Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феномен общества потребления.





Мы живем во время интенсивных социальных изменений. Они затрагивают все сферы человеческой жизни: разрушаются старые устои общества, меняются приоритеты поколений, появляются новые тенденции в культуре, политике, экономике и т.д. Многие связывают это с приходом нового типа общества – постиндустриального, открывающего эру белых воротничков, информационных войн, развитой сферы услуг и общества потребления – которое мы можем наблюдать в США, Канаде, странах Западной Европы, Японии. Потребление в этом случае становится самодовлеющим, определяет взаимоотношения индивида и общества, социальных институтов, способствует формированию системы ценностей и мотиваций, определяет динамику и направление социальных процессов. Понимание новых явлений социальной действительности жизненно необходимо для построения стратегии дальнейшего развития и максимальной стабилизации во всех сферах человеческой жизни (социальной, экономической, политической, экологической, культурной и т.д.), предотвращения кризисов в будущем и философского понимания, куда движется все человечество.

Изучением развития общественных систем занималось множество ученых. Среди них наиболее известны К. Маркс, Д. Белл, П. Сорокин, А. Вебер, Ф. Теннис, Т.Б. Веблен. Максимальную научную разработанность теория постиндустриального общества получила в работах Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» и Э. Тоффлера «Третья волна». Д. Белл определил основные критерии нового типа общества, главными из которых являются 1) центральная роль теоретического знания и 2) увеличение доли сферы услуг. Э. Тоффлер же выделил особые волны, коренным образом меняющие устройство любой общественной системы. Так существует аграрная, индустриальная и постиндустриальная волны, неравномерно распространяющиеся среди различных обществ и накладывающиеся одна на другую (новая волна не отменяет абсолютно все элементы старой). Теоретический анализ феномена потребления наиболее полно представлен в работах Дж. Ритцера «Современные социологические теории», Ж. Бодрийара «Общество потребления: его мифы и структуры», об особенностях российского потребления писал В.И. Ильин. Так, Дж. Ритцер рассматривал макдонализацию, как одну из форм массового максимально рационализированного потребления, появившегося сравнительно недавно. Ж. Бодрийар представил очень детальное и полное исследование феномена «общества изобилия», проявляющегося во всех сферах человеческой жизни в перспективе развития. В.И. Ильин же дал анализ современной ситуации в России, соотношение потребительских ориентиров общества и его реальных возможностей.

Общество потребления стало возможным при переходе индустриальных стран в постиндустриальный уровень развития, характеризуемый в первую очередь переориентацией экономики к сервису и доминированием наукоемких отраслей промышленности; стиранием разрыва между производителем и потребителем. Появляется «prosumer» economics – экономика производителя-потребителя (producer + consumer). С усилением конкурентной борьбы активная разработка и внедрение инновационных, эргономичных технологий становится залогом успеха. Увеличение объемов информации создает запрос на совершенствование компьютерных технологий. Происходит активное освоение космоса, развитие новых направлений в науки (например, генной инженерии, нанотехнологий).

Экономический рост, улучшение качества жизни, появление массового производства позволило сформироваться широкому среднему классу, обладающему высокой покупной способностью. Так потребление перестает быть вынужденной, биологически обусловленной потребностью и перерастает в социо-культурный феномен. Жизнь без потребления уже немыслима и невозможна – на его основе строится большинство общественных отношений.

Как и любой другой феномен «общество потребления» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным мы можем отнести качественное повышение уровня жизни большинства населения; развитие широких сетей магазинов, кафе, спектра предлагаемых товаров позволяет осуществлять более свободный выбор в соответствии со своими вкусами; стремление к максимально рациональному и оптимальному производству позволяет внедрять новейшие научные разработки, характеризующиеся чаще так же большей экологичностью. Негативные аспекты таковы: безудержное потребление невосполнимых или медленно восполнимых ресурсов – по данным статистики «более трех четвертей всей так называемой первичной энергии (т.е. энергии, образующейся при горении топлива) со времени завершения антропогенеза израсходовано в XX столетии»; поляризация мирового сообщества, укрепление позиций «золотого миллиарда» и обнищание стран Третьего мира; культурная деградация населения, подмена социально-исторических этических ценностей на кратковременные, псевдоистинные; невероятное психофизиологическое давление на индивида со стороны все ускоряющегося темпа жизни; всеобщая стандартизация, рационализация и подмена личностной индивидуальности персонализированными моделями.

