Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека.





Деятельность

С точки зрения современной науки мир – это глобальная эволюционирующая суперсистема. Все ее подсистемы и уровни организации необходимым образом связаны друг с другом и взаимообусловлены. Универсальным механизмом их взаимосвязи является движение. Движение обнаруживает себя в спектре самых различных действий. В неорганической природе, например, движение вызывается действием гравитационных, электромагнитных, ядерных и других сил, химическими процессами. постоянными взаимопревращениями различных форм энергии. В живой природе действуют механизмы эволюции растений и животных. С возникновение человеческого общества движение приобретает форму деятельности.

Деятельность – это специфически социальная, опосредованная сознанием человека форма организации и изменения реальности. Свою конкретизацию она получает в многообразных и разнокачественных человеческих действиях, посредством которых люди познают, обустраивают и преобразуют окружающий мир. Человеческие действия - это дискретные (ограниченные в пространстве и времени) акты деятельности. Они всегда ориентированы на какую-то цель и предполагают определенные средства ее достижения. В своих действиях люди проявляют себя как активно действующие субъекты.

На уровне космического круга бытия человека его деятельность, например, предстает в виде разнообразных действий по изменению природы, подчинению ее сил своим потребностям, а ныне также по ее защите и восстановлению. Биологический круг бытия реализуется в действиях человека по приспособлению к окружающей среде и выживанию, как это свойственно любому живому существу. Однако происходит это в специфически человеческих формах (люди выращивают продукты питания, создают институты защиты здоровья, безопасности и др.). Логико-рациональный круг бытия связан с познавательными действиями людей (они организуются и направляются системой образования, учреждениями науки, религий и философией). В сфере общественных отношений (социальный круг) человеческая деятельность реализуется в виде управленческих, организационных, исполнительских и инновационных действий, сообразуясь со спецификой той или иной сферы общественной жизни. Духовные действия (эстетические, нравственные, религиозные) образуют следующий круг людского бытия. В своей совокупности все это многообразие взаимосвязанных социальных и индивидуальных действий и составляет специфический мир человеческой активности.

Действие

Под «действием», например, в математике, понимают различные арифметические или алгебраические операции: сложение, умножение, возведение в степень, извлечение корня и т.д. В театре «действием” называют сценическую постановку. Для физиков “действие” - это проявление той или иной силы природы. В общении “действие» обнаруживает себя во влиянии, поступках, чувствах, аргументах. В повседневной практике – это наши бытовые дела, досуговое времяпровождение. По мере взросления человека содержание его жизни, действий становится все более сложным и разнообразным.

Сама природа побуждает человека к активности. Но смысл ее можно трактовать по-разному. Так, древнекитайский мыслитель Лао-Цзы (VI в. до н. э.), например, учил, что цель достигается посредстом недеяния: жди, и обретешь искомое. Древнеиндийские философы смысл человеческого существования видели в самопознании и растворении в нирване.

В отличие от восточных мыслителей западные философы придавали особое значение действиям, ориентированным на внешний мир, т.е. природу и общество. Разум и знания – это главные инструменты самоутверждения человека в окружающей действительности. Такое понимание взаимосвязи знаний и действий человека сохраняется в западном мышлении и культуре по сей день.

Далеко не все человеческие взаимодействия можно назвать социальными. Столкновение двух спортсменов-велосипедистов на трассе, например, это нечто сродни природному явлению. Но если они стали после этого выяснять отношения (бранью, потасовкой или как-то иначе) - то это уже социальное действие. Таково мнение Макса Вебера - одного из видных западных социологов. Он считал, что социальным по своему смыслу является тольк то действие, которое ориентировано на поведение другого человека и предполагает его понимание. Субъекты межличностных отношений — это акторы, или агенты социальных действий, ожидающие от партнеров предсказуемых ответов (реакций).

Если действия определяются конкретной целью (например, получить диплом, выиграть приз), то они являются разумными (целерациональными). Если же действия мотивируются эстетическими, моральными, религиозными либо иными идеалами, чувствами, верой (побуждающими человека, скажем, к участию в богослужении или возложении цветов к мемориалу жертвам политических репрессий), то они относятся к ценностно - рациональным. Те же действия, которые инициируются традицией (например, свадебный ритуал), называются традиционными. Наконец, бывают действия, вызываемые психическим состоянием индивида (например, реакция на забитый гол). Их называют аффективными.

Это, разумеется, лишь одна из многих классификаций человеческих действий. Она интересна прежде всего тем, что в ней акцентируются мотивы (побуждения) наших действий. Однако наш жизненный опыт не сводится только к межличностным отношениям. Индивидуальные потребности, стремления и мотивы человеческих действий вплетены в сложную ткань многоаспектных социальных взаимодействий. Люди живут в конкретном обществе, государстве, принадлежит к различным социальным группам, которые часто противоборствуют друг с другом, стремясь к достижению собственных интересов. Таким образом, действия отдельных индивидов часто соотносятся с действиями определенных социальных групп, к которым они принадлежат. Это могут быть профессиональные объединения, классы, партии, конфессии, нации, государства. Многовекторная система действий социальных групп, институтов и конкретных индивидов образует поле (пространство) социальной синергии данного общества. Именно в нем происходит все многообразие индивидуальных, групповых и массовых действий людей, как институализированных, так и спонтанных. В зависимостиот сфер(интересов) субъектов действий, последние можно дифференцировать на экономические, политические, религиозные, национальные и т. п. действия.

Что побуждает людей для участия в совместных действиях? Прежде всего – общие цели и интересы – экономические, политические, профессиональные, идеологические, духовные и т.п. Ими, соответственно, определяется и характер самих массовых действий. Они могут быть стихийными и организованными, революционными и реформистскими, конструктивными и деструктивными, законными и незаконными и т.д. В результате они могут привести как к социальному обновлению (свержению тирана и установлению демократического правления), так и к реставрации реакционных порядков (как это бывает в периоды реставраций).

Действием может быть также бездействие. Его проявления различны: безделье, уклонение от принятия решения, отсутствие инициативы, равнодушное созерцание. Нередко бездействие, позиция стороннего наблюдателя оказываются не просто безнравственными, но даже преступными. Живший в 1920—1924 гг. в Витебске выдающийся ученый-филолог М. Бахтин (1895—1975) рассматривал мир человеческого действия как мир события, мир поступка. Он ввел емкий образ-понятие «не-алиби в бытии». Слово алиби, как известно, означает отсутствие кого-то в данном месте в момент преступления. Согласно Бахтину, человек не имеет морального права на бездействие, на алиби, на уклонение от ответственности за свое место в бытии. По сути, уникальным социальным действием, актом-поступком является жизнь человека как таковая. А если это так, то каждый должен ее прожить со смыслом, с пониманием своего предназначения.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 2658. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия