствовать человеческую сущность, улучшить жизнь человека посредством рационального овладения силами природы становятся отправной точкой и объектом всей последующей европейской и общемировой культуры. Поэтому древнегреческую культуру и ее наследницу – древнеримскую с полным основанием именуют гуманистической. На рубеже XX–XXI вв. проблема человека становится центральной в философском знании. Антропологический поворот в постклассической философии ставит на первое место «экзистенциальную проблематику» (смысл жизни, ценности человеческого существования). Проблемы онтологии и гносеологии, оставаясь специальными областями философского знания, либо отходят на второй план, либо рассматриваются сквозь призму человеческого существования. Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды мировой истории, когда человечество оказывается перед выбором дальнейшего пути развития. Именно такой период переживает современная цивилизация. Экологические, социальные, демографические и иные глобальные проблемы заставляют человека XXI в. заново переосмысливать свое место и роль в мире, в новом историческом контексте ответить на фундаментальные мировоззренческие вопросы: Что такое мир? Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Могу ли я влиять на ход истории? Что такое человек вообще? Что такое личность? Философская антропология – философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Человек является сложной целостной системой, которая, в свою очередь, является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Смысл проблемы антропологии можно охарактеризовать вопросом: «Как же исторически формировался человек как существо биосоциальное?» Философская антропология является весьма влиятельным течением философской мысли в XX в. В центре внимания этого течения – проблема человека, а основная идея – создание интегральной концепции человека. Яркие представители: – М. Шелер; – А. Гелен; – Г. Плеснер; – Э. Ротхаккер. Философская антропология, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения всех философских проблем. В отличие от рационалистических учений, философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека (эмоции, инстинкты, влечения), что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало. Основная линия этого течения – поиски антропо-биологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, которые основаны на естественных симпатиях людей. Макс Шелер (1874–1928) – немецкий философ, один из родоначальников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии – учения о ценностях. Шелер остро ощущал кризис европейской культуры, источником которого он считал культ выгоды и расчета. Шелер в противоположность логике интеллекта поставил логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. С точки зрения философской антропологии человек: – уникален и универсален (он венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями, но он и универсален, ничто ему не чуждо – ни космос, ни грубые инстинкты, ни возвышенная, утонченная деятельность); – является соотношением внутреннего и внешнего (духовный мир человека – это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве, после чего он оказывается существом социальным, общественным); – это единство, состоящее из частей (человек биологический, разумный, действующий, рациональный, чувственный, этический – все это объединено в каждом конкретном индивиде); – это существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее (человек обеспокоен своим будущим, потому что его везде ожидают кризисы, он и есть общество кризисное); – ему не избежать бремени ответственности перед самим собой (понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических позиций и идеалов, равно как и в их обновлении).
|