Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества.
На современном этапе развития общества актуализируются не только правовые, но и информационно-знаниевые, в особенности, идеологические аспекты государственного управления. Научно обоснованная внутренняя и внешняя политика государства вырабатывается только на основе ясной идеологии, получая изначальную установку на достижение определенных целей, приверженность соответствующим ценностям. Идеология включает в себя систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Она наполняет содержанием политику, право, мораль, формирует программы действия соответствующих им организаций и учреждений, а значит, представляет собой важное основание развития любой системы государственного управления. Слово «идеология» образовано сочетанием двух древнегреческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, слово «идеология» означает учение об идее. В культурный европейский оборот понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Это очень глубокое по своему содержанию определение. Термин «идеология» в культурный оборот в ХVIII веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Дестют де Траси, автор многотомной книги «Элементы идеологии» (1804), П. Кабанис, Э. Кондильяк и др. Убежденные в том, что именно «идеи правят миром», формируют общественную мораль, которая, в свою очередь, определяет стратегию и тактику государственной политики, французские мыслители методично и последовательно развивали учение об идеях в связи, в конечном счете, с потребностями государственного управления. Их теоретическая активность была, однако, прохладно встречена со стороны практически действующих политиков. Ознакомившись с высказываниями создателей научного учения об идеях, Наполеон отозвался о них уничижительно. В его отрицательных оценках значения идеологии, не следует, однако, видеть окончательного вердикта о бесполезности идеологии для государства. Гораздо точнее воспринимать их как компетентное свидетельство о том, что в обществе, где государственная политика вырабатывается кулуарно, т.е. без учета интересов и потребностей больших групп людей, где государственное управление не является искусством организации поведения человеческих масс, идеология должна рассматриваться как второй, или даже третьестепенный фактор общественного развития. И, наоборот, современная политика и современные государства, тесно связанные с жизнью огромных масс людей, уже не могут отрываться от идеологии. Рассмотрение исторического происхождения идеологии, ее форм, функций и связей с деятельностью государства показывает, что она, как совокупность идей выполняет в обществе различные функции. В научной литературе по вопросу происхождения идеологии имеются, по меньшей мере, три точки зрения. Согласно первой точке зрения, идеология столь же стара, как и человеческое общество, иначе говоря, она существовала всегда, т.к. люди никогда не прекращали осмысления окружающего мира и своего места в нем. Согласно второй точке зрения, возникновение идеологии связано с формированием классов, делением общества на рабов и рабовладельцев. Согласно третьей точке зрения, идеология появляется в Западной Европе не ранее XVIII века и является третьей, после религии и политического национализма, формой самосознания людей. По-видимому, более оправдана первая точка зрения, согласно которой существует не доидеологическое, а доклассовое идеологическое общественное сознание, в частности, такие разновидности идеологии, как мифологическая, религиозная и т.д. После того, как деление общества на классы становится реальным фактом человеческой истории, появляются уже классовые формы идеологии – политические; философские и т.п. Задумываясь о современном понимании идеологии и ее роли в жизнедеятельности общества, следует обратить внимание на то, что в начале ХХI века мы стали свидетелями еще до конца не осмысленного по своим последствиям ренессанса идеологической мысли. О значительном усилении существовавшего, конечно, и в предшествующей истории интереса к идеологии сегодня на разных языках говорят ранее относившиеся к идеологии прохладно, и даже отказывавшиеся от идеологии вообще либералы, консерваторы и анархисты. На наших глазах уже, казалось бы, окончательно порвавшие с какой бы то ни было идеологией политические институты, например, в постсоветских обществах переходного типа, активно занимаются поиском и продуцированием новых типов идеологии. В начале ХХI века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология стала уже не только известной по прошлому историческому опыту формой самосознания классов и больших социальных групп людей, но и формой самоопределения и ориентации государств и отдельных индивидов. Анализ современной научной литературы и практики употребления понятия «идеология» показывает, что оно используется в разных смыслах.. Можно выделить, по крайней мере, пять его смыслов. Идеологией, во-первых, называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть и отдельные представители той или иной профессии, и большие социальные группы людей, и государства. В этом смысле говорят об идеологии руководителя и идеологии студенчества, идеологии белорусского или немецкого государства. Во-вторых, идеологией называют совокупность политических убеждений и установок. В этом случае различают, к примеру, идеологии либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма, феминизма, экологизма, религиозного фундаментализма и др. Идеологией, в-третьих, называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества. Различаются, например, идеологии богатых и бедных, производителей и потребителей, а также экономического развития, стагнации и т.п. В указанных выше смыслах понятие идеологии используется не только в научной литературе, но и в повседневной жизни. Специальное научное изучение феномена идеологии, начатое еще французскими мыслителями в ХVIII в. и успешно продолженное в ХIХ в. (например, К. Марксом) и ХХ веке (К. Манхеймом и др.) позволяет различать также идеологию, в-четвертых, как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса. Впервые данное понимание идеологии было четко сформулировано в ХIХ веке К. Марксом и Ф. Энгельсом в рукописи «Немецкая идеология» (1846). По мысли немецких ученых, идеология является ложным классовым сознанием в силу того, что представители определенного класса, стараясь представить свои интересы, как интересы других классов, не могут не навязывать этим классам собственные заблуждения и иллюзии, маскирующие подлинное положение дел. Немецкий исследователь К. Манхейм также полагал, что идеология искажает существующую реальность, потому что является отражением классовых интересов, в частности, необходимости оставить имеющую в обществе расстановку классовых сил без изменений. В этом отношении, согласно Манхейму, идеология является апологией, т.