Поскольку феномен «общества потребления» является новым, судить о нем довольно сложно. Однако оно обладает рядом особенностей. Наиболее специфическим является «знак». В связи с формированием нового потребительского мировоззрения необходимым становится появление некой умозрительной единицы – меновой валюты. Ей становится знак. Им можно обозначить что угодно, будто то техническая новинка, модная одежда, деталь интерьера, музыка, кафе, ювелирное украшение, – это универсальная модель, имеющая в своей сущности абстрагированный образ потребляемого объекта. Иными словами, изобилие и потребление рождают эффект отчуждения: любая вещь ценна не сама по себе, а как материальный знак, как образ, как символ статуса, дохода, персонализации.

Относительно российского потребления можно сделать следующие выводы: широкого распространения общество потребления не получило, оно имеет очаговый, «оазисный» характер вследствие особенностей пореформенного этапа в постсоветское время. Потребление концентрируется в городах, где выше в процентном соотношении доли среднего и высшего класса. Однако можно отметить переориентировку, смену ценностей российского населения на потребление прямое или косвенное, опосредованное теле-, радиовещанием, журналами, кинофильмами и т.п.

Таким образом, потребление из чисто экономического явления перерастает в социо-культурное, отношения купли-продажи становятся системообразующими и пронизывают все сферы жизни общества. Формируется совершенно новая система морали и норм поведения. Можно отметить падение уровня массовой культуры, индивидуальное сознание находится в тисках переменчивой моды, воли толпы, все силы которой направлены на все большее и большее потребление. В этих условиях широкое распространение получает манипуляция массовым сознанием, и хотя общество потребления имеет как негативные, так и позитивные стороны, в целом оно деструктивно, замкнуто на самом себе и некоторой степени опасно как для человека, так и для окружающей среды.

 

Потребительство – чрезмерное увлечение материальной стороной потребления в ущерб духовной. Явление потребительства, распространенное в современном обществе, противоречит понятию «культура потребления», в основе которого лежит соответствие духовного мира индивида и потребляемых им ценностей. Однако процветание потребительства обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, некоторые из которых будут рассмотрены в данной статье. Потребительская идеология в 90-е годы XX века становится господствующей и характеризуется «насаждением гедонистических принципов организации жизни, пропагандой быстрого, немедленного обогащения любой ценой, потребления дорогих престижных вещей, в целом красивой жизни».

 

Появляется идея «общества потребления», согласно которой современные общества всё в большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Такие общества характеризуются несколькими основными чертами: идентичность индивидов основывается на их потребительской деятельности в той же степени, что и на трудовой; акты потребления, стили жизни, приобретение определенных товаров используются в качестве маркеров социальной позиции; основными источниками социальной дифференциации становятся различия в потреблении; все большее число товаров и услуг, все большая часть человеческого опыта и аспектов повседневной жизни становится товаром.

 

Появляется и распространяется понятие «потребительства» (consumerism) как стиля жизни, складывающегося вокруг потребительских практик. Рассматривая объективные факторы развития потребительства, пожалуй, стоит начать с того, что потребление изначально свойственно человеку. Биологически определено, что человек не может существовать автономно, без контактов с окружающей средой, не потребляя внешние источники энергии. В этом смысле индивид всегда был зависим: первоначально – от природы, затем, с возникновением разделения труда и сложных производственных отношений, ‑ от общества и социально-экономического устройства.

 

Можно сказать, что с возникновением человека потребление служило удовлетворению его основных, витальных потребностей в пище, в крыше над головой, в теплой одежде, в элементарных условиях быта. Природа человека такова, что ему всегда хочется чего-то большего, поэтому с развитием производственных возможностей и потребности человека неимоверно возросли. С развитием массового производства и изобретением конвейера товары, до этого доступные только состоятельным людям, стали потребляться и простыми обывателями. Именно с начала XX в. потребительство как явление, процветавшее ранее только в высших слоях общества, охватило почти все слои населения цивилизованного мира. Возникновение потребительства вполне закономерно, оно явилось адекватным ответом на потребность людей в благополучии и комфорте, на расширение возможностей добиться этого.

 

Однако со временем потребление потеряло свою основную функцию – оно перестало быть средством для продолжения жизнедеятельности живых организмов. «Суть установки, присущей потребительству, состоит в стремлении поглотить весь мир. Потребитель – это вечный младенец, требующий соски», - писал Эрих Фромм. Потребительство – не функциональный обмен денег на товар ради его полезности, а обмен символический. Огромное количество надуманных потребностей, удовлетворить которые нам предлагают различные компании, окружают нас и кажутся нам настолько же естественными, как и ежедневный утренний кофе.

