Происхождение сознания
Качественное различие психики животных и человека не означает, что они не имеют ничего общего между собой. Данные современной науки свидетельствуют о том, что многие виды животных обладают способностью "думать", "решать", "говорить". Так, некоторые птицы произносят слова, хотя и не понимают их значения, обезьяны овладевают знаками (свыше 150). Отсюда нередко делаются выводы, что язык и мышление присущи не только человеку, но и животным. Представители современной социобиологии зачастую склонны отождествлять социальную жизнь животных ичеловеческого общества. В частности, П. Кемп и К. Армс, анализируя поведенческие акты пчел, приходят к выводу, что методы принятия ими решений удивительно напоминают некоторые действия людей. Особенно часты попытки очеловечивания дельфинов. Ссылаясь на исключительность организации мозга дельфинов, отдельные авторы полагают, что это открывает им путь к разумной деятельности. В действительности же, как показали новейшие исследования, ни поведение, ни структурно-функциональная организация коры головного мозга не подтверждают наличия у дельфинов свойств человеческой психики. Наделение животных свойствами человеческой психики не учитывает глубокого различия человеческого сознания и психики животных. Человеку свойственно мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием – осознание своего "Я" как противостоящего окружающему миру. Это различие проявляется уже в морфологических признаках (увеличение объема и структуры мозга), характере психических функций и в общественной природе сознания. Основой перестройки психики животных в сознание человека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое существо, а как социально-исторический субъект изменения своих условий. Становление человека сопровождается переходом от присвоения готовых продуктов природы к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали свое место сознательной деятельности человека. Изготовление орудий труда предполагало наличие не только прямой, но и опосредованной связи между действиями человека и явлениями природы, познание их внутренних связей, что приводило в конечном итоге к усложнению психического отражения посредством понятий, носящих отвлеченный и обобщенный образ внешнего мира. Формирование сознания в ходе трудовой деятельности сопровождалось выработкой специфически человеческого отношения к миру: для него имеют значение не только сугубо биологические потребности, но и те, которые этим потребностям служат опосредованно. Усовершенствование орудий труда, их специализация, появление сложных составных орудий приводили к разделению труда и способствовали развитию аналитической деятельности человека. Труд позволял не только преобразовывать окружающие предметы, но и развивал самого человека, совершенствовал его мозг. В свою очередь, развитие мозга послужило средством усовершенствования трудовой деятельности, которая развивалась на основе накопленного опыта, навыков в изготовлении орудий труда. В результате человек изучал и познавал свойства природы, недоступные животным. Применение орудий труда и всей системы речевых знаков явилось необходимым условием возникновения человеческого сознания, которое ориентировано не только на познание мира, но и на его преобразование. Осуществляя практически-преобразовательную деятельность, человек создает культуру. Благодаря речи она формируетсяи развивается как общественное явление, как духовный продукт жизни общества. Выступая средством взаимного общения людей, обмена опытом, знаниями, идеями, - речь связывает людей не только данной социальной группы, не только данного поколения, но и последующих, созидая преемственность накопленного человечеством опыта. Сознание не изолировано от других явлений общественной жизни, а неразрывно связано с ними. Оно динамично и развивается на основе ведущих социальных закономерностей, в то время как психика животных совершенствуется лишь в процессе непрерывного приспособления животных к условиям жизни. Ценностное отношение к действительности – отличительная черта сознания, выражающая определенные функции (практически-утилитарную, нравственную, эстетическую и т.п.). Оно возникает как осознание значимости тех предметов, полезность которых человек устанавливает на практике. Общественно-историческая практика выявляет сущность человека как субъекта, обладающего творческой активностью в конкретно-исторических условиях. Творческий, активный характер сознания проявляется в его избирательности. Из многих вещей оно избирает и делает своим объектом лишь одну или несколько. Человек может логически связывать и развивать в своем сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией отражаемых предметов и их связей, но ипреобразованным воспроизведением. В этом случае сознание как непосредственное отражение действительности превращается в идею, ориентированную на ее практическое воплощение в жизнь. Раскрытие истины на основе создания теорий, гипотез, других форм научного познания - свидетельство творческой активности сознания, ведущее к преобразованию мира. Творческую роль сознания надо понимать, однако не как творение сознания мира (как утверждает идеализм), а преобразование окружающей действительности человеком в результате практической деятельности. Эти действия людей, являясь материальным процессом, совершаются по объективным законам, в то же время представляя собой сознательную деятельность, в которой так или иначе претворяются заранее выработанные в сознании цели и планы человека. Изменять, создавать новую предметную реальность может не сознание само по себе, а человеческие действия, одухотворенные идея ми, целями.
|