е. защитой существующего общественного строя. Идеологии как сознанию господствующего класса противостоит утопия – заинтересованное сознание угнетенных классов. Идеология и утопия, по мнению Манхейма, тесно связаны друг с другом, а после победы угнетенного ранее класса его утопии превращаются в идеологию. Идеологией, в-пятых, называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности. В этом смысле понятие идеологии используется французскими философами постструктуралистами и постмодернистами (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко). Никто из нас не может, конечно, запретить кому-либо использовать понятие идеологии в одном из пяти указанных выше, или даже в каком-либо другом смысле. Философский анализ различных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности (иногда, впрочем, также говорят о системе, структуре и т.п.) идей (ценностей, мнений, убеждений, представлений и т.п.), раскрывающей интересы (потребности, цели, идеалы и т.п.) своего носителя. Следовательно, какие бы конкретные смыслы не вкладывались учеными в понятие идеологии, они при этом всегда обязательно соглашаются друг с другом в следующем. Идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя. Роль идеологии в жизни общества и государства раскрывается в ее основных функциях. Ими являются функции самосознания, воспитательная, коммуникативная. Для того чтобы быть руководством к действию, идеология должна содержать в себе не только знания об окружающем человека мире и его месте в нем, но и сведения о потребностях, интересах, целях и задачах деятельности людей. Соединение знаний о внешнем мире и о самом человеке закрепляется в функции самопознания идеологии. Самопознание в идеологии является соединением двух процессов – познания мира и места в нем человека и его самосознания. Оно может иметь разную глубину и виды. Зарождаясь еще в сфере общественной психологии в виде самоощущений субъекта действия, в сфере идеологии самопознание является, по преимуществу, самоидентификацией и самооценкой субъекта. Самоидентификация связана с формированием относительно устойчивого образа субъекта действия, его потребностей, интересов, целей, ценностей и идеалов. Самооценка представляет собой формирование теоретической модели самоидентификации, постижение принципов и норм деятельности. Для того чтобы реализовать функцию самопознания идеологии в полном объеме, необходимо изучать историю субъекта идеологии – и, подчеркнем, не только его политическую, а и духовную, культурную историю. Если самопознание является по преимуществу теоретической функцией идеологии, то ее оборотной стороной и сферой практической реализацией является воспитательная функция идеологии. Воспитательная функция идеологии реализуется как организованный, систематический процесс воздействия идеологии на сознание ее носителей, реальных и потенциальных сторонников и оппонентов с целью его изменения в соответствии с целями и задачами определенной идеологии. С воспитательной функцией идеологии и функцией самопознания тесно связаны ориентировочная и мобилизационная функции идеологии. Обратим внимание на следующие важные аспекты данных функций. Обычно считается, что ориентиром может быть только такая идеологическая система, которая соответствует действительности, иначе говоря, является по своему содержанию объективно истинной. В реальной жизни в качестве ориентиров могут использоваться не только истины, а и заблуждения, как, впрочем, и такие духовные явления, о которых нельзя сказать наверняка, выражают ли они истинные или ложные знания. Следует иметь в виду, что ценности и идеалы, например, свободы и братства, равенства и справедливости, как свидетельствует человеческая история, не имеют однозначного истолкования. Несмотря на это, данные ценности неплохо ориентируют массы людей, т.е. являются как средствами их ориентации, так и мобилизации. Веря в истинность и непреложность различных идеалов и ценностей, большие и малые социальные группы людей формировали историю. Идеология выполняет также целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции. Целеполагающая и интегрирующая функции идеологии являются, однако, подфункциями более общей функции самопознания идеологии, а мобилизационная функция идеологии является конкретизацией ее воспитательной функции. Воспитательная функция идеологии тесно связана с процессами информирования, пропаганды, агитации, манипулирования и т.п., которые являются подсистемами общей системы коммуникации. Как отдельные идеи, так и их системы живут и воспроизводятся только в процессе взаимодействия людей, их социальных связей и отношений. Коммуникация является особым видом социального взаимодействия, процессом соединения и разделения людей, согласования и дистанцирования друг от друга их принципов, ценностей, идеалов, убеждений и представлений. Коммуникация – всегда многосторонний, как минимум, трехсторонний процесс. В ХХ веке в связи с формированием системы массовой коммуникации заметно возросла роль в процессе коммуникации ее каналов и средств. Согласно канадскому философу Маклюэну, сегодня вполне осмысленно можно говорить о том, что сами каналы и средства коммуникации стали самостоятельными идеологическими явлениями. Коммуникативная функция идеологии является общей функцией идеологии, стоящей в одном ряду с функциями самопознания и воспитания. Данные функции идеологии (самопознания, воспитательная и коммуникативная) характеризуют и идеологию государства. Для того чтобы государство могло управлять людьми и вещами на определенной территории, оно не может обойтись без насилия. В истории человеческой цивилизации в деятельности государства первоначально использовалось по преимуществу физическое насилие. Со временем данный вид насилия стал вытесняться юридически санкционированным, или, выражаясь другими словами, легальным физическим насилием. В наш век информационных технологий исключительно правовых санкций для государства на проведение внутренней и внешней политики уже недостаточно. Сегодня государству требуется определенная идеологическая легитимация, связанная с более мягкими и гуманными средства регулирования человеческого общежития. Таким средством в наши дни и выступает идеология. Она обеспечивает сегодня консолидацию граждан государства за счет их идентификации, воспитания в духе определенных общеобязательных правил поведения, обеспечения коммуникативного единства всех территориальных и функциональных элементов государства, например, его руководителей и рядовых граждан, жителей городов и сел, работников государственных и частных предприятий и т.д. и т.п. Идеология любого государства имеет две составляющие своего развития. Во-первых, это те условия и традиции, которые сформировались в процессе исторической эволюции общества и государства, и, во-вторых, более общий опыт человеческой культуры, создающий предпосылки интеграции данного общества и государства в систему международных связей.
|