 

Мы окружаем себя вещами, единственная польза от которых это возможность обладать ими. Стремление к обладанию, в той или иной мере, характерно для любого человека. В свою очередь, на этом самой природой обусловленном стремлении зиждется вся экономическая жизнь человечества и ее основа – феномен собственности. Еще в середине ХIХ века данную проблему проанализировал М. Штирнер, обратив пристальное внимание и на ее психологические аспекты, а позднее Э. Фромм пришел к выводу о фундаментальном характере противоречия между «иметь» и «быть». Всякое стремление к обладанию обусловлено наличием фактора времени: обладать, значит гарантировать себе определенность в будущем. Безотчетный страх перед временем заставляет человека создавать вокруг себя мир вещей, которые всегда будут с ним, которые обеспечат ему постоянную связь между потребностями и объектами, обладающими необходимыми свойствами.

 

Однако, обретая мнимую независимость от других людей, мы подпадаем под влияние самих вещей, едва ли более привлекательную. В сущности, почти то же самое имел в виду Ж-П. Сартр, когда написал: «Вещи созданы не для того, чтобы их трогали». Ф. Кафка полагал вещи (объекты) настолько «самостоятельными», что у древнего человека они, по его мнению, должны были вызывать страх. «Первое идолопоклонство было, конечно, страхом перед вещами, – пишет он и продолжает, – а в связи с этим – страхом перед необходимостью вещей, а в связи с этим – страхом перед ответственностью за вещи». Известный французский философ постмодерна Ж. Бодрийяр называл потребительство «систематическим актом манипуляции знаками». «Можно утверждать, что большая часть современного потребления, - пишет англичанин М. Томас, - это поиск ответа на вопрос: «Кто я?». Городская жизнь, обезличивающие нас организации и работа, массовое производство одинаковых вещей - все это подрывает устойчивость идентификации. В этих условиях потребление заполняет образующийся вакуум идентичности.

 

Потребление помогает нам социализироваться, найти свое место в жизни. По тому, что мы едим, какую одежду носим, на каких автомобилях ездим, и где отдыхаем, каждого можно причислить к той или иной социальной группе. Возникает феномен, который называют социальным конструированием чувства идентичности, принадлежности к той или иной группе. Это конструирование представляет собой процесс использования таких предметов потребления, как одежда, обувь, популярная музыка или занятия определенным видом спорта для обозначения себя как члена той или иной группы или наоборот - для подчеркивания своего пребывания вне ее. Немаловажное значение в воспроизводстве и развитии потребительства в психологии каждого нового поколения играет культурный фактор. Современная массовая культура подчас становится синонимом понятия общества потребления, потому что именно она стимулирует и подталкивает людей к совершению акта приобретения. Да и сама культура часто превращается в предмет потребительства. Производство массовой культуры преобразуется в отрасль экономики.

 

Массовая культура утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления. Для массовой культуры характерно возникновение и развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является производство и продвижение культурного продукта в массы. Природа потребительства объединяет исследователей в различных областях: психология, социология, маркетинг. Социально-психологические исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности различных приемов обработки массового сознания. Важным объективным фактом развития потребительства является само существование рыночной экономики, так как она устроена таким образом, что цель каждого участника есть личная прибыль, и средства ее достижения подчас не подчиняются этическим и моральным критериям. Поэтому стремления каждого из игроков товарно-денежных отношений изыскивать внутренние резервы, создавать конкурентные преимущества – вполне оправданы являющимся основным рычагом любой экономики в итоге есть один из путей активизации сбыта. Можно утверждать, что и реклама как один из способов повышения спроса на товар есть вполне адекватный метод поддержки потребительства в условиях жесткой конкуренции.

 

Двумя основными субъектами на поле современного потребления являются производитель и потребитель. Цель производителя – выпустить и продать товар, который будет соответствовать запросам и нуждам покупателя, цель потребителя – приобрести то, что ему необходимо для удовлетворения своих потребностей по приемлемой цене. Этот обыденный закон свободного рынка приобретает совершенно другое значение в постиндустриальную эпоху. Экономический бум в мировой экономике второй половины XX в., а как следствие – быстрое развитие рынков и обострение конкуренции – вынудили подавляющее большинство производителей переориентировать свои товары не на какого-то «мифического потребителя», а на конкретного человека, приобретающего их товары. Угадывание нужд человека для производителя становится трудным и не всегда успешным делом, поэтому от прогнозирования спроса потребителя они переходят к его формированию. Изыскивая внутренние резервы и стремясь увеличить спрос на свои продукты, компании одна за другой начали открывать поначалу никому не понятные маркетинговые отделы и инвестировать десятки миллионов долларов в рекламу и рыночное продвижение своих товаров. Так называемый «паблисити» заполнил все телевизионные и радио каналы, газеты, и только благодаря нему, по сути, появилось огромное количество глянцевых журналов.

 

Приобретение населением товаров потребления важно не только для конкретного производителя, но и для экономики страны в целом, состояние которой зависит от поведения ее игроков, то есть тех же самых предпринимателей и компаний. Поэтому правительство предпринимает большое количество шагов в сторону увеличения спроса и потребительской активности своих граждан. Единственно верным путем к этому раньше было улучшение благосостояния населения. В последнее время в экономике многих государств получил распространение новый инструмент активизации спроса – потребительский кредит. В экономической науке он определяется как ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процента. Кредитные карточки стали результатом рационализации процесса получения кредита. В конечном счете, кредитная карточка способствует большей предсказуемости потребления: можно что-то приобрести, не имея при себе наличных денег, а главное она является замечательной иллюстрацией потребительского поведения: купим сейчас, а думать (расплачиваться за кредит) будем потом. Для большинства людей особое значение имеет количество кредитных карточек, которое они могут приобрести и установленные пределы совокупного кредита по этим карточкам, при этом пагубному влиянию значительной суммы долга на качество их жизни уделяется мало внимания.

 

Потребительство является гипертрофированной формой культуры потребления, которая, в свою очередь, тесно связана с общей культурой и менталитетом людей, воспроизводится и передается из поколения в поколение. Элементами культуры потребления, как и культуры вообще, являются ценности и нормы, которые в основном формируются в семье в процессе социализации. Можно выделить два аспекта потребительской культуры: когда решают, что потреблять и как потреблять, - считает М. Маринова. Вопрос «что потреблять» особенно актуален, когда выбор большой и существует множество идентичных товаров. В таком случае создаются образы, которые ассоциируются с товаром и, при одинаковых потребительских качествах с другим товаром, товар может нести определенную эмоциональную ценность и выгоду. Это во многом касается товаров, имеющих статусное значение (одежда, автомобили и др.). Что касается товаров повседневного спроса, здесь могут иметь значение такие факторы, как экологичность товара и пр. Вопрос «как потреблять» также коррелирует с культурой потребления. Этот вопрос связан с целым комплексом мер, сопровождающих процесс покупки и потребления, и касается выбора места покупки, наличия сервисного обслуживания, гарантии товара, инструкции, качественной упаковки. Можно купить товар на рынке, а можно в супермаркете. Можно ориентироваться только на покупку товара с сервисным обслуживанием, а можно не придавать этому значения.

 

В 1990-х годах в России интересно было наблюдать, как люди на дорогих машинах ездили на вещевые рынки покупать себе одежду, либо в этих же машин продавали сельскохозяйственную продукцию, что свидетельствовало об определенном уровне потребительской культуры. Проведенный общий обзор проблемы соотношения потребительства и культуры потребления дает возможность сделать некоторые общие выводы: - потребительство есть одно из разновидностей нефункционального спроса, т.е. потребления товара не ради его функциональных качеств или получения пользы от использования товара по прямому назначению, а ради достижения каких-то других культурных или социальных целей; - основным фактором различных тенденций в потребительском поведении является психология человека, которая провоцирует возникновение все новых и новых символических потребностей; - потребление и потребительство являются важными социальными и культурными регуляторами, способствующими оформлению социальной структуры. В середине 50-х годов предполагалось, что именно общество потребления приведет к всеобщему благополучию и комфорту и станет надежной опорой для экономики развитых стран. Однако в современном постиндустриальном мире все эти надежды терпят крах. Люди начинают понимать, что: - неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия; - экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается. Терпит крах и психология потребительства, которая не оправдала себя ни с экономической, ни с гуманистической точек зрения.

 

Многие деятели культуры и общественные движения призывают обратить внимание на особенность и оригинальность каждого человека, отказаться от потребления товаров массового производства, говоря о том, что нужно перестать тратить деньги впустую, приобретая излишнее. Они открыто заявляют, что производитель не должен ориентироваться на удобство, легкость и простоту производства товаров массового потребления, - в первую очередь он должен следовать нуждами людей. Однако подобные выступления ныне еще весьма редки и не распространены и не могут противостоять агрессивности маркетинговых кампаний, рекламных и PR-агентств, разжигающих в большой массе населения потребительский азарт.

Источник: http://med-kz.ucoz.com/news/fenomen_potrebitelstva_i_kultura_potreblenija_v_sovremennom_obshhestve/2013-03-18-53

 

 

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 2509. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия